Доклад
статья по биологии (9 класс) по теме

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»

Информационные технологии традиционно используются в системе среднего и высшего профессионального образования в качестве средства передачи информации и обучения школьников и студентов. Они открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы , дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональны навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств электронного программного обеспечения. Инструментами познания могут быть различные компьютерные обучающие системы, в том числе созданные самим учителем, предназначенные для организации самостоятельной работы и активизации мыслительной деятельности учащихся.

  Использование компьютерных технологий значительно повышает динамику преподавания предметов, меняет характер учебной деятельности учителя и учащихся. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для самостоятельной работы учащихся повышает интерес к предмету за счет новой формы представления материала, автоматизирует самоконтроль учащихся, расширяет базу цифровых объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций.

  Использование компьютерных технологий и ресурсов развивает творческий потенциал учащихся в виртуальной предметной среде; помогает в организации самостоятельного изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных способностей. это приобщает школьников к современному миру информационных технологий, формирует потребности в овладении и постоянной работе с ними.

 Цифровые образовательные ресурсы, которые могут быть использованы на уроках биологии и химии:

  1. «Практикумы». Задания предполагают самостоятельные действия с объектами на экране – подписывание рисунков (части цветка, органоиды клетки), проведение химических опытов с последующим составлением химических уравнений реакций; составление электронных карт и иллюстраций, расстановка объектов. Задания имеют активную обратную связь – ученик получает сведения о качестве своего ответа; в случае ошибки имеет возможность посмотреть правильное решение. Этот раздел  наиболее подходит для самостоятельной работы дома.
  2. «Проверь себя» - набор контрольных электронных тестов. С их помощью учитель может чередовать традиционную и компьютерную форму тестирования. Например, часть учащихся выполняют задания, распечатанные в виде карточек; остальные в это время проходят компьютерный тест, что позволяет частично автоматизировать аттестацию учащихся.
  3. «Фото» включает подборку фотографий, иллюстрирующих богатство природы области, края, страны; портреты выдающихся биологов и химиков. Этот материал доступен при разработке учащимися медиапрезентаций, проектов, фотоальбомов, подготовке сообщений, рефератов. На уроке учитель, используя мультимедиапроектор, может заменять ими плакаты, таблицы, слайды.
  4. «Кроссворды» - еще один из вариантов организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и дома. Задания в форме кроссворда могут быть использованы для промежуточного контроля основных понятий и терминов по всем темам курса. Они могут быть созданы учителем и быть распечатаны в качестве раздаточного учебного материала для урока.

Применение новых информационных технологий (НИТ) качественно меняет образование, трансформирует его в соответствии с общими принципами информатизации общества на пути его развития в информационное общество. В настоящее время выделяют три взаимосвязанных  области применения новых информационных технологий в образовании: обеспечение аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет.

В  образовании новые информационные технологии выполняют следующие функции:

  1. Информационно – справочное обеспечение занятий;
  2. Моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов, которые невозможно показать с помощью традиционных средств обучения (например процессы: биосинтеза белка, фотосинтез, способы деления клеток – митоз и мейоз; явления: наследственность, изменчивость(комбинативная), доминирование генов; объекты: хромосомы, их виды; кариотип мужской и женский);
  3. Производство измерений, имитация средств измерений и выполнение рутинной части обработки результатов измерений;
  4. Обеспечение игровых форм занятий;
  5. Отработка различных образовательных действий (например, решение однотипных задач по химии);
  6. Контроль и оценка уровня подготовки учащихся.

Новые информационные технологии в образовании можно разделить на две условные группы:

  1. Декларативные – ориентированы на последовательное предъявление учащимися порций учебной информации и контроль ее усвоения ( компьютерные учебники, обучающие и контролирующие программы, справочные системы, учебные видеофильмы);
  2. Процедурные – строятся на основе моделей изучаемых объектов, процессов и явлений (имитационные модели, лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы).

Следует учитывать, что новые информационные технологии должны реализовываться в специально создаваемой образовательной компьютерной среде, под которой понимают программный комплекс, создающий максимально комфортные условия учащимся и педагогам, обеспечивающий высокую результативность учебных занятий и контроля уровня учебных достижений учащихся не вредящих их здоровью.

  Применение НИТ вне образовательной компьютерной среды может привести к возникновению ряда проблем:

  1. Сложность представления объемной, целостной и взаимосвязанной информации на маленьком экране монитора;
  2. Снижение поля творческой деятельности и познавательной активности учащихся;
  3. Обескураживание учащихся лавинообразным потоком информации, возникающим при использовании средств НИТ;
  4. Подавление интуитивного начала излишней алгоритмизацией мыслительной деятельности и усилением логического мышления;
  5. Снижение социализации при изоляции учащихся друг от друга и недостатке межличностного общения;
  6. Трудности в освоении и оперировании понятиями высокого уровня абстракции;
  7. Сложности в развитии у учащихся навыков устной речи и письменной культуры;
  8. Чрезмерная мотивация учащихся к работе на компьютере, отвлекающая их от решения основной учебной задачи;
  9. Опасность усиления социального неравенства (не у каждого школьника дома есть персональный компьютер, тем более подключенный к Интернету).

Избежать этих проблем можно, если учитывать психолого-педагогические особенности восприятия информации на компьютере; своевременно готовить учащихся к самостоятельной продуктивной работе со средствами НИТ; сделать работу со средствами НИТ привычной и приятной, исходящей из внутренних личностных потребностей школьника.

В заключении хочется отметить, что важным условием последовательного внедрения НИТ в биологическое образование является наличие необходимой аппаратной и информационной инфраструктуры. В ее состав следует включать компьютерезированные рабочие места учителя и учащихся, средства новых информационных технологий, связи, приема и передачи информации, а также программные средства, обеспечивающие эффективное функционирование технических средств.

  В перспективе информационные и коммуникационные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе. Приоритетная роль в нем будет принадлежать фундаментальным знаниям об информационных процессах в природе и обществе и новым информационным технологиям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...