Конспект внеклассного урока по биологии "Растительный рай"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Феоктистова Ольга Леонидовна

Данная методическая разработка позволит систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растений; расширить кругозор учащихся о многообразии и значении растений; развивает способности наблюдать, анализировать, делать выводы, быстро отвечать на вопросы; прививает интерес к биологии. 

Методическую разработку можно использовать в рамках предметной недели, как обобщающий урок в конце года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_6.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

г.Прокопьевска Кемеровской области

Конспект внеклассного урока по биологии

в 6 классе

«Растительный рай»

подготовила

учитель биологии

Феоктистова Ольга Леонидовна

Прокопьевск 2011

Цели:

-  систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растений

-  расширять кругозор учащихся о многообразии и значении растений

-  развивать способности наблюдать, анализировать, делать выводы, быстро отвечать на вопросы

-  прививать интерес к биологии  

Оборудование: изображения растений, микроскопы, микропрепараты, гербарий, коллекция семян сельскохозяйственных растений

Ход игры:

1. Организационный момент

Формирование 3-х команд из учащихся 6-х классов, объявление темы и целей игры, правила для болельщиков.

Во время выполнения заданий командами болельщикам предлагаются иллюстрации растений, которые необходимо узнать, за каждый верный ответ добавляется балл своей команде.

2. Введение

Тема игры - «Растительный рай». Растения окружают нас повсюду, их можно встретить в пустыне и на скалистых горных склонах, существует множество растений, обитающих в водной среде и произрастающих в лесах и на лугах, в степных районах, даже в зоне арктических льдов в короткий летний период можно наблюдать за растениями, характерными для этих районов.

3. «Разминка»  - 5 мин

 Задание - разгадать кроссворд и, если все ответы будут правильными, по вертикали можно будет прочесть, как называется раздел биологии, изучающий растения  

  1. Дерево с белой корой, в поэзии оно нередко связывается с образом родины – России
  2. Лекарственное растение с желтыми цветами, название которого убивает зверей
  3. Ценная пищевая культура, у которой используют клубни, а ягоды несъедобны
  4. Злаковая культура, из зерен которой изготавливается мука
  5. Кустарниковое растение, ягоды которого очень любят медведи
  6. Декоративное растение, цветы которого нередко дарят на различных торжествах, его можно использовать как пряность
  7. Лекарственное растение, белые лепестки которого используют для шуточного гадания
  8. Хвойное растение с длинными «иглами», собранными в пучки

Ответы: береза, зверобой, картофель, пшеница, малина, гвоздика, ромашка, сосна;  БОТАНИКА

Б

е

р

ё

з

а

з

в

е

р

о

б

О

й

к

а

р

Т

о

ф

е

л

ь

п

ш

е

н

и

ц

А

м

а

л

и

Н

а

г

в

о

з

д

И

к

а

р

о

м

а

ш

К

а

с

о

с

н

А

4. «Юный натуралист»  - 5мин

Задание: выполнить практическую работу.

Подготовить микроскоп к работе

Рассмотреть предложенный микропрепарат, определить объект и охарактеризовать его.

5. «Пословица»  - 5 мин

 Пословицы представляют собой меткие образные изречения, придуманные народом, часто носят назидательный характер. Задание – составить разрезанные на части и объяснить своими словами пословицы (по 3 на команду); вспомнить известные пословицы (дополнительные баллы).

Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.

Леса от ветра защищают и урожаю помогают.

Где люди ходят, там трава не растёт.

Добра мать для своих детей, а земля - для всех людей.

От доброго дерева – добрый плод.

От плохого семени не жди хорошего племени.

Съешь и морковку, коли яблочка нет.

Хвались урожаем, когда рожь в засыпки засыпана.

Старые деревья молодые охраняют.

6. «Кто лишний»  - 5 мин

Задание: среди предложенных 6 гербарных экземпляров указать лишнее растение, пояснив свой выбор:

1) Шиповник (цветковое растение), плаун, лишайник, папоротник, хвощ, сосна

2) Лишайник (симбиотический организм), водоросль, хвощ, сосна, черемуха, шиповник

3) Сосна  (семенное растение), плаун, лишайник, водоросль зелёная, водоросль бурая, мох

7. «Эрудит»  - 10 мин

Каждому игроку команды по очереди необходимо ответить на  вопрос:

  1. Наука о живой природе (биология)
  2. Корневая система с хорошо развитым главным корнем (стержневая)
  3. Тело водорослей называется… (слоевище, таллом)
  4. Корни, отходящие от стебля (придаточные)
  5. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок (сложный)
  6. Листорасположение, при котором два листа, развиваются из одного узла (супротивное)
  7. Коллекция засушенных трав (гербарий)
  8. «Отец» науки ботаники (Теофраст)

       1.  Угол между листом и вышележащим междоузлием (пазуха)

  1. Наука о растениях (ботаника)
  2. Лист, имеющий одну листовую пластинку (простой)
  3. Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней (мочковатая)
  4. Листорасположение, при котором  из одного узла выходят 3 и более листьев (мутовчатое).
  5. Жилкование листа липы, березы (сетчатое)
  6. Пигмент зеленого цвета у растений (хлорофилл)
  7. Создатель микроскопа (Левенгук)

       1.  Наука о водорослях (альгология)

  1. Листорасположение, при котором листья следуют друг за другом (очередное)
  2. Корни, отходящие от главного корня (боковые)
  3. Зеленые пластиды в клетках растений (хлоропласты)
  4. Жилкование листа подорожника, тюльпана (дуговое)
  5. Верхняя часть зрительной трубы микроскопа (окуляр)
  6. Лист папоротника (вайя)
  7. Основатель науки систематики (Линней)

8. «Узнай меня» - 3 мин

Командам предложены коллекции семян сельскохозяйственных растений, необходимо определить растения

1) Пшеница, свёкла, горох, кориандр

2) Овёс, чечевица, подсолнечник, гречиха

3) Просо, ячмень, фасоль, лён

9. «Урожайная грядка» - 10 мин

Командам предложены по 3 муляжа плодов и корнеплодов овощных культур, необходимо рассказать об этих растениях:

Баклажан, помидор, картофель, морковь, перец красный, редис, репа, огурец, хлопчатник

10. Подведение итогов, рефлексия

Список использованной литературы

  1. Азбука природы. - М., Издат. дом “Ридерз Дайджест”, 1997.
  2. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.Б.Беркинблит и др. - М.:МИРОС, 1994
  3. Экологическое воспитание учащихся среднего звена школы. (Пособие.) Часть III . -Новосибирск : РПО СОРАСХН, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 классов по теме «Говорение» в форме урока – экскурсии "Around London" (составлен Гаджиевой Р.А., учителем англ. языка)

Способствует повышению интереса к  изучению иностранного языка с использованием ИКТ- презентации к данному мероприятию....

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 классов по теме «Говорение» в форме урока – экскурсии "Around London" (составлен Гаджиевой Р.А., учителем англ. языка)

Способствует повышению интереса к  изучению иностранного языка с использованием ИКТ- презентации к данному мероприятию....

Конспект внеклассного урока по обществознанию "Выборы - это важно!"

разработка внеклассного мероприятия для учеников старших классов. урок-игра....

Конспект внеклассного урока 3-4 кл.

Конспект внеклассного урока 3-4 кл....

Конспект внеклассного урока "Урок безопасности!

Данный урок разработан для обсудения с обучающимися опасные ситуации, в которых может оказаться ребенок; научить правильно действовать в опасной ситуации....