Самостоятельная работа учащихся с учебником
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Раджабов Руслан Раджабович
Организация самостоятельной работы учащихся с учебником

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_uchashchihsya_s_uchebnikom.docx491.92 КБ

Предварительный просмотр:

Раджабов Руслан Раджабович,

учитель биологии Микрахской СОШ

Докузпаринского района РД

Организация самостоятельной работы учащихся с учебником 

Не секрет, что многие учащиеся испытывают затруднения при работе с первоисточниками информации. Главная проблема в том, что они привыкли найти сразу готовый ответ практически на любой вопрос, пользуясь интернетом. Затруднения возникают при анализе и осмыслении прочитанного, или же, когда им предлагают задания, в которых нужно найти связи между явлениями и процессами, найти общее, объединяющее, или, наоборот, при сопоставлении фактов, попытке найти отличительные особенности.

Данный план самостоятельной работы учащихся составлен мною на примере изучения главы «Строение и функции клеток» на основе учебника биология 10 класс, авторы: В. Б. Захаров идр.

Начертите в тетради таблицу и заполните её в ходе изучения параграфа.

Термин

Определение

Пример применения термина

Цитология

Наука о строении, химическом составе, функционировании и размножении клеток.

Развитие цитологии как самостоятельной науки связано с клеточной теорией.

Прокариоты

Эукариоты

Полупроницаемость

Пиноцитоз

Фагоцитоз

  1. Рассмотрите в учебнике рис. 5.4. Объясните, что является причиной многообразия форм эукариотических клеток?

  1. Рассмотрите в учебнике рис. 5.5. Сравните схемы строения растительной и животной клеток. Назовите основные отличия.

  1. Ознакомтесь с строением биологической мембраны (Рис. 5.6.).

Почему данную модель называют «мозаичной». Вспомните основные свойства биологических мембран. Какое значение имеет выросты мембраны?

Как обеспечивается связь между соседними клетками?

Прочтите в учебнике текст о строении наружной цитоплазматической мембраны.

  1.  На рисунке 5.7. рассмотрите процесс пино- и фагоцитоза.

 В чем заключается значение явлений фагоцитоза и пиноцитоза в клетке и роль в этом наружной клеточной мембраны? В таблицу впишите термины «фагоцитоз» и «пиноцитоз» и заполните графы.

  1. Прочтите в учебнике о функциях в клетке эндоплазматической сети (ЭПС). Ознакомьтесь со строением рибосом (рис. 5.8.).

 Какая существует взаимосвязь между рибосомами и ЭПС. Как «работают» полирибосомы?  Впишите в таблицу термины «рибосомы» и «ЭПС» и не пользуясь учебником дайте определения этим терминам. Заполнив таблицу, сверьте полноту своих знаний по учебнику.

  1. Самостоятельно изучите строение комплекса Гольджи, лизосомы. Какая между ними существует?

Почему комплекс Гольджи образно называют «внутриклеточным складом»?  Подумайте,  как  можно назвать лизосомы?  Дополните таблицу терминами «аппарат Гольджи», «лизомы». Попробуйте без использования учебника дать им определения.

  1. В учебнике на рис. 5.10. рассмотрите схему строения митохондрии. Объясните, в чем заключается взаимосвязь строения и функций митохондрий.

Почему митохондрии называют «энергетическими станциями» клетки?

  1. Изучите статью  «клеточный центр», рассмотрите его строение

Вспомните, какие еще органоиды способны к самовоспроизведению и почему.

  1. Появление цитоскелета считают крупным ароморфозом, ознакомившись с его строением, подумайте почему.

Какое значение имеет цитоскелет для простейших?

  1. Изучите строение и функционирование специальных органоидов движения простейших – жгутиков и ресничек. Впишите термины «клеточный центр», «цитоскелет», «жгутики» и «реснички» в таблицу.

  1. Прочтите в учебнике § 5.2.2.. В чем заключаются функции ядра в клетке? На рисунке 5.15. рассмотрите строение хромосом.

 Запомните определение термина «кариотип». Попробуйте найти отличия между кариотипами мужчины и женщины на рисунке (рис.5.16).

 Впишите в таблицу термины «ядро», «ядрышко», «ядрышковый организатор». Заполнив по памяти все графы, сверьте  правильность своих ответов по учебнику.

Сопоставьте строение и функции каждого органоида по заполненной вами таблице и выявите сущность взаимосвязей между ними.

Самостоятельное изучение тем «Деление клетки», «Особенности строения растительной клетки» и «Клеточная теория».

Прочтите § 5.3. Сравните понятия жизненный цикл клетки и митотический цикл. Изучите различные этапы жизненного цикла клетки по схеме 5.18.

Важнейшим процессом интерфазы является редупликация ДНК. Посмотрите на рисунке 5.19. как это происходит.

 Какой механизм обеспечивает абсолютную идентичность двух дочерних молекул ДНК при удвоении?

Пользуясь  схемами и текстом на страницах 167 – 170 заполните таблицу:

Название

Какие изменения происходят

G₁-фаза

Активное образование РНК и белков, повышение активности ферментов, необходимых для синтеза ДНК

S-фаза

G₂-фаза

М (митоз)

  1. Рассмотрите в учебнике схему митоза клетки на рис. 5.20..

Сравните расположение хромосом в различных фазах деления. Чем отличается метафаза от профазы; анафаза от метафазы; телофаза от анафазы? Впишите в таблицу названия четырех фаз митоза и заполните её.

Как Вы поняли, митотический цикл представляет собой единый и непрерывный процесс, для чего было необходимо разделение митоза на фазы?

  1.  На рисунке 5.21. рассмотрите делящиеся клетки в зоне роста корешка лука. Определите фазы митоза.

В основе каких биологических процессов лежит митотическое деление клетки?

Изучите § 5.4..

На рисунке 5.22. рассмотрите схему строения хлоропласта.

Найдите на рисунке кольцевую молекулу ДНК, каково её значение? Вспомните, какие еще организмы имеют такую ДНК, какие из этого можно сделать выводы? Что обеспечивает наличие рибосом в хлоропластах?

Прочтите перечень структурных компонентов клетки:

рибосомы, вакуоли, капли жира, ЭПС,  пластиды, жгутики, хромосомы, реснички, крахмальные зерна, комплекс Гольджи, наружная мембрана, митохондрии, лизосомы, ядро, клеточная оболочка (поверх мембраны),  клеточный центр.

Выберите те из них , которые характерны и для растительной и для животной клетки и впишите в правом столбике таблицы. В правый столбик  впишите структурные компоненты, относящиеся только к растительным клеткам.

Характерные и для растительной и для животной клетки

Характерные только для растительной клетки

Самостоятельно изучите § 5.5.

Изучите историю открытия и дальнейшего изучения клетки.

В чем заключается основные положения клеточной теории Шлейдена - Шванна?

Какие дополнения в клеточную теорию сделал Карл Бэр и Рудольф Вирхов?

Какие новые положения внесены в современную клеточную теорию?

Какое значение для биологической науки имеет клеточная теория?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся

Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.

Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная  работа и деятельностный подход  это...

"Weather and natural disasters" (самостоятельная работа по материалам учебника Starlight 11)

задания на перевод тематичекой лексики с русского на английский...

«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...