Главные вкладки

    Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
    календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме

    Аганина Елена Николаевна
    Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma._7_klass.doc158.5 КБ

    Предварительный просмотр:

             Пояснительная записка.

    Программа курса биологии разработана учителем биологии Аганиной Е.Н. на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в рамках основного общего образования изучения биологии.

    Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 6 классе.

    Программа рассчитана на 70 классных часов. Курс предусматривает 14 лабораторных работ продолжительностью 1 час.

    В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям обучающихся по каждому разделу.

    Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования и принципах отношения к природе. А так же о многообразии живых организмов и принципах классификации.

    Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой Родины, ее разнообразием, богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

    Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

     Цель: обеспечить целостный процесс обучения биологии больного ребенка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном обучении на дому.

    Задачи:

    1. адаптация учебных программ по биологии 7 класса к индивидуальным функциональным возможностям ребенка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном обучении на дому;
    2. обеспечение овладения учащимся конкретными знаниями по биологии, достаточными для применения в практической деятельности;
    3. формирование основ культуры здоровья посредством интегрирования тем здоровья в изучении курса биологии.

    При составлении использована следующая литература:

    1.Сборник нормативных документов. Биология. под ред. Э.Д.Днепров, М:Дрофа, 2004г.

    2.Биология. Животные. 7класс. под ред. В.В.Латюшин, Г.А.Уфимцева М:Дрофа , 2003г.

    Раздел.

    Содержание раздела.

    Компетенции.

    Обязательный уровень.

    Повышенный уровень.

    Система отслеживания.

    Дата.

     1.

    Введение.

    (2 часа.)

     История развития зоологии и современная зоология.

    Познакомить обучающихся с зоологией - наукой о животных, этапами ее развития,

    многообразием животного мира, признаками животного организма; раскрыть роль животных в природе и их значение в жизни человека.

    Называть:

    основные систематические категории подцарств, типов и классов животных.

    Анализировать основные систематические              категории.

     2.

    Многообразие животных.

    (36 часов.)

    Простейшие.

    (2 часа.)

    Беспозвоночные

    ( 16 часов.)

    Позвоночные.

     (18 часов.)

     

     Многообразие простейших животн ых, их значение в природе и жизни человека, об особенностях этой группы животных.

     Многообразие многоклеточных животных, особенности их биологии. Экологические условия их обитания.

     Систематика многоклеточных животных, их значение в природе и жизни человека.

     Многообразие многоклеточных животных, особенности их биологии. Экологические условия их обитания.

     Систематика многоклеточных животных, их значение в природе и жизни человека.

    Расширять представления о животном мире; познакомить с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности, чертами сходства и различия;

    познакомить со значением простейших в природе и жизни человека.

    Расширять представления о многоклеточных беспозвоночных животных; -сформулировать знания об особенностях строения, приспособленности к среде обитания, основах систематики многоклеточных беспозвоночных животных;

    -сформулировать понятие о необходимости охраны животных;

    -познакомить с многообразием червей, их внешним строением, передвижением;

    -характеризовать тип моллюсков как высокоорганизованных беспозвоночных животных, их значением в природе и жизни человека;

    -познакомить с представителями типа Членистоногие, их особенностями строения, питания, дыхания.

    Расширить представления о многообразии животного мира;

    - показать особенности строения, жизнедеятельности многоклеточных хордовых как высших животных, основы их систематики , их значение в природе.

    Называть:

    - органоиды клетки;

    - функции разных органоидов.

    Характеризовать:

    - строение, рост, размножение и развитие животных.

    Различать представителей класса.

    Знать:

    - систематику беспозвоночных животных;

    - особенности строения каждого типа, класса;

    - значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека;

    - представителей каждого класса.

    Обосновывать:

    - взаимосвязь строения и функции клеток, организмов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма.

    Владеть умениями:

    -излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы программы.

    Соблюдать правила:

    -наблюдать за сезонными изменениями в жизни животных;

    -бережного отношения к организмам, видам;

    -здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактика заболеваний.

    Лабораторная работа №1

    “Знакомство с многообразием водных простейших”

    Самостоятельная работа.

    Лабораторная работа №2

    “Знакомство с многообразием круглых червей”

    Лабораторная работа

     № 3

    “Внешнее строение дождевого червя”

    Лабораторная работа

    № 4

    “Особенности строения и жизнедеятельность моллюсков”

    Лабораторная работа

     № 5

    “Знакомство с ракообразными”

    Лабораторная работа

     № 6

    “Изучение представителей отрядов насекомых”

    Тестирование по теме “Беспозвоночные животные”

    Лабораторная работа №7

    «Внешнее строение и передвижение рыб.»

    Лабораторная работа №8

    «Изучение внешнего строения птиц.»

    Контрольная работа по теме: «Позвоночные животные»

     3.

    Строение и индивидуальное развитие. Эволюция.

     ( 14 часов.)

     Направления эволюции строения животных.

     Взаимосвязь строения и функций организма, жизнедеятельность животных.

     Размножение и развитие животных.

     Продолжительность жизни различных животных.

    Сформировать у обучающихся знания об эволюции, об основных направлениях эволюционного процесса животного мира ;

    - дать понятие об особенностях эволюции систем органов и процессов жизнедеятельности животного организма.

    Знать :

    особенности строения и функции опорно-двигательной системы у разных групп животных;

    - иметь представление об эволюции покровов тела животных, особенности дыхательных структур и типы газообмена у разных групп животных.

    Анализировать учение Ч.Дарвина об эволюции животного мира.

    Уметь характеризовать движущие силы и результаты эволюции.

    Лабораторная работа № 9

    “Изучение особенностей покровов тела.”

    Лабораторная работа № 10

    “Изучение способов передвижения животных.”

    Лабораторная работа № 11

    “Изучение способов дыхания животных.”

    Лабораторная работа № 12

    “Изучение ответной реакции животных на раздражение.”

    Лабораторная работа № 13

    “Изучение органов чувств животных.”

    Лабораторная работа № 14

    “Определение возраста животных.”

    Тестирование.

     4.

    Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

     ( 5 часов.)

     Доказательства эволюции животного мира.

     Причины эволюции по Ч.Дарвину.

     Ареал.

     Закономерности размещения животных.

    Продолжить понятие об эволюции;

    -сформировать знания об основных причинах эволюции животных и ее результатах, о закономерностях размещения животных;

    - познакомить с различными доказательствами эволюции животных;

    - Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира, происхождение одноклеточных и многоклеточных , усложнение строения и жизнедеятельности позвоночных в процессе исторического развития животного мира, родство человека с животными.

    Знать :

    -основные доказательства эволюции;

    -уметь раскрывать основные положения эволюционного учения Дарвина;

    -закономерности размещения животных в ареале.

    Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов.

    Контрольная работа по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле.»

     5.

     Биоценозы.

     (5 часов.)

     Понятие «биоценоз».

     Влияние среды на биоценоз.

     Компоненты биоценоза.

     Цепи питания.

     Направление потока энергии в биоценозе.

    Сформировать знания о биоценозах и их разнообразии;

    -о факторах среды и их влиянии на биоцены ;

    -о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязь, закономерностях;

    -о пищевых цепях , пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности.

    Различать естественный и искусственный биоценозы;

    -знать как среды обитания влияют на биоценозы, цепи питания;

    -отличать пищевую пирамиду от энергетической.

    Уметь характеризовать и различать цепи питания.

    Сравнивать пищевую и энергетическую пирамиды.

    Тестирование по теме:

    “ Биоценозы”

     6.

    Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

     (6 часов.)

     Одомашнивание диких животных.

     Законы об охране животного мира.

    Понятие «мониторинг».

     Охраняемые территории.

    Познакомить обучающихся с воздействием человека на животный мир, его видами : промыслом, одомашниванием, с законами России, охраняющими животный мир, документами; с основными направлениями охраны животного мира.

     Знать этапы одомашнивания животных.

     Основные законы об охране животного мира.

    Соблюдать правила об охране животных.

    Объяснять роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды.

    Контрольная работа по теме:

    “Животный мир и хоз. деятельность человека”

             Тема урока.

     Практическая часть.

       Вид контроля.

    Дата.

    1.

    Введение.

    История развития зоологии.

    2.

    Современная зоология.

    3.

    Многообразие животных.

    Простейшие.

    Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

    Лабораторная работа №1

    «Знакомство с многообразием водных простейших.»

    4.

    Простейшие : Жгутиконосцы, Инфузории.

    Самостояетльная работа.

    5.

    Беспозвоночные.

    Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

    6.

    Тип Кишечнополостные.Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Кораловые полипы.

    7.

    Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

    8.

    Тип Круглые черви.

    Лабораторная работа №2

    «Знакомство с многообразием круглых червей.»

    9.

    Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.

    10.

    Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки.

    Лабораторная работа №3

    «Внешнее строение дождевого червя.»

    11.

    Тип Моллюски.

    Лабораторная работа №4

    «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.»

    12.

    Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

    13.

    Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Офиуры.

    14.

    Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

    Лабораторная работа №5

    «Знакомство с ракообразными.»

    15.

    Класс Насекомые.

    Лабораторная работа №6

    «Изучение представителей отрядов насекомых.»

    16.

    Отряды насекомых:Таракановые, Уховертки, Поденки.

    17.

    Отряды насекомых:Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

    18.

    Проверочная работа.

    19.

    Отряд насекомых:Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

    Перепончатокрылые

    20.

    Обобщающий урок по теме:

    “Беспозвоночные животные”

    Тестирование.

    21.

    Позвоночные.

    Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

    22.

    Классы рыб: Хрящевые, Костные.

    Лабораторная работа №7

    «Внешнее строение и передвижение рыб.»

    23.

    Класс Хрящевые рыбы.

    Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

    24.

    Костные рыбы.

    Отряды:Осетрообразные, Сельдеобразные, Карпообразные.

    Самостоятельная работа.

    25.

    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

    26.

    Класс Пресмыкающиеся,или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

    27.

    Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

    28.

    Птицы отряда Пингвины.

    Лабораторная работа №8

    «Изучение внешнего строения птиц.»

    29.

    Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

    30.

    Отряды птиц : Дневные хищные, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастные.

    31.

    Контрольная работа.

    32.

    Экскурсия “Изучение многообразия птиц  и их значение.“

    Фронтальный опрос.

    33.

    Класс Млекопитающие, или Звери.

    Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

    34.

    Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

    35.

    Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

    36.

    Отряды млекопитающих : Парнокопытные , Непарнокопытные.

    37.

    Отряд млекопитающих:Приматы.

    38.

    Обобщающий урок по теме

    “Позвоночные животные.”

    Тестирование.

    39.

    Строение и индивидуальное развитие. Эволюция.

    Покровы тела.

    Лабораторная работа №9

    «Изучение особенностей покровов тела.»

    40.

    Опорно-двигательная система.

    41.

    Способы передвижения животных. Полости тела.

    Лабораторная работа №10

    «Изучение способов передвижения животных.»

    42.

    Органы дыхания и газообмен.

    Лабораторная работа №11

    «Изучение способов дыхания животных.»

    43.

    Органы пищеварения. Обмен

    веществ и превращение энергии.

    44.

    Кровеносная система. Кровь.

    45.

    Органы выделения.

    46.

    Нервная система. Рефлекс.

    Инстинкт.

    Лабораторная работа №12

    «Изучение ответной реакции на раздражения.»

    47.

    Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

    Лабораторная работа №13

    «Изучение органов чувств животных.»

    48.

    Продление рода. Органы размножения.

    Самостоятельная работа.

    49.

    Способы размножения животных.

    Оплодотворение.

    50.

    Развитие животных с превращением и без превращения.

    Лабораторная работа №14

    «Определение возраста животных.»

    51.

    Периодизация и продолжительность жизни животных.

    52.

    Обобщающий урок по теме

    “Эволюция строения и функций органов и их систем”

    Контрольная работа.

    53.

    Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

    Доказательства эволюции животных.

    54.

    Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

    55.

    Усложнение строение  животных.

    Многообразие видов как результат

    эволюции.

    56.

    Ареалы обитания. Миграции.

    57.

    Закономерности размещения животных

    58.

    Обобщающий урок по теме

    “Развитие и закономерности

    размещения животных

    на Земле.”

    Тестирование.

    59.

    Биоценозы.

    Естественные и искусственные биоценозы.

    60.

    Факторы среды и их влияние на биоценозы.

    61.

    Цепи питания. Поток энергии.

    62.

    Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

    63.

    Обобщающий урок по теме

    “Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

    Биоценозы.”

    Зачет в устной форме.

    64.

    Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

    Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

    65.

    Одомашнивание животных.

    66.

    Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

    67.

    Охрана и рациональное использование животного мира.

    68.

    Итоговая контрольная работа по

    теме “Биология: животные.»

    Контрольная работа.

    69.

    Повторение изученного материала. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

    70.

    Заключительный урок по курсу “Биология: животные. 7 класс.”

    Летние задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии, 7 класс (УМК Пасечника В.)

    Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Пасечника В.В.) содержит пояснительную записку, рекомендации по использованию учебного времени по разделам и темам, список мультимедиаматериалов и ссылк...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс составлена на основе ФГОС

    Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 ...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 6,7,8,9 класс для учащихся коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6-9 классы), допущенной Министерством обра...

    Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс

    Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 9 класса...

    Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...