Сердце и кровообращение
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

конспект урока+ презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gulnaz.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

              ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                             

КУРСОВАЯ   РАБОТА

ПО ТЕМЕ «ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ»

                                                                                  Автор работы – учитель  биологии

                                                    Татарско-русской  школы № 80

                                                 Шакирова Гульназ Зиннаовна                                                                                                    

                                               

                                                         Казань - 2008

Тема: Органы кровообращения.

Строения сердца.

Цели: 1) Сформировать знания об особенностях строения органов

               кровообращения с выполняемой функцией;

           2) Продолжить развития умения учащихся сравнивать, анализировать

               делать выводы, работать с текстом и рисунками учебника;

          3)  Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблицы: 1) Кровеносная система человека

                                            2) Схема кровообращения позвоночных

                                             3) Схема кровообращения человека

                                                 модель сердца.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений, навыков.

1. Письменный опрос.

Проведение тестирования по вариантам с использованием дидактических карточек.

2. Фронтальный опрос.

- Что такое кровообращение?

- Назовите органы кровообращения.

- Какие изменения происходят в строении сердца у позвоночных животных?

Рыбы -------- земноводные ---------   пресмыкающиеся -------- птицы -------

млекопитающие

- Сколько кругов кровообращения у разных позвоночных животных?

Рыбы -------- земноводные ---------   пресмыкающиеся -------- птицы -------

Млекопитающие

- Каково роль кровообращения в жизни млекопитающих?

- С чем связаны изменения органов кровообращения у разных позвоночных животных?

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника на странице 126.

После изучения учащимися рисунков учебника проводится беседа о строении  и функциях кровеносных сосудов.

Вопросы для беседы с учащимися:

- Какие бывают сосуды?

- Какие функции они выполняют?

- Чем артерии отличаются от вен?

- Чем капилляры отличаются от артерии и вен?

Учитель по таблице показывает расположение сердца и предлагает учащимся найти местоположение сердца на себе.

Дать общее представление об основных частях сердца  по рисунку учебника на странице 126.

Рассказ учителя о строении и функции сердца, отметить форму и размеры сердца, сообщить о камерах, клапанах и сосудах начинающихся и кончающихся в сердце.

    Сердце – полый мышечный четырехкамерный орган. Масса сердца у взрослого человека составляет 250 – 300г.

   Сердце лежит в грудной полости между легкими, немного левее средней линии тела.

   По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей

Правой и левой.  Каждая часть включает предсердие и желудочек. Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок околосердечную сумку. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
 Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. По краям отверстий располагаются створчатые клапаны. На стороне клапанов, обращенной в полость желудочков, имеется специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны от пригибания в сторону предсердий. Между левым желудочком и левым предсердием – двухстворчатый клапан, между правым  предсердием и правым желудочком – находится трехстворчатый клапан. Эти клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из предсердии в желудочки. Между левым  желудочком и отходящей от него аорты, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерии тоже имеются клапаны. Из – за своеобразной формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Свободным краем кармашки направлены в просвет сосудов. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови из желудочков – в аорту и легочную артерию. Кровь обратно в сердце возвращается по венам.

    Сердце человека не отличается по строению от сердце млекопитающих и выполняет ту же функцию – функцию насоса.

   Учащиеся получают модели сердца и выполняют самостоятельную работу по следующему заданию с использованием дидактических карточек.

  1. Рассмотрите модель сердца, найдите все четыре отдела сердца.
  2. Сравните толщину стенок всех отделов сердца и сделайте из этого выводы.
  3. Определите, какие отделы сердца сообщаются между собой.
  4. Найдите на рисунке в учебнике створчатые клапаны.
  5. Найдите полулунные клапаны.
  6. Найдите,  где начинаются, и где кончаются сосуды, видные на модели сердца.
  7. Каково значение полулунных клапанов?
  8. Каково значение створчатых клапанов?

Разбор схемы кровообращения по рисунку учебника на странице 127.

- Какие круги кровообращения бывают?

- Почему на таблице кровообращения одни сосуды изображены красными, а другие синими?

- Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам венозная?

- По каким артериям течет венозная кровь?

- По каким венам артериальная? Почему?

    С помощью учителя учащиеся пользуясь схемой кровообращения заполняют таблицу «Изменения крови в кругах кровообращения».

Круги кровообращения

Органы, их образующие

Направление движения крови

Большой круг кровообращения

Малый круг кровообращения

IV. Применение знаний, умений, навыков.

Решить следующие задачи:

1.Бывают болезни, при которых у человека в сердце не смыкаются полностью или створчатые или полулунные клапаны. Объясните, почему будет затруднена работа сердца в обоих случаях.

2. Почему вредно носить тесную обувь и туго затянутые ремни?

Подведение итогов урока.

Вопрос к классу: Что мы узнали нового из сегодняшнего урока?

Общие выводы по уроку:

  Кровообращение – это движение крови по сосудам, обеспечивающее обмен веществ между организмом и внешней средой. В состав сердечно – сосудистой системы входят сердце и сосуды. Эта система обеспечивает распространение по организму крови, питательных веществ, газов, удаление продуктов распада.

V. Д/З 1) Изучить материал учебника на стр. 126 -127;

              2) Выполнить в рабочих тетрадях задания №97, №98, №101,

Приложение

1.Дидактические карточки с тестовыми заданиями

Вариант № 1

1. Антитела выделяют : а) эпителиальные клетки

                                         б) лимфоциты

                                         в) эритроциты

2. Вакцина – это :      а) культура микробов

                                    б) культура ослабленных микробов

                                    в) плазма крови от переболевших людей или животных

3. Могут ли свободно микробы проходить через кожу и слизистые оболочки тела человека:            а) да

                                    б) нет

4. Какое количество население имеют первую группу крови :

                                     а) 39%

                                    б)  7%

                                    в)  15%

                                    г) 40%

5. Какой % от массы тела составляет кровь : а) 10%

                                                                            б)  6%

                                                                            в)  20%

                                                                            г)  30%

6. Каково функция белых кровяных клеток:  а) выделительная

                                                                             б) питательная

                                                                             в) защитная

7. Всегда ли человек заболевает при проникновении  в его организм болезнетворных бактерий                                а) да

                                                                           б)  нет

Вариант №2

1. Что такое кровь                а) однородная жидкость

                                               б) соединительная ткань

                                               в) межклеточное вещество

2. Какую функцию выполняют эритроциты   а) защитную

                                                                             б) питательную

                                                                             в) дыхательную

3. Первую прививку от оспы сделал                а) Э. Дженнер

                                                                             б) И.И.Мечников

                                                                             в) Л.Пастер

4. Резус – отрицательный имеют                    а) 16%

                                                                            б) 15%

                                                                            в) 85%

5. В каких клетках образуются антитела        а) в лимфоцитах

                                                                            б) лейкоцитах

                                                                            в) тромбоцитах

6. Искусственный иммунитет – это                а) врожденный

                                                                           б) лечебная сыворотка

                                                                           в) после болезни

7. Сколько  групп крови выделяют   у человека    а) 2

                                                                                    б) 3

                                                                                    в) 4

2. Презентация по теме «Сердце и кровообращение»

Литература

1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин  «Человек». -  

2. А. И. Никишов, И.Х. Шарова «Животные». -

3. А.Г.Хрипкова  «Пособие для учителя». -  

4. Е.П.Бруновт, Г.Я.Малахова

«Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека». -  

5. В.А.Глумова, В.Н.Марков, В.В.Семенов «Биология. Учебное пособие». -  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сердце и кровообращение.

Работа сердца и кровиносная система....

Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

Открытый урок Строение и работа сердца. Круги кровообращения

В работе представлен конспект урока, технологическая карта урока и маршрутный лист для обучающихся....

Технологическая карта бинарного урока биология-физика "Сердце. Круги кровообращения".

Изучая биологию, нередко приходится обращаться к тем или иным физическим законам. Мной представлена технологическая карта урока по ФГОС по биологии с элементами физики....