Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»
рабочая программа (8 класс)
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочная дополнительная
общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Наука измерять»
16 часов
(срок реализации программы)
14 – 15 ЛЕТ
(возраст обучающихся)
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естесвеннонаучной направленности «Наука измерять» является модифицированной и разработана на основании:
- статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные Министерством образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных 04.07.14№41.
- Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МОУ Ясашно – Ташлинчкой СОШ.
- Устава МОУ Ясашно – Ташлинской СОШ
В последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции: личностной ориентации образования, индивидуализация образовательных траекторий учеников, творческая и развивающая направленности обучения, компьютеризация учебного процесса. Школьник должен овладеть теперь не только базовыми знаниями, но и в большей мере, чем прежде, умениями и способами деятельности.
На данном этапе диагностика обучения становится обязательным компонентом учебного процесса: ведь с помощью ее определяют достижение поставленных целей, результаты образовательной деятельности учащихся, необходимость анализа и корректировки знаний и умений. Она позволяет накопить важные статистические данные, в том числе связанные с прогнозированием дальнейшего развития школьников.
От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение образовательного процесса.
Для развития учащихся педагогу нужно иметь информацию о том, как ребята
- воспринимают материал (получение первичной информации: от него зависят последующие этапы);
- понимают материал;
- запоминают его.
Обычно в современной практике учителя используют другие виды контроля:
- предварительный;
- текущий;
- повторный.
Идеям контроля восприятия, понимания, запоминания может служить и решение задач, выступающее как одна из форм диагностики знаний и умений школьников.
Проверить умения воспринимать информацию можно, если проследить:
- как учащиеся разбираются в том, что дано в условии, представленном текстом, графиком, рисунком;
- способны ли они пересказать своими словами условие задачи;
- могут ли учащиеся интерпретировать информацию в виде графика или чертежа;
- могут ли закодировать условие с помощью набора физических символов, обозначающих физические величины.
Судить о понимании физических процессов можно по :
- умению применять законы физики для рассмотрения конкретных физических явлений, о которых идет речь в задаче;
- умению выбрать путь решения задачи и определить, какие именно физические законы описывают рассматриваемое явление.
О понимании материала можно судить по умениям, которые присутствуют при решении задач:
- умение сделать и обосновывать идеализацию изучаемого процесса;
- выявить частные и предельные случаи, для которых ответ либо очевиден, либо может быть получен сразу;
- найти аналогию с другими задачами и сравнить методы их анализа;
- оценить полученный ответ, обсудить его реальность;
- представить результат в более удобном и наглядном виде.
Можно сказать, что учить понимать физику через задачи – это значит учить решать задачи. Поэтому самый эффективный способ научить решать задачи – это просто показывать, как они решаются, а самый эффективный способ научиться решать задачи – это их решать.
Но не у всех получается «просто решать» задачи. Поэтому можно начать с изучения решений задач и разобраться на примерах, как это делается.
Данная программа внеурочных занятий способна к развитию и повышению интереса учащихся к изучению физики. Программа позволяет сформировать у школьников умение работать в команде и добывать нужную информацию.
Цель внеурочной программы: познакомить с примерами решений ключевых задач, сформировать умение применять их при изучении физических явлений.
Задачи программы:
- выработать осознанные подходы к выполнению разного рода заданий, относящихся к курсу физики;
- развить интерес к учебному предмету «физика»;
- сформировать важные общеучебные умения и элементы культуры умственного труда.
Программа рассчитана на 16 часов.
Содержание программы
- Введение – 2 часа.
- Механическое движение – 4 часа.
- Взаимодействие тел – 4 часа.
- Механические волны. Звук – 3 часа.
- Световые явления – 3 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Введение.
Цель изучения – формирование у школьников представлений о том, какие методы используют при изучении физики и астрономии.
На уровне запоминания
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: длина, температура, время, масса;
- единицы этих величин;
- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
Воспроизводить:
- определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы прибора, гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;
На уровне понимания
Приводить примеры:
- связи между физическими величинами, физических теорий.
Объяснять:
- существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
- использовать логические операции при описании процесса изучения физических величин.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
- полученные при изучении темы знания, применять при решении задач.
2. Механическое движение.
Цель изучения – формирование знаний об основных понятиях механики.
На уровне запоминания
Называть:
- физические величины и их обозначения: путь, время, скорость, средняя скорость;
- единицы перечисленных выше величин;
Воспроизводить:
- определения понятий: механическое движение, равномерное движение, путь, скорость, средняя скорость;
- формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости;
- графики зависимости: пути равномерного движения от времени.
На уровне понимания
Объяснять:
- векторный характер скорости равномерного движения;
- возможность графической интерпретации механического движения.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
- определять неизвестные величины, входящие в формулы скорости равномерного движения и средней скорости;
- записывать уравнения по графику зависимости пути равномерного движения от времени.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Уметь:
- планировать поиск решения задач;
- отыскивать способ проверки решения проблемы.
3. Взаимодействие тел.
Цель изучения – формирование знаний о законах механики.
На уровне запоминания
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: ускорение, масса, плотность, сила, вес тела, энергия;
- единицы перечисленных выше величин;
Воспроизводить:
- определения понятий: масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия;
- формулы: плотности вещества, силы, силы трения скольжения, силы тяжести, силы упругости, работы, мощности;
- графики зависимости: силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
- закон всемирного тяготения.
На уровне понимания
Объяснять:
- физические явления: взаимодействие тел, явление инерции;
- сложение сил, действующих на тело.
Понимать:
- массу как меру инертности тела;
- силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
- энергию как характеристику способности тела совершать работу;
- существование границ применимости закона всемирного тяготения.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
- записывать уравнения по графикам зависимости: силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления.
Применять:
- изученные законы и уравнения к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
- знания на теоретическом уровне.
Уметь:
- планировать поиск решения задачи;
- отыскивать способы решения задач.
4. Механические волны. Звук.
Цель изучения – сформировать у школьников представление об источниках и условиях распространения звуковых колебаний.
На уровне запоминания
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: смещение, амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны;
- единицы выше указанных величин;
- диапазон частот звуковых колебаний.
Воспроизводить:
- определения понятий: смещение, амплитуда, период, частота, длина волны;
- формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука;
На уровне понимания
Объяснять:
- процесс распространения звука в среде;
- происхождение эха.
Понимать:
- характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;
- источником звука является колеблющееся тело;
- характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;
- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
- вычислять неизвестные величины, входящие в формулы длины волны, скорости звука;
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
- знания о свойствах звука;
Сравнивать:
- механические и звуковые волны.
5. Световые явления.
Цель изучения – сформировать знания по геометрической оптике.
На уровне запоминания
Называть:
- физические величины и их условные обозначения: фокусное расстояние, оптическая сила линзы, увеличение оптических приборов;
- единицы выше перечисленных величин;
- естественные и искусственные источники света;
- основные точки и линии линзы;
- оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, лупа, очки;
Распознавать:
- естественные и искусственные источники света;
- лучи падающий, отраженный, преломленный;
- углы падения, отражения, преломления;
Воспроизводить:
- формулу оптической силы линзы;
- законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света;
- принцип обратимости световых лучей.
Описывать:
- наблюдаемые световые явления;
- особенности изображения предмета в линзе;
- строение глаза и его оптическую систему.
На уровне понимания
Объяснять:
- физические явления: образование тени и полутени;
- ход лучей в линзе;
- ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;
- зависимость размеров изображения от угла зрения;
- увеличение угла зрения с помощью лупы.
Понимать:
- границы применимости закона прямолинейного распространения света;
- зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;
- принцип устройства калейдоскопа.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
- применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления при решении задач;
- строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой;
- определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.
На уровне применения в нестандартных ситуациях.
Сравнивать:
- оптические приборы и ход лучей в них.
Устанавливать аналогию:
- между строением глаза и устройством фотоаппарата.
Использовать:
- методы научного познания при решении задач на закон прямолинейного распространения света, закон отражения света и закон преломления света.
Эффективность и результативность данной программы внеурочной
деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных
мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность
участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования
активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и
уровнем овладения физикой и математикой.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Введение (2часа)
№ недели | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид деятельности |
1/1 | Физика и физические методы изучения природы | Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые. Физические величины. Измерение физических величин. Погрешность измерения, цена деления прибора. | Называть/воспроизводить: физические величины: длина, время, масса, температура; определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора. Уметь/обобщать: вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; обобщать на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы. | Измерение расстояний, температуры и времени. Определять цену деления прибора. | |
2/2 | Строение вещества | Делимость вещества. Молекулы. Взаимодействие и движение молекул. | Называть/воспроизводить: понятия: молекула вещества, делимость вещества. Уметь объяснять взаимодействие молекул и приводить примеры опытов деления вещества. | Выполнение опытов по обнаружению сил притяжения и отталкивания между молекулами. |
2. Механическое движение (4 часа).
№ недели | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид деятельности |
3/1 | Механическое движение и его виды. | Поступательное, вращательное, колебательное движение. | Называть/воспроизводить: понятие механического движения, виды механического движения, физические приборы: спидометр. Уметь классифицировать различные виды механического движения; решать задачи | ||
4/2 | Относительность механического движения. | Тело отсчета, система отсчета, сложение скоростей. | Уметь: вычислять скорость тела, а также объяснять на примерах относительность движения. | Расчет скорости, пути и времени движения. | |
5/3 | Траектория. Путь. | Траектория движения. Пройденный путь. Условное обозначение пути, способы измерения. | Воспроизводить: определения понятий: траектория, путь. Уметь: вычислять путь и находить траекторию. | Расчет пути, скорости, времени движения. | |
6/4 | Равномерное движение. | Равномерное прямолинейное движение, скорость равномерного движения, график зависимости скорости равномерного движения от времени. | Воспроизводить: определение понятия равномерного движения. Уметь приводить примеры равномерного движения, а также объяснять опыты описывающие равномерное движение. | Решение задач. |
3. Взаимодействие тел (4 часа).
№ недели | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид деятельности |
7/1 | Инерция. | Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции. | Уметь объяснять причину изменения скорости тел; воспроизводить определение инерции, а также формулировку закона инерции. | Решение качественных задач. | |
8/2 | Понятие о взаимодействии. Масса. | Взаимодействие тел. Сравнение масс двух тел при взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел. | Объяснять взаимодействие тел; понимать массу как меру инертности тела; воспроизводить определение массы. | ||
9/3 | Плотность. | Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ. | воспроизводить определение плотности, формулу для вычисления плотности вещества; уметь вычислять неизвестные величины, входящие в формулу для вычисления плотности вещества. | Практикум решения задач. | |
10/4 | Сила тяжести. | Сила тяжести – причина взаимодействия с Землей. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне. | Воспроизводить определение силы тяжести, формулу силы тяжести. Понимать силу тяжести как меру взаимодействия тела с Землей. Уметь определять неизвестные величины, входящие в формулу силы тяжести. | Решение задач. | |
22/12 | Блоки. | Блок. Подвижный и неподвижный блок. Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии). | Воспроизводить определение блока, неподвижного и подвижного блоков; уметь решать задачи используя правило равновесия рычага. | Изучить условие равновесия рычага. |
4. Механические волны. Звук. (3 часа).
№ недели | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид деятельности |
11/1 | Механические волны. | Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. | Сравнивать механические и звуковые волны. | ||
12/2 | Скорость волны | Скорость волны. Формула для скорости волны. | Уметь вычислять неизвестные величины, входящие в формулу длины волны. | Индивидуальная работа | |
13/3 | Звук. | Колеблющееся тело – источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека. Скорость распространения звука, ее зависимости от свойств среды и от температуры. | Уметь вычислять неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука. Обобщать знания о свойствах звука. | Групповая работа. |
5. Световые явления (3 часа).
№ недели | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид деятельности |
14/1 | Прямолинейное распространение света. | Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград малых размеров. Закон прямолинейного распространения света. | Уметь применять знание закона прямолинейного распространения при объяснении явлений; понимать границы применимости закона прямолинейного распространения света; называть условия применимости закона прямолинейного распространения света. | Работа в парах. | |
15/2 | Тени, полутени. | Образование тени. Образование полутени. Солнечное и лунное затмение. | Объяснять образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения | Работа в граппах. | |
16/3 | Отражение света. | Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. | Распознавать лучи падающий, отраженный, углы падения и отражения. Воспроизводить закон отражения света. Уметь применять знания закона отражения при объяснении явлений. | Решение задач. |
Список литературы
Литература для учащихся.
1. Учебник Физика 8 класс /Н.С. Пурыщева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2013.
2. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
3. Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7 – 9 классы. – М .: ИЛЕКСА, 2014. – 208 с.
4. Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат Задачи по физики для основной школы с примерами решений. 7 – 9 классы. – М .: ИЛЕКСА, 2014.
5. Куперштейн Ю.С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8 классы. 3-е изд.перераб. и доп. – СПб.: БХВ – Петербург, 2013.
6. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге. – М.: Наука, 1985.
7. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике /
В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
8. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? / Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1992.
Литература для учителя.
1. Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике / А.В. Аганов. – М .: Дом педагогики, 1998.
2. Кабардин О.Ф. Задачи по физике / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман. – М .: Дрофа, 2007.
3. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи – парадоксы и софизмы по физике / М. Е. Тульчинский. – М.: Просвещение, 1971.
4. Черноуцан А. И. Физика: задачи с ответами и решениями / А. И. Черноуцан. – М.: Высшая школа, 2003.
5. Научно – методический журнал Физика в школе №8 2005.
6. Журнал Физика. Все для учителя! №8 (44) август 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"
Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/08/picture-937620-1520515098.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1088356-1547219628.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1291496-1605957447.jpg)
Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "От ремесла к науке"
Актуальность программы обусловлена анализом результатов опроса школьников 1-9 классов, проведенного педагогом данной программы в 2019 году, который показал, что программа кулинарной направленности вос...