Практическая работа № 9
учебно-методический материал по астрономии

Зернова Мария Николаевна

Практическая работа по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_no_9.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 9

Тема: Определение массы и размеров звезд

Цель: закрепление теоретического материала.

Вариант № 1

Задание 1

Вопрос: Пара визуально-двойных звёзд, известная ещё с глубокой древности.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Сириус А и Сириус В

2) Алголь А и Алголь В

3) Альфа Центавра и Хадар

4) Мицар и Алькор

Задание 2

Вопрос: Укажите, какие высказывания относятся к определению физической двойной звезды.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

А) звёзды обращаются по замкнутым орбитам

Б) звёзды не связаны друг с другом силами гравитации

В) звёзды обращаются вокруг общего центра масс

Г) расстояние между звёздами очень велико

Д) система из двух гравитационно связанных звёзд

Задание 3

Вопрос: Для каждого из определений подберите правильные ответы.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Визуально-двойные

2) Затменно-двойные

3) Спектрально-двойные

4) Астрометрически-двойные

А) очень тесные звёздные пары, в которых одна из звёзд или очень мала по размерам, или имеет низкую светимость.

Б) тесные пары, обращающиеся с периодом от нескольких часов до нескольких суток по орбитам, большая полуось которых сравнима с самими звёздами.

В) звёзды, двойственность которых устанавливается лишь на основании спектральных наблюдений.

Д) двойные звёзды, компоненты которых можно увидеть раздельно (в телескоп или сфотографировать).

Задание 4

Вопрос: Первая звезда, у которой была открыта её физическая двойственность

Составьте слово из букв: ОАРСТК -> _____________________________

Задание 5

Вопрос: Укажите типы двойных звёзд.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Оптические двойные

2) Кратные двойные

3) Физические двойные

4) Мнимые двойные

Задание 6

Вопрос: Укажите тип звезды по её описанию

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Горячая звезда главной последовательности

2) Нейтронная звезда

3) Красный гигант

4) Белый карлик

А) Размеры звезды сравнимы с размерами Земли.

Б) Плотность вещества звезды превышает плотность атомного ядра.

В) Холодная звезда, обладающая большими размерами и массой, но низкой плотностью вещества.

Г) Голубая (бело-голубая) звезда, источником энергии которой является углеродный цикл (CNO-цикл).

Задание 7

Вопрос: Укажите основные физические характеристики, которыми белый карлик отличается от модели звезды солнечного типа.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) масса

2) светимость

3) плотность

4) радиус

Задание 8

Вопрос: Укажите, что относится к модели красного гиганта

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

А) плотный ионизированный газ, состоящий из атомных ядер

Б) зона лучистого переноса

В) изотермическое гелиевое ядро

Г) конвективная зона

Д) энерговыделяющий слой

Задание 9

Вопрос: Укажите, что входит в модель горячей звезды главной последовательности.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) зона лучистого переноса

2) тонкий энерговыделяющий слой

3) конвективная зона

4) конвективное ядро

Задание 10

Вопрос: Оцените плотность вещества нейтронной звезды, если её радиус равен 13 км, а масса в 2 раза больше массы Солнца (масса Солнца равна 2 ∙ 1030 кг).

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 4,3 ∙ 1026 кг/м3 

2) 2,4 ∙ 1027 кг/м3 

3) 4,3 ∙ 1023 кг/м3 

4) 2,4∙ 1025 кг/м3 

Задание 11

Вопрос: Почему цефеиды называют "маяками Вселенной"?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) их легко обнаружить в других звёздных системах (на расстояниях до 20 Мпк).

2) это звёзды-сверхгиганты, которые обладают очень высокой светимостью.

3) они обладают важной зависимостью «период - светимость», по которой можно определить расстояние до звезды или далёкой галактики.

4) "маяками Вселенной" называют не цефеиды, а сверхновые звёзды.

Задание 12

Вопрос: Изменение яркости новой звезды составляет 10m при примерно постоянной температуре расширяющейся фотосферы. Во сколько раз изменяется радиус звезды? Ответ округлите до целого числа

Запишите число: ___________________________

Задание 13

Вопрос: Сопоставьте определения и понятия.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Пульсирующие переменные звёзды

2) Мириды

3) Цефеиды

4) Сверхновая

А) физические переменные звёзды, у которых происходят периодические колебания блеска.

Б) катаклизмическая переменная звезда, являющаяся результатом взрыва белого карлика.

В) класс пульсирующих переменных звёзд с довольно точной зависимостью период-светимость.

Г) класс пульсирующих переменных звёзд с периодом от нескольких недель до года и более.

Задание 14

Вопрос: Укажите типы физических переменных звёзд.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) пульсирующие

2) спектральные

3) затменные

4) эруптивные

Задание 15

Вопрос: Космическое тело, состоящее из нейтронной сердцевины, покрытой сравнительно тонкой корой вещества в виде тяжёлых атомных ядер и электронов, и являющаяся остатками сверхновой звезды.

Запишите ответ: __________________________________________

Практическая работа № 9

Тема: Определение массы и размеров звезд

Цель: закрепление теоретического материала.

Вариант № 2

Задание 1

Вопрос: Изменение вида кривой блеска затменно-переменной звезды позволяет определить следующие характеристики её компонентов:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) наклонение плоскости орбиты

2) период обращения

3) массу компонентов

4) эксцентриситет орбиты

Задание 2

Вопрос: Близко расположенные пары звёзд называются

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) двойными звёздами

2) оптическими двойными звёздами

3) кратными звёздами

4) двойными системами

Задание 3

Вопрос: Определите массу двойной звезды (в массах Солнца) период обращения компонентов которой равен 56 годам, а большая полуось видимой орбиты равна 3''. Ответ округлите до десятых.

Запишите число: ___________________________

Задание 4

Вопрос: Укажите порядок следования определений:

1. Амплитуда

2. Период переменности

3. Экзопланета

4. Кратная звезда

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

А) промежуток времени между двумя последовательными наименьшими минимумами.

Б) разность звёздных величин в минимуме и максимуме блеска

В) система из трёх или более звёзд, которые связаны друг с другом силами гравитации

Г) планета, находящаяся вне Солнечной системы.

Задание 5

Вопрос: У двойной системы годичный параллакс составляет 0,05", большая полуось видимой орбиты равна 2,0", а период обращения компонентов 100 лет. Найдите сумму масс звёзд, a также массы каждой звезды в отдельности, если звезды отстоят от общего центра масс на расстояниях, относящихся как 4:1. Ответы дайте в массах Солнца и округлите до десятых.

Запишите число:

Масса большей компоненты ___________________________

Масса меньшей компоненты ___________________________

Сумма масс звёзд ___________________________

Задание 6

Вопрос: Какие звёзды обладают очень низкой плотностью?

Составьте слово из букв: РГНЫАСК ГТАЙНИ -> ______________________

Задание 7

Вопрос: Укажите расположение звёзд на диаграмме Герцшпрунга - Рассела начиная сверху

Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:

А) Белые карлики

Б) Гиганты

В) Яркие гиганты

Г) Субгиганты

Д) Звёзды главной последовательности

Е) Сверхгиганты

Задание 8

Вопрос: Укажите последовательность стадий эволюции Солнца.

Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:

А) Остывание белого карлика

Б) Стационарная стадия (источник излучений - термоядерные реакции)

В) Красный гигант

Г) Уплотнение газа и пыли

Д) Сжатие в протозвезду

Е) Сверхновая

Задание 9

Вопрос:

Укажите, что не входит в состав белого карлика

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) идеальный газ

2) ядро

3) всё из перечисленного входит в модель белого карлика

4) плотный ионизированный газ

Задание 10

Вопрос: Субзвёздные объекты, температура которых не превышает 2000 К.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) коричневые карлики

2) холодные солнца

3) горячие Юпитеры

4) чёрные карлики

Задание 11

Вопрос: Сопоставьте причину нестационарности звёзд.

1. Цефеиды

2. Новые звёзды

3. Сверхновые звёзды

Укажите порядок следования всех 3 вариантов ответа:

А) Изменения лучевой скорости и температуры звезды.

Б) Акреция (перекачка) вещества со звезды компаньона на белый карлик.

В) Конечная стадия эволюции звезды с окончанием протекания термоядерных реакций.

Задание 12

Вопрос: Переменные звёзды, изменения блеска которых обусловлены физическими процессами, происходящими в их недрах.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Физические переменные звёзды

2) Оптические переменные звёзды

3) Астрометрические переменные звёзды

4) Химические переменные звёзды

Задание 13

Вопрос: Новая звезда - это

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) катаклизмическая переменная звезда, являющаяся результатом взрыва белого карлика.

2) звёзды, которое только что родились из протозвезды.

3) звёзды, светимость которых внезапно увеличивается в 103-106 раз в течение суток.

4) массивная одиночная звезда, находящаяся на конечном этапе эволюции.

Задание 14

Вопрос: Укажите звёзды, которые дали названия классам пульсирующих переменных звёзд.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

А) Мира

Б) R Зайца

В) Дельта Цефея

Г) RR Лиры

Д) Полярная звезда

Задание 15

Вопрос: Источники узконаправленного пульсирующего радиоизлучения, вызванного взаимодействием плазмы звезды с её сильным магнитным полем.

Составьте слово из букв: ПЛСУЫАЬР -> _____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...