Методические рекомендации по проведению практических работ по астрономии
учебно-методический материал по астрономии

Ключникова Наталья Викторовна

      Данная работа содержит методические указания к практическим работам по дисциплине «Астрономия и предназначена для обучающихся профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования.

Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний. Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а так же с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя при выполнении практического задания. К практическому занятию от студента требуется предварительная подготовка, которую он должен провести перед занятием. Список литературы и вопросы, необходимые при подготовке, студент получает перед занятием из методических рекомендаций к практическому занятию.

Практические задания разработаны в соответствии с учебной программой. В зависимости от содержания они могут выполняться студентами индивидуально или фронтально.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_k_pr_po_a.docx106.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено

цикловой комиссией

Протокол заседания № __

от «____»__________2020 г.

Председатель цикловой комиссии

_________/____________./

Согласовано

Зам.директора по УМР

___________/_________/

«__»___________2020  г.

Утверждаю

Зам.директора по УР

________ /_____________/

«____»_____________2020 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД 08 Астрономия

22.02.06 Сварочное производство

13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Срок обучения: 3 года 10 месяцев

                

2020

Пояснительная записка

      Данная работа содержит методические указания к практическим работам по дисциплине «Астрономия и предназначена для обучающихся профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования.

Цель разработки: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса астрономиии.

Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний. Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а так же с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя при выполнении практического задания. К практическому занятию от студента требуется предварительная подготовка, которую он должен провести перед занятием. Список литературы и вопросы, необходимые при подготовке, студент получает перед занятием из методических рекомендаций к практическому занятию.

Практические задания разработаны в соответствии с учебной программой. В зависимости от содержания они могут выполняться студентами индивидуально или фронтально.

Зачет по каждой практической работе студент получает после её выполнения и предоставления в печатном или электронном виде, оформления отчета в котором указывает полученные знания и умения в ходе выполнения практической работы, а также ответов на вопросы преподавателя, если таковые возникнут при проверке выполненного задания.

Общие правила выполнения практических работ

Перед выполнением практической работы обучающиеся должны повторить или изучить материал, относящийся к теме работы, по лекционным записям, учебной литературе и соответствующим методическим инструкциям. По каждой практической работе обучающиеся оформляют отчет. При необходимости отчет по практическому занятию может быть дополнен устным ответом обучающегося, поэтому необходимо хорошо владеть знаниями, полученными на теоретических занятиях.

Порядок составления отчета

Каждый обучающийся должен составить отчет о выполненной практической работе. Отчет должен быть озаглавлен. В заголовке отчета указывают номер работы, ее полное наименование и цель работы.

При составлении отчета нужно кратко описать содержание работы; указать использованные аппаратуру и оборудование.

Оформление отчетов практических работ производится в рабочих тетрадях (конспектах)

Критерии оценки

Критериями оценки выполнения практических работ является соблюдение требований к выполнению работ:

•        работа, выполненная в полном объеме, в соответствии с требованиями (90-100% выполнения) оценивается на «отлично»;

•        работа, выполненная в полном объеме с небольшими погрешностями или недочетами (75-89% выполнения) - на «хорошо»;

•        работа, выполненная с принципиальными погрешностями (50-74%.  выполнения) оценивается на «удовлетворительно».

Характеристика практических заданий:

№ п/п

Тема практической работы

Раздел

Формируемые умения

метапредметные

предметные

1.

Законы Кеплера

Практические основы астрономии

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила, формулы законов Кеплера

2.

Солнечная система

Строение Солнечной системы

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

3.

Наша Галактика

Строение и эволюция Вселенной

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

Практическая работа № 1.

«Законы Кеплера»

  1. Разберите решение задачи. Через какой промежуток времени повторяются нижние соединения Меркурия?

Дано:                                               Решение:

Т    = 1год               Определите синодический период Меркурия: Земля

Т     = 0,24 года       Выполните преобразования формулы: Меркурий

                                 Выполните расчёты: года

Найти: S-?                 Переведите синодический период из лет в сутки:

                                  Ответ: нижние соединения Меркурия повторяются через 117 суток.

  1. Разберите решение задачи. Рассчитайте продолжительность года на Венере.

Дано:                                               Решение:

Т    = 1год            Запишите III закон Кеплера: Земля

а       = 1 а.е.         Выполните преобразование формулы: Земля

а     = 0,72 а.е.      Выполните расчёты: Венера

                             Переведите звёздный период в сутки:

Найти: Т    -?      Ответ: год на Венере длится 223 дня.Венера

  1. Решите задачу. Через какой промежуток времени повторяются верхние соединения Венеры? 

  1. Решите задачу. Рассчитайте продолжительность года на Юпитере.

Практическая работа № 2.

«Солнечная система»

«Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе».

  1. Разберите решение задачи.    На каком расстоянии от Земли находится Сатурн, когда его горизонтальный параллакс равен 0,9”?

      Дано:                                                        Решение:

               Запишите формулу суточного параллакса в угловых секундах:          

   R     = 6371 км    Преобразуйте формулу: Земля

     Найти:              Рассчитайте расстояние: км

  r - ?                       Переведите расстояние в а.е.: а.е.

                              Ответ: расстояние до Сатурна 9,7 а.е.

  1. Разберите решение задачи.  Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры?

      Дано:                                                        Решение:

            Переведите расстояние Венеры от Солнца в км:

D    = 1392000 км   Запишите формулу углового радиуса светила: Уран

                                 Угловой диаметр в 2 раза больше углового радиуса:

     Найти: -?     Рассчитайте угловой диаметр:    

                                Переведите угловой диаметр в угловые минуты и градусы:

                                Ответ: угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры, .

  1. Решите задачу. Чему равен суточный параллакс Юпитера в противостоянии? 

Решите задачу. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Марса?           

Практическая работа № 3

«Наша Галактика»

«Определение скорости движения звёзд в Галактике»

  1. Разберите решение задачи. Собственное движение звезды составляет 0,2 в год. Расстояние до неё 10 пк. Какова тангенциальная скорость звезды?

Дано:                                                                 Решение.

       Запишите формулу для определения тангенциальной скорости:

r = 10 пк        Рассчитайте тангенциальную скорость звезды:

Найти:          Ответ: тангенциальная скорость звезды 9,5 км/с.

  1. Разберите решение задачи. В спектре звезды из задачи № 1 смещение линии гелия 5876 составляет 0,6. Определите лучевую скорость звезды.

Дано:                                                                 Решение.

   Запишите формулу для определения лучевой скорости звезды при помощи

     спектрального анализа на основании эффекта Доплера: , где  

Найти:            - скорость света.  

             Рассчитайте лучевую скорость звезды:

                       Ответ: лучевая скорость звезды 31 км/с.

  1. Разберите решение задачи. Определите пространственную скорость звезды, используя ответы к задачам №№ 1 и 2.

Дано:                                                                 Решение:

  Запишите теорему Пифагора для определения пространственной скорости звезды:

   . Рассчитайте пространственную скорость звезды:

Найти:                       

v - ?                   Ответ: пространственная скорость звезды 32 км/с.

  1. Решите задачу. Собственное движение звезды составляет 0,1 в год. Расстояние до неё 50 пк. Какова тангенциальная скорость звезды? 
  2. Решите задачу. В спектре звезды из задачи № 4 смещение лабораторной длины волны 5000 составляет 0,17. Определите лучевую скорость звезды.
  3. Решите задачу. Определите пространственную скорость звезды, используя ответы к задачам №№ 4 и 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине"Управление персоналом"

Данные рекомендации предназначены для  помощи преподавателей для проведения практичесих работ по дисциплине"Управление персоналом". В них представлен ход занятий. Сформулированы цели урока и...

Методические рекомендации по проведению практических работ по специальностям "Коммерческий менеджмент" и "Экономика и бухгалтерский учет"

Методические рекомендации представлены в соответствии с рабочей учебной программой в курсе "Английский язык" для 2 курса по специальностям "Коммерческий менеджмент" и "Экономика и бухгалтерский учет"...

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»...

Методические рекомендации к проведению практической работы в 5 классе раздел " Материаловедение"

Данная рекомендация раскрывает возможность применения атласных лент для  выполнения  образца переплетения  к теме урока " Производство  ткани" в 5 классе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 «МАТЕМАТИКА»

Методические рекомендации по проведению практических работ по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 «Математика» для специальностей среднего профессионального образования...

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине ЕН "Математика"

Методические рекомендации для проведения практических работ  по дисциплине  ЕН «Математика» для студентов специальностей 190631 Техническое обслуживание и рем...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...