Видоизменение побегов
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Тип урока, раскрывающий содержание темы, урок-объяснение. Данный урок учитель строит на сочетании различных приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся, выполняет основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

            Образовательная функция формирует систему знаний по теме «Видоизменение побегов». Научный материал по курсу изложен точно, убедительно, последовательно. Для формирования основных понятий составляющих систему знаний, учитель использует наглядный материал и живые растения (клубень картофеля, луковица, корневище), таблицу «Видоизменение побегов», рисунок на доске. Особо подчеркивает практическое значение видоизмененных побегов клубня и луковицы.

            Для осуществления воспитательной функции учитель развивает эстетическое чувство чтением стихов о лечебных свойствах лука. Работая по карточкам в парах, учащиеся обучаются индивидуально и коллективно.

            Развивающая функция – развитие психических особенностей, где учитель организует работу учащихся по карточкам и выработку поисковых навыков и умений. Во время выполнения лабораторной работы учащиеся сравнивают корневище с надземными побегами и устанавливают их общие признаки: наличие почек, видоизмененных листьев (чешуек).

            Учащиеся самостоятельно делают вывод о строении корневища, клубня, луковицы и наглядно видят, что это видоизмененные побеги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по биологии в 6 классе

по теме «Видоизменение побегов».

Цель: 

  1. Образовательная: развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень;
  2. Развивающая: продолжить обучение умением  находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторный работы;
  3. Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, стимулировать развитие познавательного интереса.

Методы:

  1. Частично-поисковый;
  2. Исследовательский.

Дидактические материалы: таблица «Видоизменение побегов».

Ход урока:

I. Организационный момент:

Приветствие учащихся и учителя, готовность рабочего места, проверка учащихся по списку.

II. Мотивация урока:

Разъясняется, что на данном уроке учащиеся научатся определять видоизмененные побеги, рассказывать их строение и какую роль они играют в жизни растений, отвечать на вопросы и решать познавательные задачи. Учащиеся записывают в тетрадь тему и цель урока. Вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа в парах дает возможность усвоить большой по объему учебный материал в короткое время.

III. Актуализация знаний и умений:

 Учитель предлагает выполнить тестовое задание и проверить результаты своей работы. Организует работу по результатам самопроверки. Учащиеся в тетради записывают номера верных утверждений и сверяют с эталоном на доске. Корректируют записи и оценивают свои работы.

IV. Изучение нового материала:

Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Из прочитанного рассказа определить тему урока».

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочные предмет поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрологии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднем веке утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в черном ящике? (луковица)

Классу предлагается отгадать загадки:

а) у лысой головки есть глазки и бровки. Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы (клубень картофеля)

б) В земле веревочка, а в ней кладовочка (корневище).

Рассказ учителя: «У некоторых растений образуются видоизмененные побеги, таковы усы у земляники, клубни картофеля, луковицы лилии, лука, тюльпана, корневище пырея, ландыша, мяты. Корневище, клубень, луковица – запасающие побеги».

        Строения корневища пырея (рассказ с использованием таблицы). «Длинное ветвистое корневище по внешнему виду похоже на корень, но корневище заканчивается верхушечной почкой, а также имеет пленчатые чешуйки – это видоизмененные листья. От корневища отрастают придаточные корни,  имеются узлы и междоузлия.

Строение клубня картофеля (использование таблицы натурального клубня рисунка на доске). Молодой корень покрыт чешуевидными листочками. У старых на их месте имеются продолговатые листовые рубцы – бровки. Над бровками в углублениях имеются пазушные почки – глазки. Различают верхушку и основание клубня. На верхушке больше почек, при основании – меньше. При посадке из почек развиваются побеги».

Вопрос учащимся: «Скажите, чем клубень отличается от луковицы?»

Строение луковицы (рассказ с использованием таблицы, рисунка, натурального объекта –

луковицы). «Луковица  сверху покрыта пленчатыми чешуями, плохо смачивающиеся водой. Под ними белые или фиолетовые сочные чешуи, в их клетках содержится сахар. Сухие и сочные чешуи отходят от стебля (донце). На его верхушке находится верхушечная почка, а по бокам между сочными чешуями – боковые пазушные почки. Донце – это видоизмененный укороченный стебель. Луковичные чешуй – это видоизмененные листья».

V. Закрепление знаний:

1. Выполнение лабораторной работы и анализ ее результатов.

2. Обсуждение проблемных вопросов по данному материалу.

3. Проведение тестового контроля по новому материалу

VI. Домашнее задание:

§27, выполнить задание №1 на стр. 124.

VII. Итог урока:

1. Вопрос: «Какую мысль выразил автор в следующем стихотворении?»

Сняли тоненький сюртук,
Сняли
Рыжую рубашку,
Сняли
Желтую рубашку,
А, стянув
Еще рубашку,
Все заплакали вдруг.
Вот так мы
Вчера на кухне
Раздевали
Сладкий лук.

2. Вопрос: «О каких свойствах лука говорится в четверостишье?»,

Я – лук, я – Чипполино,

Веселый, озорной.

Простуды и ангины

Не справятся со мной.

3. Беседа по обсуждению результатов работы учащихся, ориентированная на цели урока.

Учитель подводит учащихся к выводу, что клубень, луковица, корневище представляет собой видоизмененные побеги, т.к. у них есть почки, укороченные междоузлия, большой запас органических веществ, нет хлорофилла, т.е. своим строением они повторяют строение надземных побегов. Видоизмененные побеги являются своеобразным кладовым, где накапливаются питательные вещества, содержащие крахмал, сахара, минеральные вещества, фитонциды (вещества, убивающие микробы). Они широко используются в пищу человеком и используются на корм животным. Кроме того они имеют и большое биологическое значение - все являются органами естественного вегетативного размножения, происходящего в природе без вмешательства человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок исследование "Видоизмененные побеги"

в игровой форме учащиеся узнают, что клубень картофеля и луковица - это видоизмененные побеги....

Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"

Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...

Видоизменение побегов

Тип урока, раскрывающий содержание темы, урок-объяснение. Данный урок учитель строит на сочетании различных приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся, выполняет основные функ...

Видоизменения побегов

Три презентации, в которых отдельно рассматриваются корневище, луковица, клубень. Рассмотрено строение видоизменённых побегов и приведены примеры растений....

Урок биологии в 6 классе: «Видоизменения побегов»

Цель урока: выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.Урок построен на исследовании и с...