материал к педсовету
методическая разработка по биологии по теме

в данном  материале вы можете найти рекомендации для родителй по профилактике неуспешности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Что мешает ребёнку быть успешным в учении?»

Хмелева В.В- зам. директора по УВР,  учитель биологии ГБОУ СОШ №3

 

    Когда ребенок становится учеником – к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.
        Многие считают, что для хорошей учёбы достаточно
внимательности, усидчивости, прилежания, и настойчивости. Безусловно, эти качества помогают организовать учебный труд.

        Но никому не секрет что школьные программы перегружены информацией; их содержание постоянно расширяется. Учебного времени не хватает не только на формирование мыслительных навыков, но и на простую трансляцию учителем нового материала. Отсюда увеличение числа уроков в неделю, объёмные домашние задания.

         Всё это вызывает у детей переутомление, переживание неуспешности, падение интереса к учёбе.

Можно ли помочь ребёнку хорошо учиться? Что могут сделать родители и учителя, чтобы повысить интерес не только к школьным занятиям, но и вообще к работе с познавательной учебной информацией?

   Нужно заметить что отставание в учёбе проявляется не сразу, а тогда, когда неразрешенные проблемы накапливаются. При этом важно понять, в чём именно у ребёнка проблема.

И первоочередная  задача заключается в том, чтобы  педагоги  совместно  с родителями  смогли выяснить  типичные проблемы в учебной деятельности детей  и  рассмотреть приемы оказания практической помощи .

 Если мы правильно определим причину неуспешности, легче будет оказать детям помощь. А они в ней,  несомненно, нуждаются.

  Итак, что же  может помешать  подросткам хорошо учиться?

         

Во- первых,  это отклонения  в психическом и физическом развитии ребенка. Но в нашем случае такой проблемы нет и не было изначально.

         Во-вторых  причиной неуспешности ребят  может быть психологическая составляющая. Например:

  1.  Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
  2.  Психологическая   незрелость ребенка. На первом месте у него остаются  игровые интересы. А в более старшем возрасте – отсутствует  чувство ответственности.
  3.  Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко - и в том и в другом случае неинтересно).
  4.  Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
  5.  Конфликты с учителями и одноклассниками.

         Третья причина- это приславутый гормональный взрыв, который обязательно сопровождает  весь подростковый период развития .В этот период в учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Если  при этом родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!

         Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают  таким образом чувство независимости. Это  порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания.

Вполне очевидно, что для родителей нежелание  ребенка заниматься - проблема непростая. Но нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка  наоборот может вызвать  чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки.

          Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ребенок порой не способен разобраться в самом простом материале.

        Четвертой и одной из самых распространённых причин школьной неуспеваемости является  так же отсутствие интереса к учебной информации.

         В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает. Поэтому  самым важным для учителя всегда считался  и остается  вопрос   « Как?»

  1. Как вызвать интерес к учёбе?
  2. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
  3. Как повысить мотивацию?
  4. Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала, а значит и  успешность каждого ученика в обучении?
  5. Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

         Для определения учебных мотивов при изучении  предмета  каждый педагог владеет  рядом методик и приемов . Целесообразно при изучении предмета   проводить  анкетирование учащихся , которое позволит изучить учебные мотивы  их предметной деятельности.

         Например:после проведенного мною анкетирования  с учащимися 8-ых классов  в 2009-2010 уч. году  мне стало ясно, что работу с классом необходимо построить так, чтобы активизировать деятельность учащихся в разных направлениях, повысить их мотивацию к изучению биологии.

         Ребёнку  среднего школьного возраста не всегда понятна цель изучения того или иного материала. Убеждения взрослого в том, что это понадобится в самостоятельной взрослой жизни, как правило, не помогают. И в этом случае у нас педагогов возникает необходимость найти такие педагогические приемы, который побудят ребёнка к тому, чтобы он САМ ЗАХОТЕЛ найти ответ на поставленные учителем вопросы. Другими словами нужно замотивировать школьников к  активной и творческой учебной деятельности.

         В начале урока используя различные технологические приемы  я, например, стараюсь   привести их мозговые структуры  в активное состояние и традиционное  требование  «нужно узнать» , перевести в их личное стремление « Хочу узнать»

         Формирование познавательной активности —   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, деловые или ролевые игры,  которые призваны повышать  интерес к окружающей природе и к биологии.

        

Использование игровых технологий позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Проводятся уроки с элементами  творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание кросвордов и стенгазет,  написание сообщение , создание презентаций.,.  Учащиеся с большим интересом относятся к выполнению творческих работ в качестве домашнего задания. Это заставляет учащихся работать с дополнительной литературой, а также использовать в своей работе новейшие компьютерные технологии.

“Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь”

         Это высказывание должно  стать девизом для многих педагогов  Ведь главная задача  вовлечь - заинтересовать, а ребёнок сам научиться!

Иногда утверждают, что учебные проблемы связаны с плохой памятью. И с этим отчасти можно согласиться. Однако и при хорошей памяти у ребят возникают сложности в учёбе. Не сразу, а тогда, когда обычного запоминания становится недостаточно. Нужны навыки работы с информацией: систематизации, установления связей, нахождения закономерностей.

           Поэтому мы на уроках биологии целенаправленно формируем эти мыслительные навыки, используя такие формы как сравнительные и описательные таблицы, схематический конспект и др..

 Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам.

Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

 В целом всех неуспешных учеников можно разделить на три категории:
1
. те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
2. те, кто и не могут, и не хотят;
3. те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
         Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую.  А зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
        Причин “неуспешной” учебной деятельности детей  как мы видим очень много. И справиться с  ними они могут  только при поддержке педагогов, школьных психологов и конечно же ,  родителей. Но главное очень важно всегда  помнить аксиому -
«Каждый ребенок уникален».

 В качестве такого первого шага  в оказании педагогической  помощи  родителям наших учеников я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспешностити”, которые вы можете использовать для проведения родительского всеобуча в своих классных коллективах.

Психотерапия неуспшности.

Советы родителям

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Рекомендации для родителей

У творческих родителей всегда неординарные дети!

  1. Советуйте ребенку следить за своей внешностью – одеждой, прической, соблюдать правила личной гигиены.
  2. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с молодыми людьми противоположного пола, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, иначе между вами возникнет недоверие.
  3. Воспитывайте естественный взгляд на проблемы взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое отношение позволит создать в будущем нормальную семью.
  4. Рассказывайте своим детям о том, какие у вас были взаимоотношения с противоположным полом в их возрасте, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
  5. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались их отношения.
  6. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать вас о способах времяпрепровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие оскорбляет!
  7. Следите за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
  8. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом – любящими мамой  и папой.
  9. Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  10. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  11. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
  12. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  13. Научите подростка преодолевать трудности.
  14. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
  15. Постоянно контролируйте ребенка (но без гиперопеки) по принципу «доверяй, но проверяй».
  16. Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте,
  17. Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
  18. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
  19. Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы были в его возрасте.
  20. Покупайте детям книги по психологии, самопознанию.
  21. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
  22. Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону: самоактуализация передается от родителей к детям.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете

XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Педсовет по вопросу толерантности

Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Малый педсовет по вопросу преемственности

Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения  педсовета...