Турнир орнитологов
методическая разработка по биологии по теме

Внеклассное мероприятие для 2-4 классов, посвященное к Дню птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_ornitologov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие

«Турнир орнитологов».

2-4 класс.

Оборудование: плакаты, газеты, изготовленные командами; слайды о различных птицах, презентация внеклассного мероприятия.

Цель: Организовать игру, приуроченную к дню птиц.

Задачи:

  1. Расширить кругозор школьников.
  2. Стимулировать интерес учащихся к предмету биологии.
  3. Воспитать бережное отношение ко всему живому на планете

Подготовка к игре:

Необходимо выполнить командам из 6 человек следующие задания:

  1. Выбрать название команды ,эмблему ,девиз, подготовить приветствие команде соперников и жюри.
  2. Вспомнить растения, которые произошли от названия птиц.
  3. Подготовить каждой команде по 4 загадки.
  4. Вспомнить поговорки и пословицы о птицах.

      5.   Подготовиться к конкурсу рисунков на тему «Моя любимая птица».

 В игре принимают участие школьники 2-4 классов. Ребята выбирают капитанов команд, которые получают задания и организуют их выполнение.

Ход мероприятия:

Ведущий: Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на наш КВН: зрителей, болельщиков, жюри и, конечно же, команды. Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь  без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно представить себе весну без скворцов, море чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы! Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.(слайд 1-2)

 Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между людьми и птицами! Итак, мы начинаем КВН!

Приветствие команд

(название, девиз, демонстрация эмблемы, приветствие соперников и жюри)

Максимальная оценка-5 баллов.

Первый конкурс «Подскажи словечко».

Командам задаются загадки. Ребята должны их отгадать. За это задание 4 балла.

  1. В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись…. (дятел)

2.Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(снегири)

3.На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два огромных крыла

У хозяина….(орла)

4.Ты с модницей этой, конечно, знаком,

Вертушке на месте никак не сидится-

Все хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится….(синица)

5. По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач-

Ест букашек разных…(грач)

  1.  В лужах - отраженье тучи,

Дни по – прежнему теплы.

На репейнике колючем

Ищут семечки …(щеглы)

Второй конкурс «Загадка – отгадка».

Ребята по очереди загадывают загадки команде соперника. Максимальная оценка 4 балла.

Третий конкурс:- «Блиц-турнир».

Каждая команда должна молниеносно ответить на 6 вопросов. На каждое задание дается по 10 секунд. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.(слайд 24-26)

Вопросы для первой команды :

  1. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла-15 см.)
  2. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (стриж)
  3. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (белая куропатка)
  4. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвина)
  5. Когда температура тела воробья ниже- зимой или летом?(одинакова)
  6. Какая птица не умеет летать? (страус)

Вопросы для второй команды:

1.Как зовут птицу, которая питается змеями? (змееед)

2.Птицы, размножающиеся зимой? (клест)

       3.Птица- рыболов? (баклан, пеликан, чайка, гагара, цапля, зимородок.)

4.Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки.)

5.Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (пингвины)

6.О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея? (павлин)

Вопросы для третьей команды:

1.Каких птиц больше всего на свете? (домашних кур, воробьев.)

2.Ползающие птицы? (поползень)

3.Какие из домашних птиц являются перелетными? (перепела)

4.Птица с абсолютно черным оперением? (ворон)

5.Какие птицы не умеют летать, зато плавают не хуже птиц? (пингвины)

6.Какая птица к зиме белеет? (куропатка).

Четвертый конкурс «Зооботаника».

Ребятам нужно вспомнить растения, которые произошли от названий птиц.

Ответы:

 Кукушкин лен

Гусиный лук

Кукушкины слезки

Вороний глаз

Рябчик

Гусиная лапка

Воробьиный щавель

Ястребинка волосистая

Орляк обыкновенный

Голубиный горох

Канареечник

Пятый конкурс: «Угадай птицу».

Команды должны угадать птицу по отрывку предложенного текста. За правильно выполненное задание команда получает по 2 балла. Время 5 минут. (слайд 27-39)

Задания для первой команды :

  1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху, на крыльях – белая полоска. Под шейкой большое черное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! (Воробей.)
  2. Головка у нее в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстучек,  спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко- желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.(Синица).

Задания для второй команды :

  1. Сверху они черные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка.(Ласточка).

       2.Маленькая птичка, похожая на сороку – белобоку. Головка, спинка, крылья и хвост у нее черные, с боков на крыльях – белые пятна, а грудка и брюшко – совсем белые. Очень любит мух.(Мухоловка – пеструшка).

Задания для третьей команды :

  1. Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей, и вся в темных пестринках. Гнезда не вьет, яйцо у нее похоже на яйца многих птиц.(Кукушка).
  2. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – ярко-белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. (Дятел).

Шестой конкурс «Птичьи мудрости».

Ребята вспоминают пословицы и поговорки, связанные с птицами. . За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Пословицы и поговорки:

Слово –не воробей, вылетит –не поймаешь.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Вороне соколом не быть.

Ворона- сове не оборона.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Гусь свинье не товарищ.

Как с гуся вода.

Журавль в небе не добыча.

Кулик не велик, а все- таки птица.

Учись у курочки: разгребай да подбирай.

Орел всем птицам птица.

И петух знает, кто на него лает.

Растопырился, как петух.

Мала синичка, да ноготок востер.

Мал соловей, да голос велик.

Сорока на хвосте вести приносит.

Не считай утят, пока не вывелись.

Седьмой конкурс «Буква заблудилась»

Игрокам необходимо заменить одну букву в слове так, чтобы получилось название птицы. На это задание 5 секунд. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Задание

Чашка (чайка)

Капля (цапля)

Осел (орел)

Лист (аист)

Морока (сорока)

Борона (ворона)

Сазан (фазан)

Лебеда(лебедь)

Граф (грач)

Куница (курица)

Восьмой конкурс рисунков «Моя любимая птица».

Домашнее задание. Нужно было нарисовать любимую птицу и рассказать о ней. За этот конкурс максимальный балл-12.

Конкурс для болельщиков: «Шоу мини- викторина».(слайд43-44)

  1. Каким гребнем голову не расчешешь?(петушиным).
  2. Петух снес яйцо, кому достанется оно?(петухи не несут яиц).
  3. Может ли страус назвать себя птицей?(нет, он не умеет говорить).
  4. Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу?(надо подождать, когда птица улетит).
  5. Что будет делать ворона, прожив три года?(будет жить четвертый).
  6. Какой город носит название птицы?(орел).
  7. Отчего гусь плавает?(от берега).
  8. Почему птицы летают?(по воздуху).
  9. Почему утка плавает?(по воде).
  10. Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу?(сорок раз – сорока).
  11. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?(на мокрое).
  12. Отчего петух, когда поет, закрывает глаза([хочет показать, что поет наизусть).

В конце праздника жюри подводит итоги, поздравляет команды, награждает победителей и активных участников.(слайд47)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТУРНИР ЮНЫХ ОРНИТОЛОГОВ

Турнир юных орнитологов - урок-игра.  «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой в...

Орнитологи Германии

Данная презентация посвящена теме "Ученые Германии". Материал презентации может пригодиться на уроках в старших классах....

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог"

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог" может быть использована для проведения факультатива в 4-5 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Юные орнитологи"

Программа учитывает особенности учащихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произ...

Конкурс Юных орнитологов

Цель: обобщить знания о птицах.  Оборудование:  запись голосов птиц, компьютер, таблицы «Птицы» №36-39, «черный ящик» с яйцом и пером,  лозунги о птицах....

Кроссворд "Орнитолог"

Кроссворд с ключевым словом  - орнитолог....

Турнир знатоков орнитологии

О приходе весны гораздо более эффективно, чем календарь или погода за окном нам напоминают птицы. В какой-то момент во время прогулки мы слышим их веселый щебет и понимаем — мир, наконец-то, про...