Витамины. Нормы питания.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Ратушняков Владимир Владимирович

 

Урок биологии в 8 классе по теме «Витамины. Нормы питания» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» под редакцией Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Использованы учебные пособия «Активные формы и методы обучения биологии» под редакцией Г.М.Муртазина, книга для учителя под редакцией В.З.Резникова, В.И.Сивоглазов. Использование данной технологии возможно при проведении занятий на  спаренных уроках.

Организация КСО (коллективного способа обучения) требует поэтапной подготовки учащихся к работе в группах. В работе определены следующие этапы: 1) фронтальная работа с текстом: анализ текста, постановка целей, составление плана и вопросов по содержанию текста; 2) работа в парах постоянного состава: каждый из двух учащихся попеременно выступает в роли учителя и ученика; 3) групповая работа: предполагает выполнение одного задания несколькими учащимися, когда результат зависит от каждого члена группы; 4) работа с контрольными тестами.

Способ обучения – это осуществление учебного процесса в целом через определённую структуру общих организационных форм, причём одна из них является ведущей. В данном случае используется и индивидуальная, и парная, и групповая, причем групповая форма – ведущая.

При структурировании учебной темы предусматривается пять возможных дидактических этапов:

1.           а) Контроль знаний, умений и навыков- тест по дом.зад.

      б) работа в парах постоянного состава – карточки-задания

2.           Изучение нового материала  – работа в группах

3.           Изложение изученного материала, отработка умений и навыков по теме – выступление групп;

4.           Обобщение, систематизация знаний, а при необходимости и их углубление;

5.           Контроль знаний умений и навыков – экспресс-тест

Время работы по этой технологии не превышает 90 минут.       

В процессе изучения темы на каждом занятии осуществляется обратная связь, дающая информацию о результатах учебно-познавательной деятельности учащихся. С этой целью используются  компьютерные программы тренинга и тестов.

  Обязательным в технологии изучения темы являются уроки систематизации и обобщения. Заканчивается тема тематическим контролем знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Витамины. Нормы питания.61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 8 класс

ТЕМА: Витамины. Нормы питания.

Задачи:

 Разъяснить, что такое витамины, их роль в обмене веществ, значение основных витаминов, содержание их в продуктах питания, условия хранения, правила приёма витаминных препаратов. Выяснить, чем определяется суточная потребность организма в энергии, как устанавливаются нормы питания.

Оборудование:

 Таблицы: «Суточные нормы витаминов», «Гигиена питания».

Цель урока:

 Какую роль играют витамины в обмене веществ? Какие требования надо учитывать при определении норм питания?

Основные этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания:

- тестирование;

- самостоятельная работа.

2. Организация групповой работы по изучению нового материала.

Задание 1.

Витамины – органические вещества, участвующие в обмене веществ как регуляторы процессов жизнедеятельности. Источники витаминов, необходимых для жизнедеятельности человека. Авитаминозы.

Задание 2.

Основные витамины, их роль в организме. Продукты в которых они содержатся.

Задание 3.

Сохранение витаминов в пище. Витаминизация продуктов питания. Витаминные препараты, показания к их применению, вред передозировки.

Задание 4.

Суточная потребность организма в энергии. Определение суточного расхода энергии и норм питания в зависимости от энергетических затрат, возраста и других условий.

  1. Выступление групп с результатами работы.

5.  Закрепление:

      - тестирование по новому материалу

Дом. зад. параграф 38 - 39

Проверочный тест – д.з.   (А)

выберите из перечня 1-16 правильные ответы на вопросы:  

Вариант 1

  1. Каково основное значение пластического обмена в клетке?
  2. Какие исходные вещества необходимы для пластического обмена?
  3. Что происходит с веществами и энергией при пластическом обмене?
  4. Какой органоид – место пластического обмена?
  5. Что является конечными продуктами энергетического обмена?
  6. Что удаляется из организма во внешнюю среду?
  7. Какой процесс служит источником энергии для пластического обмена?

Вариант 2

1. Какое значение энергетического обмена в клетке?

2. Какие исходные вещества необходимы для энергетического обмена?

3.  Какие реакции происходят с веществами и энергией при энергетическом обмене?

4.  Какой органоид – место энергетического обмена?

5.  Какие вещества необходимы для синтеза белков?

6.  Какие процессы служат источником механической и тепловой энергии в организме?

7.  Какие реакции протекают с участием ферментов?

Ответы

  1. хромосомы                                                   10. биосинтез белков
  2. глюкоза                                                        11. биосинтез жиров
  3. рибосомы                                                     12.  окисление, распад глюкозы
  4. митохондрии                                                13.  окисление, распад жиров
  5. аминокислоты                                              14.  накопление химической энергии
  6. кислород                                                       15.  освобождение химической энергии
  7. углекислый газ                                             16.  обеспечение клетки строительным
  8. вода                                                                     материалом
  9. биосинтез углеводов

После выполнения задания, осуществляется проверка: на доске записаны правильные варианты ответов, обучающиеся сравнивают с собственными и выставляют себе оценку: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

(Б) – самостоятельная проверочная работа, после выполнения взаимопроверка в парах и выставление результата.

                Превращение пищевых веществ в органах пищеварения.

Основные отделы пищеварительного канала

ответы

Процессы, протекающие в основных отделах

Ротовая полость

Желудок

Тонкая кишка

Толстая кишка

1. измельчение пищи

2. расщепление некоторых видов жиров

3. частичное расщепление крахмала

4. расщепление жиров

5. расщепление белков

6. всасывание питательных веществ

7.дальнейшее расщепление белков до аминокислот

8. завершение расщепления углеводов до глюкозы

10. расщепление жиров до жирных кислот и глицерина

11формирование каловых масс

2 этап.

Организация работы в группах.

  Разбивая класс на учебные группы, под руководством учеников, назначенных группой, выполняются соответствующие задания, используются: дополнительная литература, наглядные пособия, технические средства обучения, компьютер, справочная литература.  В этих условиях контролируется процесс овладения учебным умением каждым учащимся, он более дифференцирован, а значит и  более психологически  комфортен для учеников. Учитель на этом этапе осуществляет общий контроль за работой групп, оказывает им оперативную помощь и корректирует их действия

Задания для учащихся:

  1. группа Прочитайте статью «Значение витаминов» - параграф 38 и статью «Витамины». Ответьте на вопросы: Какие органические вещества содержатся в пище? Какую роль в биохимических и физиологических процессах играют витамины? Почему витамины должны поступать в организм с пищей?  Что такое авитаминозы?
  2. группа В каких продуктах содержатся витамины? Познакомьтесь с основными витаминами с. 121 учебника, заполните таблицу:

        Витамины и их роль в организме человека

Название витамина

Роль в организме

Продукты, содержащие витамин

  1. группа Познакомьтесь с  содержанием статьи на с. 123 и дополнительным материалом. Выпишите правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение в ней витаминов и  объясните эти правила.
  2. группа Прочитайте параграф 39 и  статьи «Энергетическая ценность пищи» и «Режим питания». Рассмотрите таблицу 4 (с.125 учебника) и установите, сколько белков, жиров и углеводов расходуют люди разных профессий в сутки. Какие выводы для определения норм питания вытекают из этой таблицы? Ответьте на вопросы: Какие питательные вещества получает человек с пищей? Почему в пищевой рацион должны включаться разнообразные питательные вещества? Почему потребность в пище у детей и подростков относительно выше, чем у взрослых?

3 этап.

 После 35 мин групповой работы начинаются выступления учебных групп.

После выступления каждой учебной группы обучающимися задаются вопросы по изложенному материалу, анализируется качество выступления и выставляется оценка работы всей группы.

4 этап.

После выступления всех учебных групп учитель организует обобщение, систематизацию знаний, а при необходимости и их углубление.

5 этап

В качестве закрепления изученного материала предлагается тест.

Из перечня веществ (1-9) выберите правильные ответы:

  1. Витамин А                      6. Жиры
  2. Витамин В                      7. Углеводы
  3. Витамин С                      8.Минеральные соли
  4. Витамин Д                      9. Вода
  5. Белки

Вопросы

  1. Источники энергии в организме человека
  2. Самое энергетически ценное органическое вещество
  3. Всасывается без расщепления при пищеварении
  4. Биологически активные вещества
  5. Больше потребляется в растущем организме
  6. обязательные вещества в составе пищи человека
  7. Участвуют в образовании ферментов, в обмене веществ
  8. Необходимы для излечивания авитаминозов
  9. Разрушаются при кипячении
  10. Отсутствие вызывает цингу
  11. Отсутствие вызывает Куринную слепоту и нарушает рост
  12. Отсутствие вызывает паралич работы нервной системы, болезнь бери-бери
  13. Отсутствие вызывает рахит