Модульные уроки биологии
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Тищенко Любовь Васильевна

           Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа№1 г. Кореновск

муниципального образования Кореновский район Краснодарский край

                               

                                                             Учитель биологии  МОБУ СОШ№1

                                                             высшей квалификационной категории

                                                             Тищенко Любовь Васильевна

                               Г.Кореновск 2012г

   Использование модульной технологии на уроках биологии      

При переводе общеобразовательной школы  в новое качественное состояние значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых - модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский  и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии.

           Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Под модулем понимается целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами- это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами учащегося и с позиции его деятельности- что нужно сделать, чтобы научиться. Модуль- это не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению. Через модули на печатной основе учитель «говорит» с каждым отдельным учеником.

             Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

  1. гарантированность достижения результатов обучения;
  2. паритетные отношения учителя и учеников;
  3. возможность выбора уровня обучения;
  4. возможность работы в индивидуальном темпе;
  5. возможность работы учащихся в парах, группах;
  6. возможность общения с товарищами;
  7. раннее предъявление результатов обучения;
  8. «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

         Один из элементов модульной технологии обучения - модульная программа.

Модульная программа составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы,  последовательность уроков). Это не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению данной темы. Что включает в себя модульная программа? 

  1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование.
  2. Отбор содержания учебного материала и приема учебной деятельности по овладению им.
  3. Распределения содержания по урокам  с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации  теоретический материал темы); отработка содержания обучения ( семинары, лабораторные работы); контроль усвоения знаний ( итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
  4. Подбор обязательной и дополнительной литературы.
  5. Написание модульной программы.
  6. Распечатка модульных программ для учеников.

       Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Для меня- это наиболее приемлемая форма использования этой технологии на уроках. Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает,  что все уроки в модульной программе должны быть модульными. Как правило, модульный урок  лучше должен быть спаренным, так как необходимо определить исходный уровень знаний, дать новую информацию и отработать  учебный материал. Но можно создавать и небольшие модули на один урок. Можно в урок включить  всего 2-3 учебных элемента в 6 классе, когда учащиеся только знакомятся с данной методикой обучения. В прилагающихся модулях вы это увидите Приложение  Урок в 6 классе «Значение листьев, его видоизменения»

     Составляется модульный урок по следующему алгоритму:

  1. формулировка темы урока;
  2. определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения
  3. разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы ( УЭ) и определение цели каждого из них;
  4. подбор необходимого фактического материала;
  5. определение способов учебной деятельности учащихся;
  6. отбор методов и форм преподавания и контроля;
  7. составление модуля данного урока;
  8. подготовка необходимого количества копий текста урока ( для каждого ученика или один на парту)

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много ( максимальное количество-7), но обязательны следующие:

                УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

                 УЭ-1- включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом.

                УЭ-2- отработка учебного материала.

                УЭ-n (где n- номер последнего учебного элемента)- включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания ( оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию ( оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).  

                В начале урока необходимо определить цели деятельности учащихся - чему они научатся за урок. Например, в результате овладения содержанием модуля  вы узнаете как правильно и рационально питаться, какие гигиенические правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи и т. д.

               Далее  каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. д.

                 Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщения учащихся, работа с учебником или дополнительной литературой.

                  После этого - отработка материала: лабораторные работы, ответы на вопросы, решение биологических задач. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля- само- и взаимоконтроль.

                  Заканчивается модульное занятие экспертным контролем ( контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Экспертный контроль- это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после проведения контроля, а не на следующем, как при традиционном обучении.

                  На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия. В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. Приложение Урок в 8 классе «Строение и функции органов дыхания»

                   На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. В модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.

      Самая результативная работа по  технологии модульных уроков наблюдается в 10-11 классах. Учащиеся уже умеют  работать по данной технологии, и мотивация к обучению у них  высока. В старших классах лучше создавать модули с элементами зачетной системы. Для этого нужны спаренные уроки. Можно создавать модули в виде лекции и конференции. Есть модули-зачеты. Приложение. Обобщающий урок в 9классе по теме «Учение об эволюции» Рекомендую внедрять  элементы данной технологию в работу учителей района и предлагаю помощь в обучении данной технологии.

               

 

               

Урок №22

Тема: «Значение листа в жизни растения, его видоизменения»

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий. Оценка

УЭ-0

Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать: 1.Какие многочисленные функции выполняет лист 2. Как и почему происходит листопад.3. Какие бывают необычные листья; уметь объяснять механизм газообмена; развивать умение самостоятельно работать с текстом, выполнять творческие задания.

Внимательно прочитайте цель урока. Настройтесь на работу. Вы сможете сами оценить свои знания и получить хорошую оценку. У вас  все получится!

УЭ-1

Цель: проверить степень усвоения знаний по внешнему и внутреннему строению листьев.

   

  1. Выполняйте индивидуальные задания на выданном листе по вариантам. Номер вашего варианта написан на  нем.

  1. Далее выполните тестовые задания по вариантам.

  1. Проверьте тестовые задания.

Прочитайте цель УЭ-1

Сделайте рисунки карандашом и надписи к ним. На выполнение задания 7 мин.

Внимательно читайте вопрос и предложенные к нему ответы. Выберите один верный.Время7 мин.

На доске ответы. За каждый правильный ответ поставьте в конце своей работы 1бал. Суммируйте балы.

Ваша оценка-----------

УЭ-2

Цель: определить основные функции листа.

  1. Прочитайте, как развивались представления  

ученых средних веков о значении листьев.

Лист называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора, услада слуха». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу. Их обрывали и растение погибало.

     

  1. На рабочем листе нарисуйте  карандашом лист растения.

  1. Прочитайте текст на стр. 71-72, выберите из

него, какие основные функции выполняет лист.

Многие из этих функций вам уже хорошо знакомы.

  1. Нарисуйте на рабочем  листе стрелки и

надпишите над ними названия выполняемых листьями функций.

      5.  Так зачем же растению лист?

         

Прочитайте УЭ-2

Как вы думаете, почему растение погибало? Поднимайте руку и зарабатывайте 2 бала.

Выполните творческое задание

Обсудите в парах материал. Помогите друг другу.

Проявите аккуратность.

Надписи делайте понятно и грамотно. За правильно выполненную работу вы получите дополнительно 2 бала.

Назовите все функции листа.

Оценку за выполненную работу узнаете на следующем уроке.

Вы хорошо самостоятельно работали. Учитель познакомит вас с дальнейшим планом работы на уроке. Выполните тестовые задания

Урок

Тема «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.

№ учебн. элемента

         

        Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий. Оценка

УЭ-0

Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать о значении дыхания,  отличии внешнего дыхания от внутреннего,  строении органов дыхания; уметь объяснять механизм газообмена в легких и тканях; развивать учебные умения (самостоятельно работать с текстом и практические навыки работы с приборами)

Познакомьтесь с целью урока

УЭ-1

Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

  1. Прочтите высказывание римского поэта Овидия:  «Пока живу- надеюсь» и врача древней Греции Гиппократа «Воздух –пастбище жизни».
  2. Подумайте, почему воздух-« условие и первопричина жизни»
  3. Запишите в тетради дату, тему урока и выполните тестовую работу по теме «Дыхание», используя знания из предыдущих курсов биологии.
  4. Оцените свою работу. Правильные ответы и критерии оценок найдете на доске.

Мотивация урока

Объясните, используя имеющиеся знания.

Работайте самостоятельно

За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Ваша оценка ---------

УЭ-2

Цель: определить значение дыхания и этапы дыхания

1 Поясните схему на доске:

Органические вещества + кислород энергия + вода + углекислый газ.

 Ответьте на вопросы:

--Какое значение для организма имеет распад и окисление органических веществ?

--Почему «Жизнь- это горение?»

2. Сформулируйте свое определение дыхания.

Оцените свою работу по 5-бальной системе.

Работайте самостоятельно

Обсудите вопросы в парах и дайте ответ.

 

Запишите в тетрадь определение, данное учителем.

Ваша оценка-----------

УЭ-3

Цель: определить взаимосвязь строения и функции органов дыхания

  1. Пользуясь рис.№52 на 102 стр. и дидактической карточкой. Назовите воздухоносные пути.
  2. Найдите в тексте учебника на 101 странице ответы на вопросы:

--Почему правильно дышать носом во время бега на холоде?

--Чем объяснить слабость сосудов капилляров?

3.Рассмотрите интерактивную модель гортани. Найдите голосовые связки.

  1. Прослушайте рассказ учителя о формировании голоса и речи.
  2. Подумайте, как влияют сигаретный дым, алкоголь, простуда на голосовые связки
  3. Заполните дома самостоятельно таблицу:

Название органа        строение           функции

Работайте самостоятельно

Вывод используйте на уроках физкультуры

Запишите в тетрадь: лизоцим- вещество, обеззараживаюшее микробы в слизистой носа. На 1 куб. см находится 150 желез.

Обсудите в парах и сделайте вывод для себя.

Перечертите таблицу в тетрадь.

УЭ-4

Цель: провести динамическую паузу. Познакомиться с упражнениями на грудное и брюшное дыхание.

  1. Выполняйте упражнения под руководством физорга.
  2. Какие группы мышц задействованы в работе?

Делайте предложенные упражнения  дома во время подготовки домашних заданий.

УЭ-5

Цель: изучить строение легких и механизм газообмена в легких и тканях.

  1. Выпишите в тетрадь новые слова из 103 стр.

альвеолы, легочная, пристеночная плевра, плевральная жидкость и объясните их смысл.

  1. Примите участие в выполнении упражнений на тренажере.
  2. Решите биологическую задачу: в больницу попал больной, у которого с двух сторон была повреждена грудная клетка, а легкие целы. Через некоторое время больной умер от удушья. Какую доврачебную помощь ему необходимо было оказать?
  3. Используя интерактивную доску, изучите механизм газообмена в легких и тканях
  4. Ответьте на вопросы:

--В результате какого физического закона воздух свободно проходит через стенки альвеол и капилляров?

--Что такое оксигемоглобин?

--Сколько атомов кислорода переносит молекула гемоглобина?

  1. Оцените свою работу по 5- бальной системе.

Выполняйте самостоятельно

Работайте фронтально.

Подумайте, какую роль играет отрицательное давление?

Внимательно смотрите и осмысливайте

Работайте в парах. Вспомните кровеносную систему.

Ваша оценка--------

УЭ-6

Цель: выполнить лабораторную работу.

Определить состав выдыхаемого воздуха

  1. Прочитайте инструктивную карточку на 105 странице.
  2. Выполните предлагаемое задание.
  3. Объясните, почему помутнела известковая вода?

Работайте в группах по рядам.

УЭ-7

Цель: определить степень усвоения знаний по теме урока.

1.Выберите из предложенных суждений пра вильные

     

   

     2.Проверьте себя  

     3.Оцените себя

  1. Суммируйте набранные вами баллы за урок.

        Критерии оценок:  «5»--26-27 баллов

                                         «4»-- 21-25 баллов

                                         «3»-- 15-20баллов

                                        «2»-- меньше 15 баллов

5. Домашнее задание:§ 25-26, заполнить таблицу, объяснить понятия урока.

НА «5» решить биологическую задачу:

Для образования яичной скорлупы необходим углерод крови курицы. Замечено, что в холодное время года толщина стенки скорлупы несколько толще,  чем летом. Как можно объяснить данный факт?

Индивидуальное задание: изготовить модель Дондерса

Спасибо за сотрудничество на уроке!

Выполняйте самостоятельно

Работайте по вариантам:

I-вариант –нечетные задания

II вариант- четные задания

Прочитайте на доске номера правильных суждений.

 За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Ваша оценка за урок --------

Обобщающий урок по теме

«Учение об эволюции»  9 класс

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выпол-

нению заданий

УЭ-0

Цель урока: в процессе овладения содержанием модуля вы повторите учебный материал темы «Учение об эволюции»; будете развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроль.

Внимательно прочитайте цель урока. Ознакомитесь со структурой урока (1 мин.). Задайте вопросы.

УЭ-1

I. Цель: повторить основные ключевые вопросы темы.

  1. Назовите имена ученых, внесших вклад в развитие эволюционного учения.
  2. Главные выводы эволюционной теории  Дарвина. Назовите труды Дарвина.
  3. Какие вы знаете элементарные факторы эволюции?
  4. Какие критерии используют для характеристики вида?
  5. Н И Северцов разработал идею о путях и направлениях эволюции. Назовите направления эволюции.

1.Запишите число, тему

урока. Поставьте номер варианта. Римскими цифрами отмечайте этапы урока.

 Работайте  устно фронтально. За каждый данный вами полный ответ получаете 2 бала. Успеха в работе!

( время 10 мин.)

УЭ-2

II.Цель: повторить основные термины темы.

1. Из перечня определений выбери подходящее по смыслу:

              I вариант

1.Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах------

2. Основная структурная единица в системе живых организмов-------

 3. Колебания численности особей внутри популяции-------

                II вариант

1. Крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень организации-----

2. Элементарная единица эволюции------

3. Расхождение признаков организмов внутри популяции----

        Понятия:    

                а) идиоадаптация

                б) дивергенция

                в) вид

                г) волны численности

                д) дегенерация

                е) ароморфоз

                ж) популяция

                 з) макроэволюция

                 и) эволюция

2. Дай определение понятиям:

                  I вариант

    Вид

    Борьба за существование

                  II вариант

    Популяция

    Естественный отбор

Выполните задание письменно по вариантам.

О каком понятии идет речь? Из перечня терминов выберите верные. Рядом с цифрой вопроса поставьте соответствующую букву ответа. (Время 10 мин.)

Запишите определение в тетрадь.

УЭ-3

III Цель: проверить знания систематических категорий.

1. Расположите в определенной иерархии группы животных разных таксонов:

                   I вариант

Домовая мышь. Грызуны. Млекопитающие. Мышиные. Хордовые. Эукариоты. Животные. Мышь.

                   II вариант

Бурый медведь. Млекопитающие. Хордовые. Медведь. Медвежьи. Хищные. Животные. Эукариоты.

Работайте по вариантам. Запишите таксоны в порядке возрастания.

(Время ответа 7 мин).

УЭ-4

IV Цель: проверить степень усвоения знаний по вопросу « Движущие силы эволюции».

  1. Выпишите номера предложений, соответствующих вопросу задания:

  I вариант – внутривидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями.

  II вариант – межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями.

Вопрос: Почему одуванчик не может занять весь земной шар?

  1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы.
  2. Плодами питаются многие птицы.
  3. Всходами питаются травоядные животные
  4. Топчут машины, люди, тракторы.
  5. Мешают другие более высокие растения.
  6. Одуванчики вытесняют друг друга.
  7. Семена погибают в Антарктиде, пустыне, скалах.
  8. Семена погибают и в средней полосе, если попадают в неблагоприятные условия.
  9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи.
  10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Выполните задания по вариантам. Будьте внимательны. Время ограничено (5мин.).

УЭ-5

 V Цель: проверить степень усвоения знаний по вопросу «Направления эволюции».

I вариант – назовите 4 ароморфозные черты рептилий.

II вариант – назовите 4 идиоадаптационные черты млекопитающих.

Выполните самостоятельно. Время ограничено (5 мин.).

УЭ-6

Цель: подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цель урока. На сколько успешно вы справились с заданием? Оцените свои знания.
  2. Сдайте тетради на проверку учителю.

  1. Если вы испытали серьезные затруднения, проработайте материал модуля еще раз.

.

Индивидуально

(1мин.)

Вашу работу оценит учитель.

Не забывайте, что можете получить индивидуальную консультацию у учителя.

УЭ-7

Домашнее задание:

Повторить 8 кл. Систематическое положение человека. Индивидуально на «5» «Мифы и легенды о происхождении человека»

    Благодарю за сотрудничество!

Ответ можете найти в рабочей тетради за 8 класс

 ( 1 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модульной технологии на уроках биологии

         Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем...

Модульные уроки биологии

         Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем...

Модульные уроки биологии с применением информационно- компьютерных технологий

 Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развит...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...

Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии

В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....