Наглядные пособия в обучении
методическая разработка по биологии на тему

Савельева Наталья Алексеевна

Наглядные пособия на уроках необходимы. Иногда полезно вспомнить, какие они бывают и как их использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobiya.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядные пособия в обучении

На уроках  осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход.

 В обучении  особую роль играет принцип наглядности.

Правильное использование наглядности на уроках  способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

Виды наглядных пособий, используемых в  обучении :

Предметы окружающей обстановки.

Демонстрационные изобразительные пособия.

Таблицы. -познавательные;

- инструктивные;

- тренировочные;

- справочные;

Счетные приборы.

Измерительные приборы.

Иллюстрации.

Дидактический материал.

Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки ( расчет, измерение, черчение). А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда( вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям,, используемым на уроках , относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы.

С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то , что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока – 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? - Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.

Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников.

Но мало собрать образцы для коллекций, их надо подготовить к экспонированию: высушить или законсервировать, укрепить, наклеить и т. д., подобрать по определенной системе, а затем художественно оформить.

Панно из цветов — хорошее украшение пионерской комнаты, школьных коридоров, учительской, школьного зала.

Темами стендов учебных коллекций растений могут быть: «Листья деревьев нашего края», «Листья наших лесов», «Листья фруктовых деревьев», «Лечебные травы», «Растения края», «Полевые цветы», «Декоративные растения», «Комнатные растения», «Болезни растений», «Растения-паразиты» и т. Д

Признаки хорошего наглядного пособия:

-   доступность сюжета;

-   достоверность содержания;

-   достаточный формат для фронтальной работы;

-   красочность и яркость изображения;

-   соответствие содержанию изучаемого материала;

-   аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

-   дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;

-   время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация учебно-наглядного пособия "Прихватка и фартук", 6 класс

В основу данной презентации лег мастер-класс по выполнению прихватки из гладкокрашеной ткани с использованием аппликации. Может использоваться в различных учебных ситуациях, например, при закреплении ...

Наглядное пособие по употреблению прошедших времен английского глагола - плакат "Which way to choose?" ("На распутье")

Графический плакат, разработанный в редакторе Photosho, может быть использован при изучении и повторении системы прошедших времен английского языка. Яркое и современное наглядное пособие поможет ...

Наглядное пособие для урока "Русская красавица - матрёшка"

Чем ярче и выразительнеЙ образ, тем более эмоциональный отзыв у ребёнка....

Применение наглядного пособия «Алгоритм».

Авторская работа учителя математики школы № 23 г. Актау Строевой Ирины Ивановны.         Одним из видов самостоятельной работы Ирина Ивановна предлагает «Алгори...

Использование наглядных пособий и проверочных тестов при изучении биографий композиторов на уроках музыки.

В работе раскрывается один из методов изучения биографий композиторов. В комплектах: наглядные пособия (раздаточный материал), тесты в форме презентации (составлены на основе наглядных пособий), ключи...

Электронные наглядные пособияЭлектронные наглядные пособия

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ ДЛЯ РАБОТЫ....

Использование наглядных пособий при обучении иностранным языкам.

Предлагаю вашему вниманию статью об использовании наглядных пособий на уроках иностранного языка. Надеюсь, статья будет полезной коллегам....