Рабочая образовательная программа по биологии для 6 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108»
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Высоцкая Татьяна Борисовна

Рабочая  образовательная программа по биологии  для 6 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108» рассчитана на 1 час и составлена в  соответствии  с:

 

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии

 

-Основной образовательной программой ООО(НОО) БОУг.Омска « СОШ№ 108»

 

 -Рабочей программой биология 5-9 классы:  авт.сост.  И.Н.Пономарёва , В.С Кучменко. О.А Корнилова А.Г. Драгомилов  Т.С Сухова системы «Алгоритм успеха» ,- Москва: издательского центра «Вентана-Граф» 2012

 

-Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для   учащихся   общеобразовательных учреждений / В.М Константинов, В.Г Бабенко, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2016.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_6_klass_rabochaya_programma.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Биологию» 6 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.

(концентрический курс)

Рабочая  образовательная программа по биологии  для 6 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108» рассчитана на 1 час и составлена в  соответствии  с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии

-Основной образовательной программой ООО(НОО) БОУг.Омска « СОШ№ 108»

 -Рабочей программой биология 5-9 классы:  авт.сост.  И.Н.Пономарёва , В.С Кучменко. О.А Корнилова А.Г. Драгомилов  Т.С Сухова системы «Алгоритм успеха» ,- Москва: издательского центра «Вентана-Граф» 2012

-Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для   учащихся   общеобразовательных учреждений / В.М Константинов, В.Г Бабенко, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Планируемые предметные результаты

Глава 1. Наука о растениях-ботаника( 4ч)

  • Научится:  называть основные признаки живой природы;
  • основные признаки царства Растения;
  •  определять основные органоиды клетки;
  •  Объяснять особенности растительных тканей;
  •  Определять жизненные формы растений.

  • Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Глава 2. Органы растений ( 8ч)

  • Научится: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать функции органов растений;
  • описывать стадии развития органов растений и всего растения;
  • называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
  • различать и определять типы корневых систем;
  • определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
  • сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
  • устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
  • изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
  • объяснять особенности роста органов растения;
  • устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
  • систематизировать знания по теме;
  • оценивать свои результаты и достижения.

  • Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч)

  • Научится: объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
  • сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
  • характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
  • обосновывать космическую роль зелёных растений;
  • устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;
  • характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
  • объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
  • сравнивать разные виды размножения;
  • сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
  • применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
  • проводить черенкование комнатных растений;
  • характеризовать этапы индивидуального развития растения;
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

  • Получит возможность научится: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира ( 11ч)

  • Научится: систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
  • осваивать приёмы работы с определителями растений;
  • выделять и описывать существенные признаки водорослей;
  • сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
  • сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
  • распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
  • характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
  • проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
  • прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
  • применять приёмы работы с определителями растений;
  • выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
  • объяснять сущность понятия эволюции растений;
  • называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
  • характеризовать значение растений в жизни человека;

соблюдать правила работы в кабинете биологии

  • Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Глава 5. Природные сообщества ( 5ч)

  • Научится: объяснять сущность понятия природное сообщество;
  • устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
  • характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
  • наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
  • систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
  • называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
  • объяснять целесообразность ярусности;
  • называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
  • приводить примеры смены природных сообществ;
  • объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;

аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам

  • Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

       

 

Содержание учебного предмета

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Глава 1. Наука о растениях-ботаника( 4ч.)

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.

Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.

Различать царства живой природы.

Характеризовать различных представителей царства растения.

Определять предмет науки ботаники.

Описывать историю развития науки о растениях.

Характеризовать внешнее строение растений

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Глава 2. Органы растений(8 часов)

Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».

Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Объяснять роль семян в природе.

Характеризовать функции частей семени.

Описывать строение зародыша семени.

Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Характеризовать  роль воды и  воздуха в прорастании семян.

Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.

Прогнозировать сроки  посева семян отдельных культур.

Различать и   определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Называть части побега.

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях натуральных объектах. Называть функции частей цветка.

Различать  и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеризовать значение соцветий.

Объяснять процесс образования плода.

Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам. фотографиям. натуральным объектам.

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений(7 часов)

Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания питания  в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических  и минеральных удобрений для растений. Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зеленых листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов - автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зеленых растений. Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Характеризовать значение размножения  живых организмов. Называть характерные черты вегетативного размножения. Называть основные черты, характеризующие рост растения. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития  растений.

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира( 11ч)

Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.

   Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.

Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики  - вид. Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.

Сравнивать представителей различных групп растений отдела Моховидные, делать выводы.

Характеризовать процессы размножения и развития моховидных .их особенности.

Находить общие черты строения  и размножения плаунов, хвощей. папоротников, их различия. Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Сравнивать строение споры и семени. Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Выявлять основные признаки класса Двудольные .Описывать отличительные признаки семейств класса.

Выявлять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира.

Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.

Приводить примеры культурных растений своего региона.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И Вавилова.

Называть родину наиболее распространенных культурных растений, называть  причины их широкого использования человеком. Характеризовать значение растений в жизни человека.

Глава 5. Природные сообщества( 5ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.

Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы».

Объяснять сущность понятия «природное сообщество» Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и  потока энергии.

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества.

Объяснять причины смены природных сообществ.

Систематизировать и обобщать знания по темам  6 класса.

Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

КТП по русскому языку для 5 кл. по программе М.Т. Баранова и др. - Омск, 2012

Календарно-тематическое планирование для 5 класса составлено на основе Федерального государственного стандарта, по Программе по русскому языку  под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженск...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БОУ г. Омска «Лицей № 137»

Программа коррекционной логопедической  работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям, имеющим речевые нарушения в освоении основной образовательной программы начального общег...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Внеклассное мероприятие 5 класс "Достопримечательности города Омска"

Внеклассное мероприятие для 5 класса на тему "Достопримечательности города Омска. История их возникновения". Данное мероприятие разработано для учащихся в рамках предметной недели  исто...