Значение грибов в природе и жизни человека.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Обощающий урок по теме "Грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_biologii_v_6_klasse.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе

Царство грибов.

Тема урока: Значение грибов в природе и жизни человека.

Цель урока:  Выпуск «газеты», состоящей из опорных схем, в ходе изучения нового материала.

Задачи:

         

образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с ролью грибов в природе и хозяйственной деятельности человека;
  2. Формировать у школьников умение работать с учебником и дополнительной литературой и находить необходимые сведения;
  3. Закрепить знания биологических понятий и терминов по теме «Грибы»

развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группе.

воспитательные:

  1. Способствовать формированию чувства ответственности перед одноклассниками в групповой работе.

Оборудование:

  1. Таблицы по теме «Грибы» («Шляпочные грибы», «Плесневые
  2.     грибы», «Грибы – паразиты»).
  3. Коллекция муляжей шляпочных грибов;
  4. Плодовые тела трутовиков;
  5. Кусочки хлеба с плесенью.

Ход урока

I. Организационный момент.

 Постановка цели и задач урока.

  Вводное слово  учителя:

- Мы  завершаем  изучение царства грибов. На прошлых уроках вы познакомились с особенностями их строения, жизнедеятельности, классификацией, убедились в том, что грибы отличаются большим многообразием. Подтвердите это цифрой.

  Ответ ученика:

-  В настоящее время ученым известно около 100 тыс. видов грибов, каждый  вид представлен большим числом  особей. Грибы широко распространены в природе.  

   Учитель:

-   В связи с этим грибы  имеют большое значение в природе и жизни                            

человека. Вот это мы и выясним сегодня на уроке. Наш урок необычный. Мы с вами – сотрудники редакции газеты  и готовим ее очередной номер, посвященный грибам. В газете несколько отделов, каждый  отдел  

подготовил свою статью. Сейчас мы будем знакомиться с результатами  

вашего труда.

II.  Актуализация  и воспроизведение  знаний  по теме «Грибы».

 

1)  Учитель:

- Чтобы наша газета давала читателям полную информацию, необходимо в  ней поместить общие сведения о грибах. Эта статья готова, отпечатана, но вот беда – компьютерный  вирус стер некоторые слова. Помогите, пожалуйста, восстановить текст.

2)Ученики  выполняют письменное задание : вставить пропущенные слова.

 

        






Грибы обитают всюду, где  имеются ________________  вещества. По характеру  питания  их  делят на две группы: ______________  и ____________. Грибы- _____________ питаются органическими веществами



мертвых тел . Грибы- ______________ питаются за счет живых организмов.



     



Тело гриба похоже на ветвящиеся нити, которые образуют  ______________



или __________________.  __________________  может быть  одноклеточной



с большим числом ядер, но чаще _______________ бывает многоклеточной. В состав клеточной оболочки  грибов  входит  органическое вещество   ____________,  характерное для животных.





 Размножаются грибы при помощи специализированных  клеток - ________,



кусочками  ______________. Могут образовывать  ____________ тела. Шляпочные грибы с корнями деревьев вступают в ____________, принося друг другу пользу. При этом между корнями дерева и грибницей образуется __________________ или  ______________________.


3. Фронтальная проверка письменного задания (учитель читает текст, ученики устно заполняют пробелы – вставляют пропущенные термины.

III. Изучение новой темы.

Учитель:

- Наша редакционная коллегия начинает свою работу. Приступаем к презентации ваших газетных статей.

  1. Статья отдела промышленности.

     А. Использование плесневых грибов в промышленности.

        Б. Биотехнология.

        В. Использование дрожжей.

  1. Статья отдела медицины и здравоохранения.

        А. Открытие пенициллина.

        Б. Плесневые грибы - медицине.

  1. Статья отдела лесного хозяйства.
  2. Статья отдела сельского хозяйства.
  3. Отдел организации досуга.

        А. «Тихая охота».

        Б. Кроссворды, загадки.

        В. Кулинарная страничка.

        Г. Искусственное разведение грибов.

        Д. Это интересно.

        В ходе презентации дети по группам делают сообщения на темы, выбранные ими до урока на основе добровольности и личного интереса.

        По мере выступления детей  на доске размещаются опорные схемы, выполненные ими при подготовке к уроку. К концу урока из опорных схем создается «газета» под заголовком «Значение грибов в природе и жизни человека».

  1. Подведение итогов работы, оценка деятельности учеников.
  2. Элементы закрепления знаний.
  3. Фронтальная беседа по вопросам:
  1. В сосновом бору обычно встречается много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему?
  2. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы?
  3. С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб?
  4. Какие грибы лечат?
  5. Какие грибы выращивает человек?
  6. За какие качества гриб получил название трутовик?
  7. Какой гриб поражает картофель?
  8. Какие грибы паразитируют на злаках ?
  9. Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности?
  10. Какие грибы приносят вред деревьям?

  1. Домашнее задание: стр. 36  - «Роль грибов…», стр.  40 – 42, параграф 10.

Отдел лесного хозяйства.

        Большой вред лесному хозяйству и деревообрабатывающей промышленности наносят дереворазрушающие грибы. Они уничтожают лес на больших площадях, а также от 10 до 20% всей древесины, которую заготавливает человек. Они разрушают деревянные постройки, шпалы, фанеру.

        Наиболее злостным вредителем леса является гриб – трутовик. Его грибница разрушает древесину. В стволе дерева образуется дупло, он становится хрупким и ломким. Долгое время трутовик себя не обнаруживает, пока на поверхности ствола не появятся его плодовые тела в форме копыт. Спасать это дерево поздно, но можно уберечь соседние деревья от  заражения спорами трутовика. Для этого надо удалить плодовые тела со ствола больного дерева и сжечь их.

        В древности плодовые тела трутовиков применяли для изготовления трутов для высечения огня, отсюда и название гриба.

        Было и еще одно экзотическое применение трутовика. Нижний слой плодовых тел отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали и отбивали молотком. Получался похожий на кожу материал. Из такой «кожи» шили шапки и даже шубы.

        Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе. С их помощью разлагаются остатки растений и животных, почва при этом обогащается перегноем и минеральными солями. Ее плодородие повышается.

Отдел сельского хозяйства.

        Не все грибы приносят пользу. Многие из них весьма вредны. Наиболее известны грибы – паразиты растений. Их грибница разрушает стебли, листья, плоды и даже семена. Порча сельскохозяйственной продукции и потери урожая от них настолько велики, что борьбой с ними занимаются специальные государственные учреждения, а с некоторыми  - даже международные организации. Существует наука, изучающая болезни растений, вызванные грибами – фитопатология.

        Наибольший вред сельскому хозяйству приносят пыльная головня и спорынья, поражающие хлебные злаки. Помидоры и картофель страдают от фитофторы. Урожай яблок снижается от грибов – паразитов, вызывающих плодовую гниль. Мучнистая роса, серая гниль поражают ягодные культуры: крыжовник, землянику и др.

        Чтобы защитить растения от грибов-паразитов, их опрыскивают или протравливают семена специальными химическими веществами.

Отдел организации досуга.

        Есть в народе такая примета: нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья – отправляйтесь в лес за грибами. Но в это время грибов немного, тем приятнее их отыскать. Настоящие же грибы пойдут ближе к осени, когда окутает туман своими клубами речушки и овраги. Вот когда раздолье для грибников! «Тихой охотой» называют сбор грибов.

        Отправляясь за грибами, надо помнить простые правила:

  1. Собирайте только молодые не червивые плодовые тела. Старые плодовые тела могут быть ядовитыми.
  2. Нельзя собирать грибы вблизи автодорог, химических и других промышленных предприятий, загрязняющих вредными веществами окружающую среду. Плодовые тела грибов могут накапливать эти вещества.
  3. Собирайте только съедобные грибы. Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не брать.
  4. Чтобы не повредить грибницу, тело гриба, выкручивайте плодовые тела или срезайте ножом.

        Среди шляпочных грибов встречаются грибы – двойники.  Есть двойник у белого гриба – это очень ядовитый желчный гриб. Встречаются ложные лисички, ложные опята. У шампиньона двойником является бледная поганка. С ними надо быть очень осторожными.

        В нашей газете мы поместили кроссворд, в котором спрятаны названия грибов. Попробуйте его разгадать на досуге. А сейчас попробуйте узнать, о каких грибах идет речь в загадках.

  1. Я – мечта всех грибников. Расту в березовых рощах, в сосновых борах, в дубовых и еловых лесах. В одиночку растем мы редко. Я – красивый и крупный гриб, меня еще называют царем грибов.

Под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею

Найден первый…

  1. Мы растем в смешанных лесах. Нас можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь среди нас червивые грибы.

Ходят в рыженьких беретах

Очень дружные сестрички.

Осень в лес приносят летом.

Золотистые …

  1. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже при  длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы моего яда использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

        Почему нам так нравятся грибы? Во-первых, они вкусные. Во – вторых, полезные. Грибы содержат до 40% белков, 10-15% углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины А, В, С, РР, D, микроэлементы (медь, йод, цинк и др.) На нашей кулинарной страничке мы предлагаем вам рецепт грибной запеканки. Приготовьте, очень вкусно!

        

        С некоторыми шляпочными грибами надо быть очень внимательным и осторожным.

        С 16 века известен культ священных мексиканских грибов, которые обладают опьяняющим и наркотическим действием. Съеденные человеком сырые грибы вызывают галлюцинации, веселость, возбуждение, фантастические видения. Позднее удалось выяснить, что это грибы из рода псилоцибе. Сейчас из них выделено вещество псилоцибин, которое применяют в психиатрии. А у нас встречается гриб мухомор, который обладает таким же галлюциногенным действием.

        И еще одна интересная информация. В бразильских джунглях живет гриб, который растет буквально по минутам. Он появляется из белого упругого  «яйца»,которое прямо на глазах увеличивается, трескается и распадается на две половинки. Из них появляются ярко-оранжевая шляпка на длинной белой ножке. Каждые 2 минуты эта ножка увеличивается на сантиметр. За 2 часа гриб вытягивается на полметра в высоту. Тогда из-под шляпки внезапно выскакивает белое покрывало и окружает ножку. Тотчас же от гриба начинает распространяться сильный запах падали, который привлекает массу жуков и бабочек. С наступлением темноты гриб светиться ярким зеленоватым цветом. К утру гриб умирает, оставляя после себя лишь небольшой комочек слизи. Этот  гриб называется диктиофора или «дама под вуалью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Тема: «Значение бактерий в природе и жизни человека» 7-е классы

Тема:«Значение бактерий в природе и жизни человека»...

"Значение бактерий в природе и жизни человека"

Заключительная часть презентации по теме "Бактерии". Может быть использована на уроках в 5 (по ФГОС), 6, 9, 10 кдассах, а также при подготовке к ЕГЭ....

Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.

Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека"

Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека" может быть использован при организауии трансформированных уроков биологии....