Модульные уроки биологии с применением информационно- компьютерных технологий
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Василинина Ольга Васильевна

 

    Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна. После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала – решить тест и получить оценку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока95.5 КБ
Office presentation icon презентация461 КБ

Предварительный просмотр:

Модульные уроки биологии с применением информационно- компьютерных технологий

Ольга Васильевна Василинина, учитель биологии

Белгородская область, Красногвардейский район

МОУ Ливенская средняя общеобразовательная школа№1

 

 Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии 

Проблемно - модульная программа по теме «Гаметогенез»   в 10 классе

Профильный уровень

Занятие проводится в компьютерном классе

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать  у учащихся систему основных понятий об этапах  образовании половых клеток у животных и человека
  1. .Организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах
  1. Убедить старшеклассников в том,  что процессы гаметогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.

Развивающие:

  1. продолжить развитие творческих способностей учащихся  с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
  1. развивать умение работать со схемами гаметогенеза (презентация), рисунками  и  текстом учебника, компьютером;
  1. умение сравнивать (на примере сравнения процессов  сперматогенеза и овогенеза;  митоза и мейоза)
  1. умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе  схем гаметогенеза;
  1. умение  анализировать (умения  выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы  проблемного характера)

Воспитательные:

  1. развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность
  1. развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле
  1. воспитывать культуру умственного труда

Обязательное оборудование:  Презентации  «Митоз», «Мейоз»,  тестовые задания в двух вариантах, терминологический диктант ( для  самостоятельной работы на персональном компьютере), «Гаметогенез»( для проектора); учебник Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс М.: Дрофа,2006.   

 

  Вступительное слово учителя:  Жизнь - это чудо,  важным свойством которой является размножение. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям?  Почему у волчицы всегда родится волчонок, у кошки – котёнок и никогда не бывает так, чтобы кошка родила тигра. Почему? И ещё много почему возникает при изучении процессов размножения. Данное занятие даёт возможность «приоткрыть дверь» научного познания процессов, происходящих в  живых  организмах при гаметогенезе.

№  уч. элем

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-О

Интегрирующая цель: опираясь на знания, полученные в 9 классе и проработав схему «Гаметогенез» и материал учебника, вы  получите четкое представление: а) о стадиях гаметогенеза; б) о процессах происходящих на каждой из них; в)научитесь объяснять, почему половые клетки  имеют гаплоидный, а не диплоидный  набор хромосом?

Внимательно прочитайте цель

УЭ-1

Вводный контроль знаний

Цель: определить исходный уровень знаний по теме « Митоз. Мейоз»

  1. Работа за компьютером:

- со схемами  «Митоз» и  «Мейоз» по восстановлению правильной последовательности фаз этих процессов;

- работа с рисунком  «Жизненный цикл» по  установлению продолжительности   этапов и их значении;

-работа по карточкам на кодирование  и декодирование белка;

- выполнить тест (с выбором одного или нескольких правильных ответов)

Вариант №1

А) В пресинтетический период (G1) клеточного цикла происходят следующие процессы:

  1. синтез  белка
  2. редупликация ДНК
  3.  самая длинная фаза
  4. образование органоидов
  5. рост клетки
  6. синтез РНК

Б) В профазе первого деления мейоза происходит:

  1. расхождение гомологичных хромосом к полюсам
  2.  конъюгация  и кроссинговер
  3. расхождение хроматид к полюсам клетки
  4.  выстраивание гомологичных хромосом на экваторе клетки
  5.  спирализация  хромосом
  6.  образование   веретена деления

В )В  анафазе первого деления мейоза происходит:

  1. расхождение хроматид к полюсам клетки
  2. выстраивание гомологичных хромосом на экваторе клетки
  3. спирализация хромосом
  4. разделение пар гомологичных хромосом
  5. образование веретена деления
  6. расхождение  целых  гомологичных хромосом к полюсам клетки

Г) В метафазе митоза происходит:

  1. выстраивание хромосом по экватору
  2. хромосома состоит из двух хроматид
  3. прикрепления хромосом  в области центромеры  к нитям веретена деления
  4. деление центромеры  и расхождение хроматид к полюсам  клетки
  5. деспирализация
  6. восстановление ядерной оболочки

Д)  В результате митоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:1)1п 2)2п

Вариант  №2

 А) В синтетический период (S) клеточного цикла происходят следующие процессы:

  1. синтез  белка
  2. редупликация ДНК
  3.  синтез РНК
  4. образование органоидов
  5.  накопление энергии
  6. активизация ферментов

Б) В постсинтетический период (G2)клеточного цикла происходят следующие изменения:

1)образование органоидов

2) активизация ферментов

 3)накапливается энергия

4)редупликация ДНК

5) синтез белков

6)синтез РНК

В) Восстановите последовательность стадий  митоза:

  1.  профаза
  2.  телофаза
  3.  метафаза
  4.  анафаза

Г)   В телофазе митоза происходит:

  1. деспирализация хромосом
  2. выстраивание хромососом по экватору клетки
  3. спирализация хромосом
  4. расхождение хромосом к полюсам клетки
  5. восстановление ядерной оболочки
  6. цитокинез

Д)В  результате мейоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:1)2п2)1п

  1. Терминологический диктант для работы на репродуктивном уровне.
  1. процесс непрямого деления клетки…….
  2. процесс деления созревающих половых клеток, при котором уменьшается число хромосом в два раза……..
  3. процесс прямого деления ядра клетки……
  4. обмен участками гомологичных хромосом в профазе  первого мейоза….
  5. период подготовки клетки к делению…….
  6. сближение гомологичных хромосом ……..
  7. двойной набор хромосом……….
  8. совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки……..
  9. одинарный набор хромосом…….
  10. самостоятельная ядерная структура, состоящая из центромеры и плечей……

За каждый правильный ответ получаете 1 балл








Работайте индивидуально






Правильные ответы теста выделите другим цветом  или занесите в таблицу




















Ваши баллы_________

Если вы набрали мало баллов, постарайтесь работать дальше активнее.













































За каждый правильный ответ 0,5 баллов

УЭ-2

Цель: выяснить   стадии гаметогенеза и  процессы,  происходящие на каждой из них при сперматогенезе и овогенезе.

Рассмотрите слайды презентации и изучите текст учебника  

Слайд №2

  1. Как называется процесс развития мужских половых клеток?  
  2.  Как называется процесс развития  женских половых клеток?  
  3.  Как называются первичные половые клетки при сперматогенезе (овогенезе)?  
  4. Какой набор хромосом они имеют, каким путем делятся?
  5. Когда активно начинают делиться  сперматогонии и овогонии?

Слайд №3

Какие процессы должны происходить  в цитоплазме первичной половой клетки, когда она находится в половой железе, в зоне роста? Почему  Вы так думаете?

  1. Какие изменения происходят а)при сперматогенезе, б) овогенезе  стр. 201

Слайд №4

  1. Каким путем делятся клетки на третьей стадии гаметогенеза?

Прочитайте в учебнике стр. 202

  1. Зачем нужно второе деление мейоза? Ведь  уменьшение  количества  хромосом  в два раза произошло уже в  первом делении?
  2. Сколько клеток образуется  и какой набор хромосом они имеют: а) при сперматогенезе б) овогенезе?
  3. Почему направительные тельца, образующие  при созревании женских половых клеток, обязательно должны иметь мелкие размеры? А почему нельзя обойтись вообще без них?
  4. Почему разные сперматозоиды одного и того же мужчины по генному составу несколько отличаются друг от друга?

 Слайд №5

  1. Какие изменения происходят со сперматидами в фазе формирования?
  2. Какие изменения происходят с овотидами  в фазе формирования? (стр.207)
  3. Почему сперматозоид имеет мелкие размеры, а яйцеклетка - относительно крупные?
  4. В чём биологический смысл образования только одной яйцеклетки?  (стр.206 – 207)
  5. В чём биологический смысл образования большого количества сперматозоидов?

     стр. 209

Слайд 6

  1. В чём биологическая сущность оплодотворения? стр. 209

Запишите в тетрадь

  1. Фазы  гаметогенеза; название клеток на каждой стадии; набор хромосом и количество ДНК; результат образования (сколько клеток образуется)






Работа с презентацией «Гаметогенез»



Работайте в парах


















































Работайте в тетради самостоятельно

УЭ-3

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные на уроке

1 уровень знаний

Отработайте и скорректируйте понятия по теме.                  

1.Развитие мужских гамет…..

2.Развитие женских гамет…..

3.Последовательность фаз гаметогенеза…..

4.Способ деления клеток в фазе размножения…название первичных половых клеток а) при сперматогенезе… б) при овогенезе….

5.Что крупнее, ооцит I порядка или сперматоцит I порядка. Почему?

6.Какой способ деления клеток происходит в фазе созревания?

7.В результате сперматогенеза образуется……сперматозоида.

8.В результате овогенеза образуется …..набор хромосом и количество ДНК в гаметах…..


Уровень 2

1.Задание на соответствие.

Фазы гаметогенеза:

А – период размножения   Б – период  роста

В  - период созревания       Г – период  формирования

1.сперматогонии                          1. яйцеклетка

2.сперматоцит 2 порядка            2.овогонии

3.сперматозоид                            3.овотида

4.сперматоцит 1 порядка            4.овоцит 1 п.

5.сперматиды                               5.овоцит 2 п

2.Задание на выявление общих закономерностей

  1. митоз – мейоз
  2. овогенез – сперматогенез
  3. профаза, метафаза, анафаза, телофаза

Уровень 3

1. Представьте, что гаметы  диплоидны. Каковы возможные последствия?

2.Одинаков ли генетический состав двух хроматид одной  и той же хромосомы? Почему Вы так считаете?

3. Одинаков ли генный состав хромосом одной пары? Докажите свою точку зрения.  

За каждый правильный ответ 0,5 баллов



Проверь правильность ответов в папке «Приложение»

Ваши баллы_________











2 уровень

За правильный ответ 1 балл


Проверь правильность ответов в папке «Приложение»

Ваши баллы_________





3 уровень

За правильный ответ 1,5 баллов

Проверь правильность ответов в папке «Приложение»

Ваши баллы________

УЭ-4

Цель: подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.

  1. Подсчитайте баллы

-если вы набрали 10 баллов - ваша оценка «5»

-если вы набрали 8-9 баллов ваша оценка «4»

-если вы набрали 6-7 баллов - ваша оценка «3»

II.подведение итогов

  1. Прочитайте комплексную цель.
  2. Достигли ли вы цели урока?  Можете ли ответить  на поставленный вопрос?
  3. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

1)Проработаю материал ещё раз по учебнику

2) Воспроизведу графически схему гаметогенеза и дайте  краткую характеристику

3)Если получили оценку «5» можете выбрать творческое задание - подготовьте информационную справку а)о клонировании как одном из способов размножения(укажите к какому  - бесполому или половому способу размножения оно относится)








Работайте вместе с классом

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии.

В данном проекте рассматривается массовое внедрение в школы цифровых образовательных ресурсов с использованием их на уроках биологии в разных формах ( фильмы, презентации, кроссворды и т.д.)...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  на примере  урока СБО ...

Открытый урок с применением информационных компьютерных технологий «Таинственный мир полифонии»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ.  Возраст детей (12 лет-13 лет)Маршрут для ученика 5-6 кл. ПланВведение. Зачем нужна полифония.Что дает ребенку исполнение и слушание полифонического произведения...

Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии для повышения качества образования...

Урок геометрии в 11 классе с применением информационных компьютерных технологий «Построение сечений призмы».

Урок геометрии в 11 классе с применением информационных компьютерных технологий «Построение сечений призмы»....

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии с применением информационно-компьютерных технологий

Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление  познавательной деятельностью уча...