Урок по теме "прокариоты"
методическая разработка по биологии по теме

Данный урок по биологии проводится в группах, обучающихся в учреждениях СПО по специальности "технология продукции общественного питания". Материал урока включает как общие сведения о прокариотах, предусмотренные программой по общей биологии, так и профессионально значимые, касающиеся значения бактерий в питании человека. На уроке используются разнообразные методы обучения, но преобладающим является групповой учебный проект и коллективная деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_uroka_-.doc958.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГОУ СПО «Аграрный техникум р.п. Сапожок» имени Д.М.Гармаш

План-конспект

открытого урока

по биологии

«Прокариоты»

18.11.2010г

Группа 32 (1 курс, специальность «повар»)

Разработала и провела:

преподаватель биологии

Шилкина И. В.

Сапожок 2010


Тема урока:             Прокариоты

Тип урока:    формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный урок с использованием учебного проекта и элементов игры-соревнования

Методическая цель урока: активизация познавательной самостоятельности обучающихся в приобретении профессионально значимых знаний путем использования деятельностного подхода в обучении (метода учебного проекта)

Цели урока:

  1. образовательная:   сформировать представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы, познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека
  2. развивающая:   развитие самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического мира, формирование навыков работы с различными  источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, анализировать
  3. воспитательная:   формирование ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.

Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа, учебный проект

Оборудование:

  1. Названия органоидов эукариотической и прокариотической клеток
  2. Раздаточный дидактический материал (на столах):
  • рисунок «Строение бактериальной клетки»
  • таблица «Строение эукариотической и прокариотической клеток»
  • «Виды бактерий»
  1. Настенный плакат «Строение бактерии и сине-зеленой водоросли»
  2. Плакаты - стенгазеты «Нормальная микрофлора человека», «Продукты питания, приготовленные с использованием бактерий», «Бактерии, вызывающие пищевые заболевания» (подготовленные обучающимися)
  3. Сведения о бактериях для творческого задания («молочнокислый стрептококк», «кишечная палочка», «золотистый стафилококк»)
  4. Листы бумаги, карандаши, фломастеры для выполнения творческого задания
  5. Тесты для домашнего задания


Х О Д         У Р О К А

1 Оргмомент

Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад.

2. Повторение ранее изученного с направленностью на новый материал.

Преп.: Ребята, на прошлых уроках мы изучали с вами строение растительной и животной клеток, говорили об органоидах клетки.

Сейчас я буду зачитывать вам описание или назначение органоида в клетке, а вы называйте его.                  

(Названия органоидов прикрепляются в столбик на доску)

  1. Отграничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды.

клеточная оболочка

  1. Внутренняя полужидкая среда клетки

цитоплазма

  1. Система полостей и трубочек, участвующая в транспорте различных веществ и синтезе белков

эндоплазматическая сеть

  1. Округлые органоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляющие синтез белков

рибосомы

  1. Двухмембранные органоиды, являющиеся «силовыми станциями» клеток

митохондрии

  1. Органоид, состоящий из сложенных стопкой плоских полостей, участвующий в хранении и выведении веществ

аппарат Гольджи

  1. Органоиды, присущие только растительным клеткам, придающие им окраску и выполняющие важнейшие разнообразные функции

пластиды

  1. Непостоянные структуры цитоплазмы, в которых содержаться запасные вещества

включения

  1. Разнообразные выросты (жгутики, реснички), помогающие клетке передвигаться

органоиды движения

  1. Важный центр клетки, в котором храниться вся наследственная информация клетки

ядро

  1. То, чем ядро отделено от клетки

ядерная оболочка

  1. Внутренняя среда ядра

ядерный сок

  1. Длинные и тонкие нити ДНК, в которых в виде триплетов нуклеотидов записана информация о строении белков клетки

хромосомы

  1. Округлые тела, в которых синтезируются рибосомы

ядрышки

Молодцы. Вы показали хорошие знания


3. Изучение нового материала

Актуализация приобретаемых знаний

Преп.: Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение клеток растений и животных.

Но наш сегодняшний урок посвящен другим, совершенно удивительным созданиям.

  • Именно с них начинается история развития жизни на Земле
  • Более того, почти 2 миллиарда лет они господствовали на нашей планете
  • Да и сейчас они неплохо освоились в современных условиях
  • Французский ученый 19 века Луи Пастер (именно он придумал пастеризацию) сказал о них: «…этим бесконечно малым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе»
  • Человек использует их в производстве масла, сыра, различных кисломолочных продуктов, квашеной капусты и других продуктов
  • Эти организмы помогают очищать загрязненную воду
  • И в то же время они вызывают опаснейшие заболевания – дизентерию, брюшной тиф, сальмонеллез и другие

Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?

Обуч. :    О бактериях

Объяснение преподавателем нового материала

Преп.: Совершенно верно. Ученые выделяют их в особую группу – прокариоты.

Запишите, пожалуйста тему сегодняшнего урока «Прокариоты» (записывают число и тему)

Дело в том, что по строению клетки все живые организмы  делятся на ядерные организмы – эукариоты и доядерные – прокариоты, основными представителями которых являются бактерии, а также сине-зеленые водоросли.

Вывешивается схема:

На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со строением прокариот, прежде всего бактерий, их многообразием и значением в жизни человека. Особенно в том, что связано с питанием человека. Сделаем мы это по следующему плану (записан на доске):

  1. Строение прокариот
  2. Многообразие бактерий
  3. Значение бактерий в природе и жизни человека

Объяснение с демонстрацией плаката

А сейчас, пожалуйста, посмотрите на плакат. Я расскажу вам о строении  прокариот на примере бактериальной клетки.

Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой

Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Цитоплазма прокариот содержит несколько меньше растворенных веществ, чем эукариотическая. В ней располагаются органоиды- рибосомы, включения, а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами.

У многих бактерий имеются органоиды движения – жгутики, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается.

Как уже было сказано, у прокариот бактерий и сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом, состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам.

Похожи по строению и клетки сине-зеленых водорослей.

Итак, вы прослушали рассказ о прокариотической клетке.

Промежуточное обобщение и закрепление знаний

А сейчас я попрошу вас вспомнить, обобщить и систематизировать все услышанное заполнить таблицу «Строение эукариотической и прокариотической клеток».

органоид

эукариоты

прокариоты

Клеточная оболочка

Слизистая капсула

Цитоплазма

ЭПС

Рибосомы

Митохондрии

Пластиды

Аппарат Гольджи

Включения

Органоиды движения

Оформленное ядро:

  • Клеточная оболочка
  • Ядерный сок
  • Хромосомы (ДНК)
  • ядрышки

Обучающиеся, отвечая по очереди о каждом органоиде,  заполняют таблицу.

Преп.: Итак, какой же вывод мы можем сделать? У вас на листочках есть неполный текст. Давайте сформулируем вывод.

Обуч.: Прокариоты, это организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов (ЭПС, аппарата Гольджи, митохондрий,  пластид). Наследственная информация хранится в нуклеоиде - кольцевой молекуле ДНК.

Обучающиеся записывают вывод в тетрадь

Продолжение объяснения преподавателем нового материала

Преп.: Итак, мы выяснили общие черты строения прокариот в целом и бактерий в частности. Но на самом деле бактерии очень многообразны, отличаются друг от друга по многим параметрам и прежде всего по форме, способу питания и отношению к кислороду. У вас на столах находятся сведения о видах бактерий. Я прошу их вклеить в тетрадь, а дома внимательно изучить и запомнить.

Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный,  рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами

Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля:

  • Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти
  • Бактерии играют важнейшую роль в круговороте азота: нитрифицирующие и азотфиксирующие повышают плодородие почвы
  • В результате деятельности гнилостных бактерий, земля очищается от погибших растений и животных
  • Человек научился использовать бактерии для приготовления вакцин и сывороток, в производстве антибиотиков.

Поэтому изучить многообразие бактерий, познать их свойства, выяснить их значение в природе и для человека – первоочередные задачи, стоящие перед биологией и ее особой областью – микробиологией. Она с этими задачами довольно успешно справляется.

Изучение нового материала по подготовленным обучающимися творческим работам

И вот вы, ребята, заранее получили задание подготовить плакат – стенгазету, освещающую ту или иную сферу участия бактерий в нашей жизни. Я думаю, вы подготовились и сейчас познакомите нас с ними. Я попрошу всех внимательно слушать. Вам в дальнейшем предстоит не только использовать эти сведения, но и оценить своих товарищей.

Творческие проекты обучающихся

1 группа - «Нормальная микрофлора человека»

2 группа – «Продукты питания, приготовленные с использованием бактерий»

3 группа – «Бактерии, вызывающие пищевые заболевания»

Преп.: Большое спасибо. Все работы были очень творческими и интересными. Все молодцы. А теперь каждую команду оценят две другие. Каждый из вас должен поставить оценки 0 – если сообщение оставило вас равнодушным, + если оно понравилось и ++ - если очень понравилось.

Обучающиеся оценивают своих товарищей

4. Творческое применение и закрепление полученных знаний

 Я предлагаю продолжить наш урок– соревнование творческим этапом. Каждой из команд достается определенная бактерия. У вас будет ее фотография, описание, значение в природе и жизни человека. Вам нужно будет схематично изобразить эту бактерию в разрезе, пользуясь полученными сведениями и рисунками «Строение бактериальной клетки» и кратко описать ее. Каждая команда выступает 2 минуты. Остальные команды внимательно слушают своих товарищей, а затем оценят. Пожалуйста.

Предлагаемые варианты:

  1. Кишечная палочка
  2. Молочнокислый стрептококк
  3. Золотистый стафилококк

Обучающиеся готовятся, потом выступают с сообщениями.

Остальные оценивают.

5. Подведение итогов занятия

Подсчитываются результаты, объявляются победители.

Команда – победитель два капитана (готовившие плакаты) получают оценку «5», остальные - «4»

Делается вывод: итак, на сегодняшнем уроке вы, ребята, узнали о существовании двух форм клеточной организации жизни на Земле – прокариотической и эукариотической. И если о эукариота мы говорили ранее, то сегодня очень подробно разобрали строение прокариот, а также их важнейших представителей – бактерий. Я думаю, вы поняли, что их значение в жизни человека, в его питании очень велико. Мы с вами еще будем изучать бактерии на уроках физиологии питания, а также целая дисциплина на 4 курсе – микробиология – будет посвящена этим маленьким, но таким значительным организмам. А сегодня мы с ними лишь немного соприкоснулись. Я, надеюсь. Что вы заинтересовались и в дальнейшем приложите усилия для их изучения.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание:  (записано на доске)

  1. § 36 (до вирусов)
  2. записи в тетради, дополнительная информация о видах бактерий
  3. тестовое задание

  Разъясняется выполнение теста.

Большое спасибо всем за урок, до свидания


Дидактические материалы урока:

Таблица «Строение эукариотической и прокариотической клеток»

органоид

эукариоты

прокариоты

Клеточная оболочка

Слизистая капсула

Цитоплазма

ЭПС

Рибосомы

Митохондрии

Пластиды

Аппарат Гольджи

Включения

Органоиды движения

Оформленное ядро:

  • Клеточная оболочка
  • Ядерный сок
  • Хромосомы (ДНК)
  • ядрышки

Прокариоты, это ……., не имеющие оформленного….. и многих ……. (ЭПС, аппарата Гольджи, ………...).

Наследственная информация хранится в ……- кольцевой молекуле ……


ВИДЫ БАКТЕРИЙ

1. По форме клетки:

      9

А – кокки (шарообразные): 1 – стафилококки; 2- диплококки, 3 – стрептококки

В – палочковидные: 4, 5 – со жгутиками, 6 – со спорой (бацилла)

С – изогнутые: 7 – спирохеты (сильно извитые), 8 – спириллы,

                           9 – в виде запятой – вибрионы

2. По типу дыхания:

3. По способу питания:


Кишечная палочка (эшерихия коли)

           

Кишечная палочка (эшерихия коли) — вид палочковидных бактерий, входящий в состав нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека. Их естественным местом обитания является содержимое толстой кишки. Большинство кишечных палочек имеет жгутики и подвижны, но есть и неподвижные формы. Они не образуют спор, не имеют капсулы.

Кишечные палочки более устойчивы во внешней среде по сравнению с другими бактериями, длительное время сохраняются в почве, воде, фекалиях. Прямой солнечный свет убивает их в течение нескольких минут, температура 60°С и 1% раствор карболовой кислоты — в течение 15 минут. Хорошо переносят высушивание.

Кишечные палочки обладают способностью к размножению в пищевых продуктах, особенно в молоке.

Быстро погибают при кипячении и воздействии дезинфицирующих средств (хлорной извести, формалина, фенола, сулемы, едкого натра и др.).

           


Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис)

Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис) - это кокки овальной формы 0.8-1.2 мкм, которые образуют цепочки различной длины. При старении цепочка дробится. Неподвижны, спор не образуют. Могут образовывать капсулу. Факультативные анаэробы.

Он является первым микроорганизмом, который выделен в чистой культуре (в 1873 г. Листером). Streptococcus lactis встречается и на растениях.

Благоприятной средой для развития стрептококков является гидролизованное молоко, они хорошо растут в присутствии лактозы или глюкозы.

Оптимальная температура роста стрептококков 30 °С. Молочнокислые стрептококки свертывают молоко при 30 °С за 10-12 ч. Образуется ровный, плотный, колющейся консистенции сгусток, который имеет чистые кисломолочные вкус и запах.


Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус)

Стафилококк золотистый (Staphylococcus aureus) обнаружен Р. Кохом, выделен из гноя фурункула Л. Пастером (1880), описан как возбудитель многих нагноительных процессов. Стафилококки — это целый род микроорганизмов, на сегодня известно уже 27 видов, при этом 14 видов обнаружены на коже и слизистых оболочках человека.

Стафилококки – это неподвижные условно-патогенные (вызывающие заболевание только при снижении защитных сил организма) бактерии.  Они имеют правильную шаровидную форму (отсюда название: кокки, то есть зерно) и делятся, образуя скопления, напоминающие гроздья. Могут образовывать защитную капсулу.

Стафилококки могут существовать и размножаться как при отсутствии кислорода, так и в его присутствии (последнее для них предпочтительнее) при температуре 35-40˚, преимущественно в щелочной среде.

В организме человека стафилококк живет в основном на коже и слизистых оболочках, но при появлении стафилококковой инфекции может распространяться и на другие органы и ткани.

Стафилококки образуют токсины — сильнейшие яды для человека, что серьезным образом отражается на иммунной системе (иммунитете). Именно токсины стафилококка часто становятся причиной пищевых отравлений. Они накапливаются в портящихся продуктах, где размножается золотистый стафилококк. При кулинарной обработке бактерии гибнут, но их токсины разрушаются медленно. Поэтому даже после термической обработки продукты остаются ядовитыми



1 вариант

  1. К прокариотам относятся организмы:
  1. клетки которых не имеют оформленного ядра
  2. одноклеточные организмы
  3. клетки которых содержат одно или несколько ядер
  1. Органоиды бактериальных клеток – это:
  1. ядро, митохондрии, пластиды
  2. аппарат Гольджи, ЭПС, рибосомы
  3. рибосомы, включения
  1. Бактерии передвигаются при помощи:
  1. ножек
  2. жгутиков
  3. скольжения по поверхности
  1. Шарообразные бактерии называются:
  1. кокки
  2. вибрионы
  3. бациллы
  1. Сине-зеленые водоросли размножаются в
  1. водоемах с чистой водой
  2. водоемах, загрязненных органическими веществами
  3. теплых водоемах

2 вариант

  1. Выберите прокариотические организмы:
  1. грибы
  2. бактерии и сине-зеленые водоросли
  3. вирусы
  1. У бактерий отсутствуют:
  1. рибосомы, митохондрии, ЭПС
  2. ядро, пластиды, рибосомы
  3. оформленное ядро, митохондрии, ЭПС
  1. Некоторые бактерии покрыты:
  1. слизистой капсулой
  2. наружным слоем, состоящим из целлюлозы
  3. гликокаликсом
  1. Бактерии размножаются:
  1. умножением
  2. делением
  3. почкованием
  1. Бактерии используются в производстве:
  1. колбасы
  2. сыра
  3. хлеба

3 вариант

  1. Организмы, не имеющие оформленного ядра, называются:
  1. эукариоты
  2. прокариоты
  3. вирусы
  1. Нуклеоид – это:
  1. ДНК – содержащая зона клетки прокариот
  2. ядро
  3. азотистое основание
  1. Какие органеллы содержатся в клетках бактерий?
  1. рибосомы
  2. митохондрии
  3. пластиды.
  1. Бактерии в виде запятой называются:
  1. бациллы
  2.  кокки
  3. вибрионы
  1. Бактерии вызывают заболевания:
  1. гипертонию и сколиоз
  2. дизентерию и сальмонеллез
  3. СПИД и ОРВИ

4 вариант

  1. Сине-зеленые водоросли относятся к:
  1. прокариотам
  2. эукариотам
  3. бактериям
  1. ДНК бактерий:
  1. очень маленькая
  2. расположена равномерно в клетке
  3. имеет форму кольца и расположена в центре
  1. Из органоидов у бактерий имеются:
  1. митохондрии
  2. рибосомы
  3. аппарат Гольджи
  1. Цепочки шаровидных бактерий называются:
  1. кокки
  2. стафилококки
  3. стрептококки
  1. В процессе биологической очистки воды большую роль играют:
  1. бактерии
  2. сине-зеленые водоросли
  3. вирусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...