Интегрированный урок "Влияние звуков на здоровье человека."
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Отмахова Татьяна Ивановна

Экология + физика + информатика + музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otmaxova.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Влияние звуков на здоровье человека.

Цели урока:

1.Познавательная.

 Рассмотреть влияние звуков на здоровье человека.

2.Развивающая.

 Развивать у учащихся способность логически мыслить, обобщать, выделять проблемы, продолжать формирование умений самостоятельной работы.

3.Воспитательная.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдение норм поведения в обществе.

Оборудование: компьютер.

 Ход урока.

      1.Организационный момент.

2.Формирование новых знаний.

Урок начинается с постановки проблемного вопроса.

Вступительное слово учителя. Как часто в прибаутках, анекдотах люди смеются над таким физическим недостатком, как глухота. «Глухая тетеря», «глухой чурбан», «для глухого поп две обедни не служит», «медведь на ухо наступил» - вот далеко не полный перечень обидных насмешек, которыми осыпают тугоухих людей. Почему так происходит? Ведь народ издавна жалел «убогоньких», «слепеньких», «хроменьких» и других инвалидов, даже к людям с психическими отклонениями относились доброжелательно, как к «блаженным», «юродивым». К глухим такие определения никогда не применялись.                                                                                                                                                         Как вы можете объяснить такое отношение к слабослышащим людям?

Ученики. С такими людьми сложно общаться.                                                                                                                                                        

Учитель. «Самая большая роскошь на земле роскошь общения»- писал Антуан де Сент-Экзюпери. А именно самого элементарного общения лишены плохо слышащие люди. Начиная с 25 лет, у человека снижается острота слуха, но в последнее время болезнь катастрофически молодеет, в 1 5- 18 лет — человек не может рассчитывать на тонкий слух. В чём причина потери слуха? Как сохранить слух? Каково влияние звуков на здоровье человека? На все эти вопросы нам предстоит с вами ответить. Тема урока «Влияние звуков на здоровье человека».

Учитель. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, проведём практическую работу по определению остроты слуха с помощью речи и проанализируем её результаты.

     Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводим шепотной речью. Рекомендуется составить 2 группы слов. Первая группа слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например: ворон, двор, море, номер и т. д. Вторая группа слов — гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т. д.

Цель работы: определить остроту слуха.

Оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

Ход работы: работа проводится в группе. Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо заглушают смоченным ватным тампоном, далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь. Как только испытуемый начинает правильно называть 50% произнесенных слов, то это расстояние считают пороговой величиной. После чего расстояние между исследователем и испытуемым начинают быстро увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет та точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка полученных результатов: 1) слова 1-й группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные); 2) слова 2-й группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Учитель. Результаты практической работы показали, что не все мы  обладаем хорошей остротой слуха.

Авиценна говорил: «Главным сокровищем жизни являются ни земли, которые ты завоевал, ни богатства у вас в сундуках... главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, надо много знать...» Что же мы должны знать, чтобы сохранить здоровье?

Ученики. Строение органа слуха. (Рассказ с использованием компьютерной презентации). Поражение хотя бы одной части слухового анализатора может привести к потере слуха полного или частичного.

Учитель. Назовите причины, вызывающие нарушение работы слухового анализатора.

Ученики. Нарушение работы слухового анализатора могут вызывать инфекционные болезни, физические повреждения, сильный шум.

Учитель. Что такое шум?

Ученики. Шум — это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Учитель. Рев авиационных моторов, пароходов, поездов, шум машин и станков на промышленных предприятиях, угрюмое гудение стиральной машины и пылесоса вплетает свои голоса в адскую какофонию «цивилизованной жизни». Человеческое ухо беззащитно. В отличие от глаза оно не имеет век, не закрываются даже во сне. Природа позаботилась о том, чтобы повысить у животных и первобытнообщинного человека функцию бдительности так, чтобы даже во сне у них были ушки на макушке и сигналы опасности своевременно воспринимались слуховым постом. Поэтому шум бесконтрольно продвигался к нашим барабанным перепонкам.

 Рассмотрим таблицу «Шум». На ней перечислены различные источники шума.

Звуки в пределах от О до 80 дБ приятны для восприятия и отрицательных эмоций не вызывают. Если громкость превышает 80 дБ, шум вредно влияет на здоровье.

Залп из орудия, например, может разрушить сразу тысячи волосковых клеток, и процесс этот необратимый. Повседневное воздействие шума вызывает их медленное разрушение, клетки как бы умирают от «акустического туберкулеза». Отсюда повсеместный рост глухоты. Второй губительный эффект громких звуков — связан с нервной системой. По данным французских ученых, шум виновен  в 70% неврозах.

Чутко реагирует на него сердце, изменяется ритм его деятельности (тахикардия), поражаются сосуды, давление поднимается до гипертонических высот, нарушается цикл дыхания - тут как тут бронхиальная астма, выбившаяся из нормальной колеи работа желудочно-кишечного тракта-люди чаще болеют язвой желудка, энтероколитами. Многие авторитетные специалисты считают, что шум причастен к аллергии, цереброспинальному менингиту, избытку холестерина в артериях, диспепсии.

Обследования, проведенные итальянскими профессорами Маудпири и Одескальки показали, что способность к деторождению у супружеских пар, часто находящихся под воздействием шума, понижается.

Невропатологов беспокоят душевные расстройства, вызываемые террором децибелов. Мы загрязняем окружающую среду не только отходами промышленности, выхлопными газами, но и музыкальным шумом, по праву именуемым «звуковым мусором».

Длительное пребывание в условиях повышенного звукового давления ведет к нарушению логики мышления, отсюда понижение производительности труда на 10-20 %.

 «Тишины хочу, тишины…Нервы, что ли обожжены?» воскликнул однажды поэт Андрей Вознесенский. Наверное, в жизни у каждого из вас были минуты, когда и вам хотелось произнести нечто подобное. Выяснить отношение к шуму решила группа статистов нашего класса. Для этого они составили анкету из четырёх вопросов и обратились с ней к ученикам третьих, седьмых и десятых классов.

Вопросы анкеты.

  1. Любите ли вы громкую музыку?
  2. Можете ли вы делать уроки, если включён телевизор?
  3. Мешает ли вам шум на переменах?
  4. Хотелось ли вам иметь своё место уединения во время перемены?

Расскажите, какие результаты вы получили.

Ученики-статисты. На первый вопрос положительно ответили 44 % учащихся. На второй вопрос положительно ответили 26 %. На третий вопрос положительно ответили 7 %. А вот на четвёртый вопрос положительно ответило 83 %. По результатам анкеты мы сделали вывод, что шум не способствует умственной работе. С шумом в школе нужно бороться. Наша школа работает по программе « Школа здоровья», поэтому нам бы не помешала комната психологической разгрузки, в которой мы могли бы отдыхать во время перемены. Такую комнату мы видели на экскурсии на мебельном комбинате.

Учитель. Действительно, с шумом нужно бороться. А создаём мы его сами. Иногда и не задумываясь, что вредим своему здоровью и здоровью окружающих.

Йоги используют  специальные  восковые заглушки, которые снижают шум на 30-40 децибеллов. Не менее эффективен и другой способ защиты - противопоставить опасному шуму мелодичные звукоряды. Об этом вы можете получить более полную информацию из текста.

       Работа с текстом.

Необыкновенную способность музыки отмечали многие ученые, врачи, психологи. Ромен Роллан: «Музыка Бетховена никогда не была для меня абстрактной мудростью, благодаря ее чадам в мои жилы вливалась свежая, новая кровь. Она проникала в тело, просачивалась во все поры и становилась моей плотью и моей мыслью, я черпал героизм, идущий на штурм, атакующий беспорядочные орды отрицания, сомнения, пагубных страстей» Известный писатель Н.Бажов рассказывал, что доктор Даль вылечил Рахманинова музыкой от невростении: «Сергей с удивлением, как новую слушал нехитрую песню Мендельсона, она плыла под смычком у доктора Даля. Осторожно песнь проникала в ткань раненой души, выжимала по капле страдание. Потом та же песня сделалась как бы подголоском для другой, совсем незнакомой, могучей наполненной света и торжества она шла к нему, сметая на пути все преграды...»

О врачующем воздействии музыки человеку известно многие тысячелетие. Египетские папирусы рассказывают о том, как жрецы пытались звуками лечить людей. В древнем Египте не знали про димедрол и лечили бессонницу пением хора.

В древней Греции музыкой и чарующим пением лечили «умопомешанных».

Платон видел в ней средство для выработки человеческого характера.

Пифагор считал, что музыка является универсальным средством гигиены тела и духа. Гомер увидел, что благодаря музыке чума пощадила эллинов, осаждавших Трою. Уже в те далекие времена древнегреческие ученые и музыканты пытались создать что-то вроде «звуковой классификации», в основе которой лежали ощущения и реакции, вызываемые музыкой.

Они подразделились на 3 основных лада:

фришийский-страстный, возбуждающий;

медийский-грустный, тоскливый;

дорийский- строгий, мужественный.

Увлекались музыкотерапией и в 18-19 веках. К методам музыкотерапии прибегают врачи и сегодня. Основой прочного союза музыки и медицины стали классические работы И.М.Сеченова, С.П.Боткина, И.П.Павлова.

Исследование возможностей музыкотерапии широко проводится и сейчас. Вот несколько любопытных сообщений.

Врач Слободяник из Львова пишет, что элегии, ноктюрны, колыбельные песни возвращают в состояние безмятежного детства больных с легкими формами депрессии, при циркулярном психозе.

Французский журнал «Антерприз» рассказал читателям об интересном эксперименте, проведенном в Национальном институте переливания крови. Во время процедуры там проигрывали специальную музыкальную программу.

Пациенты не падали в обмороки, пока звучала поддерживающая мелодия.

Как показали наблюдения советской ученой В.Поляковой, особенно чутко воспринимает музыку сердце и кровеносные сосуды. Когда раздаются приятные мелодичные звуки, сердце начинает вслушиваться, пульс замедляется, артериальное давление падает, кровеносные сосуды расширяются.

Но вот послышались поп-ритмы, и сердце словно испуганно встрепенулось, заторопилось, его удары потеряли силу спокойной работы.

Кандидат медицинских наук В.Я.Ткаченко из г.Ялты после ряда клинико-физиологических исследований предложил в качестве конкурентов снотворным таблеткам следующие мелодии : «Лунная соната» Бетховена 1 ч., «Грустный вальс» Сибелиуса, «Сентиментальный вальс», «Осенняя песня» , «Баркеролла» Чайковского, «Мелодия» Глюка, «Серенада», «Аве Мария» Шуберта, «Грезы» Шумана, «Лебедь» Сен-Санса.

Сотрудники академии установили, что определённая музыка помогает роженицам преодолевать трудности последних минут. Ребенок появляется на свет и слышит звуки торжественного марша. «Неплохо начинается жизнь»-отмечает он про себя. В музыкотерапии применяются в основном классические произведения. Как быть, если человек их не понимает? Вот какой совет дают йоги. Прослушайте какое-нибудь произведение классической музыки, скажем симфонию Чайковского несколько раз с интервалом в 2-З дня, но так, чтобы вам никто не мешал. Расслабьте при этом тело сосредоточьтесь на мелодии мысленно, как бы пропевая ее про себя.

Разумеется, поначалу это будет сложно, вы будете уставать от непривычного напряжения, но со временем привыкните, перед вами начнет приоткрываться эмоциональный смысл музыкальных интонаций, и классическая музыка позовет вас к себе. Вы войдете в мир чарующих звуков.

Составьте себе лечебный набор музыкальных произведений, и вместо того, чтобы глотать таблетки, поглощайте целебные вибрации, заодно наслаждайтесь хорошей музыкой.

Специалисты предлагают каталоги лечебной музыки, образцом которой может служить, например, такой.

Для снятия раздражимости:

Бах «Кантата  № 2» , Бетховен «Лунная соната».

Против беспокойства и тревоги:

Шопен мазурки и прелюдии, Штраус вальсы, Рубинштейн «Мелодия».

Для снятия озлобленности:

Бах «Итальянский концерт»,  Гайдн «Симфония».

Успокоительные:

Бетховен «6 симфония» З часть, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Дебюсси «Свет луны».

При головной боли:

Бетховен «Фиделио», Лист «Венгерская рапсодия»,

Бах «Концерт ре - минор для скрипки»,

Шопен «Ноктюрн ре-минор».

Сформулируем выводы по данному тексту .Звуки могут разрушить здоровье и восстановить его.

Данные текста вы можете использовать на следующем этапе урока.

Ребята предложили создать комнату психологической разгрузки. Попробуем представить, как она должна выглядеть. Для этого создадим несколько творческих групп.

 Первая группа – это дизайнеры. Ваша задача оформить интерьер комнаты так, чтобы он отличался от учебных и служебных помещений и способствовал релаксации. При создании цветовой композиции учтите психофизиологический эффект цветов: красный - слегка увеличивает напряжение, стимулирует; жёлтый стимулирует к деятельности; зелёный- уравновешивает; голубой - уменьшает напряжение.

Вторая группа психологи. Подберите для демонстрации видеоизображения природы и соответствующую музыку.

Третья группа физиологи. Вам необходимо подобрать комплекс упражнений для снятия напряжения, усталости.

Четвертая группа выполнит виртуальный проект, доказывающий, что звуки могут отрицательно влиять на здоровье человека. Работаете с бланком ответов.

Пятая группа эксперты. Выясняют источники шума и  работают над предложениями по уменьшению его  в школе.

Все группы пользуются компьютером и ресурсами Интернет.

По окончании работы проводится обсуждение результатов.

Домашнее задание.

Составить программу из классических и современных музыкальных произведений, поднимающих вам  настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

ЗВУКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

В разработке представлен материал о свойствах звуков слышимых и неслышимых. Рассмотрены свойства звуков, отрицательно влияющих на здоровье человека. Даны рекомендации по защите организма от вредных зв...

"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе

         Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...

Влияние громкости звука на здоровье человека

Презентация к уроку по физике 9 класс по теме "Громкость звука. Ее влияние на состояние человека"...

Кодирование звуковой информации. Влияние звука на здоровье человека

Основные задачи урока:– Рассмотреть роль звука в жизни человека, в процессе передачи информации от источника к приёмнику, влияние звука на здоровье человека.– Способствовать активному включению ...

Влияние звука на здоровье человека

Влияние звука на здоровье человека. Данная презентация может быть применена на уроках физики при изучении темы "Звуковые волны"...