Мои уроки
план-конспект урока биологии (6,7,9 класс) по теме

Ондар Сай-Суу Тогус-ооловна

На уроках я пользуюсь с техническими средствами обучения. Типы уроков: комбинированный урок, урок конференция, урок игры, лабораторные работы, урок семинар. Мои уроки развивают творческие способности учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-конференция по теме "Класс пресмыкающихся. Отряд черепахи, крокодилы, чешуйчатые, клювоголовые"


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Цель обучающая: познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся .

Цель развивающая: продолжить формирования навыков использование различных источников информации.

Цель воспитывающая: воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка изученного материала.

Учитель: Какие приспособления позволяют нам считать пресмыкающихся настоящими наземными жителями?

Ответы учеников. Они имеют веки, которые защищают от высыхания, у них сухая кожа, не нуждаются регулярном смачивании кожи, нет кожного дыхания и хорошо развиты легкие и внутреннее оплодотворение.

3. Объяснение нового материала.

У нас сегодня урок-конференция. Мы поговорим о многообразии пресмыкающихся. Главный вопрос урока: какую роль играют пресмыкающиеся в природе и в жизни человека? В течение урока мы должны выявить, кто у нас самый наблюдательный, внимательный и любознательный. Ребята, класс пресмыкающихся включает отряды черепахи, крокодилы, чешуйчатые, клювоголовые. Давайте начнем рассматривать с отряда черепах.

Ученик: Самый характерный признак черепах- твердый панцирь, в который заключено туловище. В панцире есть несколько отверстий спереди и сзади, через которые животные могут высовывать голову, ноги и хвост. Язык толстый, из органов чувств у черепахи хорошо развито зрение слух и обоняние. Регулирует на яркие цвета. У черепах большую роль играют обоняние, с помощью него черепаха не только находят пищу и ориентируются на территории. Черепахи имеют прекрасный слух. Реагируют на интонацию голоса, если с черепахой ласково разговаривать, она будет вытягивать шею и слушать. Наоборот, если ругать то спрячется в панцирь. Главное условие для их жизни- создать тепло, поэтому черепахи живут только в теплых странах. Голодать они могут по месяцам. Зубов у черепах нет. Морские черепахи кормятся рыбой, ракообразными и моллюсками. Польза черепах заключается в том, что доставляет пластинки, которые употребляют на различные поделки, а так же мясо и яйцо. Приложение 1

Учитель: Спасибо. Ребята, черепаха какой рефлекс может приобрести.

Ученик: Условный рефлекс.

Учитель: Да, ребята действительно, панцирь- это приспособление для пассивной защиты от врагов. Некоторые черепахи приспособились к жизни в воде. Черепахи, живущие в озерах и реках, имеют между пальцами ног плавательную перепонку, а у морских черепах ноги превратились в ласты. Приложение 1 Самая большая черепаха- слоновая черепаха, которая встречается на Галапагосских островах, ее панцирь достигает длины более 1м. Приложение 1.Зеленую черепаху используют ради вкусного мяса. Эту черепаху называют суповой.Приложение1. Давайте послушаем сообщение про крокодилов.

Ученик: Крокодилы ведут полуводный образ жизни. По способу питания являются хищниками. Питаются рыбой, моллюсками и амфибиями. О том, что некоторые животные могут изменять свою окраску, знают многие. На память приходят хамелеоны. Но знаете ли вы, что цвет могут изменять и крокодилы. А этот факт, когда утром после ночной прохлады крокодил вылезает на солнышко погреться, а он темно-серого или коричневого цвета, иногда черного. Такой цвет лучше поглощает солнечные лучи. Когда хищнику становится жарко, он приобретает светлый цвет, хорошо отражающий солнце. Новорожденные крокодильчики похожи на ящериц. Ведь малыши питаются насекомыми. Шея крокодильчиков подвижная. Если кожу снять, получается кожа с красивыми рисунками. Из нее изготавливают портфели, сумки и обувь. Приложение 1

Учитель: В некоторых странах миссисипского аллигатора разводят в питомниках для получения ценной кожи. Послушаем сообщение про него.

Ученик: Общая окраска верхней стороны темная, брюшной светло-желтая. Основная пища- рыба, но, как и большинство других крокодилов, аллигатор при случае нападает и на других животных. Молодые питаются водными насекомыми и ракообразными и более крупные- лягушками, змеями, рыбой, взрослые- млекопитающими и птицами. Для человека аллигаторы большой опасности не представляют. Иногда аллигаторы поедают рыбу в рыбачьих сетях, являются средой обитания для многих видов пресноводных растений и животных. Аллигаторы выкапывают пруды на болотах, разрыхляя и разбрасывая почву задними ногами и ударами хвоста. Они постоянно очищают пруды , в которых обитают , от излишней растительности и густой грязи, выталкивая и вынося ее на берег. В период размножения (апрель- май) самцы обходят свои участки, издавая по временам громкий рев. Рекордная продолжительность жизни этого вида крокодилов в неволе- 85 лет. Приложение 1

Учитель: А, теперь следующий у нас отряд клювоголовые (гаттерия) .

Ученик: Отряд клювоголовых, пресмыкающихся очень древняя группа. Их современный представитель гаттерия. Когда-то клювоголовые ползали во влажных лесах по всей суше. Ныне встречается у берегов Новой Зеландии. Ее изображение можно увидеть на почтовых марках, сувенирах, плакатах- ведь ни одна страна в мире не может похвастаться “живым ископаемым”.Приложение 1

Учитель: У нас остался последний отряд- чешуйчатые входят ящерица, змеи, хамелеоны. Как показывает название, тело представителей этого отряда покрыто чешуей. Приложение1

Ученик: Ящерица, небольшие животные с хорошо развитыми конечностями . Ящерицы широко распространены по всему миру. Отсутствует в Антарктиде. Чешуи бывают мелкими так и крупными. Иногда преобразованы в шипы или гребни. Все ящерицы периодически линяют, скидывая наружный слой кожи. Конечности ящерицы устроены различно в зависимости от образа жизни и поверхности субстрата, по которому они передвигаются. Ящерица имеет зубы. Органы чувств у них развиты по-разному, в зависимости от виды от больших и хорошо видящих у древних форм до мелких. Крупные ящерицы доживают до 10 лет и более. На ящериц нападают почти все животные, которые могут их схватить. Это змеи, хищные птицы, млекопитающие и человек. Если приблизиться к некоторым ящерицам слишком близко, они принимают угрожающую позу. Например, если многих ящериц схватить за хвост, они отбрасывают его, оставляя врагу обломок, так спасаются от гибели. Ящерицами питаются птицы, мелкие звери и змеи. Приложение 1.

Физминутка.

Ученик: Хамелеон - маленькое животное, достигающее 25-30 длины. Обыкновенный хамелеон живет в лесах. Кожа у животного прозрачная. Под ней располагаются черные, красные и желтые клетки. Солнечный цвет тоже воздействует на окраску хамелеона. По утрам при низкой температуре воздуха животные бывают желтого цвета с боковыми полосками. Жаркое солнце делает темными. Эти изменения цвета помогают хамелеону скрываться от врагов таких, как змеи и птицы. Самый крупный хамелеон- Миллера проводят высоко в кронах деревьев. Пищей служат насекомые, все тело Миллера покрыто темными пятнышками. На голове располагается шлем, по спине проходит гребень. Хвост очень длинный. Приложение 1

Учитель: О змеях слышали все. Многие наблюдали в природе. Не так просто сказать, что змея отличается от ящериц, дело в том ,что существуют безногие ящерицы (например веретеница, которых часто путают со змеями). У змей веки срастаются и прозрачные, а безногих ящериц развиты подвижные, непрозрачные веки.

Ученик: Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом.. В результате похолодания змеи впадают в спячку. Змеи заглатывают добычу целиком. Например, удавы питаются ящерицами, грызунами и птицами. Все известные змеи- хищники. Обыкновенный уж питается лягушкой и рыбой. Приложение 1

Учитель: В голове ядовитой змеи позади глаз находятся ядовитые железы, вырабатывающие сильный яд. Смерть отравленных животных и человека наступает от остановки дыхания. Убивать змей, даже ядовитых не следует .ядовитые змеи не нападают сами на человека. Нападают кто их дразнит или наступает на них. Истребляют вредных грызунов. Яд змей используют в медицине для приготовления лекарств. Если вашего друга укусит ядовитая змея, какую первую помощь вы можете оказать другу

Ученики: необходимо уложить пострадавшего в тень. Отсасывать яд из ранки, но при условии во рту, чтобы не были кариозных зубов. Во время отсасывания массировать область укуса. Наложить жгут. Обеспечить пострадавшему полный покой, дать обильное питье, доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания врачебной помощи.

Учитель: какие правила мы должны соблюдать в местах, где существует “змеиная опасность”. Не трогать змей, нужно носить высокую обувь, ночью пользоваться фонарем, активны змеи в теплую летнюю погоду. Помнить, что мыши и крысы привлекают змей. В полевых условиях, прежде чем лечь спать, тщательно осмотреть постель.

4. Закрепление

Ребята, кто же у Вас самый внимательный? Вопрос такой: самая большая черепаха? (слоновая). Самое древнее животное? (гаттерия). Самое приспособленное? (хамелеон).

Вывод Какие выводы мы должны сделать, ребята В начале урока у нас был вопрос: какую роль играют пресмыкающиеся в природе и в жизни человека? Мы с вами смогли ответить на данный вопрос.

Домашнее задание, заполнить таблицу.

Признаки

Отряды

Чешуйчатые

Черепахи

Крокодилы

Ящерица

Змеи

Покровы тела

Строение конечностей

Зубы

Значение в природе

и в жизни человека

 

 

 

 

Литература

  1. И.Х. Шаров, С.П. Шаталова, К.В. Макаров. “Преподавании зоологии в школе” Москва 2006 год.
  2. Т.С. Сухова. “Животные”. Москва 2007 г.



Предварительный просмотр:

Наружный покров человека


Цель: обучающая: познакомить учащихся со стоянием кожи, ее функциями.

Цель: развивающая: развивать наблюдательность, мышление.

Цель: :воспитывающая: воспитывать аккуратность, бережное отношение к организму.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Презентация.

Учитель. Сегодня мы проведем урок по валеологии. (Слайд1) Валеология- это наука о здоровом образе жизни. Познакомимся с нашей кожей, узнаем ее строение, каковы ее функции, как нужно правильно ухаживать за ней. Потрогайте кожу прикосновением ладони. Как вы думаете, что такое кожа и для чего нужна?

Ученик Кожа- наружный покров тела, который является защитой от внешних воздействий.

Учитель Да, кожей мы непосредственно соприкасаемся с окружающей средой. В коже имеется огромное количество нервных окончаний рецепторов, с их помощью мы воспринимаем холод, тепло, прикосновение. Рецепторы дают возможность человеку избегать ранений, ожогов,   обмораживаний.

(Слайд 2)Утратив кожную чувствительность человек становится жертвой постоянных травм. Давайте ответим на вопрос из чего состоит наша кожа? в коже человека выделяют три слоя. Наружный-эпидермис, средний дерму (собственная кожа), внутренний подкожная клетчатка.

Учитель А сейчас подробно изучаем каждый слой. Наружный слой- эпидермис. Ребята вспомните какие типы ткани вы знаете?

Ученик Эпителиальный, соединительный, мышечный, нервный.

Учитель Эпидермис образован многослойной эпителиальной тканью. В наружном слое можно различить поверхностный (роговой) слой. Он состоит из прилегающих друг к другу погибших клеток, которые постоянно слущиваются и заменяются новыми клетками. Это слой выполняет защитную функцию. (Слайд3)Глубокие слои эпидермиса образованы живыми клетками. В них находится красящее вещество-пигмент, от его количество зависит цвет кожи. Пигмент защищает кожу от ультрафиолетовых лучей. Он образуется под влиянием солнечного света, вот почему при загаре кожа темнеет. У вас на партах лежат лупы, возьмите их рассмотрите под лупой кожу пальцев. Обратите внимание на узоры подушечек пальцев они индивидуальны для каждого человека. Под эпидермисом много осязательных рецепторов. Вот почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев. Кроме этого, что вы видите?(Слайд 4)

Ученик. Много волосков.

Учитель Да много волосков и мелких отверстий. Следующий слой называет дермой. Дерма образована соединительной тканью. В ней находятся сальные и потовые железы- это органы, которые вырабатывают и выделяют сало, жир, пот. Здесь же находятся корни волос, кровеносные сосуды. При помощи потовых желез кожа выполняет выделительную функцию. Сальные железы выделяют кожное сало, которое смазывает кожу, смягчая ее и предохраняя от высыхания. В собственной коже располагаются эластичные волокны, которые придают коже упругость. Именно благодаря эластичным волокнам кожа растягивается при движениях. Теперь давайте проверим эластичность кожи .Осторожно двумя пальцами вытяните верхний покров кожи.

Ученик да действительно кожа растягивается.

Учитель А теперь ребята рассмотрите под лупой кожу ладони.

Учитель Что вы видите?

Ученик Видны мелкие отверстия.

Учитель Эти протоки потовых желез- на тыльной стороне кисти практически отсутствуют потовые железы, а на ладонной их много вот почему при волнении ладонные поверхности кожи оказываются влажными, а тыльной стороне нет. Третий слой называется жировая клетчатка. Жировая клетчатка предохраняет от охлаждения, смягчает удары и является энергетическим резервом организма. Познакомились мы с вами ребята со строением кожи, с ее функциями, а теперь осталось ответить на вопрос. Как нужно правильно ухаживать за ней. Для этого мы с вами приглашаем специалистов, которые ответят на ваши вопросы. Врач дерматолог, специалист парикмахер, врач косметолог. Врач дерматолог пожалуйста познакомьте нас с вашей профессией, чем Вы занимаетесь?

Врач дерматолог. Дерматолог должен иметь высшее медицинское образование, навыки работы с людьми. Дерматолог должен обладать такими качествами как внимательность, доброжелательность, ответственность.

Учитель где учат на дерматолог?

Врачу дерматологу необходимы знания по биологии, химии, одним из наиболее известных является Московская медицинская академия им.И М Сеченова. Лечебный факультет.

Ученик Срок обучения профессии

Врач дерматолог 6 лет.

Учитель А как мы должны кожу защитить в быту?

Врач дерматолог Очень большую опасность для кожи представляют мелкие травмы- трещинки от частой стирки, мытья посуды. И появляются мозоли от того, что не соблюдает правила работы с лопатами, пилами. В эти ранки попадают микробы, а это может привести к различным заболеваниям .Чтобы не ранить кожу следует работать в перчатках.

Учитель а если все же появились ранки, что вы должны делать?

Врач дерматолог. Кожу следует обработать иодом. Защищает рану от попадания в нее микробов. Если кожа травмировалась во времю похода, работы в саду, прогулки и у вас нет с собой медицинских средств, то вы можете приложить к ранке чистый лист подорожника.

Учитель Правильно уход за кожей, работа в перчатках, регулярное мытье предотвращают заболевания кожи. И кожа будет гладкой, эластичной, мягкой хорошо будет выполнять свои функции.

Ученик. Как правильно ухаживать за волосами?

Учитель Этот вопрос адресован специалисту парикмахеру.

Парикмахер. Выпадение волос может начаться по самым разным причинам, например, если не носить зимой головной убор, это может привести к заболеваниям корней волос, из-за нехватки витаминов.

Ученик: Что такое косметика?

Врач косметолог. Косметика-это средства, используемые для улучшение или защиты внешнего вида или аромата человеческого тела. Косметика включает кремы по уходу за кожей, пудры, лак для ногтей на руках и т д.

3. Закрепление. (Слайд5 )

Учитель А теперь давайте закрепим наши знания, для этого я вам предлагаю закончить предложение.

1. Роговой слой образован мертвыми клетками, внутренний- живыми, расположен пигмент меланин__________

2. Предохраняет от охлаждение смягчает удары и является энергетическим резервом организма __________.

3. Наука о здоровом образе жизни__________

А теперь подведем итог урока. Что узнали о коже? Назовите слои кожи? Как правильно ухаживать за кожей?

Дом задание. Стр 170 учить рисовать строение кожи.



Предварительный просмотр:

Видоизмененные побеги.

Цель обучающая : Познакомиться  учащихся с видоизмененными побегами.

Цель развивающая: Научиться выделять главные признаки видоизмененных побегов.

Цель воспитывающая: Воспитывать бережное  отношение к окружающей природе.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Здравствуйте , ребята!
  2. Проверка изученного материала. Сегодня тема урока «Видоизмененные побеги». Но прежде перейти к новой теме мы должны ответить на некоторые вопросы. Побег это для Вас не новое слово. С этим словом вы встречались на предыдущих уроках. Давайте ответим на вопрос Что такое побег?

Ученик: Побег –это орган растения.

Учитель: Какую функцию выполняет побег?

Ученик: Выносят листья к свету, проводят органические вещества и воду.

Учитель: Какие бывают побеги?

Ученик: Прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, ползучим.

Учитель: Могут быть другие побеги?

Ученик: Да, нет.

Учитель Вы затрудняетесь  ответить на данный вопрос.  Главный вопрос у нас сегодня могут ли быть другие побеги? Если могут какие? Мы с вами должны ответить на данный вопрос? Какую роль играют в жизни растений? Какие строение имеет? На каждом столе лежат клубень картофеля, корневище разных растений это для работы.

  Клубень это видоизмененный побег. Клубни характерны для картофеля. Рассмотрите клубень картофеля. Клубень картофеля употребляют в пищу. Весной посадят в почву клубни  картофеля, а осенью с каждого растения собирают десятки  новых клубней. Сверху клубень покрыт корой. На поверхности клубня расположены почки и глазки. Рассмотрите  глазки внимательно каково их расположение на клубне. Если вы заметили на верхушке глазков больше. Та часть клубня, которая больше глазков называют верхушкой. Противоположная часть основанием. С основанием клубень прикреплен к столону. Зарисуйте   клубень картофеля отметьте верхушку и основание.

  Вырезать почки с кусочками клубня и посадить в почву, из посаженных почек образуются ростки, в нижних частях отрастут придаточные корни. Ст 7. Рассмотрим внутреннее строение клубня. Сделайте тонкий срез. Мы сказали, что сверху клубень покрыт корой. В центре расположена сердцевина, далее идет древесина и луб. Клубень выставленный на свет может зеленеть. Зеленый картофель не надо употреблять в пищу, содержит яд солонин. А как вы думаете , почему картофель  приобрела зеленую окраску?

Ученик: Именно хлоропласты придают зеленую окраску.

Учитель: В процессе фотосинтеза образуются органические вещества и в виде крахмала откладываются верхушках. А теперь ребята с  пипеткой нанесите на срез клубня каплю иода. Убедитесь , что клубне есть крахмал. Давайте ребята послушаем сообщение о том как 18 веке женщины укрощали волосы.

Ученик: Первыми отведали картофель  испанские моряки. Потом картофель попал в Италию, затем он появился и в других странах. Во Франции 18 веке цветами картофеля украшали волосы  делали из них букеты. В Германию выращивали перед дворцами. В России царские чиновники заставляли крестьян сажать картофель так как крестьяне не хотели сажать «чертово яблоко».

Учитель: Следующий видоизмененный побег-луковица. Объектом изучение является луковица лука и чеснока. С данными растениями Вы встречаетесь повседневно  и употребляйте в пищу, особенно во время эпидемии гриппа так как эти растения обладают лечебными свойствами. В нижней части луковицы расположен плоский стебель- донце. На донце располагаются видоизмененные листья- чешуи. Именно в чешуях откладываются запас органических веществ.  На вершине донце расположены почки. Из них образуются новые луковицы.  Зарисуйте луковицу лука обозначьте  чешуи, донце, почки, придаточные корни.  Луковицу образуют  Гусиный лук, тюльпан, гладиолус.



Предварительный просмотр:

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян

Цели:

  1. Обучающая: Познакомить учащихся с типами плодов и их биологической ролью.
  2. Развивающая: Развивать внимание, мышление и речь.
  3. Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята!

2. Проверка изученного материала

Учитель. Прежде чем перейти к изучению темы урока, нам нужно пройти светофор. Ботанический светофор. Верно-зеленый свет. Не верно – желтый свет. Я зачитываю утверждение если вы согласны с данным утверждением, поднимаете зеленый свет. Если не согласны поднимете желтый свет.

Утверждение. Простые соцветия – это кисть и щиток (зеленый цвет). Покрытосеменные растения имеют цветок и плод. (зеленый цвет). Главные части цветка – это лепестки (желтый), чашелистик (желтый), пестик и тычинка (зеленый).

В следующем задании нас ожидает ботанический ералаш. Читаем предложение.

Ученик.

1. Стебли, разветвленное, это, на удлиненном, кисть, соцветие.
2. Цветоножки, соцветие выходят, в котором, от вершины зонтик.

Учитель. В предложениях все перепуталось, помогите вернуть смысл расставьте слова в нужном порядке.

Ученик. Зонтик-это соцветие, в котором цветоножки выходят от вершины оси.

Учитель. Ребята, мы знаем, что цветок-это орган семенного размножения. Теперь докажем, действительно ли, что цветок является органом семенного размножения.

Какую функция выполняют тычинки?
Какова функция пестика?
Что такое опыление? Что такое оплодотворение?

3. Объяснения нового материала

Учитель. А теперь мы продолжим изучение органов цветкового растения, изучим плоды и семена, их биологическое и практическое значение. Большинство растений человек выращивает ради их плодов и семян, которые употребляют в пищу яблони, груши и малина и т д. Все плоды разные, однако существуют их классификация. Ребята, мы должны ответить на вопрос из чего развиваются плоды и семена?

Ученик. Из завязи пестика – плод. Из семязачатки развиваются семена.

Учитель. Ребята, я вам дала домашнее задание найти у какого растения самые крупные семена

Ученик. Самые крупные семена Сейшельской пальмы, которая растет на островах в Индийском океане. Орехи до 2м в диаметре. Их назвали морскими орехами и считали, что их создает морской дьявол. Но в 1743 г были открыты Сейшельские острова и мореплаватели увидели огромные плоды от 15 до 45 кг с единственным семенем внутри до 18кг. Зреют такие плоды 10 лет, на одной пальме до 70 плодов. Если такие плоды попадают в воду, разумеется тонут, поэтому эта пальма нигде не встречается в мире.

Физкультминутка

Учитель. Плоды и семена оказываются очень далеко от растения, на котором созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, другие животным, человеком и водой. Назовите мне растения, которые распространяются ветром.

Ученик. Тополь, одуванчик.

Учитель. Некоторые степные растения засыхают, ветер обламывают их у корня, перекатывает по земле с место, на место, рассеивая семена. Такие растения получили названия “перекати поле”. Водой распространяются семена и плоды ольхи, её плоды имеют воздухоносные полости. Они легкие и не тонут. Семена и плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. По канавам около прудов и рек растет сорняк череда. Её плоды-семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек маленькие шиповатые плоды прицепляются к шерсти или одежде, да так что щеткой не очистишь приходится их выдирать руками.

Семена могут прилипать к тюкам, грузам попадают на корабли, в самолеты, вагоны, затем осваивают совершенно новые территории, где находят благоприятные условия для жизни. Так из Европы в Америку завезен подорожник, индейцы назвали “следом белого человека”.

Встречаются растения, которые сами разбрасывают семена. В Крыму и на Кавказе можно встретить на сухих склонах сорное растение бешеный огурец. После созревания в плодах собирается слизь, огурец как бы выстреливает.

Учитель. Ребята, кто нам расскажет про бешеного огурца.

Ученик. Своё название Бешеный огурец получил за способность выбрасывать семена. Плоды в зрелом состоянии при легком прикосновении отскакивают от плодоножки, при этом из отверстия, образующегося на место отделившейся ножки, с силой выбрасывается горькая жидкость с семенами, что способствует их рассеиванию. Лекарственным сырьем служат наземная часть и корни. Стебли разрезают на куски и сушат солнечную погоду в тени. Корни собирают осенью, промывают холодной водой и сушат. Хранят в закрытой таре 1 год. Отвар порошок применяют при злокачественных новообразованиях матки. Настой и отвар корней назначают при отеках, малярии, воспалительных заболеваниях печени и гемеррое. Порошок используют при грибковых заболеваниях кожи.

Учитель. Давайте поговорим какое значение имеют плоды и семена в жизни человека

Ученик. Их употребляют в пищу, используют в качестве сырья в промышленности и медицине, они служат кормом для домашних животных.

Учитель. Для получения плодов и семян человек выращивает зерновые культуры (хлебные злаки), плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня), технические (лен, конопля, хлоп чатник) , лекарственные и другие растения. Из плодов какао и кофе готовят разнообразные напитки. Ребята, а теперь предлагаю вам ситуацию. Осенью во время уборки картофеля учительница попросила учеников принести для урока плоды картофеля. Одни ученики принесли пакет с клубнями картофеля, другие с несъедобными “зелеными ягодками”. Какие ученики правильно выполнили задание.

3. Закрепление изученного материала

Закончи предложения

1. Плод развивается из_____ пестика. В зависимости от околоплодника различают плоды_____ и ______. А, по количеству семян различают______ и ______ плоды. У сочных плодов средний слой_______ представляет собой______ . А зрелые сухие плоды её лишены.

2. Давай вспомним для чего у цветкового растения образуются плоды и семена. (для размножения и ________ ) . напиши какие приспособления для распространения есть у плодов и семян.

4. Итог урока

Учитель.

  1. Если вы были внимательно и уверены, что все вопросы изучены вами, можете воспроизвести. То можете в тетради на полях поставить себе “5”.
  2. Если вы были на весь урок внимательны, но в целом материал усвоили и можете ответить на вопросы поставьте себе “4”.

Поднимите руку, кто поставил “5”, почему вы уверены, что оценили себя верно.

Ученик. Я внимательно слушал, выполнял все задания, хорошо все понял.

Учитель. Что вы считаете для себя главным на уроке? Что наиболее запомнилось? Что было трудным?



Предварительный просмотр:

                                                Испарение воды растениями.

Цель обучающая Познакомить учащихся с испарением воды листьями.

Цель развивающая  Развивать речь, мышление.

Цель воспитывающая Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка изученного  материала.

Учитель Ответьте на вопрос какие органы вы знаете у растений?

Ученик: Корень, лист, стебель.

Учитель: Какие функции характерны для листьев?

Ученик: Фотосинтез, газообмен, испарение.

Учитель : Мы с вами подробно поговорим о третьей функции листьев- это испарение  воды.

3.Объснение нового материала.

Учитель: запишите тему нашего урока «Испарение воды листьями» Слайд 1. Первый этап урока начинается с поиска ответа «Что такое испарение?». Напишем термин «Испарение» предлагаем выделить в нем корень «пар». Вспомним три состояние воды?

Ученик: Твердое, жидкое, газообразное.

Учитель: Пар-это какое состояние воды?

Ученик: это вода в газообразном состоянии.

Учитель: в кастрюлю набрали воду поставили плитку, через некоторое время вода начинает кипеть и выходит пар воды. Повторяем еще раз : испарение происходит в поверхности кожи человека (Слайд 2), в поверхности суши и моря (Слайд 3), и ставим вопрос о возможности такого процесса у растений.(Слайд 4) Заслушаем отчет об опыте «Испарение воды листьями», проведенном учениками в домашних условиях.(Слайд 5)  Отчет готовится  по предложенной схеме : цель (зачем делаю),ход (как делаю), результат (что получил?) вывод. Делаем вывод о способности листьев испарять воду.

 Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами: В чем значение испарения воды с поверхности (суши, кожи, листа) в живой и не живой природе.(Слайд 7,8)

Вспомним жаркое лето. Где мы ищем прохладу? Или в тени листвы или в воде. Влажная поверхность тела тоже охлаждается. В этом легко убедиться экспериментально. Ученики протирают влажной марлей кисть одной руки, другую оставляет сухой, после чего отвечают на вопрос какой руке прохладнее. Ответы подтверждают, что вода при испарении охлаждает поверхность (кожи, суши и листа). Мы можем передвигаться  и прятаться от жары, но растение крепко держится в земле и не может жить без солнечного света, необходимого  для процесса фотосинтеза. Для него единственная защита от жаркого солнца- охлаждение за счет испарения.(Слайд 9)

В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых  растений видоизменились, потому что стали играть роль не свойственному типичным листьям. Какие видоизмененные листья вы знаете?

Ученики:. Колючки барабариса, колючки кактуса(Слайд 9), усики гороха.(Слайд 10)

Учитель: У барбариса часть листьев видоизменилась  в колючки, как у листьев кактусов. Они испаряют меньше влаги и защищают растения от поедания животными.

Ученик: Для достаточно большого количества людей кактусы-экзотические растения, которые, в то же время, вполне могут расти не только в естественной среде обитания, но и в искусственной. Нужно помнить о том, что скорее всего, кактусы не смогут пережить суровые зимы. Хотелось бы сказать, что кактусы и суккуленты не любят сочетание влажного и холодного климата о том, что маленьким растениям гораздо проще и быстрее согеться, чем большим.

Учитель : От чего зависит испарение?(Слайд 11)

Ученик: Испарение зависит от окружающих условий и состояния устьиц.(Слайд 12)

Учитель :Разные растения испаряют разные количество  воды. Так кукуруза за сутки испаряет 0,8л воды, капуста-1л,дуб-50 л, а береза больше 60 л воды. Монстера «плакса» с берегов Амазонки, живет в тенистых лесах, где воздух теплый и насыщен влагой . Почему она плачет?(Слайд 13)

Ученик: В 1492 году европейцы открыли континент, названный позже Южной Америкой. Еще долго это таинственная земля с непроходимыми тропическими лесами была источником легенд и историй. В начале18 века в Европе ходили легенды о гигантских растениях, которые встречаются в южноамериканских дебях. Путешественники рассказали, что после нападения этих растений, от людей и животных остались одни скелеты. Основания для таких рассказов были. Путешественники принимали за коварные щупальца воздушные корни монстеры.  Благодаря подобным легендам, монстера и получила название, по латыни чудовище.  Перед началом осадков на краях листьев монстеры появляются капельки клейкого сока. Первые молодые листья небольшие, имеют форму сердечка, но когда растение становится старше, его листья могут достигать внушительных размеров (до 1 метра). При излишней влажности, что нередко бывает во влажных тропиках, листья выводят лишнюю влагу через специальные устьица, которые расположены по краям листа. Растение «плачет».

Учитель: Почему береза не плачет, а Монстера плачет?

Ученик. У Монтеры листовая пластина крупная и много устьиц, а у березы листовая пластинка маленькая.

Учитель Чем больше листовая пластинка тем больше воды испаряется.

Закрепление изученного материала

Учитель Закрепим знания для этого заполняем таблицу.

Таблица «Испарение воды листьями».(Слайд 14)

Процесс

Значение процесса.

Орган в котором происходит процесс.

Роль процесса в обеспечении целостности организма.

Испарение-переход воды из жидкого состояния в пар.

Пар- это вода в газообразном состоянии.

  1. Охлаждает поверхность листа.
  2. Перемещает минеральные вещества и воду.
  3. Регулирует корневое давление.

Лист-часть побега.

 

Испарение воды.

Перемещение воды и минеральных веществ.

Корневое давление

Домашнее задание учить таблицу. (Слайд 15, 16)

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса-

люблю я пышное природы увяданье

в багрец и золото одетые леса…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...