Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Васильева Светлана Юрьевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены «Город творческих профессий «ProArt» в форме творческой мастерской. 
Программа «Изостудия юного художника» решает задачи ранней профориентации детей. В процессе реализации программы учащиеся узнают, что профессия художника имеет много разновидностей: живописец, график, анималист, художник по костюмам, иллюстратор. Узнают, в чем заключается работа художника, какие знания необходимы для профессии художника и какими качествами должен обладать представитель этой профессии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izostudiya_yunogo_hudozhnika.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Изостудия юного художника»

для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста

Срок реализации:13 дней

                                                                                                       Разработчик программы:

                                                                                                       Васильева Светлана Юрьевна,

             педагог дополнительного образования

г. Надым, 2019

Пояснительная записка 

В жизни каждого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда для этого пойти учиться? И начинать думать о перспективах своего будущего надо уже в детстве. А лето – это время не только для отдыха и общения, но и время для открытия новых возможностей и развития своих талантов, когда ребенка можно погрузить в удивительный мир новых впечатлений, в том числе подготовить почву для осознания своих интересов и формирования профессиональных предпочтений.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены «Город творческих профессий «ProArt» в форме творческой мастерской.

Направленность программы - художественная, по функциональному предназначению – учебно-познавательная, по форме организации - групповая, по времени реализации – краткосрочная.

Актуальность разработки данной программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к профессии художника обеспечивается совершенствование процесса развития личности ребенка, осуществляется развитие духовно-нравственной культуры учащихся.

Программа «Изостудия юного художника» решает задачи ранней профориентации детей. В процессе реализации программы учащиеся узнают, что профессия художника имеет много разновидностей: живописец, график, анималист, художник по костюмам, иллюстратор. Узнают, в чем заключается работа художника, какие знания необходимы для профессии художника и какими качествами должен обладать представитель этой профессии.

        Знакомство с профессией художника разбудит у детей желание заниматься изобразительным искусством. В процессе занятий дети познают радость созидания и приобретут новый опыт, получат удовольствие от использования собственных художественных произведений, для оформления мини – галереи творческих художественных работ.

Начальные знания, нужные для данной специальности, приобретаются еще в детском возрасте. Занятия по данной программе предполагают поступательность в познавательной деятельности как каждого учащегося, так и всей группы, последовательность в приобретении знаний, навыков, умений, что является педагогически целесообразным. 

     Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

     Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить детей со спецификой профессии художника, дать представление о ее разнообразии, творческом характере;
  • формировать знания, умения и навыки элементарных основ реалистического и декоративного рисунка, обучить основным техническим приемам работы различными материалами;
  • научить основам создания композиции, этапам выполнения художественных работ;
  • сформировать навык владения специальной терминологией (названия предметов и изобразительных материалов), используемой художниками.

Развивающие:

  • развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, фантазию, наблюдательность, пространственное мышление;
  • развивать познавательный интерес к изучению профессий художника, ее разновидностей для дальнейшего применения при создании творческих художественных работ;
  • формировать навыки коммуникации и умение работать в команде при создании творческих проектов.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства, уважение к труду художника;
  • воспитывать активное эстетическое отношение к миру изобразительного искусства и окружающей действительности.

Программа «Изостудия юного художника» разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.4.; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196) на основе дополнительной общеразвивающей программы «Северные узоры».

Срок реализации программы - 13 дней.

Учебно-тематическое планирование рассчитано на 26 часов. Занятия проводятся ежедневно по 2 часа (1 час равен 30 минутам) с 10 минутным перерывом после 40 минут занятия. Продолжительность занятий установлена в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся в соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41.

Форма занятий - групповая. Программа рассчитана на обучение детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Группы формируются на основе интересов детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, без конкурсного отбора. Наполняемость – до 15 человек.

Методическое обеспечение программы

Основная задача данной программы – познакомить детей со спецификой профессии художника, дать представление о ее разнообразии, творческом характере, научить учащихся созданию собственных творческих художественных работ с применением различных художественных материалов. Решение данной задачи осуществляется в процессе проектной деятельности. На занятиях ребята коллективно работают над единым проектом – разработка и создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Работая над проектом (делая эскизы, наброски, иллюстрации к книге), ребята знакомятся со спецификой работы художника.

Дети узнают и практически выполняют то, чем занимается:

  • художник – иллюстратор;
  • художник – график;
  • художник – живописец;
  • художник – анималист;
  • художник по костюмам.

Перед выполнением художественных заданий, дети получат знания по теории: цветоведение, перспектива, композиция и материаловедение. При практической работе будут использованы различные художественные материалы (гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски и др.)

Образовательная деятельность осуществляется на основе деятельностного подхода и дидактических принципов:

  • принцип доступности;
  • принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
  • принцип наглядности;
  • принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
  • принцип интеграции.

На занятиях используются следующие методы обучения:  

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, просмотр видеоматериалов, показ приемов исполнений, иллюстраций, репродукций картин, наблюдение, работа по образцу);
  • практические (выполнение практических работ);
  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • активные методы обучения;
  • исследовательско-поисковый (самостоятельная творческая работа учащихся);
  • метод проблемного обучения: с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические);
  • игровые методы.

        В работе используются развивающее, дифференцированное обучение, технология проектной деятельности.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Помещение, в котором занимаются учащиеся хорошо освещено. Кабинет оборудован партами, стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. В кабинете 15 посадочных мест. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук.

Необходимые материалы и инструменты: карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей - карандаш, акварельная бумага и т.д.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • тематическое планирование;
  • таблицы «Законы композиции», «Элементы композиции», «Приемы композиции»;
  • диагностический инструментарий;
  • методические материалы (беседы, викторины, кроссворды и т.д.).

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

Прогнозируемые результаты реализации программы

К концу освоения краткосрочной программы, учащиеся

Знают:

  • понятия: иллюстрация, художник-иллюстратор;
  • понятия: «линия горизонта», «воздушная и цветовая перспектива», «композиция», «эскиз», «набросок»;
  • основы цветоведения (цветовой круг, теплые и холодные цвета, оттенки цвета, контрастные и родственные цвета, основные и составные цвета);
  • особенности различных художественных материалов, технику и приёмы работы ими.

     Умеют:

  • применять художественные материалы в творческих работах;
  • выполнять эскизную разработку вариантов рисунка;
  • выполнять задуманную творческую (проектную) работу с использованием различных художественных материалов и приёмов рисования;
  • работать команде при создании творческих проектов.

Механизм и критерии оценки освоения программы

Успешность и эффективность освоения программы (контроль учебных умений и навыков) оценивается по итогам работы учащихся над проектом. Критериями оценки являются:

- владение практическими умениями и навыками;

- креативность исполнения художественных работ.

Форма подведения итогов – презентация проекта.  

Учебный план

п/п

Раздел

      Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие. Разработка идеи проекта

(художник – иллюстратор)

1

0,5

0,5

2.

Тематическая композиция (художник – живописец)

4

1

3

3.

Изображение деревьев, чумов

(художник – график)

5

1

4

4.

Изображение животных и птиц

(художник – анималист)

7

1

6

5.

Изображение ненцев

(художник по костюмам)

8

1

7

6.

Презентация коллективного проекта «Создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце»

1

-

1

                                              Итого:

26

5

21

   

Содержание программы

Раздел № 1. Организационное занятие

(художник – иллюстратор)

Теория: Ознакомление с целями и задачами программы, содержанием деятельности творческой группы, с планом работы. Рассказ о профессии художника, разнообразии профилей и специализаций художников. Чем занимается художник, об истории возникновения первых рисунков.

Ориентировочное определение тем и направлений для выполнения учащимися коллективного проекта.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация изделий.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Художественные профессии, где пригодится навык рисования».

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование.

Методы контроля: наблюдение, беседа.

Раздел №2. Тематическая композиция

(художник – живописец)

Теория: Чем занимается художник – живописец. Понятие «цветоведение», цветовой круг, теплые и холодные цвета, оттенки цвета, контрастные и родственные цвета, основные и составные цвета. Понятия о линии горизонта, воздушной и цветовой перспективе.

Знакомство детей с содержанием текста и героями ненецкой сказки «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Композиция рисунка, выбор сюжетов для иллюстрирования.  

Понятие «тематическая композиция». Создание эскизов. Размещение изображения на плоскости листа бумаги, передача пространства, пропорций и основного цвета объектов. Передача смысловой связи между объектами композиции.

Практические занятия: выполнение набросков и эскизов для иллюстрирования сказки.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: таблицы «Законы композиции», «Элементы композиции», «Приемы композиции», наглядные пособия.

Материал и оборудование: бумага для акварели, карандаш, акварель, восковые мелки, масляная пастель, емкость для воды.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.

Раздел № 3. Изображение деревьев, чумов

(художник – график)

Теория: Художник – график. Мастер, работающий в одном контрастном цвете. Средства рисования художника-графика: карандаш, тушь.

Рисунок – вид графики. Знакомство с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом), понятиями «линейная перспектива», «натура», «эскиз», с правила работы с натуры, с геометрическим началом предметов.

Знакомство с приемами и способами изображения деревьев и чумов различными графическими материалами. Ознакомление с техниками рисования масляной пастелью, цветными карандашами и фломастерами.

Практические занятия: изображение деревьев, чумов.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия.

Материал и оборудование: бумага для акварели, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, цветными карандашами, фломастеры, ножницы по бумаге, клей – карандаш.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.

Раздел № 4. Изображение животных и птиц

(художник – анималист)

Теория: Художник-анималист. Выбор сюжетов для иллюстрирования, изображение северных животных и птиц в движении, разработка каждого образа с точной передачей особенности внешнего вида и пропорций. Знакомство с техникой работы графическими и живописными материалами.

Практическая работа: изображение северных животных и птиц в движении. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация готовых изделий, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия, фотографии, готовые творческие работы.

Материал и оборудование: акварельная бумага, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды.

Формы подведения итогов: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.

Раздел №5. Изображение ненцев

(художник по костюмам)

Теория: Художник по костюмам. Разработка образа.

Практические занятия: изображение ненцев и разработка эскизов одежды. 

Форма организации занятия: парная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия, репродукции.

Материал и оборудование: акварельная бумага, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, гуашевые краски, ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, анализ практических работ.

Раздел №6. Презентация проекта.

Презентация коллективного проекта «Как могучий орёл вернул ненцам солнце».

Тематическое планирование

к дополнительной общеразвивающей программе «Изостудия юного художника»

Тема занятия

Кол-во часов

Материалы

Организационное занятие (художник – иллюстратор)

1.

Рассказ о профессии художника, разнообразии профилей и специализаций художников. Просмотр презентации «Художественные профессии, где пригодится навык рисования».

Что такое иллюстрация. Художник-иллюстратор, определение тем и направлений для выполнения учащимися коллективного проекта.

1

Итого: 1:1/-

Тематическая композиция (художник – живописец)

1.

Выполнение набросков и эскизов для иллюстрирования книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце — ненецкая народная сказка»

2

Бумага для акварели, карандаш,  резинка стирательная, акварель, восковые мелки, масляная пастель, емкость для воды

2

Разработка эскиза обложки

2

Итого: 4: 1/3

Изображение деревьев, чумов (художник – график)

1.

Изображение деревьев

2

Бумага для акварели, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, цветными карандашами, фломастеры, ножницы по бумаге, клей – карандаш.

2.

Изображение чумов

3

Итого: 5: 1/4

Изображение животных и птиц (художник – анималист)

1.

Изображение северных животных в движении: олени, лисицы, голубые и белые песцы

2

Акварельная бумага, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды

2.

Изображение птиц в движении: гуси, утки, лебеди

2

3.

Изображение птиц в движении: орлы, ястребы, коршуны (двуглавый коршун)

3

Итого: 7: 1/6

Изображение ненцев (художник по костюмам)

1.

Изображение ненцев и разработка эскизов одежды 

2

Акварельная бумага, кисти, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, гуашевые краски, ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды

2.

Персонаж сказки: ненцы. Изображение одежды

2

3.

Персонаж сказки: ненцы-старики

2

4.

Персонаж сказки: купец

2

Итого: 8: 1/7

Презентация проекта.

1.

Презентация коллективного проекта «Создание книги «Как  могучий орёл вернул ненцам солнце»

1

Иллюстрированная книга «Как могучий орёл вернул ненцам солнце — ненецкая народная сказка»

Итого: 1: -/1

Итого: 26: 5/21

Список литературы для педагога

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 160.
  2. Пухова О.А. Маленький художник, или Рисую сам.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. – с.81-98.
  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак. пединститутов. -3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 2000. – С. 256

Рекомендуемая литература для детей и родителей:

  1. Неизвестный Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника. Записки разных лет. Письма. Переписка. Воспоминания о художнике / предисл. Юрия Норштейна. – М. : Красный пароход, 2011. - 448 с. : 256 ил. - ISBN 978-5-88149-502-2.
  2. Кузнецов Эраст. Звери и птицы Евгения Чарушина. - СПб. : Детгиз, 2012. - 192 с. : ил. - ISBN 978-5-8452-0323-6.
  3. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004. – С. 96
  4. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с   англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С. 96

Список необходимого материала

для реализации программы «Изостудия юного художника»

Материал

Количество

1

Папка «Бумага для акварели» формат А4

24 листа – 2 шт.

2

Акварельные краски

15 шт.

3

Гуашь

4 пачки*12цветов

4

кисти «Синтетика»

15 шт.

5

кисти «Щетинка»

15 шт.

6

Простой карандаш

15 шт.

7

Резинка стирательная

15 шт.

8

Цветные карандаши

15 наборов

9

Цветные восковые мелки

15 наборов

10

Пастель масляная

2 набора

11

Гелевая ручка с черной пастой

15 шт.

12

Фломастеры

15 наборов

13

Ножницы

15 шт.

14

Клей-карандаш

15 шт.

15

Емкость для воды

15 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа изостудия "Юный художник"

Дополнительная образовательная программа «ИЗО – студия» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы общекультурный. Главная  цель художественного образования – формирование ду...

Проект "Формирование творческой эмоционально-привлекательной образовательной среды и развитие жанра "Театр моды" через внедрение краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых"

Проект рассматривает возможность реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ как для детей, так и для взрослых в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного об...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»

Краткосрочная  дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Пластилиновый мир"

АННОТАЦИЯк краткосрочной программе Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа«Пластилиновый мир»Возраст, на который рассчитана программа – 6 - 10 летКоличество часов:...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» (стартовый уровень)

Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. Динамика здоровья за последние годы характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физи...

Доклад «Практика реализации краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Юный переводчик» на базе МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета» 2023

Доклад «Практика реализации краткосрочной дополнительной  общеразвивающей программы «Юный переводчик» на базе МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета» 2023...