Серия уроков по зоологии
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Лескова Валентина Сергеевна

Планы уроков по темам:

  • Многообразие Кольчатых червей
  • Тип Моллюски
  • Тип Членистоногие
  • Тип Иглокожие
  • Класс Рыбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспекты уроков по зоологии.doc463 КБ

Предварительный просмотр:

  

Тема урока: Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

Система понятий урока: многощетинковые, параподии, щупики, щупальца, усики, щетинки, нереида, лепидотонус, палоло, пескожил, серпула, малощетинковые, трубочник, земляной червь, пиявки, присоски, гирудин, ложноконская пиявка, медицинская пиявка, лошадиная пиявка.

Задачи: познакомиться с многообразием видов и классов кольчатых червей; доказать приспособленность к среде обитания представителей разных классов; рассмотреть различные экологические группы кольчатых червей; продолжить формирование умений обосновывать, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, влажных препаратов.

Средства наглядности: натуральные: влажные препараты кольчатых червей; изобразительные: таблицы с изображением кольчатых червей, рисунки из учебника и других книг.

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков. 

Контрольное тестирование учащихся по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви». Тесты  состоят из семи вопросов и разработаны в трёх вариантах.

III. Изучение нового материала.

На предыдущем уроке мы выяснили, что кольчатые черви в эволюционном плане более продвинутые животные, чем плоские и круглые черви. Тело их сегментировано, имеется кожно-мускульный мешок с расположенными в нём внутренними органами. И именно у кольчатых червей впервые появляется кровеносная система замкнутого типа. Класс, сколько видов кольчатых червей известно на сегодняшний день? (9 тысяч видов).

Тип Кольчатые черви объединяет несколько классов, из них три основных – Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

       Сравнительная характеристика различных классов кольчатых червей.

Работая с текстом учебника на страницах 129-131, таблицами и рисунками в учебнике, давайте совместно заполним следующую таблицу (шапка таблицы на доске):

 

 

 

Черты строения

 

 

Класс Многощетинковые

 

 

Класс Малощетинковые

 

 

Класс Пиявки

1. Среда обитания

 

 

морские и пресные водоёмы

 

 

 

морские и пресные водоёмы

 

 

 

эктопаразиты, на переднем и заднем концах тела имеются присоски

2. Форма тела

 

 

длинная цилиндрическая

 

 

длинная цилиндрическая

 

 

вытянутая уплощённая в спинно-брюшном направлении.

3. Обособленность головы

чётко обособлена

чётко обособлена

слабо обособлена

4. Наличие придатков (параподий, щетинок и жабр)

многочисленны

немногочисленны

отсутствуют

 

 

5. Газообмен

 

 

через поверхность параподий, имеющих разветвлённую сеть кровеносных сосудов

всей поверхностью тела путём диффузии

всей поверхностью тела путём диффузии

6. Размножение

 

 

 

 

раздельнополые, гонады находятся по всему телу, оплодотворение наружное

гермафродиты, гонады находятся в нескольких сегментах, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в кокон

гермафродиты, гонады находятся в  очень небольшом числе сегментов, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в  кокон

7. Характер развития

есть личиночная стадия – свободноплавающая трохофора

развитие прямое без личиночной стадии

развитие прямое без личиночной стадии

 

8. Представители

нереида, лепидонотус, палоло, пескожил, спирорбис, серпула

трубочники, дождевые черви, земляной червь

рыбья пиявка, ложноконская пиявка, лошадиная пиявка, медицинская пиявка

 

Самостоятельная работа. Используя текст учебника на страницах 129-131, выделите разнообразные экологические группы среди разных классов кольчецов:

 

Многощетинковые:

1. донные:

а) ползающие (нереиды),

б) роющие (пескожил),

в) сидячие (серпула).

2. свободноплавающие (планктонные формы).

 

Малощетинковые:

1. пресноводные:

а) донные, ползающие (трубочник),

б) донные, норные.

2. наземные:

а) почвенные, роющие (дождевой червь).

 

Пиявки:

1. пресноводные (медицинская пиявка).

2. обитатели солоноватой воды лиманов (рыбья пиявка).

3. наземные (тропические пиявки).

 

Найдите в тексте ответ на вопрос: Каково медицинское значение пиявок? (Используются в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза).

  IV. Закрепление изученного.

Какие три основные классы выделяют в Типе Кольчатых червей? (Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки). В чём сходства и различия в организации этих классов кольчатых червей? (Комментирование таблицы). Какие экологические группы червей можно выделить среди многощетинковых, малощетинковых и пиявок? (Комментирование схемы). Какое значение имеют кольчецы в природе и в жизни человека? (Участвуют в цепях питания, медицинское значение).

V. Домашнее задание.

Изучить материал учебника; приготовить сообщение из дополнительной литературы о медицинском применении пиявок.

 

 

Тема урока: Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе.

Система понятий урока: моллюски, мантия, мантийная полость, раковина, нервные ганглии, тёрка, пищеварительная железа, брюхоногие, двустворчатые, головоногие, щупальца, присоски, чернильная железа, жемчужница, устрицы, мидии, морской гребешок, кальмары, слизень, прудовик, каури, конус, теребра, тридакна, беззубка, тередо, осьминог, каракатица.

Задачи: выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности; определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными; познакомиться с систематикой моллюсков и значением их в биоценозах; продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, раковин.

Средства наглядности: натуральные: влажные препараты обыкновенного прудовика или виноградной улитки, раковины моллюсков; изобразительные: таблицы с изображением моллюсков разных классов, рисунки из учебника и других книг.

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Изучение нового материала.

Моллюски (от лат. molluscus – мягкий), или мягкотелые, – обособленный тип беспозвоночных животных, произошедших от древних многощетинковых кольчатых червей. Однако тело моллюсков не сегментировано как у кольчатых червей, поэтому одни зоологи полагают, что моллюски произошли ещё на заре эволюции от очень древних сегментированных кольчатых червей (на это указывает, в частности, отложения кембрийского и силурийского периодов), а затем в процессе эволюции моллюски утратили сегментацию в строении тела; другие зоологи считают, что моллюски произошли от несегментированных червей, поэтому и поныне не имеют метамерности в строении тела.  Моллюсков насчитывается около 130 тысяч видов.

Моллюски обитают преимущественно в морях, в солоноватых водах, в пресных водоёмах, а также на суше. Большинство водных моллюсков – обитатели дна. Одни из них ползают на мускулистой подошве, другие зарываются в грунт или ведут прикреплённый образ жизни. Сухопутные моллюски встречаются в разнообразных ландшафтах суши.

Мягкое тело моллюска обычно состоит из головы, туловища и ноги – органа движения (перелистните учебник на стр. 137, смотрите рисунок вверху справа, рисую на доске внешний вид виноградной улитки). На голове находятся ротовое отверстие, две пары щупалец: на верхней паре (глазных щупальцах) находятся глаза, нижние щупальца (губные) являются органом осязания. Тело моллюсков покрыто мантией – кожной складкой, которая свешивается со спины. Между стенкой тела и мантией находится мантийная полость с мантийным комплексом органов: органы дыхания (жабры или лёгкие), органы химического чувства (осфрадии) и органы равновесия (статоцисты), анальное отверстие, протоки почек и половых желез. Мантия наружу выделяет раковину, чаще цельную, реже двустворчатую или состоящую из нескольких пластинок. Раковина защищает тело моллюска от врагов и механических повреждений и выполняет роль скелета, к которому прикрепляются мышцы и некоторые другие органы. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, средний – тончайшими пластинками карбоната кальция, внутренний – перламутровым слоем. У некоторых моллюсков раковина обрастает мантией и погружается вовнутрь (слизни), а у некоторых – а то и вовсе редуцируется – головоногие моллюски.  Нервная система моллюсков представлена окологлоточным нервным кольцом, где наибольшего развития получает надглоточный нервный узел (прообраз головного мозга) и разбросанными нервными узлами, соединёнными нервными стволами, отходящими от надглоточного нервного узла. Органы чувств представлены глазами, органами химического чувства (осфрадиями), органами равновесия (статоцистами). Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий, и сосудов. Кровеносная система не замкнута, следовательно, часть крови проходит по полостям между внутренними органами. Органы дыхания у водных моллюсков представлены жабрами, у наземных – лёгкими. Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, далее следует глотка с расположенным в ней уникальным органом – тёркой, или радулой, с роговыми зубчиками. Тёркой моллюск соскабливает растительную пищу. Измельчённая кашица поступает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка открывается в мантийную полость анальным отверстием. Органы выделения у моллюсков представлены почками, протоки которых также открываются в мантийную полость. Моллюски преимущественно раздельнополые животные, реже – гермафродиты. Личинки моллюсков на самых ранних стадиях развития напоминают трохофору кольчатых червей (о чём это говорит?).

Каково же значение моллюсков в природе и в жизни человека? Моллюски – важное звено в цепях питания в водных и сухопутных экосистемах. Среди водных моллюсков много фильтраторов, илоедов, которые имеют большое значение в биологической очистке вод и разрушении органики. Как мы уже знаем, некоторые моллюски являются промежуточными хозяевами гельминтов. Моллюски имеют значение для человека как источник перламутра и жемчуга (откройте страницу учебника 139, рисунок вверху слева). Образование жемчуга происходит следующим образом: в мантийную полость попадает песчинка, которая затем в течение длительного времени покрывается слоями перламутра, сходного с внутренним, перламутровым, слоем раковины. Наиболее ценится жемчуг морской жемчужницы, встречающейся в Красном море, Индийском и Тихом океанах. Многие морские двустворчатые употребляются в пищу: устрицы, мидии, гребешки, съедобны и головоногие моллюски – кальмары.

В Типе Моллюски выделяют несколько классов, из них три основных – Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые и наиболее сложно организованный Класс Головоногие моллюски.

Класс Брюхоногие моллюски, или улитки, насчитывает около 90 тысяч видов. Среди улиток встречаются морские, сухопутные и вторичноводные виды (катушка, прудовик). Обычно раковина брюхоногих спирально закручена. Большинство – растительноядные, встречаются и хищные формы, питающиеся червями, ракообразными или другими моллюсками. Слизни и виноградные улитки – вредители сельского хозяйства.  Во Франции виноградных улиток и крупных морских улиток-трубачей считают деликатесом и с удовольствием едят. Тропические улитки из рода теребра и конус ядовиты для человека. Раковины улиток каури в древности использовали в качестве разменной монеты.

Класс Двустворчатые моллюски характеризуется тем, что его представители имеют двустворчатую раковину, створки которой на спинной стороне соединяются эластичной связкой и замком, состоящим из зубовидных выростов на одной створке и соответствующих им углублений на другой. Тело продолговатое, сплюснутое, состоит из туловища и ноги. Нога у многих двустворчатых сплюснута с боков и заострена по свободному краю, образуя подобие киля. Такая нога служит для рытья песка и ила. На переднем конце туловища находится рот, на заднем – анальное отверстие. Гигантская тридакна имеет раковину диаметром 135 см. В водоёмах можно обнаружить беззубку, перловицу, а также речную жемчужницу. Морские двустворчатые – мидии, устрицы, морские гребешки человек использует в пищу. Среди двустворчатых моллюсков имеются камнеточцы и древоточцы (тередо, или корабельный червь).

Класс Головоногие – наиболее сложноорганизованный. Сюда входят хищные осьминоги, кальмары и каракатицы, имеющие редуцированную внутреннюю раковину. Нога у головоногих моллюсков превращена в щупальца, усаженные многочисленными присосками. Щупальца окружают ротовое отверстие. Тело головоногого моллюска чётко обособлено на голову и туловище. Ротовое отверстие снабжено ротовыми челюстями, изогнутыми наподобие клюва.  По бокам головы расположены два крупных глаза. Нервная система у головоногих достигает апогея в своём развитии: наблюдается сосредоточение всех нервных узлов и их концентрация в единый нервный узел – головной мозг, защищённый даже хрящевым черепом. Поэтому для головоногих моллюсков характерно сложное поведение. У головоногих не одно, а три сердца: одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают её через жабры. Обитают головоногие в морях и океанах, как в толще воды, так и около дна, известны глубоководные формы. В заднюю кишку открывается проток чернильной железы – особого приспособления головоногих. Внезапно потревоженные осьминог, кальмар или каракатица выбрасывают из воронки её выделения – чёрное или бурое облако, скрывающее животное от нападающего противника. «Чернила» эти ядовиты и парализуют обонятельные нервы хищных рыб. Глубоководные головоногие моллюски способны к свечению (почему?).

  III. Закрепление изученного.

Итак, тело большинства моллюсков состоит из головы, туловища, ноги. Тело, как правило, покрыто раковиной. Мантия – кожная складка, ограничивающая мантийную полость, в которой находятся жабры и куда открываются протоки почек и анальное отверстие. Нервная система узлового типа, наибольшего развития достигает у головоногих моллюсков, характеризующихся сложным поведением. Двустворчатые и головоногие – исключительно водные животные. Брюхоногие моллюски встречаются и в водной среде, и на суше.

IV. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; ответить на вопросы учебника.

 

 

Тема урока: Внешнее строение моллюсков.

Система понятий урока: брюхоногие и двустворчатые моллюски, голова, туловище, нога, мантия, раковина, вершина раковины, устье раковины, раковина правозакрученная и левозакрученная, органическое рогоподобное вещество,  известковый слой, перламутровый или эмалевый слой, раковина из двух створок, верхушки створок,  замок, связка, мускулы-замыкатели,  места прикрепления мускулов-замыкателей.

Задачи: выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности; определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными; познакомиться с систематикой моллюсков и значением их в биоценозах; продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока: лабораторный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, раковин.

Средства наглядности: натуральные: раковины моллюсков; изобразительные: таблицы с изображением моллюсков разных классов, рисунки из учебника и других книг.

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

            Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

            Индивидуальный опрос учащихся по вопросам: Дайте общую характеристику Типу Моллюски? Что такое мантия? Чем вырабатывается раковина и каково её предназначение? Назовите три слоя раковины моллюска? Каково строение нервной системы моллюска? Кровеносная система моллюсков какого типа (замкнутого или незамкнутого)? Как дышат моллюски? Расскажите про устройство пищеварительной системы моллюсков? Выделительная система моллюсков чем представлена? Верно ли утверждение, что среди моллюсков встречаются как раздельнополые, так и гермафродитные виды? Какие классы включает Тип Моллюски? Назовите особенности строения брюхоногих моллюсков? Каково строение тела двустворчатых моллюсков? Каково значение моллюсков в природе и в жизни человека?       

III. Изучение нового материала. Лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков» (Рабочая тетрадь к учебнику В. Б. Захарова и Н. И. Сонина «Биология: Многообразие живых организмов», 7 класс; стр. 44). На столах: дополнительный текстовый материал на листе формата А4, раковина моллюска, рабочая тетрадь и канцелярские принадлежности.

            Тело брюхоногих моллюсков  состоит из головы, туловища и ноги. На голове находятся ротовое отверстие, глаза. Тело покрыто мантией – кожной складкой, которая свешивается со спины. Мантия наружу выделяет раковину. Раковина защищает тело моллюска от врагов и механических повреждений и выполняет роль скелета, к которому прикрепляются мышцы и некоторые другие органы. У большинства брюхоногих моллюсков раковина спирально закрученная. Начальный конец раковины слепо замкнут – это её вершина, на другом конце имеется отверстие – устье, через которое торчат наружу голова и нога животного. Различают правозакрученные и левозакрученные раковины. Это определяют, глядя на раковину сверху со стороны вершины. Если спираль закручена по часовой стрелке, то эта раковина правозакрученная, если против часовой стрелки, то левозакрученная. Диаметр оборотов в соответствии с ростом животного увеличивается от вершины к устью Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний – тончайшими известковыми пластинками, у некоторых брюхоногих моллюсков выражен ещё и третий внутренний слой – перламутровый или эмалевый слой с розовой, жёлтой или оранжевой окраской.

Двустворчатые моллюски характеризуются наличием раковины из двух створок, клиновидной роющей ногой и отсутствием головы. Форма и размеры раковин двустворчатых варьируют. Створки раковины чаще всего симметричны, одинаковы (сердцевидки, беззубки), у некоторых видов может наблюдаться ассиметрия створок раковины, то есть створки раковины различны. Створки раковины соединяются на спинной стороне связкой, также на створках раковины имеется замок. Замок представлен зубцами одной створки и соответствующими им углублениями второй створки. В типичных случаях обе створки выпуклы, причём наиболее выпуклые точки их лежат у спинного края раковины и называются верхушками створок. Верхушки являются наиболее старыми, начальными частями створок, к которым впоследствии присоединяются по краю всё новые слои извести. Соответственно  на раковинах можно различать ежегодные слои прироста, идущие параллельно свободному краю раковины и позволяющие определить возраст животного. Створки раковины двустворчатых  открываются и закрываются с помощью мускулов-замыкателей. На внутренней поверхности створок раковины хорошо видны места прикрепления мускулов-замыкателей. Наружный тонкий слой раковины двустворчатых моллюсков образован органическим рогоподобным веществом. Под ним залегает известковый слой. Самый внутренний слой, перламутровый, образуется тончайшими, лежащими в несколько слоёв известковыми листочками, между которыми залегают столь же тонкие прослойки рогоподобного вещества. В перламутре имеет место интерференция (преломление) световых лучей; вследствие этого перламутр блестит и переливает всеми цветами радуги.

IV. Закрепление изученного.

Итак, тело большинства моллюсков состоит из головы, туловища, ноги. Тело, как правило, покрыто раковиной, которая выполняет защитную функцию. Мантия – кожная складка, ограничивающая мантийную полость, в которой находятся жабры и куда открываются протоки почек и анальное отверстие.

V. Домашнее задание.

Повторить текст учебника.

 

 

Внешнее строение брюхоногих и двустворчатых моллюсков

 

         Тело брюхоногих моллюсков  состоит из головы, туловища и ноги. На голове находятся ротовое отверстие, глаза. Тело покрыто мантией – кожной складкой, которая свешивается со спины. Мантия наружу выделяет раковину. Раковина защищает тело моллюска от врагов и механических повреждений и выполняет роль скелета, к которому прикрепляются мышцы и некоторые другие органы. У большинства брюхоногих моллюсков раковина спирально закрученная. Начальный конец раковины слепо замкнут – это её вершина, на другом конце имеется отверстие – устье, через которое торчат наружу голова и нога животного. Различают правозакрученные и левозакрученные раковины. Это определяют, глядя на раковину сверху со стороны вершины. Если спираль закручена по часовой стрелке, то эта раковина правозакрученная, если против часовой стрелки, то левозакрученная. Диаметр оборотов в соответствии с ростом животного увеличивается от вершины к устью Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний – тончайшими известковыми пластинками, у некоторых брюхоногих моллюсков выражен ещё и третий внутренний слой – перламутровый или эмалевый слой с розовой, жёлтой или оранжевой окраской.

         Двустворчатые моллюски характеризуются наличием раковины из двух створок, клиновидной роющей ногой и отсутствием головы. Форма и размеры раковин двустворчатых варьируют. Створки раковины чаще всего симметричны, одинаковы (сердцевидки, беззубки), у некоторых видов может наблюдаться ассиметрия створок раковины, то есть створки раковины различны. Створки раковины соединяются на спинной стороне связкой, также на створках раковины имеется замок. Замок представлен зубцами одной створки и соответствующими им углублениями второй створки. В типичных случаях обе створки выпуклы, причём наиболее выпуклые точки их лежат у спинного края раковины и называются верхушками створок. Верхушки являются наиболее старыми, начальными частями створок, к которым впоследствии присоединяются по краю всё новые слои извести. Соответственно  на раковинах можно различать ежегодные слои прироста, идущие параллельно свободному краю раковины и позволяющие определить возраст животного. Створки раковины двустворчатых открываются и закрываются с помощью мускулов-замыкателей. На внутренней поверхности створок раковины хорошо видны места прикрепления мускулов-замыкателей. Наружный тонкий слой раковины двустворчатых моллюсков образован органическим рогоподобным веществом. Под ним залегает известковый слой. Самый внутренний слой, перламутровый, образуется тончайшими, лежащими в несколько слоёв известковыми листочками, между которыми залегают столь же тонкие прослойки рогоподобного вещества. В перламутре имеет место интерференция (преломление) световых лучей; вследствие этого перламутр блестит и переливает всеми цветами радуги.

 

 

Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе.

Система понятий урока: членистоногие, хитинизированная кутикула, ракообразные, антеннулы, антенны, головогрудь, хитин, статоцист, статолит, фасеточные глаза, синусы, жевательный желудок, железистый желудок, зелёные железы, половой диморфизм, планктон, бентос.

Задачи: рассмотреть особенности строения членистоногих; выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных; познакомиться с многообразием ракообразных; установить происхождение членистоногих и усложнение их организации в ходе эволюции по сравнению с кольчатыми червями; продолжить формирование умений сравнивать разные эволюционные группы организмов, обосновывать ответ, работать с дополнительной литературой.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций и препаратов.

Средства наглядности: натуральные: коллекция членистоногих, влажные препараты речного рака; изобразительные: таблицы с изображением членистоногих разных классов, рисунки из учебника и других книг.

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Изучение нового материала. Лабораторная работа «Внешнее строение речного рака» (Рабочая тетрадь к учебнику В. Б. Захарова и Н. И. Сонина «Биология: Многообразие живых организмов», 7 класс; стр. 147). На столах: раздаточный материал по речному раку, рабочая тетрадь и канцелярские принадлежности.

Тип Членистоногие объединяет разнообразных водных и сухопутных животных, обладающих членистыми конечностями и сегментированным телом. Это самый богатый по числу видов тип животных, который включает  свыше 1,5 миллиона видов. Считается, что предки членистоногих были похожи на кольчатых червей.

Тело членистоногого, как правило, состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. Членистоногие отличаются от кольчатых червей наличием твёрдой хитинизированной кутикулы. Кутикула нерастяжима, и рост членистоногих сопровождается линьками. Кутикула несёт защитную функцию и служит наружным скелетом – к ней крепятся мышцы. У членистоногих в отличие от червей нет кожно-мускульного мешка; их конечности приводятся в движение отдельными пучками мышц. Нервная система членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. Почти все членистоногие – раздельнополые существа.

Тип объединяет несколько классов, среди которых наиболее известны Ракообразные (посмотрите на рисунок учебника, вы видите широкопалого рака), Паукообразные (посмотрите на рисунок учебника, вы видите паука-крестовика) и Насекомые (посмотрите на рисунки учебника, вы видите жука красотела пахучего, шмеля и бабочку пенелопу).

Класс Ракообразные (откройте учебник на страницах 148 и 149, давайте рассмотрим изображённых на рисунках различных представителей класса ракообразных). По разным данным ракообразных насчитывается около 30-35 тысяч видов. Ракообразных делят на две группы: низшие ракообразные (дафния, циклоп) и высшие ракообразные (раки, креветки, крабы).

Рассмотрим строение и жизнедеятельность ракообразных на примере речного рака (все видели речного рака?). Итак, тело речного рака состоит из двух отделов: головогруди (у него голова и грудь сливаются и образуют монолитную структуру) и брюшка. Первые пары конечностей у речного рака преобразованы в усики: короткие – антеннулы, длинные – антенны. Затем следует пара верхних и две пары нижних челюстей, следом три пары ногочелюстей, образующих ротовой аппарат. Речной рак имеет пять пар ходильных ног, причём первая пара ходильных ног заканчивается клешнями, служащими для захвата пищи, а также для обороны. Брюшные конечности, как правило, выполняют не сколько функцию передвижения, а сколько дыхательную функцию, органов совокупления и т. д. Тело рака покрыто твёрдым хитином. Раки периодически линяют и во время линьки быстро растут.

Нервная система рака состоит из окологлоточного нервного кольца, надглоточного и подглоточного нервных узлов и пары брюшных нервных стволов с узлами в каждом сегменте.

На поверхности антеннул, антенн и других конечностей имеются волоски и щетинки, которые выполняют осязательную функцию. Орган равновесия у ракообразных встречается редко, но у высших раков у основания антеннул имеется небольшой пузырёк – статоцист со слуховыми камешками – статолитами, которые попадают в статоцист из внешней среды. Во время линьки раки теряют эти статолиты, поэтому они уязвимы и теряют чувство равновесия. У раков имеется пара сложных фасеточных глаз, которые сидят на глазных стебельках.

Кровеносная система ракообразных не замкнута: кровь движется как по сосудам, так и по участкам полости тела – синусам.

Дыхательная система представлена жабрами, которые очень тесно связаны с конечностями – это пластинчатые или ветвистые тонкостенные выросты кожных покровов, отходящие у основания ног.

Пищеварительная система представлена сквозной прямой трубкой. Измельчённая и перетёртая пища с помощью ротового аппарата попадает в ротовое отверстие, далее – в глотку, пищевод. Далее пища попадает в желудок, который состоит из двух частей – жевательного и железистого. Кишка имеет множество боковых выпячиваний, в которых выделяются пищеварительные ферменты. Непереваренные остатки пищи удаляются через анальное отверстие.

Выделительная система представлена зелёными железами, состоящих из мешочка, извитого канальца с железистыми стенками, мочевого пузыря и выделительной поры.

Ракообразные раздельнополы. Имеет место половой диморфизм, то есть самец и самка имеют отличительные особенности.

Образ жизни и значение. Ракообразные населяют моря и пресноводные водоёмы. Среди них встречаются планктонные и бентосные формы. Некоторые раки ведут сидячий образ жизни. Известно немало паразитов. Низшие раки входят в состав планктона и являются пищей для многих рыб и китообразных. Многим аквариумистам знакомы небольшие рачки – дафнии, служащие кормом для рыб. Морской жёлудь и морская уточка – низшие раки, которые приспособились к сидячему образу жизни. Высшие раки – обитатели морей и пресных вод. Речного рака, крабов, омаров, креветок человек употребляет в пищу. Раки имеют санитарное значение, так как они избавляют водоёмы от трупов животных.

III. Закрепление изученного.

Тип Членистоногие объединяет животных с сегментированным телом, членистыми конечностями и твёрдым покровом, основу которого составляет хитин. Для членистоногих характерна линька – замена старого покрова на новый.

Ракообразные – исключительно водные животные. Тело их состоит из головы, груди и брюшка. Имеется большое множество конечностей, которые выполняют различные функции. Органы дыхания – жабры. Кровеносная система незамкнутого типа. Имеются сложные фасеточные глаза. Выделение осуществляется зелёными железами. Раздельнополы. Низшие раки – корм для морских животных. Высшие раки являются санитарами водоёмов, многие используются в пищу человеком.

IV. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; ответить на вопросы учебника; подготовить сообщение о ракообразных.

 

 

Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе.

Система понятий урока: паукообразные, хелицеры, педипальпы, легочные мешки, трахеи, слюнные железы, внеполостное пищеварение, мальпигиевы сосуды, внутреннее оплодотворение, кокон, паутинные железы, паутина, скорпионы, клещи.

Задачи: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных как первых наземных животных; выявить черты усложнения организации в связи с выходом на сушу; рассмотреть многообразие представителей паукообразных; продолжить формирование умений составлять сравнительные таблицы, решать проблемные вопросы, обобщать.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций и препаратов.

Средства наглядности: натуральные: коллекция паукообразных, влажные препараты паука-крестовика; изобразительные: таблицы с изображением строения паукообразных, их многообразие, рисунки из учебника и других книг, кинофрагмент про пауков из фильма «Жизнь в микромире» (3 серия, производство BBC).

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам: Дайте общую характеристику Типу Членистоногие? Расскажите о строении тела ракообразных на примере речного рака? Что такое антеннулы, антенны? Перечислите органы чувств, имеющиеся у ракообразных? Что такое статоцист, статолиты? Какого типа кровеносная система ракообразных? По таблице расскажите об устройстве пищеварительной системы ракообразных? Как устроена выделительная система ракообразных? Расскажите о значении ракообразных?

III. Изучение нового материала.

Класс Паукообразные включает свыше 36 тысяч видов животных, обитающих в районах с влажным климатом. В засушливых районах они живут в основном в почве или подстилке, где высокая влажность воздуха. Паукообразные – первые наземные членистоногие, покорившие сушу. Наиболее типичные представители паукообразных – скорпионы, пауки и клещи. Тело большинства паукообразных состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. Усиков – органов обоняния у них нет. На голове имеются две пары ротовых конечностей: первая пара – хелицеры, или роточелюсти, имеют вид коротких клешней, состоят из трёх члеников, служат для размельчения и раздавливания пищи, вторая пара – педипальпы, или ногощупальцы, состоят из нескольких члеников, служат для захвата и удерживания добычи. На головогруди имеется четыре пары грудных ног, состоящие из 6-7 члеников, заканчивающихся коготками. Брюшко лишено типичных конечностей.

В нервной системе характерно более высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств. Нервные узлы в брюшной нервной цепочке более крупнее, чем у ракообразных.

Из органов чувств у паукообразных развиты зрение и осязание. На педипальпах находится множество чувствительных волосков, выполняющих осязательную функцию. На спинной поверхности головогруди расположены просто устроенные органы зрения – глаза (их бывает несколько – 12, 8, 6, реже 2). 

Кровеносная система паукообразных также как и у ракообразных не замкнута: кровь движется как по сосудам, так и по участкам полости тела. Имеется мешковидное сердце.

Дыхание паукообразных атмосферным воздухом привело к появлению у одних видов легочных мешков, у других – трахей, у третьих – лёгких и трахей одновременно. Лёгкие и трахеи паукообразных произошли независимо друг от друга. Легочные мешки по своему строению и положению на теле, оказываются видоизменёнными жабрами, связанными с исчезнувшими у паукообразных брюшными конечностями. Трахеи возникли как органы воздушного дыхания значительно позже. У мелких паукообразных (некоторые виды клещей) дыхание осуществляется через тонкие покровы тела.

Пищеварительная система начинается с ротового отверстия, Дале следует пищевод, глотка, куда открываются протоки слюнных желез. Секрет слюнных желез обладает способностью интенсивно расщеплять белки. Он вводится в тело убитой добычи и переваривает его содержимое. Следовательно, у пауков пищеварение внеполостное. Жидкая кашица попадает в желудок. Из желудка пища попадает в кишку. Непереваренные остатки пищи удаляются через анальное отверстие.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, трубчатыми канальцами, являющимися слепыми выростами кишечника. По мальпигиевым сосудам излишки жидкости поступают в просвет кишки и выводятся наружу.

Паукообразные раздельнополы. Половые железы лежат в брюшке, у низших форм паукообразных они парны, у высших – происходит частичное слияние правой и левой половых желез. Необходимость размножения на суше привела к появлению внутреннего оплодотворения, крупных, богатых желтком и защищённых коконом яиц. Эмбриональное развитие происходит в коконе, а постэмбриональное – прямое – без образования личинки.

Класс Паукообразные включает в себя несколько отрядов, среди которых наиболее известны Скорпионы, Пауки и Клещи.

Отряд Скорпионы являются наиболее древним. Скорпионы являются потомками водяных ракоскорпионов. Педипальпы у них превращены в клешни. Брюшко у них членистое, заканчивается жалом с парой ядовитых желез. Скорпионы ведут ночной образ жизни. Тропические формы наиболее опасны, их укус может быть смертельным. Укусы мелких видов скорпионов хоть и болезненны, но не смертельны.

Отряд Пауки включает животных, тело которых состоит из головогруди и нечленистого брюшка. Между головогрудью и брюшком имеется узкий перехват. На конце брюшка имеются паутинные бородавки – видоизменённые брюшные ножки, в которые открываются протоки паутинных желез. Паутина – это затвердевающий на воздухе секрет паутинных желез, состоящий в основном из белка, близкого к шёлку, но значительно более прочного. Паутина используется для ловли добычи, на образование яйцевого кокона, а также для транспорта и расселения молодняка.

Для представителей Отряда Клещей характерно мешковидное тело (головогрудь и брюшко слиты), хелицеры и педипальпы превращены в колюще-сосущий хоботок. Клещи – паразиты растений и животных. Немалый вред причиняют зерновые, мучные, сырный, винный и луковичный клещи. Пером, волосами и кожей питаются перьевые и волосяные клещи. Чесоточные клещи (до 0,3 мм) прогрызают под кожей человека и животных ходы, вызывая острый зуд (чесотку). Паутинные и плодовые клещи – вредители культурных растений. Водяные клещи перешли к обитанию в воде и паразитируют на водных животных. Наиболее опасны клещи – переносчики вирусных заболеваний. Например, таёжный клещ переносит вирус клещевого энцефалита. Другие передают клещевой сыпной тиф, возвратный тиф, туляремию, геморрагические лихорадки.

IV. Закрепление изученного.

Паукообразные – один из классов членистоногих. Тело их разделено на два отдела – головогрудь и брюшко. Усиков нет. На головогруди находится 6 пар конечностей: две первые (хелицеры и педипальпы) участвуют в захвате и размельчении пищи, четыре пары других конечностей используются для передвижения. Особое развитие в нервной системе получает надглоточный нервный узел – головной мозг. Глаза простые. Дышат с помощью лёгких и трахей. Кровеносная система незамкнута. Пищеварение у пауков внеполостное. Оплодотворение внутреннее, развитие без превращения.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; ответить на вопросы учебника; подготовить сообщение о пауках, скорпионах и клещах.

 

 

Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие насекомых.

Система понятий урока: рудименты, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, надкрылья, бескрылость, дифференциация, специализация, мышечные пучки, фасеточные глаза, трубковидное «сердце», гемолимфа, система трахей, дыхальца, воздухоносные трубочки, симбиотические организмы, мальпигиевы сосуды, семенники, семяпроводы, семяизвергательный канал, яичники, яйцеводы, влагалище, постэмбриональное развитие, метаморфоз, личинка, имаго, куколка, сезонный цикл.

Задачи: рассмотреть особенности организации насекомых; выявить усложнения строения систем органов в ходе эволюции; сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении и его преимуществах; познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, микропрепаратами и микроскопами.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций.

Средства наглядности: натуральные: коллекция насекомых, влажные препараты майского жука; изобразительные: таблицы с изображением строения насекомых, их многообразие, рисунки из учебника и других книг, кинофрагмент про насекомых из фильма «Империя чужих: Насекомые» (1 серия, производство BBC).

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Тестирование учащихся по темам «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные и Класс Паукообразные». Тест составлен в 2-х вариантах и рассчитан на 5 минут (нужно определить верно ли то или иное утверждение).

III. Изучение нового материала.

Класс Насекомые включает более 1 миллиона видов животных, обитающих на земле, под землёй, в воздухе и воде. Произошли насекомые от древних членистоногих, напоминающих современных многоножек. Об этом свидетельствует тот факт, что строение личинок многих насекомых – гусениц – имеет много общего с древними многоножками. Такое огромное количество видов насекомых возникло в связи с эволюцией наземной растительности. Апогея в своём развитии  насекомые как растительноядные животные и опылители достигли после возникновения покрытосеменных растений. Большинству насекомых присуща способность к полёту.

Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого (майский жук)» (рабочая тетрадь, стр. 54-55).

Тело насекомого, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом, выполняющего роль наружного скелета. Тело их чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Голова состоит из слившихся сегментов, членики груди и брюшко более или менее чётко различимы. Голова и грудь несут конечности, брюшко иногда сохраняет лишь недоразвитые конечности, то есть их рудименты. На голове находится рот, пара сложных глаз. Голова несёт четыре пары придатков, образующих ротовой аппарат. Имеется на верхней стороне головы пара усиков (антенн). Грудь состоит из трёх сегментов, называемых передне-, средне- и заднегрудь. Сегменты груди несут три пары ходильных конечностей. В связи с условиями обитания, в которых живёт тот или иной вид насекомого, конечности могут претерпевать значительные изменения: бегательные ноги (жуки, тараканы), прыгательные ноги – бедро и голень задней пары ног сильно вытягиваются (кузнечики), роющие ноги – все ноги укорачиваются, становятся массивными и вооружены хитиновыми зубцами (медведки), плавательные конечности – ноги сплющены в виде весла и снабжены густым рядом упругих гребных волосков (жуки-плавунцы). Характерная особенность насекомых – способность к полёту и наличие на средне- и заднегруди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой складки стенок тела. В различных отрядах насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково, у жуков передняя пара крыльев преобразована в защитные приспособления – толстые и твёрдые надкрылья (задние крылья складываются и прячутся под надкрылья, задние крылья в основном и участвуют в полёте у жуков). Движение крыльев насекомых – результат особого сочленения крыла с туловищем и действия специальных крыловых мышц. У насекомых, ведущих паразитический образ жизни, крылья исчезли – бескрылость. Количество сегментов брюшка у различных насекомых варьирует.

Мышечная система (мышечные пучки) насекомых хороша развита, отличается высокой степенью дифференциации и специализации отдельных её элементов. 

Нервная система построена по типу брюшной нервной цепочки. Центральная нервная система включает головной мозг (надглоточный нервный узел, состоящий из переднего, среднего и заднего отделов), подглоточный нервный узел и брюшную нервную цепочку из парных нервных узлов – ганглиев.

Органы чувств хорошо развиты у насекомых. Они могут воспринимать самые различные раздражения: механические, химические, зрительные, звуковые. Многие насекомые сами способны издавать звуки. Глаза фасеточного строения. Имеются и простые глазки у некоторых групп насекомых.

Кровеносная система насекомых не замкнута: кровь движется как по сосудам, так и по участкам полости тела. Имеется трубковидное «сердце» над кишечником. Гемолимфа насекомых представляет собой бесцветную или желтоватую жидкость, снабжающую ткани и органы насекомого питательными веществами.

Органами дыхания у насекомых служит сложная система трахей. По бокам средне, заднегруди и на сегментах брюшка находится до 10 пар отверстий – дыхалец. Воздухоносные трубочки пронизывают всё тело и доставляют кислород непосредственно к тканям и клеткам, как бы заменяя собой кровеносные сосуды.

Пищеварительная система начинается с ротового отверстия, далее следует  глотка, пищевод, желудок. Из желудка пища попадает в кишку, где имеются симбиотические организмы (простейшие, бактерии). Непереваренные остатки пищи удаляются через анальное отверстие. Насекомые приспособлены к различным источникам питания.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, трубчатыми канальцами, являющимися слепыми выростами кишечника. По мальпигиевым сосудам излишки жидкости поступают в просвет кишки и выводятся наружу.

Насекомые раздельнополы. Половые железы парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Яичники самок открываются в яйцеводы, которое ниже соединяются во влагалище. Оплодотворение внутреннее. Постэмбриональное развитие насекомых протекает либо без превращений, либо с неполным или полным метаморфозом. При прямом развитии, характерным для низших насекомых, из яйца выходят особи, отличающиеся от взрослых малыми размерами и недоразвитыми половыми органами. При неполном превращении (кузнечики, саранча) из яиц появляются личинки с чертами взрослого организма – имаго. Личинки претерпевают несколько линек и превращаются в имаго, не проходя стадии куколки. При полном превращении (бабочки) из яйца выходит личинка (гусеница), которая со временем превращается в куколку. Из куколки после кардинальной перестройки организма выходит взрослое насекомое – имаго. Стадии развития у насекомых строго приурочены к определённому сезону года: это явление получило название сезонного цикла.

IV. Закрепление изученного.

Тело насекомых состоит из трёх отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются одна пара сложных глаз, иногда простые глаза, ротовой аппарат, образованный видоизменёнными конечностями, усики. Грудь несёт три пары ходильных ног, у большинства – крылья. Дыхание осуществляется с помощью трахей, пронизывающих всё тело. Кровеносная система незамкнута. Развитие у многих форм сопровождается сложным превращением личиночной стадии во взрослый организм. По образу жизни встречаются: летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; закончить оформление лабораторной работы; почитать дополнительную литературу; изучить материалы о размножении и развитии насекомых; подобрать стихи, рассказы, басни о насекомых.

 

 

 

 

Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Система понятий урока: первичнобескрылые, крылатые, полиморфизм, ногохвостка, камподея, сахарная чешуйница, муравьи, термиты, тутовый шелкопряд, наездник, общественные насекомые, постэмбриональное развитие, метаморфоз, личинка, имаго, куколка, сезонный цикл.

Задачи: познакомиться с многообразием насекомых; выявить черты примитивного строения у первичнобескрылых и черты усложнения у крылатых; установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека; продолжить формирование умений работать с рисунками, таблицами, натуральными объектами; анализировать, обобщать.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций.

Средства наглядности: натуральные: коллекция насекомых; изобразительные: таблицы с изображением насекомых разных отрядов, рисунки из учебника и других книг, кинофрагменты про насекомых различных отрядов из фильма «Империя чужих: Насекомые» (производство BBC).

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам: Из скольких отделов состоит тело насекомого, назовите эти отделы? Какие органы расположены на голове насекомого? Расскажите о строении груди насекомого? Сколько пар конечностей она несёт? Как устроены конечности насекомых? Какие типы конечностей встречаются в мире насекомых? Охарактеризуйте крылья насекомых? Какие виды крыльев бывают, чем они отличаются и их функция? За счёт чего происходит движение крыльев насекомого? Как устроена нервная система насекомых? Какие органы чувств имеются у насекомых? Что такое гемолимфа и в чём её функция? Как дышат насекомые? Перечислите органы пищеварительной системы насекомого? Что такое мальпигиевы сосуды? А теперь дайте общую характеристику классу насекомых?

III. Изучение нового материала.

Насекомые раздельнополы. Половые железы парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Яичники самок открываются в яйцеводы, которое ниже соединяются во влагалище. Оплодотворение внутреннее. Постэмбриональное развитие насекомых протекает либо без превращений, либо с неполным или полным метаморфозом. При прямом развитии, характерным для низших насекомых (ногохвостка, камподея, сахарная чешуйница), из яйца выходят особи, отличающиеся от взрослых малыми размерами и недоразвитыми половыми органами. При неполном превращении (кузнечики, саранча) из яиц появляются личинки с чертами взрослого организма – имаго. Личинки претерпевают несколько линек и превращаются в имаго, не проходя стадии куколки. При полном превращении (бабочки) из яйца выходит личинка (гусеница), которая со временем превращается в куколку. Из куколки после кардинальной перестройки организма выходит взрослое насекомое – имаго. Стадии развития у насекомых строго приурочены к определённому сезону года: это явление получило название сезонного цикла.

Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнобескрылые, или Низшие, насекомые и Крылатые, или Высшие, насекомые.

Подкласс Первичнобескрылые насекомые включает следующие отряды: Бессяжковые, Ногохвостки, Двухвостки, Щетинохвостки. Для всех этих насекомых характерен прямой тип развития, когда из яйца вылупляется особь, отличающаяся от взрослого насекомого лишь малыми размерами и недоразвитыми половыми органами. Первичнобескрылые участвуют вместе с другими почвенными обитателями в почвообразовательном процессе. Живут в почве, под камнями, в подвалах, погребах. Размеры их невелики.

Подкласс Крылатые насекомые включает следующие отряды: насекомые с неполным превращением: Прямокрылые, Тараканы, Богомолы, Термиты, Стрекозы, Пухоеды, Равнокрылые, Полужёсткокрылые, или Клопы, Вши, Подёнки; насекомые с полным превращением: Жёсткокрылые, или Жуки, Ручейники, Перепончатокрылые, Блохи, Чешуекрылые, или Бабочки, Двукрылые, или Комары и мухи.

Признаками, на основе которых учёные разделили насекомых на отряды, кроме типа развития, являются строение ротовых частей и характер строения крыльев.

Вторичнобескрылость у блох, вшей, пухоедов, – явление, связанное с паразитическим образом жизни. Они не только паразитируют на животных и человеке, но и могут являться переносчиками опасных заболеваний.

Отряд Бабочки, или Чешуекрылые. Их отличают от всех других насекомых по наличию чешуек на крыльях и по всему телу. Чешуйки – это видоизменённые волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки. Бабочек характеризует сосущий ротовой аппарат, – у них имеется спирально завитой в покое длинный трубчатый хоботок. Во время приёма пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и высасывает нектар. Поэтому бабочки входят в число основных опылителей цветковых растений. Из коконов тутового шелкопряда с древних времён человек научился получать шёлк.

Животные из отряда Комары и мухи имеют колюще-сосущий и лижущий ротовой аппарат, у них имеется передняя пара крыльев, задние крылья превращены в небольшие придатки, органы равновесия, – жужжальца. Многие мухи, комары, оводы являются не только паразитами животных и человека, но и переносчиками опасных заболеваний.

Отряд перепончатокрылые характеризуется наличием у насекомых двух пар перепончатых крыльев и грызуще-лижущим ротовым аппаратом. Сюда относятся муравьи, пилильщики, наездники, шмели, шершни, осы, пчёлы. Муравьи, пчёлы – это общественные насекомые. Для них характерно явление полиморфизма, когда особи одного вида имеют внешние различия в зависимости от выполняемых функций в семье. Перепончатокрылые – опылители цветковых растении. Пчёл человек разводит с целью получения мёда, ряда лекарственных препаратов (прополис) и воска.

Отряд Жуки характеризуется тем, что у насекомых этого отряда имеются жёсткие надкрылья и тонкие двухслойные задние крылья. Жуки истребляют многих вредных насекомых, являются санитарами природы. Много среди них и растительноядных видов, приносящих вред сельскому хозяйству.     

IV. Закрепление изученного.

Насекомые – самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнобескрылые, или Низшие, насекомые и Крылатые, или Высшие, насекомые. Признаками, на основе которых учёные разделили насекомых на отряды, кроме типа развития, являются строение ротовых частей и характер строения крыльев. Насекомые являются важным звеном в цепях питания, насекомые участвуют в почвообразовательных процессах, насекомые являются опылителями цветковых растений. Среди насекомых много паразитов, переносчиков опасных заболеваний, вредителей сельского хозяйства. Многие виды насекомых одомашнены человеком и используются в хозяйственной деятельности.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; почитать дополнительную литературу; повторить тему «Кишечнополостные».

 

 

Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

Система понятий урока: иглокожие, морские звёзды, морские ежи, голотурии, воднососудистая (амбулакральная) система, лучевая симметрия, амбулакральные ножки.

Задачи: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности иглокожих; рассмотреть многообразие иглокожих и их роль в водных природных сообществах; продолжить формирование умений сравнивать, находить сходство и различия, доказывать относительность приспособленности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций.

Средства наглядности: натуральные: коллекции иглокожих, влажные препараты; изобразительные: таблицы с изображением схемы строения иглокожих, рисунки из учебника и других книг, кинофрагменты.

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам: Какие два подкласса выделяют в классе Насекомые? Перечислите и кратко охарактеризуйте отряды насекомых, для которых характерно прямое развитие? Перечислите и кратко охарактеризуйте отряды насекомых, для которых характерно развитие с полным превращением? Перечислите и кратко охарактеризуйте отряды насекомых, для которых характерно развитие с неполным превращением? Какую роль играют насекомые в природе и в жизни человека?

III. Изучение нового материала.

Иглокожие – совершено обособленный тип животных, включающий около 6000 видов. Живут они в морях, ведут преимущественно донный образ жизни и способны к медленному передвижению. К ним относятся морские звёзды, морские ежи, голотурии (откройте учебник на страницах 168-171, рассмотрите рисунки). Размеры иглокожих от нескольких миллиметров до 1 м.  По мнению учёных, предки иглокожих были прикреплёнными и у них возникла лучевая симметрия. Потом иглокожие стали ползать по дну, но не очень быстро, и лучевая симметрия им не мешала. Несмотря на внешнее несходство, иглокожие – довольно близкие родственники хордовых. Общими предками иглокожих и хордовых животных являются древние многощетинковые кольчецы (откройте учебник на странице 90).

Тело иглокожих  звёздообразной, шаровидной или червеобразной формы. Половое и анальное отверстия расположены на противоположных полюсах тела. Покровы иглокожих состоят из двух слоёв: наружного – однослойного эпителия, и внутреннего, образованного волокнистой соединительной тканью, где развиваются различные элементы известкового скелета. У морских звёзд скелет образован известковыми пластинками, расположенными продольными рядами и обычно несущими выдающиеся наружу шипики. Тело морских ежей заключено в известковый панцирь из рядов плотно соединённых пластинок с сидящими на них длинными иглами. Скелет у голотурий сформирован из мелких известковых телец разной формы, разбросанных по всей коже.

Уникальная особенность иглокожих – наличие воднососудистой (амбулакральной) системы. Она представлена кольцевым каналом, окружающим пищевод и амбулакральными ножками. От кольцевого канала отходит пять лучей, которые подходя к амбулакральным ножкам парно ветвятся. Амбулакральные ножки – основные органы передвижения иглокожих. С внешней стороны амбулакральная ножка несёт присоску, которая постоянно смазывается слизью, а с внутренней – пузырёк, или ампулу. При сокращении ампул, расположенных в разветвлённых каналах, внутрь ножки нагнетается вода, и та распрямляется и выпячивается. Присосавшись ко дну, ножка сокращается; в результате вода снова выходит в ампулу, а тело подтягивается.

В связи с лучевой симметрией системы органов иглокожих имеют лучевое строение. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца, от которого отходят радиальные нервные тяжи по числу лучей тела. Органы чувств развиты слабо: имеются примитивные глазки на концах лучей тела, также имеются органы осязания. Кровеносная система состоит из двух кольцевых сосудов, от которых отходят радиальные сосуды по числу лучей тела. Первый кровеносный кольцевой сосуд окружает рот животного, второй – окружает анальное отверстие. Органами дыхания у морских звёзд и ежей служат кожные жабры – тонкостенные выросты на верхней стороне тела. У ряда иглокожих дыхание происходит через покровы тела или при участии каналов амбулакральной системы. Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, расположенным в середине нижней поверхности тела, оно ведёт в короткий пищевод, за которым следуют желудок и кишка, заканчивающаяся анальным отверстием (у многих оно отсутствует). Пищей служат мелкие организмы (моллюски, ракообразные) и частички детрита. Половые органы имеют разное строение, преимущественно иглокожие раздельнополы. Специальных выделительных органов у иглокожих нет. Выделение продуктов обмена происходит через стенки каналов воднососудистой системы. Развитие происходит с метаморфозом, когда из двусторонне-симметричной личинки, плавающей в толще воды, развивается животное с радиальной симметрией и переходящей к ползающему образу жизни. Многие иглокожие обладают способностью к регенерации (восстановлению) частей тела. Например, из одного луча морской звезды может восстанавливаться целое животное.

Тип иглокожие делится на ряд классов: Морские звёзды, Морские ежи и Голотурии, или Морские огурцы.

Класс Морские звёзды. Тело морских звёзд по форме напоминает звезду с пятью или более лучами. Крупную добычу могут переварить, выворачивая желудок наружу и накрывая им добычу. Морские звёзды живут на дне морей, спускаясь на большую глубину. Питаются донными животными, органическими остатками.

Класс Морские ежи. Тело морских ежей шаровидное или уплощённое, заключено в известковый панцирь. Рот ежей окружен челюстным аппаратом с пятью зубами, обращёнными наружу. Морские ежи – донные малоподвижные животные, обитающие в море на различной глубине. Питаются они животной и растительной пищей.

Класс Голотурии. У голотурий мешковидное или червеобразное тело с венчиком ветвистых щупалец вокруг рта. Донные, реже плавающие морские животные, голотурии обычно ползают по дну, разыскивая пищу: мелких донных животных, водоросли, гниющие остатки.              

IV. Закрепление изученного.

Иглокожие – это морские, в основном донные, животные, имеющие радиальную симметрию тела. Скелет образован известковым пластинками. Основной отличительный признак – наличие воднососудистой системы, участвующей в передвижении, дыхании и выделении. Некоторые представители, например морской огурец, используются в пищу.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; подготовить сообщение об интересных особенностях иглокожих, пользуясь дополнительной литературой.

 

 

Тема урока: Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

Система понятий урока: хордовые, бесчерепные, личинично-хордовые, оболочники, позвоночные, черепные, двусторонняя (билатеральная) симметрия, онтогенез, филогенез, метамерия, головохордовые.

Задачи: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности хордовых животных; рассмотреть их классификацию; познакомиться с бесчерепными как наиболее низкоорганизованными животными типа хордовых; продолжить формирование умений систематизировать, анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций.

Средства наглядности: натуральные: чучела различных позвоночных, влажные препараты; изобразительные: таблицы с изображением хордовых, рисунки из учебника и других книг, кинофрагменты.

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам: Каковы особенности внешнего строения иглокожих? Что такое амбулакральная система, каково её строение, принцип работы и её предназначение? Расскажите о строении систем органов иглокожих животных? Расскажите о размножении и развитии иглокожих? Какие классы объединяет тип Иглокожие?

III. Изучение нового материала.

Хордовые животные – один из многочисленных типов животного царства. К типу Хордовые относятся около 43 тысяч современных видов, распространённых по всему земному шару: они заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и острова. Внешний облик хордовых очень разнообразен (неподвижные мешковидные асцидии, несколько похожие на червей, бесчерепные, различные по облику позвоночные животные). Различны и размеры: от представителей длиной в несколько миллиметров; мелких рыбок, лягушек длиной в 2-3 см до гигантов – некоторых китов, достигающих 30 м длины и массы 150 т. Несмотря на огромное разнообразие, для всех представителей типа Хордовые характерны общие черты организации, не встречающиеся у представителей других типов:

1. Наличие в течение всей жизни или на одной из фаз развития спиной струны – хорды, играющей роль внутреннего скелета. Она представляет упругий стержень, окружена соединительнотканной оболочкой. У большинства позвоночных в ходе индивидуального развития (онтогенеза) хорда замещается (вытесняется) позвоночным столбом, состоящим из отдельных позвонков; позвонки образуются в соединительнотканной оболочке хорды.

2. Центральная нервная система имеет форму трубки. Нервная трубка лежит над хордой. У позвоночных животных она отчётливо дифференцируется на два отдела: головной и спинной мозг.

3. Пищеварительный тракт лежит под хордой. Передний отдел пищеварительной трубки – глотка – пронизана открывающимися наружу жаберными отверстиями и выполняет две функции: участка пищеварительного тракта и органа дыхания. У водных позвоночных животных на перегородках между жаберными щелями развиваются специализированные органы дыхания – жабры. У наземных позвоночных жаберные щели образуются у зародышей, но вскоре зарастают; специфические органы воздушного дыхания – лёгкие – развиваются как парные выпячивания на брюшной стороне задней части глотки.

4. Пульсирующий отдел кровеносной системы – сердце – расположен на брюшной стороне тела, под хордой и пищеварительной трубкой.

Хордовые – это вторичноротые (этот признак объединяет хордовых с полухордовыми, иглокожими) целомические (этот признак объединяет их с моллюсками, членистоногими и кольчатыми червями) метамерные (это признак объединяет их с членистоногими и многими группами червей) двусторонне-симметричные (билатеральные) животные. Через тело хордового животного можно провести только одну плоскость (вертикальную, через главную ось), которая разделила бы его на симметричные половины (правую и левую).

Используя схему филогенетического древа животного мира (откройте учебник на странице 90) составим систематику типа Хордовые.

 

 

Систематика

Тип Хордовые

Подтип 1. Бесчерепные

Класс Ланцетники, или Головохордовые

Подтип 2. Обочники (личиночно-хордовые)

Класс Асцидии

Класс Сальпы

Класс Бочёночники

Класс Аппендикулярии

Подтип 3. Позвоночные, или черепные

Раздел Бесчелюстные

Класс Круглоротые

Раздел Челюстноротые

Первичноводные – Анамнии

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Надкласс Четвероногие

Класс Земноводные, или амфибии

Первичноназемные – Амниоты

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

 

Подтип Бесчерепные содержит только один класс – головохордовых, или ланцетников. Ланцетники – это небольшие морские животные, живущие на дне песчаных отмелей, зарывшись в песок; все они обитатели тёплых морей. Насчитывается около 30 видов ланцетников. Отсутствие головного мозга, настоящих органов чувств и сердца, отсутствие парных конечностей, примитивное строение органов выделения роднит его с низшими беспозвоночными животными. С другой стороны, у ланцетников имеются черты прогрессивной организации: наличие настоящей хорды и типичной для хордовых трубчатой нервной системы, а также замкнутой кровеносной системы.    

IV. Закрепление изученного.

Тип Хордовые включает многоклеточных двустороннесимметричных животных. Хорда (осевой скелет) – это эластичный опорный тяж. Большинство хордовых имеют хорду только на этапах зародышевого развития. Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела. Кровеносная система замкнута; сердце или сосуд, его заменяющий (у ланцетников), расположены на брюшной стороне тела.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; знать общую характеристику хордовых, начертить в конце тетради таблицу для последующей работы с ней «Эволюция систем органов позвоночных животных». Творческое задание: подготовить сообщения о рыбах.

 

 

Тема урока: Тип Хордовые. Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные. Внешнее строение и опорно-двигательная система рыб.

Система понятий урока: хордовые, позвоночные, или черепные, хрящевые рыбы, костные рыбы, покровительственная окраска, парные плавники: грудные и брюшные, непарные плавники: спинной, хвостовой и анальный, вкусовые сосочки, или почки, ноздри, боковая линия, внутреннее ухо, костные чешуйки, чешуя, ноздри, боковая линия, внутреннее ухо, череп, челюсти, жаберные крышки и жаберные дуги, скелет туловища: позвоночник, позвонок: тело, нижние и верхние дуги позвонка, спинномозговой канал, рёбра, скелет плавников, спинномозговой канал, мускулатура.

Задачи: расширить знания об особенностях организации рыб как водных позвоночных; дать понятие о классификации рыб и многообразии видов, раскрыть характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб; выявить роль рыб в природе и их практическое значение; продолжить формирование умений обосновывать особенности строения, связанные со средой обитания, работать с натуральными объектами, анализировать, систематизировать.

Тип урока: лабораторный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, влажных препаратов.

Средства наглядности: натуральные: влажные препараты (внешнее и внутреннее строение рыбы); изобразительные: таблицы с изображением рыб, рисунки с изображением многообразия рыб, особенностей внутреннего строения.

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Изучение нового материала.

Один из подтипов типа Хордовые является подтип Позвоночные, или Черепные. Изучение этого подтипа мы начнём с водных позвоночных, – надкласса рыб, включающего два класса: Хрящевые и Костные рыбы. Задачей сегодняшнего нашего урока является изучение внешнего строения рыб с целью выявить черты приспособленности к водному образу жизни. (Открываем рабочие тетради, стр. 60, Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы»).

Форма тела, цвет, окраска спины, брюшка рыб. Тело рыб обтекаемой формы, с боков тело уплощено, состоит из головы, туловища и хвоста. Голова рыбы плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост. У большинства рыб брюхо светлее спины. Сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна. Снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды. Таким образом, окраска тела рыб зависит от окружающей среды, то есть рыбы имеют покровительственную окраску, которая помогает им скрываться от врагов и лучше подкарауливать жертву.

Плавники. Изгибая уплощённое с боков тело и хвост то вправо, то влево, рыба движется вперёд. При плавании большую роль играют плавники. Каждый плавник состоит из тонкой кожной перепонки, которая поддерживается костными плавниковыми лучами. При растопыривании лучей кожа между ними натягивается, и поверхность плавника увеличивается. На спине рыбы помещаются два спинных плавника: передний большой и задний поменьше. Число спинных плавников у разных видов рыб может быть различным. На конце хвоста находится большой двухлопастной хвостовой плавник, на нижней стороне хвоста  размещается анальный плавник. Все эти плавники непарные. У рыб есть и парные плавники – их всегда две пары. Грудные парные плавники (передняя пара конечностей) помещаются у рыб по бокам тела позади головы, брюшные парные плавники (задняя пара конечностей) – на нижней стороне туловища. Главную роль при движении вперёд играет хвостовой плавник. Парные плавники имеют значение при поворотах, остановке, медленном движении вперёд и сохранении равновесия. Спинные и анальный плавники придают телу рыбы устойчивость при движении вперёд и крутых поворотах.

Голова рыбы. На заострённом переднем конце головы рыбы помещается рот с губами, способный широко раскрываться. В ротовой полости и на многих участках тела в наружном слое кожи располагаются многочисленные вкусовые сосочки, или почки. На верхней части головы видны две пары небольших отверстий – ноздри, ведущие в обонятельный орган. По бокам головы расположены два больших глаза – орган зрения. По бокам тела рыбы от головы к хвосту проходит узкая тёмная боковая линия – орган, воспринимающий движение воды. Ушной раковины и слухового проходы у рыб нет. Имеется только внутреннее ухо, расположенное в черепе.

Покровы. Тело покрыто кожей, состоящей из многослойного эпителия и дермы. Кожные железы одноклеточные. Снаружи кожа покрыта костными чешуйками, образующимися в дерме. Каждая чешуйка своим передним краем погружена в кожу, а задним краем налегает на чешуйки следующего ряда. Все вместе они образуют защитный покров – чешую, не мешающую движениям тела. По мере роста рыбы чешуйки тоже увеличиваются в размере, по ним можно узнать возраст рыбы (на периферии костных пластинок чешуи образуются годичные кольца). Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.

Скелет и мускулатура. Различают скелет головы – череп, скелет туловища и скелет плавников. В черепе помещаются головной мозг, органы обоняния, зрения и слуха. Ротовая полость рыбы окружена висцеральным черепом, образующим челюсти. По бокам головы расположены жаберные крышки и жаберные дуги. Скелет туловища представлен позвоночником, состоящим из многочисленных позвонков. Каждый позвонок имеет тело и две пары дуг: верхние и нижние. К нижним дугам позвонков в туловищном отделе тела рыб прикрепляются рёбра, заканчивающиеся в мускулатуре и ограничивающие полость тела сверху и боков. Верхние дуги позвонков туловищного отдела смыкаются, образуя канал, в котором помещается спинной мозг, – спинномозговой канал. Скелет плавников образован большим количеством мелких костей. Скелет имеет большое значение: он служит опорой для мышц и защитой для внутренних органов. Мышцы, прикреплённые к костям, образуют мускулатуру. Самые сильные мышцы находятся на спинной стороне туловища и в хвостовом отделе. Сокращение и расслабление мышц вызывает изгибание тела рыбы, благодаря чему она передвигается в воде. В голове и у плавников находятся мышц, приводящие в движение челюсти, жаберные крышки и плавники.

III. Закрепление изученного.

Водный образ жизни накладывает отпечаток на строение всех систем органов рыб. Органы передвижения – плавники, скелет, мускулатура – подчинены одной задаче – как можно эффективнее, с наименьшими затратами энергии использовать воду как среду обитания. Обтекаемая форма тела, большое количество слизистых желез в коже позволяет преодолевать сопротивление воды при движении. Хвостовой плавник служит органом поступательного движения, парные плавники участвуют в погружениях и поворотах и, кроме того, уравновешивают тело как при движении, так и при остановке.

IV. Домашнее задание.

Изучить текст учебника. Подготовить сообщения о многообразии рыб. Составить альбом рисунков аквариумных рыб (по желанию). Составить цепи питания с участием рыб разных видов для пресного и морского водоёмов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по зоологии

Разработка контрольно-обобщающего урока по зоологии в 7 классах....

Конспект урока по зоологии в 7 классе "Обобщение знаний по теме "Млекопитающие"

Технология диагностико-коррекционного урока позволяет объективно и быстро определить качество обучения предмету, а также выявить уровень основных элементов учебной деятельности, откорректировать их и ...

Презентация к уроку по зоологии: "Среды жизни и места обитания животных". (7 класс)

Данная презентация используется при проведении урока в 7 классе на тему: "Среды жизни и места обитания животных". (учебник под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой)....

Конспект урока биологии "Зоология - наука о животных"

Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местооб...

Разработка урока по зоологии 7 класс Тема: Многообразие и значение Кишечнополостных.

Данная разработка урока  знакомит учащихся с многообразием  кишечнополостных, с общностью их организации и образом  жизни; показывает их разнообразное значение в природных сообщес...

разработка урока по зоологии (знакомство с классами животных) для 3х классов средней общеобразовательной школы "Путешествие с Джеком Воробьем"

Данный урок был разработан в качестве внеклассног мероприятия для учащихся 3-х классов средней общеобразовательной школы. Урок-игра "Путешествие с Джеком-Воробьем". В ходе презентации ребята отправляю...

План-конспект урока по зоологии "классПаукообразные"

Материал преднозначен для уч-ся 7 классов....