Практическая часть образовательной программы по биологии 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Сидоренко Тамара Константиновна

В практической части разработаны лабораторные работы по темам биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПО БИОЛОГИИИ 8 КЛАСС:

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.

В 8 классе проводится  19  лабораторных работ:  

  • по теме «Общий обзор организма человека»
  • лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки»
  • лабораторная работа № 2 «Ткани»
  • по теме «Координация и регуляция»
  • лабораторная работа № 1 «Безусловный рефлекс человека»
  • лабораторная работа № 2 «Объем внимания»
  • лабораторная работа № 3 Объем памяти при механическом запоминании»

  • по теме «Опора и движение»

  • лабораторная работа № 1 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»
  • лабораторная работа № 2 «Определение при внешнем осмотре местоположения  отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц, суставов»
  • лабораторная работа № 3 «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя»
  • лабораторная работа № 4 «Выявление гибкости позвоночника»
  • по теме «Внутренняя среда организма»

  • лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

  • по теме  «Транспорт веществ»

  • лабораторная работа № 1 «Подсчет пульса в разных условиях»
  • лабораторная работа № 2 «Приемы остановки кровотечений»

  • по теме «Дыхание»

  • лабораторная работа № 1 «Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего»

  • по теме «Пищеварение»

  • лабораторная работа № 1 «Качественные реакции на  углеводы»
  • лабораторная работа № 2«Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы»
  • лабораторная работа № 3 «Действие слюны на крахмал»
  • лабораторная работа № 4  «Действие антибиотиков на фермент слюны»
  • лабораторная работа № 5 «Цветные реакции на белок»
  • лабораторная работа № 6 «Пищеварение в  желудке»

Лабораторная работа № 1 по теме:

«Строение животной клетки».

 Цель   работы: изучить строение животной клетки под световым микроскопом.

Оборудование:    микроскопы,   готовые    микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.

 Инструктивная карточка

  1. Рассмотреть  выданные готовые препараты под световым микроскопом при увеличении в 300 раз;
  2.  Найти  хорошо видную клетку и зарисовать ее;  подписать на рисунке основные части клетки.
  3.  Сделать выводы, ответив на вопросы.

Существуют ли сходные черты в строении данных клеток? Какие?

О чем говорят данные факты?

 Отметили ли вы черты различия клеток? В чем они проявляются? Каковы причины их возникновения?

Лабораторная работа № 2 по теме: «Ткани»

Цель работы: познакомиться со строением эпителиальной и соединительной тканей.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты

Инструктивная карточка

  1. рассмотреть поочередно два выданных учителем препарата тканей;
  1. изучить, сравнить их строение и зарисовать;
  1. описать особенности строения каждой ткани, указать, какие функции они выполняют; заполнить таблицу «Типы и виды тканей»

№ п/п

Тип тканей

Характерные

особенности

тканей

 Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют

1

Эпителиальная

Клетки плотно прилегают друг к другу; располагаются в одни или несколько рядов; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замешаются новыми

1)покровный эпителий

Образует        поверхностные слон   кожи;   выстилает   оболочки     внутренних органов

Зашитая функция; обмен          веществ

2) железистый

эпителий

Образует железы внешней и внутренней секреции

Образую секреты: пот, слюну, молоко, гормоны

2

Соединительная

Имеет хорошо развитое межклеточное вещество

1) рыхлая волокнистая

Заполняет промежутки между органами; окружает сосуды, нервы, мышечные пучки

Функции:

опорная;

зашитая

2) жировая

Образует     слой жировой      клетчатки под кожей

функции:

опорная, зашитая, теплоизоляционная. энергетическая функции

3)        костная

4)        хрящевая

Образуют скелет человека

Функции: опорная         и зашитая

5) кровь

Движется         по органам     кровеносной системы

Функции: питательная. транспортная, защитная

3

Мышечная

Образована     небольшими        по  размеру   веретенообразный   однополярными клетками

1) гладкая

В стенках внутренних  органон; в стенках кровеносных   и   лимфатических сосудов; в стенках        протоков желез

Перемещение

жидкостей внутри    органов

Образована   многоядерными

клетками

2)поперечнополосатая

Образует скелетные мышцы

Приводит в

движение

скелет

Образована  удлиненными  клетками  с одним, реже двумя ядрами

3)сердечная

Образует сердечную мышцу

Обеспечивает сокращение

сердца

4

Нервная

Образована   нейронами и нейроглией;   нейрон  = тело + отростки

Образует нервную систему

Обеспечивает возбудимость  и  проводимость нервных импульсов

 

  1. сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями.

Лабораторная работа № 3 по теме:

 «Безусловный рефлекс человека»

Цель работы: показать особенности рефлексов спинного мозга, их врожденную, анатомически закрепленную связь между определенным рецептором и исполнительным органом; на опыте увидеть безусловный рефлекс и научиться рисовать его дугу.

 Инструктивная карточка

  1. Вспомните, что такое безусловный и условный рефлексы. Приведите примеры.
  2. Учитель информирует учащихся о природе коленного рефлекса.

Под коленной чашечкой располагается сухожилие четырехглавой мышцы бедра. (Испытуемый должен сесть на стул, сложить руки в замок и сжать их. Положить ногу на ногу)

Если экспериментатор легко ударит ребром ладони по сухожилию четырехглавой мышцы бедра, нога испытуемого подскачет. Это и есть коленный рефлекс.

При ударе сухожилие прогибается и тянет за собой мышцу. Мышца растягивается, что вызывает раздражения воспринимающих нервных окончаний. Возникающий при этом поток импульсов по центростремительным нейронам доходит до спинного мозга, а оттуда по центробежным нейронам возвращается к мышце, вызывая ее сокращение.

  1. Учащиеся, работающие в паре, друг на друге демонстрируют природу коленного рефлекса.
  2. Учащиеся зарисовывают рефлекторную дугу коленного рефлекса, обозначив цветом и цифрами ее части.

Схема рефлекторной дуги:

C:\Documents and Settings\Лариса\Мои документы\Мои рисунки\img005.jpg 

  1. - рецепторы (окончания чувствительного, или центростремительного нейрона);
  2. - тело чувствительного, или центростремительного нейрона;
  3. - вставочный, или промежуточный нейрон;
  4. - тело двигательного, или центробежного нейрона;
  5. - окончание двигательного, или центростремительного, нейрона в мышце.

Лабораторная работа № 4 по теме: « Объем внимания»

Цель работы : определить объем внимания учащегося.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, таблица чисел, карандаш.

 Инструктивная карточка

  1. Каждому учащемуся приготовить таблицу чисел. Для этого листа бумаги расчертить на 36 квадратов и в каждом из них записать числа от 101 до 136 в произвольной последовательности.
  2. Учащимся, работающим в паре, поменяться подготовленными таблицами.
  3. Каждому учащемуся на время найти числа в порядке возрастания - 101, 102, 103 и т. д. Каждое число зачеркнуть карандашом. Работу начинать по команде учащегося, выполняющего роль экспериментатора.
  4. Определить объем внимания по формуле: В = 648: t, где В -объем внимания, t - время, за которое были найдены числа в порядке возрастания от 101 до 136.
  5. Сравнить полученные данные с таблицей «Показатель внимания»:

№ п/п

Показатель объема внимания

Оценка показателя

1

Более 6

Высокий показатель

2

4 - 6

Средний показатель

3

Менее 4

Низкий показатель

6) Сделать выводы.

Лабораторная работа № 5 по теме:

«Объем памяти»

Цель работы: определить возможность памяти при разном способе запоминания.

Оборудование: подготовленные ряды слов, часы.

Перечень слов для логического запоминания:  сон,  зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.

Перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

 

Инструктивная  карточка

  1. Экспериментатор зачитывает ряд слов из логического ряда. Через 1 минуту испытуемые получают задание их записать.
  2. Через 3-4 минуты экспериментатор зачитывает ряд слов механического ряда. Испытуемые записывают их через 1 минуту.

3)        Подсчитывают количество и порядок записанных слов и
объясняют разницу в первом и во втором случае.

Запоминание

Виды запоминания

Количество слов в тексте

Воспроизведено

Логическое

Механическое

 

Лабораторная работа № 6 по теме: 

«Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»

Цель работы: убедиться в наличии в составе кости минеральных и ор1анических веществ; ознакомиться с особенностями  костной ткани.

Оборудование: свежие натуральные (с надкостницей), пережженные и декальцинированные кости млекопитающих животных, распилы костей крупного млекопитающего (позвонки, лопатки, трубчатые кости конечности): жаберные крышки рыб, набор для микрокопирования, микроскоп.

 

Инструктивная карточка

  1. Рассматривание на натуральном объекте строения свежей кости. Нахождение на ней выступов, гребней, бороздок, которые служат для крепления связок, сухожилий, мышц.
  1. Попытка сломать или растянуть свежую кость.
  1. Нахождение надкостницы на поверхности кости. С нею связан рост кости в толщину, так как клетки внутренней поверхности надкостницы делятся и образуют на поверхности кости новые слои костных клеток, а вокруг этих клеток - межклеточное вещество.

4)        Рассматривание кости на распиле. Нахождение, плотного и

губчатого вещества.

5)        Рассматривание декальцинированной кости, которая вместе с
неорганическими веществами утратила твердость и стала мягкой, и
прокаленной кости, которая стала хрупкой вместе с потерей органических веществ.

Примечание. Прокаливание костей ведется под тягой  в  химическом кабинете или на открытом воздухе. Чтобы прокаленная кость сохранила форму, с ней нужно обращаться осторожно.

Для декальцинирования берут хорошо вываренные и высушенные кости и помешают  их в раствор 10 %-ной соляной кислоты на несколько дней до тех пор, пока они не станут мягкими. После извлечения из раствора кости тщательно промывают- водой.

  1. Вывод о том, что неорганические вещества придают костям твердость, а органические - эластичность и упругость.
  2. Приготовление микропрепарата из жаберной крышки рыбы и рассматривание его при увеличении.
  3. Нахождение на микропрепарате темных звездчатых образований - канальцев и полостей. В полостях находятся живые клетки

кости, отростки которых идут внутрь канальцев. Таким образом, клетки кости связаны между собой. Основная масса костной ткани -плотное межклеточное вещество между канальцами и полостями.

9)        Зарисовывание мик-
ропрепарата и обозначение
полостей, канальцев и меж          
 3
клеточного вещества.

  1. - полости;
  2. - канальца;                       „
  3. - межклеточное вещество.

10)        Формулирование вывода о том, что костная ткань - разновидность соединительной ткани, для которой характерно хорошо
развитое межклеточное вещество.

Лабораторная работа № 7 по теме:

«Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов».

Цель работы: ознакомиться с основными группами мышц.

Оборудование: рисунки, изображающие расположение костей и мышцу человека.

 Инструктивная карточка

1) Повторить изученное о месторасположении костей верхней конечности, движения в плечевом суставе. С этой целью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, рисунок «Скелет верхней конечности» на с. 100, таблицу в тетради «Мышцы человека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей» на с. 109.

Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости верхней конечности на своем теле, мышцы, которые обеспечивают движение в плечевом суставе, и проделать сами движения.

Выводы. Самая мощная мышца плечевого сустава - дельтовидная; она прикрепляется с одной стороны к ключице и к лопатке, с другой - к плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука поднимается до горизонтального уровня.

2) Согнуть руку в локте и нащупать двуглавую мышцу на внутренней стороне плеча. Затем разогнуть руку в локте и найти трехглавую мышцу.

Выводы. Двуглавая мышца прикрепляется одним концом к лопатке, а другим - к предплечью. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе.

Трехглавая мышца расположена на наружной стороне плеча. От ее верхнего конца отходят три сухожилия: одно прикрепляется к лопатке, а два других - к головке плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука разгибается.

3)        Сделать ряд разнообразных движений пальцами кисти.
Выводы. Движения пальцев человека происходят благодаря

сокращению и расслаблению многих мышц, расположенных на предплечье, запястье, пясти.

4)        Повторить названия костей нижней конечности. С этой целью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, рисунок «Скелет нижней конечности» на с. 101, таблицу в тетради
«Мышцы человека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей»
нас. 109.

Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости нижней конечности на своем теле, мышцы, которые обеспечивают движение в тазобедренном суставе, и проделать эти движения.

Выводы. Портняжная мышца имеет форму узкой длинной ленты, пересекающей по диагонали переднюю поверхность бедра. Она начинается от верхнего края таза и прикрепляется к большой берцовой кости. При сокращении портняжной сгибаются бедро и г олень, голень поворачивается внутрь.

5)        На передней стороне бедра найти четырехглавую мышцу
бедра.

Выводы. Четырехглавая мышца бедра начинается от таза четырьмя головками и прикрепляется одним общим сухожилием к большеберцовой кости. Мышца является разгибателем голени и участвует в сгибании бедра.

6)        На задней стороне голени прощупайте икроножную мышцу.
Выводы. Икроножная мышца одним концом прикрепляется к

пяточной кости, а другим - к бедренной кости. Икроножная мышца сгибает стопу и поднимает пятку над землей.

7)        На рисунке и на себе найдите ягодичные мышцы.

Выводы. Ягодичные мышцы прикреплены к тазу и бедренной кости. Ягодичные мышцы закрепляют тазобедренный сустав и играют большую роль в сохранении вертикального положения тела.

8)        Изучите мышцы спины и шеи, найдите их на рисунке и на
своем теле. Нащупайте у себя на шее грудино-ключично-сосцевидную мышцу.

Выводы. Грудино-ключично-сосцевидная мышца прикрепляется двумя сухожилиями к грудине и ключице, а другим концом к сосцевидному отростку височной кости. При одностороннем сокращении мышца поворачивает лицо в противоположную сторону, наклоняя при этом голову в сторону сократившейся мышцы. При двустороннем сокращении наклоняет голову назад.

9)        Найдите на рисунке и на своем теле трапециевидную мышцу
спины.

Выводы. Трапециевидная мышца начинается от остистых отростков всех грудных позвонков и затылочной кости и прикрепляется к лопатке и ключице.

  1. Сведите лопатки к позвоночнику и откиньте голову назад -это работа трапециевидной мышцы. Прощупайте трапециевидную мышцу на себе.
  2. Найдите на рисунке и на своем теле широчайшую мышцу спины. Поднимите руки вверх, вращайте плечо внутрь - это происходит сокращение широчайшей мышцы спины. При фиксированных руках мышца подтягивает туловище к рукам.

Выводы. Широчайшая мышца спины занимает всю нижнюю часть спины. Начинается она у остистых отростков четырех-пяти нижних грудных, всех поясничных и крестцовых позвонков, тазовой кости, четырех нижних ребер. Мышечные пучки идут вверх и узким сухожилием прикрепляются к плечевой кости.

Мышцы спины и шеи удерживают тело в вертикальном положении. Они тянутся вдоль позвоночника и прикрепляются к его отросткам, направленным назад. При сокращении этих мышц туловище прогибается назад.

Мышцы груди участвуют в движении рук и в дыхательных движениях.

12) Найдите на рисунке и на своем теле большую грудную мышцу.

Мышцы, приводящие в движение грудную клетку, расположены между ребрами и называются внутренними и наружными межреберными. В связи с разным направлением мышечных волокон первые опускают ребра, а вторые - поднимают их.

К мышцам грудной клетки относят и диафрагму - плоскую широкую мышцу с сухожильным центром. Она отделяет грудную полость от брюшной и участвует в процессе дыхания.

13) Рассмотрите на рисунке «Мышцы головы» на с. 108 учебника. На какие две группы их можно подразделить? Прикоснитесь рукой к вискам, сделайте жевательные движения и почувствуйте движение жевательных мышц. Найдите на своем лице мимические мышцы: круговые мышцы глаза и рта.

Выводы. На лице располагаются жевательные и мимические мышцы, жевательные обеспечивают движение нижней челюсти, а благодаря мимическим мышцам наше лицо может выражать все многообразие чувств.

4) Отразите результаты своей работы в таблице:

№ п/п

Название мышцы

Часть тела

Место прикрепления

Функции

                 

Примечание. Для выполнения лабораторной работы в предложенной   форме потребуется привлечение дополнительной литературы.

Лабораторная работа № 8 по теме:

«Выявление нарушения осанки и

сохранение правильной осанки в положении стоя и сидя».

Цель работы: выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.

Оборудование: хоккейная шайба или любой другой небольшой предмет.

 Инструктивная карточка

  1. Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.
  1. Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то просуньте туда ладонь.
  2. Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стенкой проходит ладонь.
  3. Встаньте к стене. Голову держите прямо, поднимите и слегка отведите плечи назад, живот втяните. Пространство между поясницей и стеной должно быть сужено до нормы. Отойдите от стены и постарайтесь удерживать такое положение тела в положении стоя.
  4. Положите на темя хоккейную шайбу и попробуйте сесть и пройтись по комнате с предметом на голове.

6)        Проконтролируйте себя следующим образом: подойдите к
стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.

Лабораторная работа № 9 по теме:

«Выявление гибкости позвоночника»

Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.

Оборудование: линейка.

 Инструктивная карточка

  1. Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперед и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.
  2. Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже ее, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись - знак «-».
  3. Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6...+9, а у девушек +7...+9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.

Лабораторная работа № 10 по теме: 

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки; найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?».

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы; таблица «Кровь».

Инструктивная карточка

  1. Подготовить микроскоп к работе.
  2. Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотреть препарат. Найти эритроциты и зарисовать их.
  4. Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.
  5. Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови лягушки.
  6. Сделать выводы:

  • Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?
  • Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Выводы:

1)        Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не
имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.

2)        Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем
эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что
эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки,
и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны,
утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую
форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило
одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.

 

Лабораторная работа № 11 по теме: 

 «Подсчет пульса в разных условиях» 

Цель работы: доказать изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма

Оборудование: часы с секундной стрелкой (или секундомер).

Инструктивная карточка    

  1. Найдите у себя пульс на запястье; шее; висках.
  2. Подсчитайте пульс:

а)        в положении сидя;

б)        в положении стоя;

в)        после десяти приседаний.
Запишите полученные данные в таблицу.

  3) Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.

Показания пульса

В положении сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

77 сокращений в минуту

87 сокращений в минуту

97 сокращений в минуту

Вывод. Чем выше нагрузка на организм, тем больше количество сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении органических питательных веществ. И кислород, и питательные вещества доставляются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии, а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще сокращаясь, сердце увеличивает скорость поставки питательных веществ и кислорода в ткани.

При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз больше крови, чем в покое. Тренированное сердце достигает такого положения благодаря увеличению порции выбрасываемой крови, а нетренированное - за счет увеличения числа сокращений, что кратковременно, а затем наступает усталость.

Лабораторная работа № 12 по теме: 

«Приемы остановки кровотечения».

Цель работы: научиться практически оказывать первую помощь при кровотечениях.

Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем (имитатор стрептоцидовой мази), вата, ножницы.

 Инструктивная карточка

Капиллярное кровотечение.

  1. Обработайте края условной раны йодом.
  2. Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. 11анесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.

Артериальное кровотечение.

1. Ознакомьтесь по таблице «Типичные места для прижатия артерий к костям с целью остановки кровотечения» с точками, где надо прижимать артерию при кровотечении, и найдите их на себе.

  1. Определите место наложения жгута при условном ранении.

Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет

  1. прощупываться пульсация.

Внимание! Жгут сразу же ослабьте!

4.        Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.
Запомните  правила наложения жгута: жгут накладывают

на 1,5-2 часа в теплое время года и на 1 час - в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута.

Венозное кровотечение.

  1. Определите условное место повреждения (на конечности). Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.
  2. При появлении венозного кровотечения наложите давящую повязку.

3.        При повреждениях крупного венозного сосуда наложите жгут.

Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу или поликлинику.

После выполнения лабораторной работы сделайте вывод (можно в форме таблицы «Наружное кровотечение»).

Вид кровотечения

Признаки

Способ оказания первой помощи

Артериальное

Алая кровь, текущая пульсирующей струей

Давящая повязка при повреждении мелкого сосуда.

Жгут при повреждении крупной артерии.

Венозное

Темная кровь, вытекающая непрерывной струей

Давящая повязка

Капиллярное

Кровь вытекает медленно, свертывается нормально

Обычная стерильная повязка.

Лабораторная работа № 13 по теме: 

«Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего».

Цель работы: сравнить строение органов дыхания человека и млекопитающего.

Оборудование: таблицы с изображением органов дыхания человека и млекопитающего (собаки); муляжи органов дыхания человека и собаки.

Инструктивная карточка 

  1. Рассмотреть таблицы, рисунки, муляжи, отражающие особенности строения органов дыхания у человека и млекопитающего (собаки).
  2. Прочитав материал учебника и предложенную учителем дополнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего, заполнить таблицу:

Орган

Где

расположен

Особенности строения

Функции

1

2

3

4

Носовая полость

В лицевой части черепа

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа (три носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь

  • очищение воздуха
  • увлажнение воздуха
  • обеззараживание воздуха
  • согревание воздуха

Носоглотка

Соединяет носовую полость и гортань

Гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани - щитовидный.

Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи.

В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидными хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью

•        гортань -
часть дыхательных путей

•        в гортани имеется голосовой

аппарат - орган, в котором образуются звуки

Трахея

Трубка длиной 8,5-15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия

•        часть воздухоносных путей
•очищает воздух

•        увлажняет воздух

Бронхи

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием

•        часть воздухоносных путей

•        очищают и
увлажняют воздух

Легкие

В грудной полости

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой - плеврой, которая состоит из двух листков.

Один листок покрывает
легкое, другой выстилает
грудную полость, образуя
замкнутое вместилище
для этого легкого.
Между этими листками
находится щелевидная
полость, в которая содержится немного жидкости,
уменьшающей трение при
движении легких. Ткань
легких состоит из бронхов  и альвеол    

• орган газообмена

Вывод. Органы дыхательной системы человека и крупных млекопитающих имеют существенное сходство в строении и функциях, что свидетельствует о принадлежности к одному классу -  классу млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров, формы и некоторых других особенностей.

Лабораторная работа № 14 по теме: 

«Качественные реакции на углеводы».

Цель работы: изучить качественные реакции на углеводы.

Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, водяная баня, реактивы и материалы: крахмал, раствор иода в йодистом калии, 10 %-ный раствор аммиака, 1 %-ный раствор глюкозы, 10 % раствор едкого натрия, 5 %-ный раствор медного купороса, глюкоза в порошке.

Инструктивная карточка  

  1. Возьмите в пробирку немного крахмала и прилейте к нему  воды. Растворяется ли крахмал? Прибавьте немного раствора йода. Что произошло?
  2. Исследуйте глюкозу на растворимость.
  3. В пробирку налейте 8 мл раствора глюкозы и 4 мл раствора щелочи. К смеси прибавьте (встряхивая) раствор медного купороса и наблюдайте окрашивание раствора в синий цвет. С какой функциональной группой в строении молекул взаимодействует гидроксид меди?
  4. Нагрейте пробирку в верхней части до кипения. Наблюдайте появление желтого, а затем красного осадка. Объясните химические процессы, происходящие в пробирке. Какое вещество окисляется, а какое восстанавливается? Напишите уравнения реакций.

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) в щелочной среде при комнатной температуре приводит к образованию сахарата меди - вещества синего цвета.

C:\Documents and Settings\Лариса\Мои документы\Мои рисунки\img006.jpg 

При окислении глюкозы кипячением с гидроксидом меди (II) образуется желтый садок CuOH, который при дальнейшим нагревании преобразуется в красную закись меди.

C:\Documents and Settings\Лариса\Мои документы\Мои рисунки\Копия img006.jpg 

Лабораторная работа № 15 по теме: 

«Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы».

Цель работы: путем наблюдений ознакомиться со строением ротовой полости и расположением зубов.

Оборудование: зеркало, череп человека, черепа позвоночных животных или челюсти с зубами (кошки, собаки, кролика, овцы и т. д.)

 Инструктивная карточка

  1. Рассмотрение с помощью зеркала свои органы ротовой полости, сравните их с изображенными на рисунках в учебнике на с. 152-153, твердое и мягкое небо, язычок, миндалины. Мягкое небо лучше видно при резком выдохе.
  2. Вспомните строение зубов различных отрядов млекопитающих. Найдите различные зубы на раздаточном материале. Какова функция зубов различной формы?
  3. Прочитайте в учебнике материал о расположении и строении зубов и порядок их появления у ребенка. Рассмотрите различные зубы у себя.
  4. Какие болезни зубов вы знаете и как их предупредить?
  5. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Почему наступает момент, когда вы не сможете это сделать? Изучите на  себе  расположение слюнных желез:

а) сожмите пальцами щеки впереди ушей - рот заполняется  слюной -   это работа парных околоушных желез;

6)        слегка сожмите кожу под нижней челюстью - слюна выделяется  из подчелюстной железы;

в) подъязычная железа находится глубоко, но можно увидеть ее работу. Для этого возьмите зеркало, откройте рот и захватите верхними зубами кончик языка и резко отогните язык вверх.

Видно выделение слюны. Выход протока железы находится под уздечкой языка, которая соединяет середину нижней стороны языка с дном ротовой полости. Иногда можно видеть небольшое отверстие протока железы.

6) Приложите руку к гортани и сделайте глотательное движение. Почувствуйте, что гортань поднимается вверх, а потом возвращается вниз. Почему пища при глотании не попадает в трахею? Почему во время еды нельзя разговаривать, смеяться?

Лабораторная работа № 16 по теме: 

«Действие слюны на крахмал».

Расщепление (переваривание) сложных питательных веществ пищи на более простые начинается уже в ротовой полости.

Слюна имеет щелочную среду. Это можно проверить с помощью индикатора лакмуса. В нейтральной среде лакмус имеет фиолетовый цвет, в кислой - красный, а в щелочной - синий. Если в раствор по каплям добавлять щелочь или кислоту, то лакмус соответственно меняет окраску.

Цель   работы: показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны.

Приготовление раствора слюны. Ополосните рот  2-3 раза кипяченой или дистиллированной водой, чтобы удалить  остатки пищи. Отмерьте цилиндром 20 мл дистиллированной воды  и слейте ее в стакан. Их этого стакана ополаскивайте рот в течение   1-2 минут и сливайте жидкость в другой стакан. Повторите операцию 2-3 раза. Собранную жидкость (50-60 мл) профильтруйте через вату и используйте для работы.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы.

Реактивы и материалы : жидкий крахмальный клейстер,) пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, растворы NaOH (10 %), CuS04 (0,1 %), горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со  льдом, разбавленная соляная кислота (НС1), лакмусовая бумажка) или раствор лакмуса.

            Инструктивная карточка

1)        Пронумеруйте четыре пробирки.

  1. В первую пробирку налейте 3 мл жидкого крахмального клейстера. Во вторую - столько же разбавленной слюны. В третью -клейстер с добавлением чистой воды. В четвертую - клейстер с добавлением слюны.
  2. Прилейте пипеткой в третью и четвертую пробирку по 2-3 капли слабого раствора йода. Что наблюдаете? Объясните результат опыта.
  3. В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания доливайте горячую воду.
  4. Как изменилась окраска раствора через 10-15 минут? Какова причина произошедших изменений?
  5. Проверьте содержимое обеих пробирок на содержание глюкозы с помощью выданных реактивов.
  6. Повторите опыт, изменяя:

а)        температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в
воду с температурой 60-80 °С);

б)        кислотность среды (добавляют по каплям разбавленную соляную кислоту до изменения окраски лакмуса). В каких случаях
проба на глюкозу получилась отрицательной? Сделайте вывод.

Результаты проведенных экспериментов оформите в виде т а б л и ц ы :

Действие слюны на крахмал

Пробирка

Что добавили

Что наблюдали

Объяснение увиденного

 

Лабораторная работа № 17 по теме: 

«Действие антибиотиков на ферменты слюны».

Цель   работы: изучить влияние антибиотиков на ферменты

СЛЮНЫ.

Оборудование: фарфоровая ступка с пестиком, штатив с пробирками, раствор крахмала, раствор йода в йодистом калии, ноля пая баня, термометр, таблетка антибиотика.

Инструктивная карточка

  1. Выдвинуть гипотезу исследования.
  2. Разработать последовательность операций
  3. Проделать опыты.
  4. Сделать выводы о влиянии антибиотиков на ферменты слюны.

Лабораторная работа № 18 по теме: 

«Цветные реакции на белок».

Цель работы: изучить качественные реакции на белок.

Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, реактивы (раствор белка, 20 % раствор щелочи, раствор медного купороса, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака).

Инструктивная карточка

1)        Биуретовая реакция. К 4-5 мл раствора белка прилейте
столько же раствора щелочи, перемешайте и осторожно прилейте
1 мл раствора медного купороса. Наблюдайте окрашивание жидкости в красно-фиолетовый цвет.

  1. Какую связь обнаруживает эта реакция?
  2. Ксантопротеиновая реакция. К 2-3 мл раствора белка прилейте несколько капель концентрированной азотной кислоты и подогрейте. Белок окрашивается в желтый цвет. Прибавьте к раствору несколько капель раствора аммиака - белок окрасится в оранжевый цвет.

Вывод. При ксантопротеиновой реакции происходит нитрование бензольных ядер белковой молекулы, а биуретовая реакция  характерна для группировки атомов C:\Documents and Settings\Лариса\Мои документы\Мои рисунки\img007.jpg, которая называемся пептидной связью. За счет пептидной связи образуется первичная структура белка.

 

Лабораторная работа № 19 по теме: 

«Пищеварение в желудке».

Цель работы: исследовать действие желудочного сока на  белок в зависимости от разных условий.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический ни 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.

Реактивы и материалы : 10 %-ный раствор NaOH, лакмусовая бумажка или раствор лакмуса, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.

 Инструктивная карточка

  1. Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
  2. Пронумеруйте четыре пробирки.
  1. В первую пробирку налейте 1 мл жидкого крахмального клейстера и 1 мл желудочного сока. Во вторую - 1 мл свежеприготовленной взвеси и столько же желудочного сока. В третью - взвесь белка с добавлением чистой воды. В четвертую - взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.
  2. В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С.  Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
  3. Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чём объяснить произошедшие изменения?

6. Повторите опыт, изменяя:

а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 °С);

  1. кислотность среды (добавляют по каплям раствор щелочи до  изменения окраски лакмуса).
  2. Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?

Результаты   проведенных   экспериментов   оформите   в   виде  таблицы:

Действие желудочного сока на белок

Пробирки

Что добавили

Что наблюдали

Объяснение увиденного

Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более простые соединения.

Кроме пепсина, в желудочном соке имеются различные органические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.

Фермента, способного действовать на углеводы, в составе желудочного сока нет. Однако переваривание углеводов в полости желудка все же происходит, так как слюна, поступающая из ротовой полости, содержит птиалин. Птиалин действует в слабощелочной среде. Поэтому расщепление углеводов в желудке происходит в течение лишь 20-30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную реакцию на кислую.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по биологии 9 класс

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» б...

Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс

Данная рабочая образовательная программа по биологии  составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...

Образовательная программа по биологии, 11 класс

Это образовательная программа по биологии 11 класса (автор учебника Пономарева И.Н.)...

Рабочая программа по математике 7-9 класс как часть образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС

Разработка рабочей программы по математике 7-9 класскак части образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС (Макарычев Ю.Н.; Атанасян Л.С.; Тюрин Ю.Н.)...

Теоретическое осмысление и практическая реализация образовательной программы УУД (универсальные учебные действия) в классе ансамблевого исполнительства

В сообщении преподавателей лицея рассматривалась история камерного исполнительства и его роль в формировании коммуникативных и социальных навыков учащихся. Были обоснованы возможности музыкального исп...

Решение проблемы реализации практической части образовательной программы учебного предмета «Химия» в дистанционном режиме (из опыта работы)

В конце прошлого учебного в мире сложилась очень непростая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции. В результате этого от федеральной и региональной властей последовали решения,...