КВН "Лексические слухи" для 6 классов.
классный час (русский язык) по теме

Прошакова Наталья Ивановна

Внеклассное мероприятие в форме КВН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_rus._yaz.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Прошакова Н. И., учитель

                                                                                                   русского языка и литературы

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 классов.

                                 КВН «Лексические слухи».

Цели: 1 Расширение представлений учащихся о богатстве, меткости, выразительности русского              

              языка.

           2 Развитие речи учащихся, повышение эрудиции в области языка.

           3 Воспитание интереса к изучению русского языка.

Эпиграф: Я найду слова везде:

                 и на небе,

                 и в воде,

                 на полу, на потолке,

                 на носу и на руке.

                 Вы не слышали такого?

                 Не беда!

                 Играем в слово!

I Лиха беда начало.

 1 Слова исчезли, оставив после себя только лексические значения. Угадайте эти слова.

- Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания.

- Устройство, которое обеспечивает человеку дыхание под  водой.

- Начальный момент спортивного состязания на преодоление какого-либо расстояния на скорость.

- Тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу.

 2 Ходят слухи, что в словарь синонимов проникли лишние слова. Найдите лишнее слово в ряду синонимов.

- Красный, коралловый, кумачовый, рубиновый.

- Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.

3 Ох уж эти лишние слова! Как часто они прокрадываются в предложения, засоряют нашу речь! Найдите лишние слова в предложениях.

- Петя ушиб колено ноги.

- Собрание будет в декабре месяце.

- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

- Они ослабли от недоедания пищи.

- Многие города были превращены в руины и развалины.

- Он написал свою автобиографию.

2 В гостях у словарей.

1 Ходят слухи, что некоторые словари забыли свои имена. Послушайте, что словари могут о себе рассказать и помогите им вспомнить, как они называются.

- Утром встал не с той ноги, побил немного баклуши, затем положил зубы на полку и чуть не дал дуба.

- Сплошные интриги! Все хотят меня скомпрометировать, констатируют мою некомпетентность. Умоляю, сообщите по факсу или по пейджеру мое имя!

2 В благодарность за то, что вы вернули словарям их имена, они принесли вам свои задания. Найдите заимствованные слова и замените их русскими.

- Он пишет мемуары.

- Мы гордимся нашим голкипером.

- Ваши аргументы убедительны.

- В изделии немало дефектов.

3 Используя фразеологизмы, скажите, как говорят о...

- кротком, безобидном человеке?

- о человеке, который пришел не вовремя?

- о чувстве большой неловкости, стыда?

- о том, кто неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении?

3 Домашнее задание.

«Ты- мне, я- тебе».

1 «Веселые картинки»

- Назовите фразеологизмы, которые нарисовали команды.

2 Угадай слово. Команды обмениваются лексическими слухами.

- До нас дошли слухи, что этот предмет можно проглотить с чем-то вкусным, еще он до Киева доведет, также он может быть хорошо подвешен и неожиданно развязываться. Еще им можно молоть.

- До нас дошли слухи, что этот предмет (это слово) заваривают, затевая какое-то хлопотное дело, а потом расхлебывают. Если ребята не дружные, то с ними этого не сваришь. А если человек слабый, то он мало этого ел.

4 Конкурс капитанов.

1 Капитаны по очереди называют фразеологизмы с одним словом.

- Глаза (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, строить глазки, смотреть чужими глазами).

- Голова (человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую, повесить голову, перевернуть с ног на голову, голову давать на отсечение).

2 Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое употреблялось в переносном значении.

- Железный гвоздь

- Кудрявый мальчик

- Золотые часы

- Глухой человек

5 Эрудит

1 По одному человеку от каждой команды письменно дают толкование слов.

- Как музыка звучат сейчас полузабытые слова: милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. Раскройте значение этих слов.

2 В это время игра с болельщиками «Эхо» (с мячом).

- Закончите фразеологизм:

ломать...

лакомый...

бить...

засучив...

прикусить...

как снег...

сесть...

вставлять палки...

кусать себе...

считать...

6 Инсценировка «Поговорили» (автор А. Шибаев)

- Вовка, здравствуй, давно не виделись. Как живешь?

- Нормально.

- А с учебой как?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Ну я же говорю- нормально.

- Странно ты говоришь...

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь- нормально?

- Нормально.

- Да-а. Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

- Что значит слово нормально?

- Почему его нельзя использовать так, как один из приятелей в рассказе?

7 Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....