Образовательная программа по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Планируемые результаты обучения», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Лабораторные работы | Практические работы |
Лабораторная работа №1 «Строение животной, растительной, грибной клетки и бактерий под микроскопом» | Практическая работа №1 «Решение генетических задач» |
Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» | Практическая работа №2 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм» |
Лабораторная работа №3 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Практическая работа №3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
Лабораторная работа №4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | |
Лабораторная работа № 5 «Составление и анализ родословных» |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
- Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
- Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2008.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2008.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2008.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2007.
- В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
Литература для учителя:
- Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Е.В. Основы молекулярной биологии: Учебное пособие. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Литература для учащихся:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Базовый уровень. (авторы Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2005) и Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные единицы | Количество часов |
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | 2 |
КЛЕТКА. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. | 15 1 |
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека | 4 |
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. | 4 |
Вирусы - неклеточные формы | 1 |
ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. | 2 |
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. | 3 |
ОРГАНИЗМ. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. | 17 2 |
Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. | 1 1 |
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. | 1 |
Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 1 |
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. | 6 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 3 |
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | 2 |
Итого: | 34 |
1.ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(1) Биология – наука о жизни | Учебно-познавательная компетенция Базисный уровень: давать определение терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи, знать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Приводить примеры Продвинутый уровень: иметь представление о том, что современная биология – комплексная наука, характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Доказывать, что современная биология – комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры. | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»). | Контроль, коррекция, оценка | 1.тест 2. Создать на основе собранной информации компьютерный проект Зачет №1 Введение |
2(2) Методы исследования в биологии | Базисный уровень: Знать методы изучения живой природы. Приводить примеры, называть методы изучения живой природы Продвинутый уровень: иметь представление об основных этапах научного исследования. Характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования. Характеризовать основополагающий принцип в науке. Проводить сравнение гипотезы и закона или теории | ||||
3(3)Сущность жизни и свойства живого | Базисный уровень: знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма Продвинутый уровень: приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук. Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры |
II. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (44 часа)
2.1. Молекулярный уровень (9 часов)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(4)Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | Учебно-познавательная компетенция Базисный уровень: давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне Уметь характеризовать молекулярный уровень, неорганические вещества, их биологическое значение. Уметь объяснять качественный скачок от неживой к живой природе. | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование. | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци Зачет№2Молекулярный уровень |
2(5)Углеводы | Базисный уровень: давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп Знать характеристику углеводов и липидов, входящих в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры | ||||
3(6)Липиды | Базисный уровень: давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам | ||||
4(7)Состав и строение белков. Функции белков | Базисный уровень: называть мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам | ||||
5(8) Нуклеиновые кислоты | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение | ||||
й 6(9) АТФ и другие органические соединения клетки | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов Продвинутый уровень: характеризовать особенности строе- ния молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов | ||||
7(10) Биологические катализаторы | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций Продвинутый уровень: характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме | ||||
8(11) Вирусы | Базисный уровень: перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам | Зачет №3 Вирусы | |||
9(12) Обобщение и контроль знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значение |
2.2. Клеточный уровень (10 часов)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятивные действия | Измерители |
1 (13) Основные положения клеточной теории | Базисный уровень: знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Продвинутый уровень: характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци Зачет№4 Органоиды клеток Зачет№5 Метаболизм Зачет№6 Синтез белка |
2(14) Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра Продвинутый уровень: характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз). Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. | ||||
3(15) ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | Базисный уровень: называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид Продвинутый уровень: характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами | ||||
4(16) Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки) | Базисный уровень:называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки Продвинутый уровень: характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки. Объяснять роль спор в жизни прокариот | ||||
5(17) Ассимиляция и диссимиляциМетаболизм. Энергетический обмен в клетке | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма Продвинутый уровень: характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки | ||||
6(18) Типы питания клетки | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов Продвинутый уровень: характеризовать (описывать) особен- ности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза | ||||
7-8(19-20) Синтез белков в клетке | Базисный уровень: этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции) Продвинутый уровень: характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке | ||||
9(21) Деление клетки. Митоз | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки Продвинутый уровень: характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза | ||||
10(22) Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); основные положения клеточной теории; сравнивать автотрофные и гетеротрофные организмы; знать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); объяснять сущность митоза Продвинутый уровень: Обосновывать утверждение: «Вне клетки жизни нет»; биологический смысл митоза, характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток |
2.3. Организменный уровень (14 часов)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятивные действия | Измерители |
1(23) Размножение организмов | Базисный уровень: знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть мужские и женские половые гаметы Продвинутый уровень: описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач. | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци Зачет№7 Размножения организма и Мейоз и Митоз Зачет №8 Моногибридное и Неполное доминирования Зачет№9 Генетика |
2(24) Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза Продвинутый уровень: характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий | ||||
3(25) Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития Продвинутый уровень: характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение | ||||
4(26) Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет | Базисный уровень: знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления Продвинутый уровень: характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание | ||||
5(27) Неполное доминирование. Анализирующее скрещивани | Базисный уровень: давать определение терминам Продвинутый уровень: характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание | ||||
6(28) Дигибридное скрещивание | Базисный уровень: знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Объяснять, что является материальным носителем наследственности. Иметь представление о независимом наследовании признаков Продвинутый уровень: характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков. Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов | ||||
7(29) Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана | Базисный уровень: знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана; обосновывать биологическое значение перекреста хромосом Продвинутый уровень: характеризовать сущность закона | ||||
8(30) Взаимодействие генов | Базисный уровень: называть виды взаимодействия неаллельных генов Продвинутый уровень: характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов | Зачет№10 Изменчивость | |||
9(31) Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Базисный уровень: знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом. давать определение терминам. Называть группы хромосом Продвинутый уровень: характеризовать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование | ||||
10(32) Модификационная изменчивость | Базисный уровень: знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа Продвинутый уровень: характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия | ||||
11(33) Мутационная изменчивость | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций Продвинутый уровень: характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания | ||||
12(34) Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть | ||||
центры происхождения культурных растений Продвинутый уровень: характеризовать задачи и значение селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций | |||||
13(35) Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмо | Базисный уровень: основные методы селекции; виды гибридизации Продвинутый уровень: характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ | Зачет№11 Селекция Итого контрольная работа | |||
14(36) Обобщение и контроль по теме «Организменный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям Продвинутый уровень: характеризовать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции; знать законы наследственности, приспособленность организмов к среде обитания. Объяснять суть использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Решать задачи |
2.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1 (37 )Вид. Критерии вида | Базисный уровень:давать определение терминам. Называть критерии вида Продвинутый уровень: характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(38)Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: струк-тура и динамика численности | Базисный уровень: знать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы Продвинутый уровень: знать характеристики популяционно-видового уровня организации живой природы, характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы | ||||
3(39)Биологическая классификация | Базисный уровень: знать основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных) Продвинутый уровень: уметь определять таксономическую принадлежность растений и животных. характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определять таксономическую принадлежность растений и животных |
2.5. Экосистемный уровень (4 часа)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(40) Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Базисный: давать определение терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза продвинутый: характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(41) Состав и структура сообщества | Базисный: давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные) продвинутый: характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, на-ходящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жиз-ни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания | ||||
3(42) Потоки вещества и энергии в экосистеме | Базисный: давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества продвинутый: характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания | ||||
4(43) Саморазвитие экосистем | Базисный: давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем продвинутый: характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах |
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(44) Биосфера. Среды жизни | Базисный: давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы продвинутый: характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; знать границы и свойства биосферы. Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(45) Средообразующая деятельность организмов | Базисный: давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов продвинутый: характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания | ||||
3(46) Круговорот веществ в биосфере | Базисный: давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы продвинутый: характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов |
Фундаментальное ядро | 2.6. Биосферный уровень (4 часа) Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(48) Развитие эволюционного учения | Базисный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина продвинутый: характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(49) Изменчивость организмов | Базисный: давать определение терминам. Называть виды изменчивости продвинутый: характеризовать виды изменчивости, их роль в эволюции; объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда | ||||
3(50) Борьба за существование. Естественный отбор | Базисный: давать определение терминам. Называть формы борьбы за существование, формы естественного отбора продвинутый: характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование | ||||
4(51) Видообразование | Базисный: давать определение терминам. Называть основные формы видообразования продвинутый: характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции | ||||
5(52) Макроэволюция | Базисный: давать определение терминам. Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции продвинутый: характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции. Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Объяснять значение исследования филогенетических рядов | ||||
6(53) Основные закономерности эволюции | Базисный: давать определение терминам. Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции продвинутый: Характеризовать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | ||||
7(54) Семинар по теме «Основы учения об эволюции» | Базисный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционис-тов, типы эволюционных изменений, линии эволюции. продвинутый: характеризовать развитие представлений об эволюции живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина; сравнивать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор». Объяснять роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции. Характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции |
III. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (13 часов)
3.1. Основы учения об эволюции (7 часов)
3.2. Происхождение и развитие жизни на Земле (6 часов)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(55) Гипотезы возникновения жизни | Базисный: называть основные гипотезы возникновения жизни продвинутый: характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции) | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, итоговый контроль, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(56) Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы | Базисный: называть этапы развития представлений о возникновении жизни продвинутый: характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни | ||||
3(57) Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое | Базисный: называть эры и периоды, крупные ароморфозы продвинутый: характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных | ||||
4(58) Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Базисный: называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации продвинутый: характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | ||||
5–6 (59–60) Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Базисный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых, гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле; знать эры и периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации продвинутый: характеризовать современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы развитияжизни на Земле, методы и результаты палеонтологических исследований. Объяснять появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Характеризовать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных | ||||
61-68 обобщение и контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс
Данная рабочая образовательная программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-113918-1353419627.jpg)
Образовательная программа по биологии, 11 класс
Это образовательная программа по биологии 11 класса (автор учебника Пономарева И.Н.)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-420215-1395541259.jpg)
Практическая часть образовательной программы по биологии 8 класс.
В практической части разработаны лабораторные работы по темам биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-420215-1395541259.jpg)
Образовательная программа по биологии 9 класс
1) знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированности ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-623806-1429184911.jpg)
Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 7 класса "Высшие растения"
Методическая разработка...