Разработка урока "Органы слуха и гигиена" 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

 

 

Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний.

 

ЦЕЛЬ:

- сформировать знания о строении  и функциях слухового анализатора;

- выявить значение слуха в жизни человека;

- развивать самостоятельное мышление;

- продолжить формировать санитарно-гигиенические навыки, способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены;

- продолжить развитие умений и навыков ( работа с текстом и рисунками учебника, опорными конспектами сравнение и обобщение материала).

 

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы с изображением строения слухового анализатора; фотографии различных форм ушных раковин.

 

ХОД УРОКА:

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (1-2 мин.)

2. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ: (10 -12 мин.)

На доске выписаны термины для повторения:

-анализатор, рецепторы, глазница, радужка, хрусталик, бинокулярное зрение, стекловидное тело.

2.1  Карточки для слабых учащихся (выполняют 3-4 ученика).

 

2.2. Устный опрос – «цепочка»: что вы знаете о гигиене зрения или как вы соблюдаете гигиену зрения?

- почему важно иметь хорошо освещённое рабочее место?

- с какой стороны должен падать свет на рабочее место?

- почему глаза нужно оберегать от загрязнения?

- чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?

- что такое бельмо и катаракта?

- почему рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?

 

2.3 Индивидуальный дифференцированный опрос у доски: см. приложение 1

- зарисовать строение анализатора

- определить, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного?

( здоров пациент Д, А – повреждена сетчатка, Б – нервы, С – зрительная зона коры больших полушарий).

 

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: (20 мин.)

Оформление доски: выписать ведущие понятия (ушная раковина, барабанная перепонка, слуховые косточки, перепонка овального и круглого окна, костный лабиринт, улитка)

 

3.1 Значение слуха:

- Возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии;

- Слуховой анализатор учувствует в формировании членораздельной речь (слух + речь =средство общения между людьми);

 

3.2 Строение и функции слухового анализатора. Эта таблица заполняется по ходу объяснения.

Отдел уха

среда

Структура

Функции

 

 

Наружное ухо

 

 

Воздушная

Ушная раковина,

Слуховой проход,

Барабанная перепонка

Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

 

 

 

Среднее ухо

 

 

Воздушная

Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко

С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна

Слуховая труба (евстахиева)

Уравнивается давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

 

 

 

Внутреннее ухо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жидкая

Перепонки овального и круглого окна

Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха

Улитка со слуховыми рецепторами

Улавливает механические колебания жидкости    рецепторами органа слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг

 

1.Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. По форме ушные раковины сильно отличаются друг от друга и в этом вы можете убедиться посмотрев на раздаточный материал (фотографии различных форм ушных раковин, по мнению учёных, ухо похоже на зародыш). Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней — костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое желтое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

2. Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.

2. Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями — овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий и канальцев, расположенных в глубине этого лабиринта, как в футляре, лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха орган равновесия — вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.

   Орган слуха находится в улитке. Её спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5 – 2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю и нижнюю части.

   Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны.

   Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передаётся перепонке овального окна, а через нее — жидкости внутреннего уха. Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения.

  Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого.Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.

 

РАЗМИНКА: ( на 20 мин.)

 - расслабляющие упражнения для глаз

- упр. для шейного отдела позвоночника

 - упр. для кистей рук

 - наклоны туловища

 - упражнение на расслабление позвоночника.

3.3 Слуховое воспроизведение (записать на доске)

Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы:

Звуковая волна  -  наружное ухо

 

Колебания

Барабанной

Перепонки

 

Колебания

слуховых            - среднее ухо

косточек

 

колебания

перепонки

овального

окна

 

колебание

жидкости

в улитке

 

раздражение            - внутреннее ухо

слухов

рецепторов

формирование

нервных

импульсов

Самонаблюдение:

Задание 1

  Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях приводят к изменению давления в среднем ухе. (1 способ – зажать нос и попытаться надуть щёки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение. 2 способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение. При этом ощущается толчок в барабанные перепонки).

3. 4. Работа с учебником:

Задание: прочитать и сформулировать гигиенические правила и причины, влияющие на снижение слуха.

  1. Своевременная чистка ушей,
  2. Нельзя чистить острыми предметами (булавки, спички);
  3. Осложнения после инфекционных заболеваний;
  4. Сильные шумы (притупляют слух, утомление, бессонница).

 

- Ребята, а как вы думаете, что такое «капушки»?

(Заглянём в историю, в старину «капушками» называли специальные палочки изготовленные из дерева для чистки слуховых проходов, а человек который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, называли капушами, от сюда и пошло такое название.)

 

- От куда же берётся сера?

( Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий всё более тёмный оттенок, - это изменённые сальные железы кожи.)

 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: (5-7 мин.)

4.1. Лабораторная работа «Определение остроты слуха»

Задание. Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние ( в сантиметрах ) между часами и ухом. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние. Повторите измерения обоих типов несколько раз и вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Таким образом, вы найдёте свою слуховую чувствительность.

4.2 Выбери верные суждения:

1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

6. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев.

7. Вестибулярный аппарат уха – орган равновесия.

8. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также три полукружных канала.

9. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

10. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

11. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.

12. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

13. Полукружные каналы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12.

            Познавательные задачи:

1. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

( При выстреле мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. В таком случае с целью выравнивания давления на барабанную перепонку рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв).

2. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему , вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?

( Увеличить зелёные насаждения, т.к. они заглушают шум, применять изоляционные материалы при строительстве, соблюдать тишину в общественных местах).

4.4. Информационные подборки.

 

*А знаете ли вы, что самая маленькая мышца у нас – в ухе. Она служит для поворота стремечка с целью уменьшить нагрузку на барабанную перепонку при чересчур сильных звуках.

 

*А известно ли вам, что среднее ухо человека содержит 25000 клеточек, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается.

 

*А знает ли вы, что самая маленькая кость – стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма.

 

*Музыкальный слух у женщин лучше, чем у мужчин на 6 не фальшивящих женщин приходится один мужчина с идеальным слухом.

 

*Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5мин.)

- на какие части делится орган слуха?

- из каких отделов состоит наружное ухо, среднее, внутреннее ухо?

- докажите, что изменение давления в ротовой полости и носовых полостях приводит к изменению давления в среднем ухе. ( Зажать нос и попытаться надуть щёки, при этом в ушах возникает неприятное ощущение. Ещё можно зажать нос и закрыть рот, сделать глотательные движения и почувствуется толчок в барабанной перепонке ).

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ВЫСТАНОВЛЕНИЕ ОЦЕНОК: (1-2мин.)

Выучить параграф 51, отвечать на вопросы.

Оценки выставляются с комментированием

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).

В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....

Методическая разработка "Музыкальный слух - направления и методы его развития"

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из- за не...

КВН "Лексические слухи" для 6 классов.

Внеклассное мероприятие в форме КВН....

Способы развитя музыкального слуха учащихся младших классов

Различные виды музыкального слуха связаны с дифференциацией слуховых ощущений, которые развиваются в процессе целенаправленного обучения. Основой для музыкального слуха служит звуковысотный слух...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Речевой материал по развитию речевого слуха для 4 класса

Речевой материал включает в себя: тексты, речевой материал организации учебной деятельности, речевой материал обиходно- разговорного характера. Этот материал относится к календарно-тематическому плани...

Презентация на тему: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха", биология 8 класс.

Данная презентация содержит материал о строении, функциях и значимости слухового анализатора....