Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Данная рабочая образовательная программа по биологии  составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предусматривает обучение биологии в 6 классе в обеме 2 часов в неделю. В образовательную программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_b-6.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                           «Согласовано»                                                                                                         «Утверждаю»

на заседании ШМО                               зам. директора по УПР                                                                                        Директор РГСУВУЗТ                                

протокол №________                 _______     / С.А. Григорьева/                                                                  « Убеевская общеобразовательная школа»

                                                                                                                                                                           МО и МП  ЧР

«    __» ___________   2011 г.            «    __» _________   2011 г.                                                                                                ________  / Б.Ф.Соколов/                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                           «___» _____________   2011 год

Рабочая  образовательная программа

по биологии

на 2011-2012 учебный год

Класс  6

Учитель: Яковлева Надежда Валентиновна

Количество часов: всего 68часов; в неделю 2 часа

Тематическое планирование составила ___  (Н.В.Яковлева)

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа составлена  на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 6 класса  автора  Сонина Н.И.// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006. – 138 с. //

Согласно базисному учебному плану, рабочая образовательная программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня в рабочую образовательную программу включены  лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков  сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной  личности, мотивированной  к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

           

       

Содержание курса.

Раздел 1 «Строение и свойства живых организмов» (27 часов).

Глава 1. Строение  живых организмов (2 часа).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Глава 2: Химический состав клеток (2 часа).

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Глава 3: Строение растительной и животной клеток (4 часа).

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов».

Глава 4: Деление клетки (3 часа).

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Глава 5: Ткани растений и животных (3 часа).

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа «Ткани растительных организмов»

Лабораторная работа «Ткани  животных  организмов»

Глава 6: Органы и системы органов (12 часов).

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок , его значение  и строение. Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно – двигательная, нервная,  эндокринная, размножения.

Лабораторная работа «Изучение органов цветкового растения».

Лабораторная работа «Распознавание органов у животных».

Раздел 2: Жизнедеятельность организмов (37 часов).

Глава 7: Питание и пищеварение (4 часа).

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении  солнечной энергии.

Особенности питания  животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.                                                                                          

Глава 8: Дыхание (2 часа).

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе  расщепления органических веществ освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Глава 9: Передвижение веществ в организме (3 часа).

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части.

Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека».

Глава 10: Выделение (4 часа).

Роль  выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов.  Обмен веществ у животных организмов.

Глава 11: Опора и движение (4 часа).

Значение  опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.  Наружный и внутренний скелет. Опорно – двигательная система  позвоночных.  Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторная работа «Разнообразие опорных систем животных».

Лабораторная работа «Перемещение дождевого червя».

Глава 12: Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа).

Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения.  Основные типы нервных систем. Рефлекс. Инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Глава 13: Размножение (6 часов).

Биологическое  значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

 

Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений».

Глава 14: Рост и развитие (4 часа).

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых».

Раздел 3: Организм и среда (12 часов).

Глава 15: Организм и среда (2 часа).

Влияние  факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Глава 16: Природные сообщества (5 часов).

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Глава 17: Повторение изученного материала (5 часов).

 

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы: Рабочая программа по  биологии  для 6 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по  биологии, Примерной программы основного (общего) образования по биологии.

Комплект учебников и учебно – методических пособий, обеспечивающих процесс образования по  природоведению по данной рабочей программе:

Учебник

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм». 6 класс.  М.: Дрофа, 2009

Дополнительная литература:

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2005
  2. Залесский М.З. Занимательная анатомия. М.: Издательский дом «Росмэн», 1998
  3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель по природоведению и экологии. М.: Просвещение, 1998

Расписание учебного времени:

№ п.п.

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные работы

Контрольные работы

Раздел 1: Строение и свойства живых организмов

Глава 1: Строение живых организмов

2

Глава 2: Химический состав клеток

2

Глава 3: Строение растительной и животной клеток

4

1

Глава 4: Деление клетки

3

1

Глава 5: Ткани растений и животных

3

2

Глава 6: Органы и системы органов

12

2

1

Раздел 2: Жизнедеятельность организмов

Глава 7: Питание и пищеварение

4

Глава 8: Дыхание

2

Глава 9: Передвижение веществ в организме

3

2

Глава 10: Выделение

4

Глава 11: Опора и движение

4

2

Глава 12: Регуляция процессов жизнедеятельности

3

Глава 13: Размножение

6

1

1

Глава 14: Рост и развитие

4

1

Раздел 3: Организм и среда

Глава 15: Организм и среда

2

Глава 16: Природные сообщества

5

1

Глава 17: Повторение изученного материала

5

1

Требования  к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс

В результате изучения предмета учащиеся 6 классов должны:

Знать / понимать

- особенности жизни как формы существования материи

- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их строения, физиологии, образа жизни и усложнения их организации

- основные структурные компоненты клеток, тканей, органов и систем органов живых организмов

- основные компоненты функциональных систем организмов и их роли в процессе жизнедеятельности;

Уметь

- описывать процессы жизнедеятельности организмов

- сравнивать объекты живой природы между собой

- проводить элементарные опыты и наблюдения за объектами живой природы

- настраивать микроскоп и готовить элементарные микроскопические препараты

- составлять элементарные цепи питания

- владеть языком науки

                                                                           

Содержание  учебного материала

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Тип урока

Цели и задачи темы

Раздел 1: Строение и свойства живых организмов

Глава 1: Строение живых организмов

2

1

Многообразие живых организмов

1

Комбинированный урок

Знать определения понятий: « биология, организм, клетка».

Показать отличие живых существ от тел неживой природы.

2

Основные признаки живых организмов

1

Комбинированный урок

Называть признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о признаках живых организмов.

Глава 2: Химический состав клеток

2

3

Химический состав клетки

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Различать неорганические и органические вещества клетки

Называть неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

4

Органические вещества клетки

1

Комбинированный урок

Называть органические вещества клетки, их роль в жизнедеятельности клетки.

Глава 3: Строение растительной и животной клеток

4

5

Строение растительной клетки

1

Комбинированный урок

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды растительной клетки.

Выделять особенности строения ядра.

6

Строение животной клетки

1

Комбинированный урок

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды  животной клетки.

Выделять особенности строения ядра.

Знать определения понятий: « Фагоцитоз, пиноцитоз».

7

Вирусы. Бактерии.

1

Комбинированный урок

Характеризовать вирус как неклеточную форму жизни, как внутриклеточный паразит.

Знать определение понятия « бактериофаг».

8

Урок – обобщения по теме: « Строение клеток»

1

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний

Обобщить изученный материал по строению растительной и животной клеток, уметь различать клетки живых организмов под микроскопом и на таблицах, проводить сравнение на примере клеток различных организмов, работать с учебником, дидактическим материалом.

Глава 4 : Деление клетки

3

9

Деление клетки. Митоз.

1

Комбинированный урок

Знать определения понятий: « регенерация, митоз, хромосома, хроматида»

Называть фазы митоза.

Характеризовать митоз.

10

Деление клетки. Мейоз.

1

Комбинированный урок

Знать определение понятия « мейоз».

Характеризовать мейоз, его биологическое значение.

Сравнивать митоз и мейоз.

11

Контрольная работа по теме: « Деление клеток

1

Урок контроля и оценки знаний

Тестирование по теме: « Деление клеток» ( или письменная контрольная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Глава 5: Ткани растений и животных

3

12

Ткани растений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать определение понятия : « ткань».

Называть типы и функции тканей растений.

Различать типы тканей растений.

13

Ткани животных.

Эпителиальная и соединительная ткани.

1

Комбинированный урок

Называть типы тканей животных, функции эпителиальной и соединительной тканей.

Различать типы тканей животных

14

Ткани животных. Нервная и мышечная ткани.  

1

Комбинированный урок

Называть особенности  строения, функции нервной и мышечной тканей.

Сравнивать ткани растений и животных.

Глава 6: Органы и системы органов

12

15

Органы цветковых растений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать определения понятий: «ботаника, орган, корень, побег, стебель, цветок».

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

16

Корень. Типы корневых систем. Клеточное строение корня.

1

Комбинированный урок

Называть функции и зоны корня, типы корневых систем.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы.

17

Побег. Строение почки.

1

Комбинированный урок

Знать определения понятий: «побег, почка».

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Распознавать  и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег и его части.

Характеризовать строение побега и почки.

18

Строение стебля.

1

Комбинированный урок

Называть функции и виды стеблей.

Характеризовать строение стебля.

19

Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Листорасположение.

1

Комбинированный урок

Знать определения  понятий : «лист, прилистники, листорасположение».

Описывать внешнее строение листа.

Характеризовать простые и сложные листья.

Определять виды жилкования и листорасположений листьев.

20

Цветок – орган семенного размножения, его строение и значение.

1

Комбинированный урок

Знать определения понятий : « цветок, соцветие».

Называть части цветка.

Характеризовать соцветия.

21

Плоды.

1

Комбинированный урок

Знать определения понятий : « плод, околоплодник, семязачаток»

Классифицировать  и распознавать односеменные и многосеменные плоды

22

Строение семян, их значение в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок

Знать строение семян.

Характеризовать значение семян в природе.

23

Органы и системы органов животных.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать определения понятий: «орган, система органов, внутренние органы, гормоны».

Называть внутренние органы человека, рыбы, лягушки, используя рис. на стр. 49

Характеризовать системы органов ( пищеварительную, кровеносную, выделительную, опорно – двигательную, систему органов дыхания)  животных.

24

Организм как единое целое.

1

Комбинированный урок

Давать определения понятиям ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать, что организм – единое целое.

25

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение и свойства живых организмов».

1

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний

Обобщить знания по теме: ««Строение и свойства живых организмов».

26

Контрольная работа по теме: «Органы и системы органов».

1

Урок контроля и оценки знаний

Тестирование по теме: « Органы и системы органов» ( или письменная контрольная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Раздел 2: Жизнедеятельность организмов.

Глава 7: Питание и пищеварение

4

27

Особенности питания растений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определения понятиям: « питание, почвенное питание, фотосинтез».

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растений

Характеризовать роль корня в почвенном питании растений.

28

Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок

Давать определение понятию «фотосинтез»

Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений – фотосинтеза.

Объяснять значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

29

Особенности питания и пищеварения у животных.

   

1

Комбинированный урок

Описывать сущность биологических процессов: питания животных

Называть органы пищеварительной системы животных

Давать определения понятиям: « питание, пищеварение».

Называть особенности строения пищеварительных  систем животных.

30

Пищеварительные ферменты.

 

1

Комбинированный урок

Объяснять действие пищеварительных ферментов на пищу.

Называть пищеварительные железы.

Знать определение понятия: «ферменты».

Глава 8: Дыхание

2

31

Дыхание растений. Связь между дыханием и фотосинтезом.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение понятию « дыхание».

Характеризовать особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания

32

Дыхание животных

1

Комбинированный урок

Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рис., табл.

Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных.

Глава 9: Передвижение веществ в организме

3

33

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

34

Перенос питательных веществ в организме беспозвоночных животных

1

Комбинированный урок

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.

Называть органы кровеносной системы и их функции, состав крови, типы кровеносных систем.

35

Перенос питательных веществ в организме позвоночных животных

 

1

Комбинированный урок

 

Характеризовать Особенности переноса веществ в организмах позвоночных  животных

Рассказывать о строении сердца и кровеносной системы человека

Глава 10: Выделение

4

36

Выделение у растений. Листопад.

   

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Описывать сущность процесса выделения у растений, его значение.

Называть органы и способы выделения у растений

Знать определение понятия : « листопад».

37

Процесс выделения у животных

 

1

Комбинированный урок

   

Описывать сущность процесса выделения у животных, его значение.

Называть органы и способы выделения у животных.

38

Обмен веществ и энергии у растений.

1

Комбинированный урок

Дать определение понятию «обмен веществ».

Описывать сущность процесса обмена веществ у растений.

Называть органы, участвующие в обмене веществ у растений.

Характеризовать особенности обмена веществ у растений.

39

Обмен веществ и энергии у животных.

1

Комбинированный урок

Описывать сущность процесса обмена веществ у животных.

Называть органы, участвующие в обмене веществ у животных.

Глава 11: Опора и движение.

4

40

Система опоры и ее значение в жизни организма. Опорная система растений.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Описывать строение и разнообразие опорных систем.

Называть значение опорных систем в жизни растений.

41

Опорные системы позвоночных животных.

1

Комбинированный урок

Описывать строение и разнообразие опорных систем.

Называть значение опорных систем в жизни животных, типы скелетов животных.

42

Движение растений и беспозвоночных животных.

1

Комбинированный урок

Называть роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.

43

Передвижение животных в водной и наземной среде обитания

1

Комбинированный урок

Называть способы передвижения животных, органы движения животных.

Уметь по внешнему виду животного определять его среду обитания.

Глава 12: Регуляция процессов жизнедеятельности.

3

44

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определения понятиям «раздражимость, рефлекс, инстинкт».

Называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных

Называть значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы.

45

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных.

 

1

Комбинированный урок

Называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных

Называть значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы.

46

Роль химических веществ в регуляции жизнедеятельности  позвоночных животных и растений.

1

Комбинированный урок

Называть органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности, роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности.

Глава 13: Размножение

6

47

Биологическое значение размножения. Бесполое размножение.  

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение понятия: «размножение».

Называть значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных

Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение.

Описывать сущность бесполого размножения  растений.

48

Вегетативное размножение, его биологическое и хозяйственное значение.

1

Комбинированный урок

Давать определение понятия «вегетативные органы»

Называть органы вегетативного размножения растений, способы вегетативного размножения

Выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов

49

Половое размножение у животных

1

Комбинированный урок

Давать определения понятиям: « размножение, гамета, оплодотворение, зигота, гермафродиты, партеногенез».

Описывать сущность полового размножения

Называть значение полового размножения, органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки.

Объяснять преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.

50

Половое размножение у растений

1

Комбинированный урок

Называть значение полового размножения, органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках.

51

Опыление и оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян

1

Комбинированный урок

Дать определение понятиям: «опыление, самоопыление, оплодотворение».

Называть способы опыления у цветковых растений, приспособления растений к различным способам опыления.

Описывать сущность полового размножения у растений.

52

Контрольная работа по теме: «Размножение».

1

Урок контроля и оценки знаний

Тестирование по теме: « Размножение» (или письменная контрольная работа с заданиями,

соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Глава 14: Рост и развитие

4

53

Рост и развитие растений. Распространение семян, их значение в природе и жизни человека

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение понятию «индивидуальное развитие».

Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

Называть роль семян и плодов в жизни растения, способы распространения семян.

54

Особенности индивидуального развития цветкового растения.

1

Комбинированный урок

Знать определение понятия «проросток».

Характеризовать состояние покоя. Его биологическое значение.

Называть основы роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.

55

Особенности индивидуального развития животных

 

1

Комбинированный урок

Давать определение понятию «индивидуальное развитие».

Называть этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

56

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнедеятельность организмов».

1

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний

Обобщить знания по теме: «Жизнедеятельность организмов»

Раздел 3: Организм и среда

Глава 15: Организм и среда

2

57

Среда обитания. Экологические факторы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать определения понятий : «среда обитания, экологический фактор».

Называть экологические факторы среды

Показать, как влияют факторы неживой природы на живые организмы.

Объяснять влияние условий среды на возникновение приспособлений у организмов.

58

Взаимосвязи живых организмов.

1

Комбинированный урок

Характеризовать типы взаимоотношений между организмами, приводить примеры.

Глава 16: Природные сообщества

5

59

Природные сообщества

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать определения понятий: «сообщество, экосистема, цепь питания».

Характеризовать основные компоненты природных сообществ и сложность их взаимоотношений.

Уметь составлять пищевые цепи.

60

Взаимодействие человека и его деятельности на живые организмы.

1

Комбинированный урок

Объяснять влияние деятельности человека на видовое многообразие животных.

61

Экскурсия по теме: «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека»

1

Экскурсия

Характеризовать влияние деятельности человека на природное сообщество.

62

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Организм и среда»

1

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний

Обобщить знания по теме: « Организм и среда».

63

Контрольная работа по теме: «Организм и среда».

1

Урок контроля и оценки знаний

Тестирование по теме: « Организм и среда » ( или письменная контрольная работа с заданиями,

соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Глава 17: Повторение изученного материала.

5

64

Строение и состав клетки. Ткани растений и животных.

1

Урок обобщения и  систематизации знаний.

Обобщить знания по темам: «Строение и состав клетки. Ткани растений и животных».

65

Органы цветкового растения. Системы органов животных, их функции.

1

Урок обобщения и  систематизации знаний.

Обобщить знания по темам: «Органы цветкового растения. Системы органов животных, их функции».

66

Организм – единое целое.

1

Урок обобщения и  систематизации знаний.

Обобщить знания по теме: «Организм – единое целое».

67

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля и оценки знаний

68

Анализ результатов итоговой контрольной работы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по биологии 9 класс

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» б...

Образовательная программа по биологии, 11 класс

Это образовательная программа по биологии 11 класса (автор учебника Пономарева И.Н.)...

Практическая часть образовательной программы по биологии 8 класс.

В практической части разработаны лабораторные работы по темам биологии....

Рабочая образовательная программа история 10 класс (базовый уровень 70 часов)

Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего образования по истории России 2004 г. Эта программа предназначена для преподавания для 10 –х классах  и охватывает...

Рабочая образовательная программа по биологии для 6 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108»

Рабочая  образовательная программа по биологии  для 6 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108» рассчитана на 1 час и составлена в  соответствии  с: - Федеральным государствен...

Рабочая образовательная программа по биологии для 7 класса

Рабочая  образовательная программа по биологии  для 7 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108»рассчитана на 2 часа и  составлена в  соответствии  с: - Федеральным госуда...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА (по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.) Срок реализации 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка(5 класс, 35 часов в неделю) Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологическ...