Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Звёздные глубины Вселенной"
методическая разработка по астрономии

Никифорова Мария Алексеевна

Лето — это отдых, который должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным.

Именно в летний период происходит полноценное оздоровление детей как физически, так и творчески.

Организация свободного времени учащихся старшего школьного возраста в летнее время является главной задачей краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы  «Звёздные глубины Вселенной».

Направление программы: естественнонаучное.

Актуальность программы заключается  в том, что дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, расширение кругозора.

Новизна данной программы заключаются в сочетании нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnye_glubiny_vselennoy.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ясашно-Ташлинская СОШ

Рассмотрено                                                                                                           Утверждаю

на заседании педагогического                                                           директор школы

совета                                                                                        ____________ М.В. Чернова

Протокол № 7 от 22.04.2020г.                                              Приказ №31/1/о от 22.04.2020г.

 

 

                       

Краткосрочная  дополнительная

общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Звёздные глубины Вселенной»

8 часов
(срок реализации программы)

15 – 17 ЛЕТ

(возраст обучающихся)

 

учитель физики и математики

высшей квалификационной категории

 М.А. Никифорова

2020 г.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Пояснительная записка.

 Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Звёздные глубины Вселенной» является модифицированной и разработана на основании:

- статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);

- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные Министерством  образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;

- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);

- СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных 04.07.14г. № 41.

- Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ  МОУ Ясашно – Ташлинской СОШ.

- Устава  МОУ Ясашно – Ташлинской СОШ.

Лето — это отдых, который должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным.

Именно в летний период происходит полноценное оздоровление детей как физически, так и творчески.

Организация свободного времени учащихся старшего школьного возраста в летнее время является главной задачей краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы  «Звёздные глубины Вселнной».

Направление программы: естественнонаучное.

Актуальность программы заключается  в том, что дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, расширение кругозора.

Новизна данной программы заключаются в сочетании нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов;

  • преемственности - взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;
  • овладение приемами и техниками  на уровне творческого подхода и авторского замысла учащихся.

При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности детей, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности ребенка. В данной программе сочетается совместная творческая деятельность детей и педагога.

Отличительные особенности программы это кратковременные практические работы, как средство усвоения необходимых знаний. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение.

 Основной формой работы с детьми старшего школьного возраста и ведущим видом деятельности для них является лекция.

Возрастные особенности учащихся 15-17 лет.

В этом возрасте у учащихся резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творчеству, где можно проверить волевые качества: усидчивость, настойчивость, выдержку. Поэтому в работе с этим возрастом педагогу так важно иметь авторитет среди детей, быть для них примером во всём.

Адресат - учащиеся в возрасте от 15 до 17 лет. 

Объем программы: всего 8 часов:

Формы занятий: практические, теоретическое.

Особенности  организации  образовательного  процесса: 

Занятия проводятся дистанционно.

Количественный состав группы от 5 до 10 человек.

Продолжительность занятия: 2 академических часа, в которые входит  30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения, остальное время отводится на индивидуальные консультации с учащимися.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель программы:

создание условий для формирования углубленных знаний в области астрономии и практических навыков, необходимых  для познания окружающего мира.

Задачи программы

Образовательные:

 - познакомить учащихся с программным материалом, основными                                видами деятельности, правилами техники безопасности;

- познакомить с правилами поведения во время занятий и правильной организацией своего рабочего места;

- познакомить с историей возникновения и развития  астрономии;

- познакомить учащихся и научить пользоваться специальной литературой по изучаемым направлениям;

-  познакомить с техникой безопасности при работе с различным материалом;

- научить использовать информационно-технологические карты;

- научить детей работать по шаблону.

Развивающие:

- развивать умение работать индивидуально и в коллективе;

- развивать умение самостоятельно применять полученные знания на   практике;

- развивать внимательность, фантазию, творческую активность;

- развивать память, глазомер, усидчивость, формировать способности выполнять работу по шаблону чётко и аккуратно.

- развивать интерес и любовь к астрономии.

Воспитательные: 

- воспитывать привычку добиваться совершенства в исполнении и завершённости в работе;

- воспитывать дисциплинированность, чувство товарищества и взаимопомощи;

- воспитывать чувство бережливости, трудолюбие, силу воли, терпение.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Форма контроля

1

Способствовать формированию у школьников научного мировоззрения.

1

2

Расширить представление учащихся о предмете астрономии, ее значении для практических нужд человечества.

1

Фото отчет, опрос

3

«Физическое» осмысление личного опыта учащегося, приобретенного в детстве при наблюдении звездного неба.

1

Опрос

4

Формирование у школьников умений производить наблюдения за звездным небом с целью его изучения.

1

Фото отчет, опрос

5

Расширить представление учащихся о строении и масштабах Солнечной системы и Вселенной.

1

Фото отчет, опрос

6

Формирование умений ориентировки на небе по звездной карте, отыскания наиболее ярких созвездий и Полярной звезды, определение по ней сторон горизонта.

1

7

Формирование умений проведение наблюдений за Солнцем.

1

8

Самостоятельное нахождение физических величин, характеризующих определенное небесное тело.

1

Фото отчет

Итого:

8

Содержание учебного плана

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

 8 часов

Модуль № 1

Введение. Практические основы астрономии.

2 часа

Модуль № 2

Движение небесных тел.

2 часа

Модуль № 3

Звезды и Солнце

2 часа

Модуль № 4

Звезды и Вселенная.

2 часа

                            1.4 Планируемые результаты.

 Учащиеся должны знать:

- историю возникновения астрономии;

- технику изготовления астрономических приборов;

- технику безопасности при работе инструментами (проволокой, клеем, ножницами).

Должны уметь:

- умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

  • умение определять действие в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Должны проявлять:

- внимательность, усидчивость на занятиях;

- познавательную активность, кругозор;

- наблюдательность, аккуратность, настойчивость к достижению цели;

- внимательность, усидчивость, фантазию, побудить к творчеству и самостоятельности;

- любознательность и компетентность в данной общеразвивающей области;

- общественную активность, стремление к разумной самостоятельности;

- уважение к ближнему;

- привычку доводить начатое дело до логической завершённости, положительное творческое отношение к труду.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма

проведения

занятия

Количество

часов

Дата

проведения

занятия

Дата

проведения

занятия по факту

Способствовать формированию у школьников научного мировоззрения.

теоретическое занятие

1

05.08

Расширить представление учащихся о предмете астрономии, ее значении для практических нужд человечества.

практическое занятие

1

07.08

«Физическое» осмысление личного опыта учащегося, приобретенного в детстве при наблюдении звездного неба.

практическое занятие

1

12.08

Формирование у школьников умений производить наблюдения за звездным небом с целью его изучения.

практическое занятие

1

14.08

Расширить представление учащихся о строении и масштабах Солнечной системы и Вселенной.

практическое занятие

1

19.08

Формирование умений ориентировки на небе по звездной карте, отыскания наиболее ярких созвездий и Полярной звезды, определение по ней сторон горизонта.

практическое занятие

1

21.08

Формирование умений проведение наблюдений за Солнцем.

теоретическое занятие

1

26.08

Самостоятельное нахождение физических величин, характеризующих определенное небесное тело.

практическое занятие

1

28.08

2.2. Условия реализации программы

- Материально-техническое обеспечение программы: удобное помещение для проведения занятий, подбор мебели по росту ребенка, освещенность по санитарным нормам, технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер, мультимедийная  установка).

 - Методическое обеспечение программы: методические пособия по различным тематикам, дидактические материалы, технологические карты, картины, иллюстрации, рисунки детей, конспекты занятий, периодическая литература, детская литература,  энциклопедии.

- Информационное  обеспечение (интернет - ресурсы).

2.3. Формы  контроля

Для того чтобы увидеть результаты достижений каждого учащегося, определить результативность усвоения программы, после каждого блока проводится выставка фотографий учащихся.

2.4. Оценочные материалы

Для осуществления контрольных процедур проводится опрос по изучаемым темам.

2.5. Методические материалы

Используются методические пособия, оборудование, приборы, дидактические материалы, подходящие для каждого раздела или темы программы (по учебному плану).

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта +, 1998.-688с.

2.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта +, Астрель, 2008.-475

3.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 2./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Авантаж, 2007.-432

4.Е.И.Левитан. Астрономия. 11кл. Москва. Просвещение. 2000.

5.Б.А. Максимачев. В.Н.Комаров. В звездных лабиринтах. Ориентирование по небу. Москва. Наука. 1978

6.Ф.Ю. Зигель. Астрономы наблюдают.//М.: Наука, 1985.-192с.

7.Н.К. Андрианов, А.Д. Марленский Астрономические наблюдения в школе./Книга для учителя//М.: Просвещение, 1987.-112с.

8. М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко. Внутришкольный контроль по физике и астрономии 10-11 класс.//М.: Школьная пресса, 2004.-96с.

 ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/  

2.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/

3.Российский общеобразовательный портал.  http://www.school.edu.ru/  

4.Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru/  , http://shkola.edu.ru/.   http://www.km-school.ru/  .

5.Блог космонавтов МКС.  http://www.roscosmos.ru/154/1/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование творческой эмоционально-привлекательной образовательной среды и развитие жанра "Театр моды" через внедрение краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых"

Проект рассматривает возможность реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ как для детей, так и для взрослых в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного об...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены &la...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»

Краткосрочная  дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Пластилиновый мир"

АННОТАЦИЯк краткосрочной программе Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа«Пластилиновый мир»Возраст, на который рассчитана программа – 6 - 10 летКоличество часов:...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» (стартовый уровень)

Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. Динамика здоровья за последние годы характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физи...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Эскиз"

1.1. Направленность и уровень ПрограммыКраткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эскиз» (далее – Программа) реализуется в соответствии с художествен...