Урок по биологии "Лишайники"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Аганина Елена Николаевна
Тема урока: «Лишайники». Цели: • Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов, состоящих из гриба и водоросли. • Дать представление о возможных путях формирования подобного организма. • Показать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях. • Раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishayniki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Лишайники».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов, состоящих из гриба и водоросли.
  2. Дать представление о возможных путях формирования подобного организма.
  3. Показать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях.
  4. Раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: таблица «Лишайники», коллекция лишайников различной формы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д\з. – выполнение теста на тему: «Водоросли»
  3. Изучение нового материала.

- На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов и водорослей. Вспомните, какой тип питания у грибов? Правильно, грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны их синтезировать самостоятельно.

- Что такое симбиоз? Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам или одному из них и не наносит ощутимого вреда ни одному из них.

- Вы знаете, что грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется такой симбиоз? Такой симбиоз называется микоризой.

- Интересно то, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.

- Лишайники – крайне своеобразная группа живых организмов. К ним относится более 25 тысяч видов. Встречаются лишайники на всех континентах. В том числе и в Антарктиде. Тело лишайников называется слоевищем. Скажите, тело каких еще организмов называется слоевищем? Тело многоклеточных водорослей. Слоевище различных лишайников может быть крайне разнообразным по своей форме. Размерах, цвету, строению. Слоевище некоторых лишайников может иметь вид листа, кустарника. Трубочек и т.д.

- Лишайники – крайне неприхотливые организмы. Их можно встретить и в безжизненной пустыне. И на крайнем севере, и на голых скалах. Для нормальной жизнедеятельности им нужны свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман..). В сильную жару лишайники высыхают и кажутся безжизненными. Легко ломаются и крошатся. Но с появлением влаги они снова как бы оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50 – 100 лет, но есть виды, живущие и значительно дольше. Обычно лишайники растут очень медленно. Средний прирост за год составляет всего 1 – 5 мм.

- Единственное условие,  к которому лишайники очень чувствительны. Это загрязнение воздуха. Особенно чувствительны они к соединениям серы и свинца. Именно поэтому в черте города они встречаются гораздо реже, чем в лесу. Благодаря этому свойству лишайников  их используют при индикации загрязнения окружающей среды.

- В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники бывают трех типов:

листовые, кустистые и накипные.

- С особенностями строения каждого типа лишайников вы познакомитесь самостоятельно и запишите их в таблицу, а примеры мы приведем вместе.

Тип слоевища.

Особенности строения.

Примеры.

Листовые

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными на мелкие лопасти краями.

Пармелия, лобария, ксантория.

Кустистые

Высокоорганизованные. Слоевище напоминает кустарничек.

Кладония, цетрария, уснея.

Накипные

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют  вид  корочки или пены. Плотно сросшейся с субстратом.

Леканора, графис, бацидия.

- Цвет слоевища лишайников может быть самым разнообразным. От серовато – белого, почти бесцветного . до ярко окрашенного. Само слоевище состоит из двух различных организмов – гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Если срезать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть его под микроскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба, между которыми расположены водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и сине – зеленые водоросли. Кто такие сине – зеленые водоросли? Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные.

- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой.

-  Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, инога встречаются в природе самостоятельно, а грибы нет. И, если грибы лишить симбионтов, то они погибнут.

- Подобные симбиотические отношения сложились в процессе эволюции этих двух организмов. Некоторые ученые считают, что эти взаимоотношения выросли из паразитических. Считается, что вначале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль. Изучение этого вопроса сильно усложняется тем, что жизнь лишайников крайне трудно поддерживать в лабораторных условиях. Кроме того, скорость роста лишайников крайне мала.

- размножаются лишайники преимущественно  кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки образуются внутри тела лишайника и разносятся при помощи ветра и воды. Таких клеток, служащих для размножения, на теле лишайника образуется достаточно много. Кроме того, и грибы и водоросли, входящие в состав лишайника, размножаются теми способами,  которые характерны для их свободноживущих родственников. Грибы образуют споры, водоросли размножаются преимущественно вегетативным путем.

- А сейчас, пользуясь текстом учебника, а так же знаниями, полученными на уроке и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и жизни человека? (записывают в тетрадь).

4. Закрепление изученного материала.

- С какой группой живых организмов мы познакомились сегодня на уроке?

- Почему эти организмы называют своеобразными?

- Как называется тело лишайника?

- На какие типы делятся лишайники в зависимости от внешнего облика слоевища?

- К чему чувствительны лишайники?

- как размножаются лишайники?

5. Домашнее задание – параграф 13, ответы на вопросы к параграфу.

6. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...