внеклассное мероприятие по биологии "Такие разные грибы"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Занятие по биологии включает рассмотрение характерных признаков грибов, их значение в природе и жизни человека,представлении о седобных и ядовитых грибах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_biologii.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ

 «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ГРИБЫ»

Л.Ю.Немова

МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П. Зиновьева, р. п. Вешкайма

           Цели:

  1. Углубить знания учащихся о царстве грибов, рассмотреть характерные признаки грибов
  2. Раскрыть значение грибов  в природе и жизни человека, дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах
  3. Развивать познавательные интересы учащихся, развивать умения работать над системой заданий с использованием различных источников информации
  4. Воспитывать любовь к своей местности, бережное отношение к природе

   Оборудование: графопроектор, фолии, таблица «Съедобные и ядовитые грибы», муляжи грибов, корзина, белый халат, фартук, раздаточный материал

Ход занятия:

         1.Вводное слово учителя. Занятие сегодня мы посвятим грибам. Узнаем, как собирать грибы, где, когда, не опасны ли они для человека? Приближается лето, и все вы будете ходить на «тихую охоту», поэтому эти знания вам пригодятся.

         2.Мир грибов.  (Рассказ учителя с демонстрацией и элементами беседы). Когда мы говорим слово « гриб», как сразу представляем белый гриб или груздь. Но не только летом мы встречаемся с грибами, мы встречаемся с ними на каждом шагу. Если в шкафу забыть кусочек хлеба, то на нём образуется зеленоватый пушок-это тоже гриб. (Демонстрация фолии). Твёрдые полосатые образования, похожие на копыта на стволах берёз, это тоже гриб. Белый налёт на ягодах крыжовника или земляники, который потом становится тёмным - это тоже гриб, рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - тоже грибы. Грибы настолько необычны и разнообразны по своему строению и образу жизни, что их возвели в особое «царство», наряду с растениями и животными. В настоящее время известно около 100000 видов грибов.

  –какие признаки грибов сближают их с царством растений? Учащимся раздаются листы с заданиями, они записывают ответы (прикреплённый образ жизни, неограниченный рост, наличие хорошо развитой клеточной стенки, размножение спорами)  - какие признаки сближают грибы с царством животных? (наличие хитина в клеточных стенках, не имеют хлорофилла, гетеротрофный тип питания)

           3. Значение грибов. Учащиеся знакомятся с текстом на раздаточных листах, рассказывают о роли грибов. Учитель добавляет: современные исследования показали, что грибы содержат жиры, белки и витамины, необходимые человеку. Около 90 процентов свежей массы грибов составляют  вода, 1-3процента углеводы, 0,3-0,8-жиры, 4-5-белки (они обладают высоким качеством, и благодаря набору содержащихся в них аминокислот хорошо усваиваются). По содержанию минеральных веществ, грибы не уступают не только овощам, но и фруктам. Фосфора и кальция в них примерно столько же, сколько в рыбе. Ярко окрашенные грибы ( рыжики, лисички) содержат большое количество витамина А.

          4.шляпочных грибов встречается более 200 видов, но употребляют в пищу около 40.(демонстрация фолии). Остальные грибы, если и не считают ядовитыми, то по их пищевым качествам относят к несъедобным. В народе их называют «поганками» и не собирают. Но вкусы у разных народов отличаются. В России груздь относят к ценным грибам, а в странах Западной Европы его считают несъедобным. Некоторые грибники собирают навозники, грибы-зонтики, тогда как другие считают их несъедобными.

          5. сообщения уч-ся о ядовитых грибах. Добавления учителя - почти все виды мухоморов являются ядовитыми. Есть признаки, по  которым их можно отличить от других грибов. На шляпке располагаются грязно- белые одиночные или многочисленные хлопья, на ножке имеется плёнчатое кольцо белого или желтоватого цвета. Название мухомор получил из-за того, что настой этих грибов применяли для уничтожения мух (в лесу мухи напившись воды в шляпке, погибали). Бледная поганка – самый опасный гриб из рода мухоморов. Ее яд не разрушается ни кипячением, ни высушиванием,  и употребление даже небольшого количества гриба может вызвать смерть. Шляпка у неё беловатая или оливково- зеленоватая, шелковистая. Мякоть белая, без особого запаха, на ножке есть кольцо, и чашечка при основании покрывала. Опасность заключается в том, что первые признаки отравления у пострадавшего появляются минимум через 12 часов, а иногда через 2 суток. За это время в организме  уже происходят  необратимые изменения, поражается печень, почки и наступает смерть. Если начать немедленное лечение, то помочь человеку  ещё можно. Однако не всегда удаётся точно определить признаки отравления.

         В раздаточные листы учащиеся записывают названия ядовитых грибов: бледная поганка, мухомор вонючий белый, розовопластинник, паутинник оранжево- красный, говорушка беловатая, мухомор красный, рядовка тигровая.

        6.Групповая работа учащихся.

 Класс делится на 3 группы: грибники, кулинары и медики. Каждая группа получает определённые символы (медики - белый халат, грибники - корзину с грибами, кулинары – фартук). Каждая группа работает с дополнительной литературой, отвечает на вопросы.      

Грибники: 1. Как приготовиться к сбору грибов?  2. Когда и где можно собирать грибы? 3. Как собирать грибы?Кулинары: 1. Что сделать с грибами, принесёнными домой? 2. Кому можно есть грибы?Медики: 1. Первая помощь при отравлении. 2. Что сделать, чтобы не отравиться грибами?

Ответы участников групп заслушиваются, обсуждаются.

       7. подведение итогов занятия.- Давайте сформулируем несколько советов о том, как правильно обращаться с грибами.

  1. Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, можешь ошибиться.
  2. Не уверен, что знаешь гриб - выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался.
  3. Никогда не собирай грибы на промышленных пустырях и бывших помойках, а также вдоль автомагистралей
  4. Если у тебя вызывает сомнение срезанная сыроежка, посмотри на ножку, у бледной поганки на ней есть характерный мешочек
  5. Яд из грибов не всегда можно удалить кипячением

Приложение - раздаточные карточки для учащихся

Царство грибы

100000 видов

Сходство грибов

        С растениями                с животными

Ядовитые грибы:

Роль грибов

   Грибы разрушают остатки отмерших растений, возвращают вещества в круговорот веществ, восстанавливают плодородие почвы, минерализуя растительные остатки. Многие грибы съедобны, дрожжевые грибы используются в хлебопечении, для получения спирта. Из аспергилла и пеницилла получают лимонную кислоту, получают антибиотики. Грибы являются возбудителями болезней культурных растений, вызывают заболеваний животных и человека. Многие шляпочные грибы ядовиты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9-11 классов по теме: « Разные»-Равные в большой семье. В рамках фестиваля «Дружба народов»

Презентация к  внеклассному  мероприятию по обществознанию для 9-11 классов по теме: "Разные"- равные в большой семье, ( в рамках фестиваля «Дружба народов».)Предлагаемая презентация ...

Внеклассное мероприятие в 6 классе по теме "Правила поведения в гостях в разных странах"

Внеклассное мероприятие в 6 классе по теме "Правила поведения в гостях в разных странах"...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Математика бывает разная!»

Цели:повышение интереса к изучению школьного курса математики,создание условий для развития способностей, заложенных в каждом, помощь ученику осознать себя всесторонне развивающейся личностью, пр...

Сценарий внеклассного мероприятия "Грибы-опасность рядом"

Сценарий внеклассного мероприятия "Грибы-опасность рядом"...

Конспект внеклассного мероприятия-викторины "Эти разные кошки"

Цель мероприятия: стимулировать развитие эрудиции учащихся, способствовать интеллектуальному развитию личности, воспитывать коммуникативную активность....

Из опыта работы. Презентация проведения открытого внеклассного мероприятия. Все мы разные, но мы едины.

        В настоящее время одной из наиболее важных проблем российского общества является проблема воспитания толерантности, особенно в молодежной среде. ТОЛЕРАНТНОСТЬ /с лат...

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 5 класса по теме: «В мире грибов» (с использованием ЦОР)

Данное мероприятие  в 5 классе можно провести на кружке,во внеурочное время и на уроке....