Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izostudiya_yunogo_hudozhnika.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Изостудия юного художника»
для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста
Срок реализации:13 дней
Разработчик программы:
Васильева Светлана Юрьевна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2019
Пояснительная записка
В жизни каждого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда для этого пойти учиться? И начинать думать о перспективах своего будущего надо уже в детстве. А лето – это время не только для отдыха и общения, но и время для открытия новых возможностей и развития своих талантов, когда ребенка можно погрузить в удивительный мир новых впечатлений, в том числе подготовить почву для осознания своих интересов и формирования профессиональных предпочтений.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены «Город творческих профессий «ProArt» в форме творческой мастерской.
Направленность программы - художественная, по функциональному предназначению – учебно-познавательная, по форме организации - групповая, по времени реализации – краткосрочная.
Актуальность разработки данной программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к профессии художника обеспечивается совершенствование процесса развития личности ребенка, осуществляется развитие духовно-нравственной культуры учащихся.
Программа «Изостудия юного художника» решает задачи ранней профориентации детей. В процессе реализации программы учащиеся узнают, что профессия художника имеет много разновидностей: живописец, график, анималист, художник по костюмам, иллюстратор. Узнают, в чем заключается работа художника, какие знания необходимы для профессии художника и какими качествами должен обладать представитель этой профессии.
Знакомство с профессией художника разбудит у детей желание заниматься изобразительным искусством. В процессе занятий дети познают радость созидания и приобретут новый опыт, получат удовольствие от использования собственных художественных произведений, для оформления мини – галереи творческих художественных работ.
Начальные знания, нужные для данной специальности, приобретаются еще в детском возрасте. Занятия по данной программе предполагают поступательность в познавательной деятельности как каждого учащегося, так и всей группы, последовательность в приобретении знаний, навыков, умений, что является педагогически целесообразным.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей со спецификой профессии художника, дать представление о ее разнообразии, творческом характере;
- формировать знания, умения и навыки элементарных основ реалистического и декоративного рисунка, обучить основным техническим приемам работы различными материалами;
- научить основам создания композиции, этапам выполнения художественных работ;
- сформировать навык владения специальной терминологией (названия предметов и изобразительных материалов), используемой художниками.
Развивающие:
- развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, фантазию, наблюдательность, пространственное мышление;
- развивать познавательный интерес к изучению профессий художника, ее разновидностей для дальнейшего применения при создании творческих художественных работ;
- формировать навыки коммуникации и умение работать в команде при создании творческих проектов.
Воспитательные:
- воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства, уважение к труду художника;
- воспитывать активное эстетическое отношение к миру изобразительного искусства и окружающей действительности.
Программа «Изостудия юного художника» разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.4.; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196) на основе дополнительной общеразвивающей программы «Северные узоры».
Срок реализации программы - 13 дней.
Учебно-тематическое планирование рассчитано на 26 часов. Занятия проводятся ежедневно по 2 часа (1 час равен 30 минутам) с 10 минутным перерывом после 40 минут занятия. Продолжительность занятий установлена в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся в соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41.
Форма занятий - групповая. Программа рассчитана на обучение детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Группы формируются на основе интересов детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, без конкурсного отбора. Наполняемость – до 15 человек.
Методическое обеспечение программы
Основная задача данной программы – познакомить детей со спецификой профессии художника, дать представление о ее разнообразии, творческом характере, научить учащихся созданию собственных творческих художественных работ с применением различных художественных материалов. Решение данной задачи осуществляется в процессе проектной деятельности. На занятиях ребята коллективно работают над единым проектом – разработка и создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Работая над проектом (делая эскизы, наброски, иллюстрации к книге), ребята знакомятся со спецификой работы художника.
Дети узнают и практически выполняют то, чем занимается:
- художник – иллюстратор;
- художник – график;
- художник – живописец;
- художник – анималист;
- художник по костюмам.
Перед выполнением художественных заданий, дети получат знания по теории: цветоведение, перспектива, композиция и материаловедение. При практической работе будут использованы различные художественные материалы (гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски и др.)
Образовательная деятельность осуществляется на основе деятельностного подхода и дидактических принципов:
- принцип доступности;
- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
- принцип сознательности и активности;
- принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
- принцип наглядности;
- принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
- принцип интеграции.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, просмотр видеоматериалов, показ приемов исполнений, иллюстраций, репродукций картин, наблюдение, работа по образцу);
- практические (выполнение практических работ);
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- активные методы обучения;
- исследовательско-поисковый (самостоятельная творческая работа учащихся);
- метод проблемного обучения: с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические);
- игровые методы.
В работе используются развивающее, дифференцированное обучение, технология проектной деятельности.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Помещение, в котором занимаются учащиеся хорошо освещено. Кабинет оборудован партами, стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. В кабинете 15 посадочных мест. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук.
Необходимые материалы и инструменты: карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей - карандаш, акварельная бумага и т.д.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- тематическое планирование;
- таблицы «Законы композиции», «Элементы композиции», «Приемы композиции»;
- диагностический инструментарий;
- методические материалы (беседы, викторины, кроссворды и т.д.).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Прогнозируемые результаты реализации программы
К концу освоения краткосрочной программы, учащиеся
Знают:
- понятия: иллюстрация, художник-иллюстратор;
- понятия: «линия горизонта», «воздушная и цветовая перспектива», «композиция», «эскиз», «набросок»;
- основы цветоведения (цветовой круг, теплые и холодные цвета, оттенки цвета, контрастные и родственные цвета, основные и составные цвета);
- особенности различных художественных материалов, технику и приёмы работы ими.
Умеют:
- применять художественные материалы в творческих работах;
- выполнять эскизную разработку вариантов рисунка;
- выполнять задуманную творческую (проектную) работу с использованием различных художественных материалов и приёмов рисования;
- работать команде при создании творческих проектов.
Механизм и критерии оценки освоения программы
Успешность и эффективность освоения программы (контроль учебных умений и навыков) оценивается по итогам работы учащихся над проектом. Критериями оценки являются:
- владение практическими умениями и навыками;
- креативность исполнения художественных работ.
Форма подведения итогов – презентация проекта.
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Организационное занятие. Разработка идеи проекта (художник – иллюстратор) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Тематическая композиция (художник – живописец) | 4 | 1 | 3 |
3. | Изображение деревьев, чумов (художник – график) | 5 | 1 | 4 |
4. | Изображение животных и птиц (художник – анималист) | 7 | 1 | 6 |
5. | Изображение ненцев (художник по костюмам) | 8 | 1 | 7 |
6. | Презентация коллективного проекта «Создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце» | 1 | - | 1 |
Итого: | 26 | 5 | 21 |
Содержание программы
Раздел № 1. Организационное занятие
(художник – иллюстратор)
Теория: Ознакомление с целями и задачами программы, содержанием деятельности творческой группы, с планом работы. Рассказ о профессии художника, разнообразии профилей и специализаций художников. Чем занимается художник, об истории возникновения первых рисунков.
Ориентировочное определение тем и направлений для выполнения учащимися коллективного проекта.
Форма организации занятия: групповая.
Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация изделий.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Художественные профессии, где пригодится навык рисования».
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование.
Методы контроля: наблюдение, беседа.
Раздел №2. Тематическая композиция
(художник – живописец)
Теория: Чем занимается художник – живописец. Понятие «цветоведение», цветовой круг, теплые и холодные цвета, оттенки цвета, контрастные и родственные цвета, основные и составные цвета. Понятия о линии горизонта, воздушной и цветовой перспективе.
Знакомство детей с содержанием текста и героями ненецкой сказки «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Композиция рисунка, выбор сюжетов для иллюстрирования.
Понятие «тематическая композиция». Создание эскизов. Размещение изображения на плоскости листа бумаги, передача пространства, пропорций и основного цвета объектов. Передача смысловой связи между объектами композиции.
Практические занятия: выполнение набросков и эскизов для иллюстрирования сказки.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, консультация, практическая работа.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: таблицы «Законы композиции», «Элементы композиции», «Приемы композиции», наглядные пособия.
Материал и оборудование: бумага для акварели, карандаш, акварель, восковые мелки, масляная пастель, емкость для воды.
Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.
Раздел № 3. Изображение деревьев, чумов
(художник – график)
Теория: Художник – график. Мастер, работающий в одном контрастном цвете. Средства рисования художника-графика: карандаш, тушь.
Рисунок – вид графики. Знакомство с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом), понятиями «линейная перспектива», «натура», «эскиз», с правила работы с натуры, с геометрическим началом предметов.
Знакомство с приемами и способами изображения деревьев и чумов различными графическими материалами. Ознакомление с техниками рисования масляной пастелью, цветными карандашами и фломастерами.
Практические занятия: изображение деревьев, чумов.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, консультация, практическая работа.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия.
Материал и оборудование: бумага для акварели, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, цветными карандашами, фломастеры, ножницы по бумаге, клей – карандаш.
Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.
Раздел № 4. Изображение животных и птиц
(художник – анималист)
Теория: Художник-анималист. Выбор сюжетов для иллюстрирования, изображение северных животных и птиц в движении, разработка каждого образа с точной передачей особенности внешнего вида и пропорций. Знакомство с техникой работы графическими и живописными материалами.
Практическая работа: изображение северных животных и птиц в движении.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах.
Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация готовых изделий, консультация, практическая работа.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия, фотографии, готовые творческие работы.
Материал и оборудование: акварельная бумага, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды.
Формы подведения итогов: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.
Раздел №5. Изображение ненцев
(художник по костюмам)
Теория: Художник по костюмам. Разработка образа.
Практические занятия: изображение ненцев и разработка эскизов одежды.
Форма организации занятия: парная, групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.
Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия, репродукции.
Материал и оборудование: акварельная бумага, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, гуашевые краски, ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды.
Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, анализ практических работ.
Раздел №6. Презентация проекта.
Презентация коллективного проекта «Как могучий орёл вернул ненцам солнце».
Тематическое планирование
к дополнительной общеразвивающей программе «Изостудия юного художника»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Материалы |
Организационное занятие (художник – иллюстратор) | |||
1. | Рассказ о профессии художника, разнообразии профилей и специализаций художников. Просмотр презентации «Художественные профессии, где пригодится навык рисования». Что такое иллюстрация. Художник-иллюстратор, определение тем и направлений для выполнения учащимися коллективного проекта. | 1 | |
Итого: 1:1/- | |||
Тематическая композиция (художник – живописец) | |||
1. | Выполнение набросков и эскизов для иллюстрирования книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце — ненецкая народная сказка» | 2 | Бумага для акварели, карандаш, резинка стирательная, акварель, восковые мелки, масляная пастель, емкость для воды |
2 | Разработка эскиза обложки | 2 | |
Итого: 4: 1/3 | |||
Изображение деревьев, чумов (художник – график) | |||
1. | Изображение деревьев | 2 | Бумага для акварели, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, цветными карандашами, фломастеры, ножницы по бумаге, клей – карандаш. |
2. | Изображение чумов | 3 | |
Итого: 5: 1/4 | |||
Изображение животных и птиц (художник – анималист) | |||
1. | Изображение северных животных в движении: олени, лисицы, голубые и белые песцы | 2 | Акварельная бумага, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды |
2. | Изображение птиц в движении: гуси, утки, лебеди | 2 | |
3. | Изображение птиц в движении: орлы, ястребы, коршуны (двуглавый коршун) | 3 | |
Итого: 7: 1/6 | |||
Изображение ненцев (художник по костюмам) | |||
1. | Изображение ненцев и разработка эскизов одежды | 2 | Акварельная бумага, кисти, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, гуашевые краски, ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды |
2. | Персонаж сказки: ненцы. Изображение одежды | 2 | |
3. | Персонаж сказки: ненцы-старики | 2 | |
4. | Персонаж сказки: купец | 2 | |
Итого: 8: 1/7 | |||
Презентация проекта. | |||
1. | Презентация коллективного проекта «Создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце» | 1 | Иллюстрированная книга «Как могучий орёл вернул ненцам солнце — ненецкая народная сказка» |
Итого: 1: -/1 | |||
Итого: 26: 5/21 |
Список литературы для педагога
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 160.
- Пухова О.А. Маленький художник, или Рисую сам.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. – с.81-98.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак. пединститутов. -3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 2000. – С. 256
Рекомендуемая литература для детей и родителей:
- Неизвестный Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника. Записки разных лет. Письма. Переписка. Воспоминания о художнике / предисл. Юрия Норштейна. – М. : Красный пароход, 2011. - 448 с. : 256 ил. - ISBN 978-5-88149-502-2.
- Кузнецов Эраст. Звери и птицы Евгения Чарушина. - СПб. : Детгиз, 2012. - 192 с. : ил. - ISBN 978-5-8452-0323-6.
- Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004. – С. 96
- Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С. 96
Список необходимого материала
для реализации программы «Изостудия юного художника»
№ | Материал | Количество |
1 | Папка «Бумага для акварели» формат А4 | 24 листа – 2 шт. |
2 | Акварельные краски | 15 шт. |
3 | Гуашь | 4 пачки*12цветов |
4 | кисти «Синтетика» | 15 шт. |
5 | кисти «Щетинка» | 15 шт. |
6 | Простой карандаш | 15 шт. |
7 | Резинка стирательная | 15 шт. |
8 | Цветные карандаши | 15 наборов |
9 | Цветные восковые мелки | 15 наборов |
10 | Пастель масляная | 2 набора |
11 | Гелевая ручка с черной пастой | 15 шт. |
12 | Фломастеры | 15 наборов |
13 | Ножницы | 15 шт. |
14 | Клей-карандаш | 15 шт. |
15 | Емкость для воды | 15 шт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа изостудия "Юный художник"
Дополнительная образовательная программа «ИЗО – студия» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы общекультурный. Главная цель художественного образования – формирование ду...
Проект "Формирование творческой эмоционально-привлекательной образовательной среды и развитие жанра "Театр моды" через внедрение краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых"
Проект рассматривает возможность реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ как для детей, так и для взрослых в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного об...
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Пластилиновый мир"
АННОТАЦИЯк краткосрочной программе Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа«Пластилиновый мир»Возраст, на который рассчитана программа – 6 - 10 летКоличество часов:...
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» (стартовый уровень)
Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. Динамика здоровья за последние годы характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физи...
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Звёздные глубины Вселенной"
Лето — это отдых, который должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным.Именно в летний период происходит полноценное оздоровление детей как физически, так и творчес...