Круги кровообращения
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Хисматуллина Земфира Рафкатовна

Урок по биологии на тему  "Круги кровообращения"

 

Цель урока: продолжить развития понятия о кругах кровообращения;

                      Показать биологическое значение изменения состава крови при   

                      прохождении ее по большому и малому кругам         

                       кровообращения;

                      Продолжать формирование навыка самонаблюдения;

                      Экспериментально доказать вред перетяжек и наличие      

                       кармановидных  клапанов вен, препятствующих движению 

                           крови в обратном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Круги кровообращения42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                Круги кровообращения.

 

Цель урока: продолжить развития понятия о кругах кровообращения;

                      Показать биологическое значение изменения состава крови при    

                      прохождении ее по большому и малому кругам          

                       кровообращения;

                      Продолжать формирование навыка самонаблюдения;

                      Экспериментально доказать вред перетяжек и наличие      

                       кармановидных  клапанов вен, препятствующих движению  

                           крови в обратном направлении.

Оборудование: схемы кровообращения и лимфооттока человека; Схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

 Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого учащегося(или нитки), электрическая лампочка.

Ход урока:

1. Проверка знаний.

Индивидуальный опрос.

  1. Какие сосуды называются артериями, венами, капиллярами? В чем различие их строения?
  2. Как образуется тканевая жидкость и лимфа?
  3. Какое значение в организме имеют лимфатические узлы?
  4. В каком направлении шла эволюция кровеносной системы позвоночных?
  5. В связи, с чем появился второй круг кровообращения?
  6. Какое значение имело полное разделение сердца на две половины?

2. Изучение нового материала.

1).значение кровообращения.

Кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение называется кровообращением.

Врачей и анатомов древности интересовала проблема кровообращения. Это подтверждается сведениями в древних рукописях.

Гарвею принадлежит доказательство того, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается (циркулирует) всегда в одном и том же направлении и что центральной точкой кровообращения является сердце. Сообщение учащегося о заслугах Уильяма Гарвея в области кровообращения. (Показ портрет ученого.)

Текст сообщения: «Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. В своих трудах Гарвей первый объяснил ток крови по замкнутому кругу. Его учение о кровообращении изложено в работе труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» (1628). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. За свое учение Гарвей подвергся яростным нападкам со стороны ученых и церкви. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».

Каково значение кровообращения?

(Сокращаясь, сердце проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая ее непрерывное движение. При остановке сердца наступает смерть, потому что прекращается доставка тканям кислорода и питательных веществ, а также освобождение тканей от продуктов распада.)

Мы знаем, что кровь по венам течет в сторону сердца. В чем особенности движения крови по венам? Вены, расположенные под кожей, обладают способностью сокращаться, что способствует продвижению крови по сосудам. В венах, которые лежат на более глубоком уровне, движение крови обеспечивается благодаря сокращениям скелетных мышц. Обратному движению крови мешают карманообразные клапаны. Если человек стоит неподвижно, в венах накапливается кровь и увеличивается давление. При этом межклеточное вещество застаивается, что приводит к отеку ступней. Поэтому людям, вынужденным подолгу стоять. Следует периодически делать двигательные упражнения. Отеки возникают также при ряде заболеваний, сопровождающихся поражением венозных клапанов и стенок вен.

2).Лабораторная работа.

. Лабораторная работа «Функция венозных клапанов». (3 минуты). Учащимся предлагается выполнить лабораторную работу, в ходе которой они узнают о функциях венозных клапанов(Выполняется по инструкции на с.109 учебника с  использованием рис.50 А)

Предварительные пояснения. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены , по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови.

3)Круги кровообращения.

Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов, соединенных с сердцем, – малому и большому кругам кровообращения.

(Рассказ учителя по схеме.) На рис. 51 стр. 106  учебника найдите большой круг кровообращения.

Вопросы

  1. В каком отделе сердца он начинается?
  2. Куда кровь поступает из левого желудочка?
  3. Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения?
  4. По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
  5. В каких сосудах происходит газообмен?
  6. По каким сосудам и в какой отдел сердца происходит поступление

Знаменитый профессор Университета в Падуе Фабрициус Аквапенденте нашел в венах особые клапаны. Однако ответа на вопрос, для чего они нужны, он не дал. Гарвей взялся за разрешение этой загадки природы.

Первый опыт молодой медик поставил на себе. Он перевязал собственную руку и стал ждать. Прошло всего несколько минут, и рука стала отекать, жилы набухли и посинели, кожа стала темнеть.

Гарвей догадался, что повязка задерживает кровь. Но какую? Ответа пока не было. Он решил провести опыты на собаке. Заманив куском пирога уличную собаку в дом, он ловко накинул шнурок на лапу, захлестнул его и стянул.
Снова подманив доверчивого пса, Гарвей схватил его за другую лапу, которая также оказалась затянутой тугой петлей. Через несколько минут Гарвей опять подозвал собаку. Несчастное животное, надеясь на помощь, в третий раз доковыляло до своего мучителя, который сделал на лапе глубокий разрез. Вена ниже перевязки была перерезана.

Вопросы и задания.

  • С какой стороны набухла вена на собачьей лапе? (Лапа начала вздуваться, пухнуть ниже перевязанного места).
  • Какого цвета кровь закапала из раны? (Вздувшаяся вена ниже перевязки была перерезана и из нее закапала густая темная кровь).
  • Закончи предложение «На второй лапе врач сделал разрез чуть выше перевязки, и из него кровь … (ни одной капли крови не вытекло).
  • Смог ли Гарвей узнать, куда движется кровь? (Этими опытами Гарвей доказал, что кровь в венах движется в одном направлении).

4)Образование и отток лимфы. (Работа по рисунку 42 и 51)

 

Кроме замкнутой  кровеносной системы  имеется еще лимфатическая система. Благодаря тому что она имеет возможность очищать тканевую жидкость от крупных частичек, транспортировать крупные молекулы из пищеварительного канала, которые не могут попасть в кровь, например молекулы жира.

 

5) Лабораторная работа

 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»(Выполняется по инструкции на с.109  учебника с использованием рис. 52)

3.Закрепление знаний

 

Демонстрация опыта с последующим анализом и выводами.

Задание: докажите, что по большому кругу кровообращения к органам идет артериальная кровь, а возвращается от органов к сердцу венозная.

 Для этого на основании безымянного пальца и мизинца накрутите по резиновому кольцу.(Объясните, для чего.)Спустя 1 минуту положите руку на лампочку и включите свет. Сравните цветную полоску между свободными и перетянутыми пальцами.

  • Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?
  • Почему вышли из моды корсеты, которыми затягивались дамы XIX столетия?

4.Задание на дом: изучить § 21 ответить на вопросы в конце параграфа.С.105-109


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги кровообращения

1. Работа состоит из четырех основных этапов:актуализация знаний;изучение нового материала;закрепление изученного материала;домашнее задание (представлено творческими вопросами.2. Урок основан н...

GIF - анимации по темам "Фотосинтез" и "Круги кровообращения"

GIF - анимации наглядно иллюстрируют последовательность процессов фотосинтеза и движения крови....

Тест -цифровой диктант биология 8 класс Два круга кровообращения.

Биология 8 класс Тест -цифровой диктант. "Два круга кровообращения. Органы дыхания"...

Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"

Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения. ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.Задачи:а)  об...

Урок по теме "Круги кровообращения", 8 класс

Урок с использованием модульной технологии по учебнику "Биология. Человек. 8 класс", авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев....

Круги кровообращения

Тема. Круги кровообращения Цели урока: Раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови.Особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о боль...