Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (9 класс) по теме:
    Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"

    Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка урока биологии в 9 классе.

    Тема урока:          Особенности селекции растений.

    Цели урока:     1. Углубить знания учащихся о селекции растений; сформировать у них знания об основных методах селекции растений; раскрыть значение работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений.

    2. Познакомить учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений.

    3. Показать основополагающую роль общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики.

    Средства обучения: ИКТ (компьютер, проектор, экран, диск с презентацией), учебник, тетрадь с печатной основой, рабочая тетрадь учащихся.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке вы узнаете много важного и интересного об основных особенностях селекции растений и вкладе отечественных ученых-селекционеров в развитие селекции как науки.

    1. Проверка знаний.
    1. Фронтальный опрос (экспресс-опрос).

    Дать определения понятиям:

    1. Селекция – это…
    2. Сорт – это…
    3. Порода – это…
    4. Штамм – это…
    5. Гибридизация – это…
    6. Гетерозис – это…
    7. Полиплоидия – это…
    1. Комментированный ответ (работа по тетради с печатной основой, тетрадь одного ученика взять на проверку для оценивания, а остальные учащиеся комментируют с места).
    1. стр. 55 №4

    Что такое искусственный отбор? Заполните таблицу.

    Особенности искусственного отбора.

    Направления искусственного отбора.

    Цели и задачи

    Используемые приемы.

    1. стр. 55 № 5

    Почему гетерозис широко используется в сельском хозяйстве?

    Актуализация знаний учащихся о культурных растениях и многообразии их сортов.

    1. Изучение нового материала.

            В настоящее время выращивается более 3 тысяч видов пищевых, лекарственных, волокнистых, красильных, эфиромасличных и декоративных растений. Почти все они ведут начало от дикорастущих предков.        Все это стало возможным благодаря селекции растений.

    План изложения нового материала.

    1. Культурные формы растений как результат длительного искусственного отбора и целенаправленной работы селекционеров. Отличие культурных форм растений от их древних прародителей. История введения растений в культуру на примере фасоли и пшеницы. (Беседа с опорой на примеры учебника, слайды презентации).
    2. Сочетание разнообразных методов селекции как основа создания новых форм культурных растений. Значение полиплоидии. Характеристика основных полиплоидных культур. Самопроизвольное и искусственно полученные полиплоиды растений и их значение в жизни человечества. (Рассказ с демонстрацией слайдов презентации).
    3. Искусственная гибридизация как наиболее часто используемый метод в селекции пищевых, технических и декоративных растений. Капустно-редечный межвидовой гибрид как результат экспериментальной полиплоидии. Гибрид тритикале как основа для создания сортов пшеницы с высокой морозостойкостью. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и тетрадью с печатной основой, беседа, выполнение заданий № 2, № 3).

    1) стр. 56 № 2.

    Заполните схему.

     

    2) стр. 57 № 3.

    Отметьте особенности полиплоидных растений.

    4. история развития селекционной работы в России. Отбор лучших сортов, выращиваемых в крестьянских хозяйствах. Как основной метод первого этапа. Совершенствование технологии гибридизации, разработка принципа отбора родительских пар и др. Метод ступенчатой гибридизации как способ получения яровой пшеницы саратовская – 29 и др. (Беседа с демонстрацией изображений сортовых культурных растений).

    Селекция растений имеет давнюю и интересную историю. Теоретической основой селекции растений является генетика, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.

    1. Закрепление знаний о методах селекции растений и их значении для практической  работы, вклад русских ученых-селекционеров в создание новых сортов культурных растений. (Обобщающая беседа).

    3) стр. 57 № 4.

    Обозначив латинской буквой n генотипы исходных форм культурных растений, запишите количество хромосом, которые характерны для полиплоидов:

    а) трипдоидная сахарная свекла –                    г) гексаплоидный овёс -

    б) пшеница гексаплоидная –                             д) диплоидная земляника - .

    в) тетраплоидный картофель –

    Вопросы для беседы:

    1. Какие задачи решает селекция растений?

    2. Охарактеризуйте основные методы, которые применяются в селекции растений?

    3. Что собой представляет гетерозис, и каким образом его можно получать?

    4. Какова результативность массового отбора растений?

    IV. Домашнее задание: изучить §28 учебника, выполнить задания в конце параграфа и задания 5-6 в рабочей тетради.

    Творческое задания:

    1. Подготовить сообщения о вкладе русских ученых-селекционеров в развитие селекции растений.

    2. Ответить на вопрос: почему применение искусственного мутагенеза может помочь быстрому решению какой-либо селекционной задачи? 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: «Селекция растений» Задачи: Дать характеристику основным методам селекции растений Генетика и селекция

    Слайд 2

    Основными методами селекции растений были и остаются гибридизация и отбор. Различают две основные формы искусственного отбора: отбор массовый и отбор индивидуальный . 1. Отбор. Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений, таких, как рожь, кукуруза, подсолнечник. При этом выделяют группу растений, обладающих ценными признаками. В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя даже от одного материнского растения обладает уникальным генотипом . С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. Индивидуальный отбор эффективен для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией . Чистая линия — потомство одной гомозиготной самоопыленной особи. Основные методы селекции растений

    Слайд 3

    1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. 2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией . 3. Естественный отбор играет определяющую роль, так как на любое растение в течение всей его жизни действует целый комплекс факторов окружающей среды. 1-3. Искусственный и естественный отбор

    Слайд 4

    Естественный отбор Аутбридинг (неродствен-ное скрещивание) Перекрестно-опыляемые растения (рожь, кукуруза, подсолнечник) Самоопыляемые растения (пшеница, ячмень, горох) Инбридинг (близкород - ственное скрещивание) Искусственный отбор Массо-вый отбор Индиви-дуальный отбор Отбор Гибридизация Чистая линия – потомство одной гомозиготной самоопыленной особи Основные методы селекции растений

    Слайд 5

    4-5. Инбридинг, эффект гетерозиса 5. Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы. 4. Инбридинг (близкородственное скрещивание ) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!

    Слайд 6

    Гипотеза доминирования - гетерозис зависит от количества доминантных генов в гомозиготном или гетерозиготном состоянии: чем больше пар генов будут иметь доминантные гены, тем больше эффект гетерозиса Гипотеза сверхдоминирования - гетерозиготное состояние по одному или нескольким парам генов дает гибриду превосходство над родительскими формами (сверхдоминирование) AAbbCCdd x aaBBccDD AaBbCcDd АА х аа Аа Объясняют эффект гетерозиса две гипотезы: 4-5. Инбридинг, эффект гетерозиса

    Слайд 7

    Перекрестное опыление самоопылителей дает возможность сочетать свойства различных сортов Например, при создании новых сортов пшеницы поступают следующим образом: У цветков растений одного сорта удаляются пыльники Растения двух сортов накрываются общим изолятором Рядом в сосуде с водой ставятся растения другого сорта В результате получают гибридные семена Перекрестное опыление самоопылителей используется с целью получения новых сортов 6. Перекрестное опыление самоопылителей

    Слайд 8

    Полиплоидия. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы. 7. Полиплоидия Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином . Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.

    Слайд 9

    В 1924 году советский ученый Г.Д.Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид . Он скрестил редьку (2 n = 18 редечных хромосом) и капусту (2 n = 18 капустных хромосом). У гибрида 2 n = 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но он стерилен, не образует семян. С помощью колхицина Г.Д.Карпеченко получил полиплоид, содержащий 36 хромосом, при мейозе редечные (9 + 9) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (9 + 9) с капустными. Плодовитость была восстановлена. Таким способом были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др. 8. Отдаленная гибридизация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейства Паслёновые и Бобовые растения»

    Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейства Паслёновые и Бобовые растения» Цель:Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений  класса ...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"

    Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини ...

    разработка урока биологии в 9 классе по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"

    конспект урока + презентация по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"...

    Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Растения. Водоросли"

     Тип урока: Урок усвоения новых знанийСтруктура урока включает в себя следующие элементы: 1. Организационная часть.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся...

    Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Определение пола. Наследование, сцепленное с полом»

    Урок, показывающий сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизирующий знания об особенностях половых хромосом, аутосом....

    Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Бесполое размножение"

    Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Бесполое размножение" по программе Н.И. сонина (концентрическая программа).Представлена технологическая карта, лист самооценки,карты-лото, а так...