Игра-зачёт "Развитие органического мира"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Чудинова Людмила Алексеевна

Игра-зачёт "Развитие органического мира"  может проводится как на уроках после изучения данной темы, так и на внеклассных мероприятиях в 9-11 классах. Материал взят из методического пособия И. Р. Мухамеджанов "Тесты, зачёты,блицопросы по биологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_razvitie_org._mira.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                  ИГРА-ЗАЧЕТ

                                       Тема «Развитие органического мира»

Форма: дидактическая игра-путешествие.

Игра рассчитана на 1 группу из 8-12 учеников 10-го класса. При необходимости учитель может сыграть с 2-3 группами уче ников, соответственно увеличив количество вопросов и оборудо вания.

Цели: контроль и обобщение знаний по теме; повышение уровня мотивации к обучению; поощрение класса или группы, успешно освоивших данную тему.

Оборудование: кубик; игровая карта (2 шт.) для учителя и ко манды (приложение 1); 3-4 листа ватмана; маркеры 3 и более цветов; ксерокопия приложений.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Изначально у каждого игрока:

  1. 1 ум. При потере ума теряется способность говорить, разре шается только писать свои соображения на листке бумаги;
  2. 1 жизнь. При потере жизни игрок превращается в зомби — теряет способность и говорить, и писать — можно изъяс няться лишь знаками и жестами.

Изначально у группы:

  1. мудрость — возможность пользоваться литературой — определяется броском кубика (если выпали цифры «1» или «2» — одна мудрость; «3» или «4» — две мудрости; «5» и1пи «6» — три мудрости);

ХОД ИГРЫ

  1. Вводное слово

Вам предлагается виртуальное путешествие на машине вре мени по эпохам планеты Земля. Задача — пройти все испытания и вернуться домой. При этом вам необходимо сохранить жизнь и ум в целостности.

  1. Начало. Проникновение систему

Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить ос новные ароморфозы растений и животных. Каждый из вас дол жен назвать по одному ароморфозу, повторяться нельзя.

Кто не назвал - теряет ум.

Можно восстановить ум, расставив в правильном порядке на звания эр:

а)        мезозой

                   

б)        кайнозой

в)архей

г)        палеозой

д)        протерозой

III. Архейская эра

Вы в архейской эре. Отсюда будем двигаться вперед во вре мени, пока не попадем снова в свое время. Но чтобы двигаться дальше, необходимо воссоздать организм, в котором будем пу тешествовать. Разделения на царства еще нет, полное господство прокариотов.

Нарисуйте на листе ватмана схему строения первого живого организма, подпишите его структурные элементы.

Если не справились, - вся команда теряет ум.

Восстановить ум можно, если капитан команды изобразит без слов словосочетание «анаэробный гетеротроф»

Ваш живой организм начинает превращаться в эукариота.

В ком будете путешествовать дальше?

 

В одноклеточном растении

Выберите из карточек с названи ями органов те, которые должны присутствовать в вашем одно клеточном организме

 (приложение 2)

        В одноклеточном животном

            Выберите из карточек с       названи ями органов те, которые    должны присутствовать в вашем  одно клеточном организме (приложение 2)

 

 

Неправильный ответ

  1. все игроки теряют ум

Правильный ответ Попадают в ПРОТЕРОЗОЙ

Неправильный ответ

  1. все игрок и теряют  ум

 Можно восстановить ум, для это го нужно создать схему эволюции растений на основе слов-подска зок (приложение 3)

Можно восстановить ум, для это го нужно создать схему эволюции животных на основе слов-под сказок (приложение 4)

       Попадают в Протерозой

                                                                      Попадают в Протерозой

IV. Протерозойская эра

Правильно                                           Неправильно

Итак, вы в Протерозое. Ваш одноклеточный организм съело Кишечнополостное животное. Чтобы не перевариться, нужно перечислить, какие системы органов есть у него.

2 человека потеряли ум

В машине времени сбой.

Кишечнополостное начало видоизменяться.

Нужно успевать

следить за изменениями и оп ределять, в какое животное оно превратилось.

Первое изменение!

Появился третий слой клеток, тело плоское, нервная система лестничного типа, пищеварительная система замкнутая.

Не определили плоских червей — потеряли 2 ума.

Второе изменение!

Тело стало округлым в поперечном сечении и разделенным внутри на сегменты. Нервная система по-прежнему лестнично го типа, но пищеварительная система незамкнутая. Появилась кровеносная система и наружные жабры.

Не определили кольчатых червей - потеряли 2 ума.

Третье изменение!

Появился наружный скелет из хитина, появились конечнос ти, состоящие из члеников.

Не определили членистоногих - потеряли 2 ума.

V. Палеозойская эра

Вы в палеозойской эре. Трилобит, в котором вы находитесь, скоро вымрет. Ланцетник готов приютить вас, если вы поможе те ему разобраться с периодами палеозойской эры. Расставьте в правильном порядке от первого к последнему (приложение 5):

а)девон

б)пермь

в)кембрий

г)карбон

д)      ордовик

е)силур

Неправильно расставили — все, у кого был ум, потеряли его.


Вашего ланцетника схватила акула. Грозится съесть, если не поможете ей разобраться, какие классы растений появились в палеозое.

Не смогли назвать или ошиблись — 2 человека потеряли жизнь.

Для того, чтобы вернуть жизнь и ум, придется пересесть на более высокоразвитое существо. Рептилия предлагает вернуть вам ум и жизнь, если вы порадуете ее и изобразите сценку «Выход хордовых на сушу» со всеми необходимыми превращениями.

VI.Мезозойская эра

Вы вместе с вашей рептилией попали в мезозойскую эру. Подслеповатый мираннозавр ищет своего друга аллозавра. Пос кольку он плохо видит, то задает всем встречным рептилиям лю бимую загадку своего друга:

Когда на сушу «вышли» первые животные, там уже росли рас тения, которыми они могли питаться. В свою очередь, когда первые растения «вышли» на сушу, там уже был тонкий слой почвы, в ко тором они могли расти. Какие живые организмы первыми вышли на сушу и создали первый слой почвы? Чем они питались?

Не смогли ответить - половина команды потеряла жизнь, по ловина команды потеряла от страха ум.

Чтоб вернуть жизнь и ум, нужно заполнить таблицу (прило жение 6):

Распределите цифры определений по соответствующим гра фам

таблицы

Периоды

Господствующие животные

Господствующие растения

Триас

Юра

Мел

Определения

  1. Хищные и травоядные рептилии.
  2. Современные голосеменные.
  3. Земноводные.
  4. Мелкие млекопитающие.
  5. Древние покрытосеменные.
  6. Первые птицы.
  7. Костистые рыбы.
  8. Динозавры.

  1. Древние голосеменные и папоротники.

Кайнозойская эра

Вы в кайнозое. В компьютере машины времени произошел сбой, вся информация по кайнозою перепуталась, необходимо найти все ошибки (приложение 7):

кайнозойский период состоит из трех эр: сначала антропоген, затем палеоген и последним идет неоген. В палеогене появи лись все отряды млекопитающих, а птицы и насекомые господствовали. В неогене происходило вымирание мелких динозавров, которые не успели вымереть в мезозое. Также в неогене вымерла основная масса первозверей. В антропогене появился человек.  В антропогене появились саблезубые тигры, мамонты и другие гигантские рептилии. Кроме того, в антропогене появились человекообразные обезьяны. Что касается растительного мира, то здесь в течение всего кайнозоя происходило постепенное вымирание покрытосеменных и все большее преобладание голосеменных.

За каждую ненайденную ошибку теряется 1 ум.

Выход из игры

Ну что ж, вы прошли все испытания, осталось только покинуть систему. Для этого нужно привести в порядок все свои запасы ума и жизней.

Если не хватает ума — нарисовать на ватмане схему эволюции хордовых (или любую другую схему на усмотрение учителя) с указанием ароморфозов.

Если не хватает жизней — разыграть схему эволюции хордовых (или любую другую схему на усмотрение учителя) в виде пантомимы

Приложение 2

РИБОСОМЫ

СОКРАТИТЕЛЬНЫЕ ВАКУОЛИ

ЛЕЙКОПЛАСТЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

ЛИЗОСОМЫ

ХРОМОПЛАСТЫ

ВАКУОЛЬ

КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР

ЭПС

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ

ЖГУТИКИ

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ВАКУОЛ11

ЯДРО

КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА

Приложечие 3 

Слова-подсказки по эволюции растений

Зеленые водоросли,  мхи, цветковые, папоротники,  хвощи, голосеменные, псилофиты, плауны, бурые водоросли.

Приложение 4 

Слова-подсказки по эволюции животных

Хордовые, кишечнополостные, плоские черви, губки, членистоногие, круглые черви, моллюски, кольчатые черви, иглокожие

Приложение 1

ИГРОВАЯ КАРТА

Название команды_

Список команды

Ум

Жизнь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Мудрость команды:

Используемая литература:

1.И.Р. Муамеджанов «Тесты, зачёты, блицопросы по биологии: 10-11 классы .- М.: Вако, 2007.

2.В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин «Общая биология»: Учеб. для 10-11 кл.  общеобразоват учеб. заведений - М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Своеобразие органического мира Австралии"

конспект интегрированного урока географии и биологии в 7 классе по теме "Своеобразие органического мира Австралии"....

Элективный курс "Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире".

Элективный курс расчитан на обучающихся 9 классов....

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Обобщающие тесты по теме "Эволюция органического мира"

Данные тесты предназначены для проверки знаний после изучения темы "Эволюция органического мира" в 9 или 11 классе. Тесты в 2 вариантах. Уровень знаний базовый....

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" - "Знатоки органического мира Черного моря"

Интеллектуальная игра разработана на основе материалов Шкатулки Черного моря, расчитана на учащихся 5-7 классов....

Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...