материал к педсовету
методическая разработка по биологии по теме
в данном материале вы можете найти рекомендации для родителй по профилактике неуспешности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie__na_ped._sovete_psihoterapiya_neuspeshnosti.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Что мешает ребёнку быть успешным в учении?»
Хмелева В.В- зам. директора по УВР, учитель биологии ГБОУ СОШ №3
Когда ребенок становится учеником – к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.
Многие считают, что для хорошей учёбы достаточно внимательности, усидчивости, прилежания, и настойчивости. Безусловно, эти качества помогают организовать учебный труд.
Но никому не секрет что школьные программы перегружены информацией; их содержание постоянно расширяется. Учебного времени не хватает не только на формирование мыслительных навыков, но и на простую трансляцию учителем нового материала. Отсюда увеличение числа уроков в неделю, объёмные домашние задания.
Всё это вызывает у детей переутомление, переживание неуспешности, падение интереса к учёбе.
Можно ли помочь ребёнку хорошо учиться? Что могут сделать родители и учителя, чтобы повысить интерес не только к школьным занятиям, но и вообще к работе с познавательной учебной информацией?
Нужно заметить что отставание в учёбе проявляется не сразу, а тогда, когда неразрешенные проблемы накапливаются. При этом важно понять, в чём именно у ребёнка проблема.
И первоочередная задача заключается в том, чтобы педагоги совместно с родителями смогли выяснить типичные проблемы в учебной деятельности детей и рассмотреть приемы оказания практической помощи .
Если мы правильно определим причину неуспешности, легче будет оказать детям помощь. А они в ней, несомненно, нуждаются.
Итак, что же может помешать подросткам хорошо учиться?
Во- первых, это отклонения в психическом и физическом развитии ребенка. Но в нашем случае такой проблемы нет и не было изначально.
Во-вторых причиной неуспешности ребят может быть психологическая составляющая. Например:
- Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
- Психологическая незрелость ребенка. На первом месте у него остаются игровые интересы. А в более старшем возрасте – отсутствует чувство ответственности.
- Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко - и в том и в другом случае неинтересно).
- Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
- Конфликты с учителями и одноклассниками.
Третья причина- это приславутый гормональный взрыв, который обязательно сопровождает весь подростковый период развития .В этот период в учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Если при этом родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!
Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают таким образом чувство независимости. Это порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания.
Вполне очевидно, что для родителей нежелание ребенка заниматься - проблема непростая. Но нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка наоборот может вызвать чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки.
Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ребенок порой не способен разобраться в самом простом материале.
Четвертой и одной из самых распространённых причин школьной неуспеваемости является так же отсутствие интереса к учебной информации.
В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает. Поэтому самым важным для учителя всегда считался и остается вопрос « Как?»
- Как вызвать интерес к учёбе?
- Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
- Как повысить мотивацию?
- Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала, а значит и успешность каждого ученика в обучении?
- Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Для определения учебных мотивов при изучении предмета каждый педагог владеет рядом методик и приемов . Целесообразно при изучении предмета проводить анкетирование учащихся , которое позволит изучить учебные мотивы их предметной деятельности.
Например:после проведенного мною анкетирования с учащимися 8-ых классов в 2009-2010 уч. году мне стало ясно, что работу с классом необходимо построить так, чтобы активизировать деятельность учащихся в разных направлениях, повысить их мотивацию к изучению биологии.
Ребёнку среднего школьного возраста не всегда понятна цель изучения того или иного материала. Убеждения взрослого в том, что это понадобится в самостоятельной взрослой жизни, как правило, не помогают. И в этом случае у нас педагогов возникает необходимость найти такие педагогические приемы, который побудят ребёнка к тому, чтобы он САМ ЗАХОТЕЛ найти ответ на поставленные учителем вопросы. Другими словами нужно замотивировать школьников к активной и творческой учебной деятельности.
В начале урока используя различные технологические приемы я, например, стараюсь привести их мозговые структуры в активное состояние и традиционное требование «нужно узнать» , перевести в их личное стремление « Хочу узнать»
Формирование познавательной активности — задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, деловые или ролевые игры, которые призваны повышать интерес к окружающей природе и к биологии.
Использование игровых технологий позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Проводятся уроки с элементами творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание кросвордов и стенгазет, написание сообщение , создание презентаций.,. Учащиеся с большим интересом относятся к выполнению творческих работ в качестве домашнего задания. Это заставляет учащихся работать с дополнительной литературой, а также использовать в своей работе новейшие компьютерные технологии.
“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь”
Это высказывание должно стать девизом для многих педагогов Ведь главная задача вовлечь - заинтересовать, а ребёнок сам научиться!
Иногда утверждают, что учебные проблемы связаны с плохой памятью. И с этим отчасти можно согласиться. Однако и при хорошей памяти у ребят возникают сложности в учёбе. Не сразу, а тогда, когда обычного запоминания становится недостаточно. Нужны навыки работы с информацией: систематизации, установления связей, нахождения закономерностей.
Поэтому мы на уроках биологии целенаправленно формируем эти мыслительные навыки, используя такие формы как сравнительные и описательные таблицы, схематический конспект и др..
Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам.
Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.
В целом всех неуспешных учеников можно разделить на три категории:
1. те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
2. те, кто и не могут, и не хотят;
3. те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. А зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Причин “неуспешной” учебной деятельности детей как мы видим очень много. И справиться с ними они могут только при поддержке педагогов, школьных психологов и конечно же , родителей. Но главное очень важно всегда помнить аксиому - «Каждый ребенок уникален».
В качестве такого первого шага в оказании педагогической помощи родителям наших учеников я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспешностити”, которые вы можете использовать для проведения родительского всеобуча в своих классных коллективах.
Психотерапия неуспшности.
Советы родителям
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Рекомендации для родителей
У творческих родителей всегда неординарные дети!
- Советуйте ребенку следить за своей внешностью – одеждой, прической, соблюдать правила личной гигиены.
- Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с молодыми людьми противоположного пола, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, иначе между вами возникнет недоверие.
- Воспитывайте естественный взгляд на проблемы взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое отношение позволит создать в будущем нормальную семью.
- Рассказывайте своим детям о том, какие у вас были взаимоотношения с противоположным полом в их возрасте, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
- Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались их отношения.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать вас о способах времяпрепровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие оскорбляет!
- Следите за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
- Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом – любящими мамой и папой.
- Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
- Научите подростка преодолевать трудности.
- Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
- Постоянно контролируйте ребенка (но без гиперопеки) по принципу «доверяй, но проверяй».
- Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте,
- Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
- Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы были в его возрасте.
- Покупайте детям книги по психологии, самопознанию.
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
- Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону: самоактуализация передается от родителей к детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете
XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...
Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"
В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий
Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...
Педсовет по вопросу толерантности
Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...
Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели
Педсовет теоретический,августовский. Старт работы педколлектива над методической проблемой школы....
Малый педсовет по вопросу преемственности
Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения педсовета...