Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 10 класса, бзовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.doc | 159 КБ |
ktp_biologiya_10_klass.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 класс
(1 час в неделю, 35 часов за год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для средней школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к уровню подготовки выпускников, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с рабочими программами начального общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
- Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика предмета
Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету
Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами изучения биологии являются:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другу;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (а при мере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере
- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Преподавание курса «Общая биология» в 10-м классе осуществляется по примерной программе по биологии для общеобразовательных классов средней (полной) школы (базовый уровень), с использованием учебника Общая биология: Учебник 10 - 11 класс. Базовый уровень. / Авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2014
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе выделено – 35 часов (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (35 час)
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (2 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
КЛЕТКА (10 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) [1]. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры - белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. АТФ. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки. Цитоплазма. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Кариоплазма. Особенности строения растительной клетки. Прокариоты и эукариоты. Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Лабораторные и практические работы
- Каталитическая активность ферментов в живых тканях
- Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
- Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука
ОРГАНИЗМ (23 часа)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.
Половое размножение растений и животных. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
- Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
- Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач
- Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
- Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | Количество часов |
I | Биология как наука. Методы научного познания. | 2 |
II | Клетка | 10 |
1 | Химический состав клетки | 4 |
2 | Структура и функции клетки | 5 |
III | Организм | 23 |
1 | Обеспечение клеток энергией | 3 |
2 | Наследственная информация и реализация ее в клетке | 4 |
3 | Размножение организмов | 4 |
4 | Индивидуальное развитие организмов | 2 |
5 | Основные закономерности явлений наследственности | 4 |
6 | Закономерности изменчивости | 3 |
7 | Генетика и селекция | 3 |
Итого: | 35 |
Перечень лабораторных работ
- Каталитическая активность ферментов в живых тканях
- Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
- Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука
- Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
- Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач
- Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
- Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
УЧЕБНО –МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Информационно – методическое обеспечение
Нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области»
- Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент, Региональный компонент.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004 .
- Сравнительный анализ Обязательного минимума содержания общего образования (1998 г) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Проблемы освоения федерального компонента государственного стандарта общего образования (сборник методических материалов). Автор Л.Г.Королева, Ростов-на-Дону, 2005 год.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, 2004 год.
Учебно-методический комплект:
- Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразовательных Учеб. Заведений. Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского – М.: Просвещение, 2012
Программно-методические материалы:
- Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983
- Ермаков П.Н., Щербатых Ю.В. Биология в вопросах и ответах – Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1993
- Сборник нормативных документов. Биология – М.: Дрофа, 2004
- Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: «Олимп»; «Издательство Астрель», 1999.
- Ишкина И.Ф. Биология. 10 класс. В помощь учителю. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. Пособие – М.: Дрофа, 2000
- Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии – М.: «РАУБ – Цитадель». Мн.: ООО «Белфарпост», 1997
- Сборник нормативных документов. Биология – М.: Дрофа, 2004
- Сытник К.М. Справочник по биологии. – Киев: издательство «Наукова думка», 1985.
Печатные пособия
- Комплект портретов ученых - биологов
- Таблица «Строение и функции липидов»
- Таблица «Метаболизм»
- Таблица «Вирусы»
- Таблица «Синтез белка»
- Таблица «Типы питания»
- Таблица «Строение клетки»
- Таблица «Строение ДНК»
- Таблица «Строение и уровни организации белка»
- Таблица «Фотосинтез»
- Таблица «Строение и функции белков»
- Таблица «Типы размножения организмов»
- Комплект таблиц «Химия клетки»
Информацинно-коммуникационные средства
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание)
- Пособие на CD (DVD). Генетика. Закономерности наследования признаков, изменчивость.
- Пособие на CD (DVD). Основы селекции.
- Пособие на CD (DVD). Цитология.
- Методические указания SensorLab для проведения лабораторных работ по биологии (СD)
- Программное обеспечение PRONet с банком данных электронных образовательных ресурсов по биологии (CD)
- Программное обеспечение PROQuest с банком данных электронных тестов для контроля качества знаний учащихся по биологии (CD)
- Методическое пособие для педагогов по использованию интерактивного оборудования и интернет-ресурсов по биологии (5брошюр + 5CD)
- Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite
- Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
- Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
- Биология. 1С: Репетитор.
- Видеоматериалы «Общая биология. Цитология» DVD
Интернет-ресурсы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет - материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства обучения (ТСО)
- Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite
- Интерактивная доска Poly Vision
- Сканер Epson Perfection V300 Photo
- Принтер МФУ Canon 310
- Фотоаппарат Canon Power Shot
- Проектор acer
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Комплект карточек «Основные генетические законы»
- Микроскоп школьный
- Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования
- Компьютерная измерительная лаборатория на базе мультимедийного компьютера
- Беспроводной микроскоп с программным обеспечением
Натуральные объекты
- Комплект гербариев
- Набор микропрепаратов по общей биологии
РЕЗУЛЬТАТЫ (В РАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения клеточной теории; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «КЛЕТКА»
Вариант 1.
- Почему живая клетка является основной единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов?
- В клетках каких организмов больше углеводов: у растений или у животных? Объясните.
- В чем заключается сущность биосинтеза? Процесса расщепления?
- Какова роль биосинтеза белков?
- Как аминокислоты попадают в рибосому?
- Назовите органоиды клетки, с которыми связан биосинтез белков. Каковы их функции?
- Фрагмент белка гемоглобина в ДНК имеет следующий код:
А - Ц – Ц – Т – Г – Т – А – А – Ц – А – А - Ц
Какие аминокислоты попадают в рибосому?
- В молекуле белка следующая последовательность аминокислот: аланин – валин – лейцин – изолейцин.
Каков будет код ДНК?
- Дайте определения понятиям: фотолиз, транскрипция, ген.
- * Могли бы какие-либо живые существа выжить на Земле, если бы Солнце погасло?
Вариант 2.
- Что изучает цитология? Какие данные цитологии доказывают единство происхождения организмов?
- При интенсивной деятельности нужна глюкоза. Участникам лыжных пробегов в пути дают сахар. Почему?
- В чем единство ассимиляции и диссимиляции?
- В чем заключается сущность кода ДНК?
- В чем заключается реакция матричного ситеза?
- Назовите органоиды клетки, с которыми связан фотосинтез, аэробный гликолиз. Каковы их функции?
- ДНК содержит такую последовательность нуклеотидов:
А – Ц – Г – Ц – Г – А – А – Ц – Ц – А – Ц – А
Какие аминокислоты закодированы в ней?
- Фрагмент белка имеет в своем составе аминокислоты: глутамин – лизин – глицин – тирозин.
Каков будет их код в ДНК?
- Дайте определение понятиям: фотосинтез, трансляция, гликолиз?
- * Почему Солнце – главнейший источник энергии на Земле?
Вопросы к обобщающему уроку по теме:
«ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ»
- Чем отличаются бесполое и половое размножение?
- Какой способ деления клеток наблюдается во время роста организма?
- Какой способ деления клеток предшествует образованию половых клеток?
- Какой способ деления клеток характерен для зоны размножения?
- Какие процессы происходят в ядре в интерфазе?
- К какому участку хромосомы присоединяется нить веретена деления?
- Какие хромосомы расходятся к полюсам клетки в анафазу митоза и мейоза I?
- Почему телофазу называют «профазой наоборот»?
- Происходит ли после первого деления мейоза синтез ДНК?
- Сколько хроматид участвует в перекресте хромосом?
- Что такое конъюгация?
- Что такое кроссинговер?
- Для каких клеток характерен митоз?
- Для каких клеток характерен мейоз?
- В каких фазах хромосомы спирализованы?
- При каком способе деления нет веретена деления?
- Что заставляет хроматиды и хромосомы двигаться от экватора к полюсам?
- Что образуется в результате овогенеза?
- Назвать основные этапы в развитии зародыша?
- Назвать зародышевые листки.
- Какие органы развиваются из эктодермы и энтодермы?
- Какие органы формируются из мезодермы и энтодермы?
- Что такое партеногенез? Для каких организмов он характерен?
- Что такое постэмбриональное развитие и каким оно бывает?
- Какой набор хромосом имеют сперматозоиды (2n, 1n)?
- Какой набор хромосом имеют клетки кожи, печени, легких (2n, 1n)?
- Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции?
- Какой набор хромосом будет в клетках после деления, если в материнской было 6 хромосом (при митозе, при мейозе)?
- Что образуется в результате оплодотворения? (Зигота, яйцеклетка, гамета, сперматозоид).
- Из каких веществ состоит хромосома? (Жир, углевод, РНК, ДНК, белок).
- В какой фазе клетки удваивается масса ДНК? (Профаза, метафаза, интерфаза, анафаза, телофаза).
- Какое вещество является носителем наследственной информации? (Аминокислоты, белок, РНК, ДНК).
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ТЕМЕ:
«ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»
- Гены и их признаки. Роль генов в формировании признаков в онтогенезе.
- В чем особенность гибридологического метода.
- Объясните термины: гибриды, доминантные и рецессивные признаки, гомо и гетерозиготы, расщепление.
- В чем сущность II закона Менделя?
- Будет ли неправильным определение: фенотип есть совокупность внешних признаков организма?
- С какой целью проводят анализирующее скрещивание?
- Какое, на ваш взгляд, практическое значение имеют знания о генотипе и фенотипе?
- В чем заключается смысл III закона Менделя? Каковы связи между вторым и третьим законами Менделя?
- Каковы цитологические основы дигибридного (независимое наследование признаков) скрещивания?
- Каково практическое значение генетических карт?
- В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
- Почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин проявляется?
- Что такое новообразование? Приведите примеры.
- Чем отличается цитоплазматическая наследственность от закономерностей ядерной (менделеевской) наследственности?
- Почему разнообразие качественных признаков в малой степени зависит от влияния условий среды?
Система оценивания
- Оценка знаний учащихся
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании теримнологии.
Отметка «1»
- ответ на вопрос не дан.
- Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
При оценке умений необходимо учитывать:
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Отметка «1»
- полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
При оценке умений необходимо учитывать:
- правильность проведения наблюдений по заданию;
- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логичность и научную грамотность в оформлении результатов и наблюдений и в выводах.
Отметка «5»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»
- допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»
- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1»
- не владеет умением проводить наблюдение.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Демонстрация, эксперимент | Вид деятельности обучающегося | Вид контроля, измерители | Учебно-наглядное оборудование, медиаресурсы | Межпредметная связь | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (2 ч) | |||||||||
1 | 05.09 | Введение | Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы | Электронные наглядные пособия: Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9 класс Открытая биология Комплект портретов ученых - биологов | Биология, 6-9 класс | Введение с. 4 | ||
2 | 12.09 | Стартовая контрольная работа | Учет и контроль знаний | Входной. Стартовая контрольная работа | |||||
КЛЕТКА (9 ч) Химический состав клетки (4 ч) | |||||||||
1 /3 | 19.09 | Неорганические соединения | Вода, минеральные соединения | Характеризуют химический состав клетки, роль воды и других неорганических веществ в жизни клетки и организмов. | Биология, 6,7,9 класс. Химия, 8-10 Обществознание,9 Физика, 8 | § 1. | |||
2 /4 | 26.09 | БиополимерыУглеводы, липиды | Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин»; «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Обсуждают в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно-следственных связей в природе | Фронтальный опрос. Решение биологических задач. | Таблицы: «Строение и функции углеводов»; «Строение и функции липидов»
| Биология 6,9 класс. Химия, 10-11 класс. | § 2, в. 1 - 3, стр. 14 | |
3 /5 | 03.10 | Биополимеры Белки, их функции. | Состав и строение белков. Белки, или протеины. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая Фермент. | Демонстрация Строение молекулы белка Лабораторная работа № 1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков» «фермент». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят примеры денатурации белков Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно-следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы | Фронтальный опрос. | Комплект таблиц «Химия клетки»: Белки. Ферменты Таблицы: «Строение и уровни организации белка»; «Строение и функции белков» Модель Молекула белка | Биология, 9 класс. Химия, 10 класс. | § 3,4 |
4 /6 | 10.10 | БиополимерыНуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Аденозинмонофосфат (АМФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые | Демонстрация Строение молекулы ДНК Строение молекулы РНК | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности) Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассниками | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа по карточкам. | Комплект таблиц «Химия клетки»: Нуклеиновые кислоты АТФ (аденозинтрифосфорная кислота) Таблица «Строение ДНК» Модель структуры «ДНК» | Химия,10 класс. Биология, 9 класс. | §5,6. Сравните строение и функции РНК и ДНК. |
Структура и функции клетки (5 ч) | |||||||||
1 /7 | 17.10 | Клеточная теория | Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Основные положения клеточной теории | Лабораторная работа №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни. Объясняют основные положения клеточной теории. | Тест «Химический состав клетки». | Таблица «Строение клетки» Набор микропрепаратов по общей биологии Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования | Биология, 6-9 класс. Физика, 8,11 класс. Химия, 8 класс. | § 7 |
2 /8 | 24.10 | Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы | Цитоплазма. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | Демонстрация Строение клетки Лабораторная работа № 3 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз», «лизосомы», «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны, строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Составляют план параграфа Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) | Опрос. Карточка – задания Решение биологических задач | Таблица «Строение клетки» Набор микропрепаратов по общей биологии Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования | Биология, 9,11 класс. Химия,9,10,11 класс. Физика,7 класс. | § 8. Каковы физические основы деплазмолиза? |
3 /9 | 31.10 | Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения | Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения | Демонстрация Строение клетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны», «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения», «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) | Опрос Решение биологических задач. Индивидуальная работа по карточкам. | Таблица «Строение клетки» | Биология,6,9 класс. Химия, 11 класс. | § 9, заполнить таблицу в тетради |
4 /10 | 14.11 | Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы | Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса | Демонстрация Строение клеток прокариот и эукариот Строение вируса Хромосомы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов | Опрос Решение биологических задач. | Таблицы «Строение клетки» «Вирусы» | Биология, 8 класс. | §10,18 |
5 /11 | 21.11 | Контрольная работа №1 по теме "Клетка» | Контрольная работа | ||||||
ОРГАНИЗМ (23 ч) Обеспечение клеток энергией (3 ч) | |||||||||
1 /12 | 28.11 | Фотосинтез | Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды | Демонстрация Фотосинтез | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. | Карточки – задания | Таблица «Фотосинтез» | Биология, 6 класс. Химия, 8,10 класс. Физика, 10-11 класс. | §11 |
2 /13 | 05.12 | Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. | Гликолиз или бескислородное расщепление; горение | Демонстрация Обмен веществ и превращения энергии в клетке | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «анаэробный гликолиз», «горение». Сравнивают горение и анаэробный гликолиз | Опрос. | Биология, 9 класс. Химия, 8, 10 класс. Физика, 10 класс. Обществознание, 11 класс. | §12 | |
3 /14 | 12.12 | Биологическое окисление при участии кислорода. | Целостность митохондриальных мембран, цикл Кребса | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аэробный гликолиз», «окислительное фосфорилирование». | Опрос. | Биология, 9 класс. Химия, 8, 10 класс. Физика, 10 класс. Обществознание, 11 класс. | §13, использовать конспекты уроков. | ||
Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч) | |||||||||
1 /15 | 19.12 | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | Ген, генетическая информация, удвоение ДНК, принцип комплементарности. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: ген, генетическая информация, удвоение ДНК, принцип комплементарности. | Тест «Обмен веществ и энергии в клетке». | Биология, 9 класс. | §14 | ||
2 /16 | 26.12 | Образование и - РНК по матрице ДНК. Генетический код. | Ген, генетический код и его свойства, транскрипция. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция». Описывают процессы транскрипции применяя принцип комплементарности и генетического кода | Выполнение индивидуальных заданий | Биология, 9 класс. | §15, упр.4 стр.64 | ||
3 /17 | 16.01 | Биосинтез белков. | Антикодон. Трансляция. Полисома | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «антикодон», «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции применяя принцип комплементарности и генетического кода | Выполнение индивидуальных заданий | Биология, 9 класс. | §16, упр.3 стр.67 | ||
4 /18 | 23.01 | Регуляция транскрипции трансляции. Генная и клеточная инженерия | Генетическая инженерия, клеточная инженерия, биотехнология. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: генетическая инженерия, клеточная инженерия, биотехнология | Выполнение индивидуальных заданий | Биология, 9 класс. | §17,18 | ||
Размножение организмов (4 ч) | |||||||||
1 /19 | 30.01 | Деление клетки. Митоз. | Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления | Демонстрация Деление клетки (митоз) микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, модели «Деление клетки» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки | Опрос. Решение биологических задач. Индивидуальная работа | Таблица «Деление клетки» | Биология, 9 класс. | § 20. Заполните таблицу «Фазы митоза». |
2 /20 | 06.02 | Бесполое и половое размножение. | Гаметы, яйцеклетки, сперматозоиды половое размножение животных. | Демонстрация Способы бесполого размножения | Характеризуют процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся бесполым путем | Опрос. Индивидуальная работа Решение биологических задач. | Таблица «Типы размножения организмов» | Биология, 6-8 класс. | §21, упр.4 |
3 /21 | 13.02 | Мейоз. | Мейоз, профаза, конъюгация, метафаза, анафаза, телофаза | Демонстрация Деление клетки (мейоз) | Характеризуют понятия: мейоз, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, конъюгация, значение мейоза. Сравнивают между собой митоз и мейоз. | Опрос. Карточки – задания | Таблица «Мейоз» | Биология, 9 класс. | §22 |
4 /22 | 20.02 | Образование половых клеток и оплодотворение | Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Эндосперм | Демонстрация Половые клетки Оплодотворение у растений и животных | Характеризуют оплодотворение и его значение | Опрос. Письменный опрос. Индивидуальная работа по заданиям | Биология, 6-9 класс. | § 23 | |
Индивидуальное развитие организмов (2 ч) | |||||||||
1 /23 | 27.02 | Зародышевое развитие организмов. | Онтогенез, гаструла, эктодерма, энтодерма, первичный рот, зародышевые листки, мезодерма | Демонстрация Индивидуальное развитие организма Лабораторная работа № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: бластула, гаструла, нейрула. Характеризуют онтогенез, зародышевое развитие. | Опрос. Карточки – задания Индивидуальная работа по заданиям | Опрос. Карточки – задания № 103-108 (Анастасова). Индивидуальная работа по заданиям (Муртазин § 47). | Биология, 8-9 класс. | § 24 |
2 /24 | 06.03 | Обобщение по теме: «Организм как единое целое». | |||||||
Основные закономерности явлений наследственности (4 ч) | |||||||||
1 /25 | 13.03 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. | Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | Демонстрация Моногибридное скрещивание Лабораторная работа № 5 «Составление простейших схем скрещивания. Решение генетических задач» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет», «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание, на наследование признаков при неполном доминировании | Пособие на CD (DVD) Генетика. Закономерности наследования признаков, изменчивость Комплект портретов ученых – биологов Комплект карточек «Основные генетические законы»: Моногибридное скрещивание | Биология, 9 класс. Алгебра | §26,упр.4, §27, упр.5,6 | |
2 /26 | 20.03 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета. Практическая работа Решение генетических задач на дигибридное скрещивание | Демонстрация Дигибридное скрещивание Перекрест хромосом | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание | Опрос. Работа по карточкам | Пособие на CD (DVD) Генетика. Закономерности наследования признаков, изменчивость Комплект карточек «Основные генетические законы»: Дигибридное скрещивание | Биология, 9 класс. Алгебра | § 28, упр.6,7 |
3 /27 | 03.04 | Сцепленное наследование генов. Генетика пола | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. Практическая работа Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом | Демонстрация моделей гомологичных хромосом. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом | Индивидуальная работа по карточкам | Пособие на CD (DVD) Генетика. Закономерности наследования признаков, изменчивость Комплект портретов ученых – биологов | Биология, 9 класс. Алгебра | § 29,30 |
4 /28 | 10.04 | Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков. | Цитоплазматическая наследственность. Качественные и количественные признаки организмов, норма реакции. | Сравнивают, чем отличается цитоплазматическая наследственность от ядерной наследственности. | Биология, 9 класс. | § 31,32 | |||
Закономерности изменчивости (3 ч) | |||||||||
1 /29 | 17.04 | Модификационная и наследственная изменчивостьКомбинативная изменчивость | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Модификации. | Демонстрация Модификационная изменчивость Лабораторная работа № 6 «Изменчивость,построение вариационного ряда и вариационной кривой» | Знать норму реакции, причины модификационной изменчивости. Характеризовать значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа; модификационную изменчивость, ее причины; норму реакции. | Опрос. Карточки – задания | Пособие на CD (DVD) Генетика. Закономерности наследования признаков, изменчивость | Биология, 10 класс. Алгебра, 7 класс. | § 33 |
2 /30 | 24.04 | Мутационная изменчивость. | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации.. | Демонстрация Мутации Лабораторная работа № 7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов | Опрос. Работа по карточкам
| Пособие на CD (DVD) Генетика. Закономерности наследования признаков, изменчивость | Биология, 9 класс. Физика, 11 класс. География, 10 класс. | §34, решить задачу |
3 /31 | 08.05 | Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека. | Генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический методы. Синдром Дауна | Демонстрация Наследственные болезни человека Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генеалогический метод», «близнецовый метод», «цитогенетический метод», «биохимический метод», «синдром Дауна». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов | Опрос. Работа по карточкам
| Пособие на CD (DVD) Генетика. Закономерности наследования признаков, изменчивость | Биология, 8,9 класс. | § 35,36 |
Генетика и селекция (3ч) | |||||||||
1 /32 | 15.05 | Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции | Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Южноазиатский тропический, восточноазиатский, юго – западноазиатский, средиземноморский, абиссийский, центральноамериканский, андийский центры. Селекция. Гетерозис. | Демонстрация Центры многообразия и происхождения культурных растений; гербарных экземпляров культурных растений; муляжей полиплоидных растений. | Характеризуют учение Н. И. Вавилова о селекции, центрах происхождения культурных растений. Готовят сообщения или презентации о Н. И. Вавилове, в том числе с использованием компьютерных технологий. Работают с Интернетом как с источником информации | Опрос. Тест «Генетика» Решение биологических задач. | Пособие на CD (DVD) Основы селекции Комплект портретов ученых – биологов | Биология, 7-8 класс. География, 7 класс | § 37,38 |
2 /33 | 22.05 | Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. Успехи селекции | Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики | Демонстрация Искусственный отбор Гибридизация Исследования в области биотехнологии Лабораторная работа № 8 «Анализ и оценка этических аспектов некоторых исследований в биотехнологии» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «антибиотики». Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Готовят сообщения к уроку-семинару «Селекция на службе человека» | Тестовый контроль знаний. | Пособие на CD (DVD) Основы селекции | Биология, 9 класс. | § 39,40 |
3 /34 | 29.05 | Контрольная работа №2 по теме "Организм" |
Резерв- 1 час
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии, 7 класс (УМК Пасечника В.)
Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Пасечника В.В.) содержит пояснительную записку, рекомендации по использованию учебного времени по разделам и темам, список мультимедиаматериалов и ссылк...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 9 класса...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 11 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 11 класса, базовый уровень...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 10-11 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочие программы и КТП составлены с учётом ФКГОС....