Планировани уроков для 9 -11 класса.
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

Парукова Людмила Ивановна
Программы для биолога. Источник Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Plan_9-10_kl.rar18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное планирование 8 класс

Название темы

Кол-во часов

Дата

Наглядность

Понятия

Иметь

Уметь

Домашнее задание

1.

2.

3.

4.

5

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

 

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

 

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

Введение – 2 часа

Цели и задачи предмета. Методы изучения. Интеграция наук, изучающих природу человека. Происхождение человека и этапы исторического развития

Понятие о здоровом образе жизни. Охрана здоровья человека. Особенности человека как социальной сущности.

Л.р. №1 (12) «Антропометрический метод определения уровней роста и развития организма»

Человек как биологический вид  - 54 часа + 3 ч р.в.

Общий обзор строения и функций организма человека  -  6 часов

Клетка, ее строение, химический состав. Жизненные свойства.

Ткани, их строение. Л. р. №2(№1) «Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом" 

Свойства и функции тканей. Особенности тканей

Органы и системы органов.

Целостность организма человека

Обобщение

Согласованность функций системы органов в организме человека. Железы внутренней секреции  -  3 часа + 1 час р. в.

Общая характеристика желез внутренней секреции. Гормоны.

Регуляция функций организма

Особенности функционирования гипофиза, щитовидной, паращитовидной желез.

Поджелудочная железа, надпочечники, их гормоны.

Роль половых желез в развитии организма. Половое созревание.

Нервная система – 5 часов + 1 ч р.в

Строение и функции нервной системы.

Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Отделы нервной системы. Вегетативная нервная система, ее отделы и роль в регуляции функций внутренних органов.

Строение и функции спинного мозга. Л. р. № 3 (№10) «Изучение коленного рефлекса»

Строение головного мозга. Большие полушария головного мозга.

Гигиена нервной системы.

Органы чувств – 3 часа

Строение  и функции органа зрения. Гигиена зрения.

Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Л. р. №4 (№11) «Определение остроты зрения и слуха»

Органы равновесия. Хемосенсорная система (обоняние, вкус)

Опорно-двигательный аппарат - 6 часов

Строение и значение опорно-двигательного аппарата.

Строение и состав кости. Рост костей. Соединения костей. Строение сустава. Л. р. №5 (№2) «Изучение свойств декальцированной и прокаленной кости»

Скелет, позвоночник. Строение позвонков, их функции. Изгибы.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Л. р. № 6 (№3) «Первая помощь при переломах, растяжениях и вывихах»

Мышцы, их строение и значение. Основные группы мышц. Регуляция.

Работа мышц, утомление. Влияние физических упражнений на развитие ОДС. Закаливание.

Внутренняя среда организма. Кровь. Лимфа. Межклеточная жидкость.

( 6 часов)

Внутренняя среда организма. Состав крови. Функции крови. Л.р. № 7а (№4а) «Рассмотрение м/п мазка крови; сравнение эритроцитов крови человека и лягушки»

Лейкоциты, их строение и функции. И. И. Мечников. Открытие фагоцитоза.

Свертывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови.

Лимфа, лимфатические сосуды, узлы. Их значение.

Иммунная система. Иммунитет и его виды. Профилактика СПИДа.

Полугодовая контрольная работа

Сердечно-сосудистая система – 5 часов

Строение сердца. Работа сердца. Регуляция. Кровеносные сосуды, их виды

Круги кровообращения. Лаб. Раб. № 7 б (4 б) «Первая помощь при кровотечениях»

Артериальное давление. Гипотония, гипертония. Влияние физической нагрузки на работу сердца и сосудов.

Лаб. Раб. № 8 (5) «Определение пульса. Измерение кровяного давления»

Заболевания сердечно -  сосудистой системы, их профилактика.

Дыхательная система – 3 часа + 1 час р.в.

Значение дыхания. Строение органов дыхания.

Дыхательные движения.  Регуляция дыхания.. Газообмен в легких и тканях.  ЖЕЛ.

Лаб. Раб. №9 (6) «Проба Серкина – функциональная дыхательная проба». Гигиена органов дыхания.

Болезни органов дыхания. Искусственное дыхание. Влияние алкоголя и никотина на работу легких.

Пищеварительная система –6 часов.

Значение пищеварения. Строение органов пищеварения.

Пищеварительные железы: печень, поджелудочная, слюнные.

Пищеварение в ротовой полости.

Лаб. раб. № 10 (7) «Изучение действия ферментов слюны на крахмал»

Пищеварение в желудке. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание.

Режим питания. Гигиена питания. Рациональное питание.

Нормы питания. Лаб. Раб. № 11(8) «Определение норм питания. Составление пищевых рационов»

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления и их профилактика.

Обмен веществ и энергии – 4 часа

Характеристика обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.

Витамины и их значение. Сохранение их в пище.

Обмен органических веществ.

Водный и минеральный обмен веществ.

Выделительная система. Кожа – 4 часа.

Органы выделения. Строение выделительной системы. Механизм образования мочи.

Регуляция. Предупреждение заболеваний почек. Влияние никотина и алкоголя на работу почек.

Строение и значение кожи. Терморегуляция.

Кожные заболевания. Травмы кожи. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Гигиена. Лаб. Раб. № 12 (9) «Изучение тыльной и ладонной поверхностей кисти с помощью лупы. Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи»

Размножение и  индивидуальное развитие человека – 3 часа.

Значение размножения. Строение и функции органов размножения.

Оплодотворение. Развитие зародыша.

Возрастные периоды жизни человека.

Поведение и психика. Здоровье человека – 8 часов.

Поведение человека. Рефлексы. Возбуждение и торможение. Виды и функции торможения.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена сна.

Особенности ВНД. Внимание.

Память. Виды памяти.

Слово, речь, мышление.

Повреждение высшей нервной системы и их профилактика.

Здоровье человека и окружающая среда. Экскурсия в анатомический музей.

Годовая контрольная работа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Портреты ученых, схема.

Сантиметр, ростомер, напольные весы.

Таблица «Строение животной клетки», схема.

Таблица «Ткани», микропрепараты тканей, микроскоп

Таблица «Ткани»

Схема «Организм – единое целое»

Тесты

Таблица, иллюстрации

Таблица, схема гормонов

Таблица, схема гормонов

Таблица, схема гормонов, тесты

Таблица, схема

Схема рефлекса, таблица

Таблица, схема

Таблица, молоточек медицинский.

Муляж головного мозга, таблица.

Таблица, муляж глаза.

Таблица.

Таблица. Тесты.

Таблица, схемы.

Набор костей, таблица, лабораторное оборудование.

Таблица

Таблица, бинт, шина.

Таблица, схемы.

Таблица.

Таблица, м/п крови лягушки и человека, микроскоп.

Таблица, портрет ученого, схема.

Схемы.

Таблица.

Таблица, схемы.

Тесты.

Таблица.

Таблица. Лабораторное оборудование.

Схема.

Тонометр, фонендоскоп.

таблица  

Таблица

Таблица, схема.

Лабораторное оборудование

Таблица. Схемы.

Таблица.

Таблица, муляж.

Таблица, схема, лаб. оборудование.

Таблица

Схема. таблицы.

Схемы.

Схемы, таблицы

Схема

Рисунки, схема.

Схема.

Схема.

Таблица

Схема

Схема, таблица

Таблица

Лабораторное оборудование. Таблица

Таблица

Таблица

Таблица, схема.

Схема

Схема.

Схема.

Схема.

Схема.

Таблица.

Натуральные объекты.

Тесты.

Анатомия, физиология, гигиена, экология, генетика, эмбриология, психология, антропология, гистология, цитология, социология.

Антропометрический метод.

Органоиды клетки, пиноцитоз, фагоцитоз, свойства клетки

Хромосомы

Ткань: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная

Гистология.

Орган, система органов, функциональная система, генотип

Гормоны, гипофиз, эндокринные, экзокринные, гипоталамус, адаптация, гомеостаз, норадреналин, адреналин, тироксин, инсулин, кальцитонин, глюкогон, эстроген, андроген, базедова болезнь, гипогликемия, гигантизм, акромегалия.

Аксон, дендрит, нейрон, миелин, соматическая, автономная, нейроглия, синапс, медиатор.

Рефлекс, рефлекторная дуга, электроэнцефалограмма, симпатический, парасимпатический.

 Болезнь Дауна, водянка, менингит.

Анализатор, оболочки, сетчатка, белочная, сосудистая, радужка, зрачок, хрусталик, рецептор.

Конъюнктивит, адаптация, аккомодация. Бинокулярное зрение. Евстахиева труба. Бинауральный слух.

Активная часть, пассивная, надкостница, остеоциты, коллаген, сустав.

Швы, хрящи.

Лордоз, кифоз, сколиоз.

Растяжение, вывих, перелом.

Сердечные, скелетные, гладкие, миофибриллы, сухожилия, пассивный, активный отдых, тонус, атрофия, утомление, сила, синергисты, антагонисты, абдукторы, аддукторы, ротаторы. мышечная координация.

Кровь, плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, свертывание, рана, гепарин, фибринолизин, тромб, донор, реципиент, резус-фактор, агглютинация, иммунитет, фагоцитоз, прививка, сыворотка, , лимфоциты, микрофаги, макрофаги, базофилы, эозинофилы, нейтрофилы, моноциты, антигены, антитела. Лимфа, т-лимфоциты, в - лимфоциты

Основные понятия по темам.

Предсердие, желудочек, полулунные клапаны, створчатые. Перикард, эндокард, миокард, эпикард. Аорта, артерия, вена, капилляры.  Автоматия.

Гипотония, гипертония, тонометр, фонендоскоп, гиподинамия.

Артериальный пульс.

Систола, диастола, сердечный цикл.

Инфаркт.

Голосовые связки. Альвеолы, плевральная полость, плевральная жидкость. Сурфактант.

ЖЕЛ. Чихание, кашель.

Гипоксия, кессонная болезнь, клиническая смерть, реанимация.

Грипп, туберкулез, курение. Пневмония, плеврит, астма. Бронхит, трахеит, ларингит.

Пищеварение, пищеварительные железы,

Муцин, лизоцим, ферменты, птиалин, мальтаза.

Клетки: добавочные, обкладочные, главные. Соляная кислота, ферменты, слизь. Пепсин.  Трипсин, амилаза. Сфинктеры.

Нормы питания. пищевые рационы.

Гельминтозы, ботулизм, дизентерия, гастрит, панкреатит, язва.

Метаболизм, катаболизм, анаболизм.

Бери-бери, цинга, рахит, куриная слепота. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Белки, жиры, углеводы. Глюкоза, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты.

Нефрон, мальпигиевы клубочки, корковое вещество, мозговое вещество, капсула.

Цистит, пиелонефрит.

Эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка. терморегуляция, дрожь.

Панариций. Дерматит, дерматолог.

Рецепторы, тактильные, холодовые рецепторы.

Онтогенез, хромосомы, первичные, вторичные половые признаки.

Оплодотворение. Эмбриогенез.

Половое созревание.

Овуляция. Поллюции. Плацента

Рефлекс, рефлекторная дуга. возбуждение, торможение.

Эндогенные, экзогенные ритмы. Макроритмы. Хронобиология. Фазы сна.

Непроизвольное, произвольное.

Долговременная, кратковременная, оперативная.

Логическое, абстрактное.

Устная, письменная речь.

Биотические, абиотические факторы, антропогенные факторы.

Знания о предмете изучения данных наук

Этапы исторического развития человека

Понятие о антропометрическом методе определения и его значении для человека

Особенности строения и основные процессы жизнедеятельности клетки,  ее химический состав, особенности строения и функции тканей, органов и систем

Основные понятия по теме.

Знания  о строении и функциях желез внутренней секреции, выделяемые гормоны. Их действие на организм. Заболевания желез внутренней секреции.

Строение нервной системы, функции органов нервной системы.

Строение вегетативной нервной системы.

Строение головного и спинного мозга.

Заболевания нервной системы и их причины.

Строение и функции органов чувств, заболевания органов чувств. Предупреждение заболеваний органов чувств.

Строение и функции ОДС, особенности организма, обусловленные трудовой деятельностью и прямохождением.

О приемах оказания первой помощи при нарушениях ОДС.

Строение и функции основных групп мышц, работа мышц, виды мышц.

Основные понятия по теме.

Строение, состав и функции крови, значение крови, роль клеток крови в организме. Особенности клеток крови человека и лягушки. Группы крови.

Понятие об иммунитете, его механизм, пути передачи СПИДа.

Знания о строении сердца и сосудов, их функциях.

О видах кровотечений, оказание первой помощи.

Определение понятий: пульс, давление. О влиянии физ. нагрузки на сердце и сосуды.

Меры предупреждения ССЗ.

Строение, значение дыхательной системы, виды дыхательных движений, способы регуляции дыхания.

Знания о предупреждении заболеваний органов дыхания. влиянии вредных привычек на органы дыхания и их последствия.

Строение и значение пищеварительной системы, виды и значение желез, процессы пищеварения в различных отделах ЖКТ.

Меры по предупреждению заболеваний ЖКТ. Нормы питания.

Значение питательных веществ для организма, содержание их в пищевых продуктах.

Определение понятий пластического и энергетического обмена, виды и значение витаминов, симптомы заболеваний при авитаминозах.

Сущность процесса обмена веществ.

Строение и значение выделительной системы для организма. Механизм образования мочи.

Строение и значении кожи. Виды кожных заболеваний. Меры по предупреждению заболеваний кожи.

Способы оказания первой помощи при повреждениях кожи.

Строение и функции органов размножения. Значение размножения. Процессы оплодотворения и внутриутробного развития.

Особенности возрастных периодов жизни человека.

Особенности ВНД: память, мышление, внимание, речь.

Виды особенностей ВНД.

Повреждения высшей нервной системы, меры по предупреждению повреждений ВНД.

Давать четкие определения новым понятиям.

Находить черты сходства и отличия между млекопитающими и человеком, использовать антропометрический метод

Распознавать на таблице органоиды клетки, органы, системы органов, связывать их строение  с выполняемыми функциями.

Уметь распознавать на таблицах и муляжах, по описанию –болезни определять какого гормона не хватает и какая железа его выделяет.

Распознавать на таблице части нервной клетки, отделы спинного и –головного мозга. Работать с муляжами. Оформлять лаб. Работу.

Распознавать органы чувств на таблицах, муляжах, отделы органов чувств находить и определять их функции.

Соблюдать правила гигиены.

Распознавать виды костей, типы соединения костей, кости скелета человека по таблице.

Выполнять и оформлять лаб. работу.

Оказывать первую помощь при повреждении костей.

Распознавать основные группы мышц.

Объяснять влияние труда и спорта на организм. Объяснять взаимосвязь скелета и мышц.

Определять по таблице клетки крови, работать с микроскопом.

Объяснять механизмы фагоцитоза, иммунитета и свертывания крови.

Соблюдать меры предосторожности по предупреждению СПИДа.

Объяснять по таблице строение сердца, отличать кровеносные сосуды друг от друга, по строению определять функцию сосудов. показывать круги кровообращения. Уметь оказать первую помощь при повреждении сосудов, определять пульс и давление.

Ориентироваться по таблице, объяснять процессы внешнего и внутреннего дыхания, выполнять и оформлять лабораторные работы.

Соблюдать правила гигиены органов дыхания.

Определять на таблице органы пищеварения, пищеварительные железы.

Объяснять процессы пищеварения в разных отделах пищеварительного тракта.

Определять нормы питания, составлять пищевой рацион.

Соблюдать правила гигиены, предупреждать пищевые отравления и заболевания органов пищеварения.

Давать определения понятиям, характеристику обмену веществ, сохранять витамины в пище.

Объяснять процессы водного и солевого обмена.

ориентироваться по таблице. Объяснять механизм образования первичной и вторичной мочи. соблюдать правила личной гигиены.

Оказывать первую помощь при повреждениях кожи.

Выполнять и оформлять лабораторную работу.

Ориентироваться по таблице. Объяснять связь строения с выполняемой функцией.

Определять вид рефлекса, строить рефлекторную дугу.

Давать определения основным понятиям по теме.

Предупреждать заболевания нервной системы.

Работать с тестами.

П.32

П.33

П.33

П.34-35

П.35

П.36

П.37-38

П.39

П. 39

П.40

П.40

П.41

П.41

П.42

П.42

П.42

П.43

П.44

П.43

П.43

П.45

П.46

П.47

П.48

П.49

П.50

П.51

П.10-11

П.55, 15

П.12

П.13

П.14

П.16-17

П.59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков химии 10 класс 1час/нед

Тематическое планирование уроков химии в 10 классе из расчета 1 час в неделю по учебнику О.С.Габриеляна (базовый уровень)....

Планирование уроков химии 8 класс. Авторы учебников: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Календарно - тематическое планирование составлено на основе программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных  учреждений (базо...

Планирование уроков химии 9 класс по учебнику авторов: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Планирование составлено на основе программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных  учреждений (базовый уровень). Автор: Н.Н. Гара,...

Модульное планирование уроков химии 10 класс (базовый уровень - авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

Планирование составлено на основе: 1) программы   курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11классов общеобразовательных  учреждений (базовый...

Планирование уроков химии 11 класс к учебнику авторов:Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана

Планирование составлено на основе программы  курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11классов общеобразовательных  учреждений (базовый уровень). Авто...

Тематическое планирование уроков ОБЖ, 5 класс

Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...

Тематическое планирование уроков ОБЖ, 6 класс

Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...