Доклад
статья по биологии (9 класс) по теме
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»
Информационные технологии традиционно используются в системе среднего и высшего профессионального образования в качестве средства передачи информации и обучения школьников и студентов. Они открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы , дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональны навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств электронного программного обеспечения. Инструментами познания могут быть различные компьютерные обучающие системы, в том числе созданные самим учителем, предназначенные для организации самостоятельной работы и активизации мыслительной деятельности учащихся.
Использование компьютерных технологий значительно повышает динамику преподавания предметов, меняет характер учебной деятельности учителя и учащихся. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для самостоятельной работы учащихся повышает интерес к предмету за счет новой формы представления материала, автоматизирует самоконтроль учащихся, расширяет базу цифровых объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций.
Использование компьютерных технологий и ресурсов развивает творческий потенциал учащихся в виртуальной предметной среде; помогает в организации самостоятельного изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных способностей. это приобщает школьников к современному миру информационных технологий, формирует потребности в овладении и постоянной работе с ними.
Цифровые образовательные ресурсы, которые могут быть использованы на уроках биологии и химии:
- «Практикумы». Задания предполагают самостоятельные действия с объектами на экране – подписывание рисунков (части цветка, органоиды клетки), проведение химических опытов с последующим составлением химических уравнений реакций; составление электронных карт и иллюстраций, расстановка объектов. Задания имеют активную обратную связь – ученик получает сведения о качестве своего ответа; в случае ошибки имеет возможность посмотреть правильное решение. Этот раздел наиболее подходит для самостоятельной работы дома.
- «Проверь себя» - набор контрольных электронных тестов. С их помощью учитель может чередовать традиционную и компьютерную форму тестирования. Например, часть учащихся выполняют задания, распечатанные в виде карточек; остальные в это время проходят компьютерный тест, что позволяет частично автоматизировать аттестацию учащихся.
- «Фото» включает подборку фотографий, иллюстрирующих богатство природы области, края, страны; портреты выдающихся биологов и химиков. Этот материал доступен при разработке учащимися медиапрезентаций, проектов, фотоальбомов, подготовке сообщений, рефератов. На уроке учитель, используя мультимедиапроектор, может заменять ими плакаты, таблицы, слайды.
- «Кроссворды» - еще один из вариантов организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и дома. Задания в форме кроссворда могут быть использованы для промежуточного контроля основных понятий и терминов по всем темам курса. Они могут быть созданы учителем и быть распечатаны в качестве раздаточного учебного материала для урока.
Применение новых информационных технологий (НИТ) качественно меняет образование, трансформирует его в соответствии с общими принципами информатизации общества на пути его развития в информационное общество. В настоящее время выделяют три взаимосвязанных области применения новых информационных технологий в образовании: обеспечение аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет.
В образовании новые информационные технологии выполняют следующие функции:
- Информационно – справочное обеспечение занятий;
- Моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов, которые невозможно показать с помощью традиционных средств обучения (например процессы: биосинтеза белка, фотосинтез, способы деления клеток – митоз и мейоз; явления: наследственность, изменчивость(комбинативная), доминирование генов; объекты: хромосомы, их виды; кариотип мужской и женский);
- Производство измерений, имитация средств измерений и выполнение рутинной части обработки результатов измерений;
- Обеспечение игровых форм занятий;
- Отработка различных образовательных действий (например, решение однотипных задач по химии);
- Контроль и оценка уровня подготовки учащихся.
Новые информационные технологии в образовании можно разделить на две условные группы:
- Декларативные – ориентированы на последовательное предъявление учащимися порций учебной информации и контроль ее усвоения ( компьютерные учебники, обучающие и контролирующие программы, справочные системы, учебные видеофильмы);
- Процедурные – строятся на основе моделей изучаемых объектов, процессов и явлений (имитационные модели, лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы).
Следует учитывать, что новые информационные технологии должны реализовываться в специально создаваемой образовательной компьютерной среде, под которой понимают программный комплекс, создающий максимально комфортные условия учащимся и педагогам, обеспечивающий высокую результативность учебных занятий и контроля уровня учебных достижений учащихся не вредящих их здоровью.
Применение НИТ вне образовательной компьютерной среды может привести к возникновению ряда проблем:
- Сложность представления объемной, целостной и взаимосвязанной информации на маленьком экране монитора;
- Снижение поля творческой деятельности и познавательной активности учащихся;
- Обескураживание учащихся лавинообразным потоком информации, возникающим при использовании средств НИТ;
- Подавление интуитивного начала излишней алгоритмизацией мыслительной деятельности и усилением логического мышления;
- Снижение социализации при изоляции учащихся друг от друга и недостатке межличностного общения;
- Трудности в освоении и оперировании понятиями высокого уровня абстракции;
- Сложности в развитии у учащихся навыков устной речи и письменной культуры;
- Чрезмерная мотивация учащихся к работе на компьютере, отвлекающая их от решения основной учебной задачи;
- Опасность усиления социального неравенства (не у каждого школьника дома есть персональный компьютер, тем более подключенный к Интернету).
Избежать этих проблем можно, если учитывать психолого-педагогические особенности восприятия информации на компьютере; своевременно готовить учащихся к самостоятельной продуктивной работе со средствами НИТ; сделать работу со средствами НИТ привычной и приятной, исходящей из внутренних личностных потребностей школьника.
В заключении хочется отметить, что важным условием последовательного внедрения НИТ в биологическое образование является наличие необходимой аппаратной и информационной инфраструктуры. В ее состав следует включать компьютерезированные рабочие места учителя и учащихся, средства новых информационных технологий, связи, приема и передачи информации, а также программные средства, обеспечивающие эффективное функционирование технических средств.
В перспективе информационные и коммуникационные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе. Приоритетная роль в нем будет принадлежать фундаментальным знаниям об информационных процессах в природе и обществе и новым информационным технологиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....