урок Класс Земноводные
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Кл. Земноводные.
Внешнее строение. Скелет и мускулатура.
Оборудование: магнитофон, записи голосов лягушек, таблица «класс Земноводные»,
Рисунки.
Методы: словесный (беседа, рассказ, монолог), текстовый (работа с учебником), частично-поисковый, иллюстративный.
Задачи: Сегодня вы должны узнать,
Кого амфибиями следует нам звать,
Какие признаки они имеют,
И каково их внешнее строенье.
Как приспособлены они к воде и суше
Рассмотрим на примере мы лягушки.
И в тайны лягушачьего скелета
Проникнем. Пусть поможет это
Нам относиться к ней
Чуть понежней,
Чем мы привыкли.
Не только логикой,
Но творчеством блеснем.
Ход урока: Готовы, думаю? Тогда начнем.
Число и тему запишите, и приготовьтесь слушать.
Из моего рассказа постарайтесь
Вы выделить те признаки,
Что будут
Характеристикою класса земноводных,
И записать в тетрадь,
Что для себя считаете полезным знать.
Амфибии – те первые из позвоночных, рассказ учителя
Кто в древности из океана
На сушу вышел.
Но насовсем с водой
Немыслимо для них расстаться.
Лишь в водоемах
Могут размножаться,
Икру откладывать, как рыбы.
Личинки, что выходят из икры,
На взрослых вовсе не похожи.
Развитие проходит с превращеньем.
Как называется развитие такое?
Когда животное становится уж взрослым,
То следующие признаки имеет.
На суше дышит легкими,
В воде же для дыханья
Служит кожа,
И кислород спокойно извлекает
Из воздуха и из воды.
Трехкамерное сердце позволяет
Иметь два круга кровообращенья,
Но, несмотря на усложненье
Системы кровеносной,
В крови амфибий кислород
все время смешан с углекислым газом,
Поэтому и кровь их смешанной зовут.
Такая кровь определяет
Непостоянную температуру тела.
И земноводные пойкилотермны.
Что означает этот термин?
Снаружи кожа влажная, она
Чешуек рыбьих лишена.
Такую кожу голой называют.
Через нее амфибии на суше
Огромное количество
воды теряют
от испаренья.
Потому к воде
должны все время возвращаться,
чтобы спасти себя от иссушенья.
Глаза, как правило,
Приподняты над головой.
Похвастать могут слезной железой
И веками моргать умеют.
У земноводных орган слуха
Сложнее, чем у рыб.
Помимо внутреннего уха
Есть среднее.
оно прикрыто барабанной перепонкой.
На этом все пока. Закрепление общих признаков
Теперь прошу ответить, земноводных
Какие признаки успели вы отметить.
Что отличает земноводных –
Должны усвоить четко вы сегодня.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛЯГУШКИ
Мы слышим – много слов недобрых звучит запись голосов
В лягушкин адрес говорят. лягушек
Противной скользкой недотрогой,
Холодной, слизистой, убогой
Невежды все ее дразнят.
Но разве в том вина лягушки,
Что не похожи на зверюшек,
Привычных нам?
Что все достоинства внутри?
Не тронь ее! Ты посмотри,
Подумай сам.
Ведь если очень захотеть,
То можно много рассмотреть,
И даже оду написать,
А, может быть, нарисовать.
Так вы и сделали, надеюсь?
И вот теперь просить осмелюсь
Нас познакомить с творчеством своим.
И вам полезно будет другим
Узнать побольше о лягушках. Выступления детей,
Демонстрация рисунков
Спасибо всем. Мы переходим
К строенью внешнему лягушки.
Вы будете не просто слушать,
А заносить в таблицу в это время
Все лягушачьи приспособленья.
Сосредоточьте же вниманье.
Начнем мы с местообитанья. Выступления детей и стихи
Готовы все? Прошу! о внешнем строении
Приспособления амфибий к жизни в воде | Приспособления амфибий к жизни на суше |
С комфортом лягушки живут везде:
На суше, в земле и в воде.
И для того без сомненья
Имеют приспособленья.
Назовите их все!
Сначала – для жизни в воде, проверка заполнения таблицы
И не забудьте значенье
Этих приспособлений.
Хочу теперь я послушать
О приспособлениях
К жизни на суше.
С строеньем внешним разобрались.
Нам нелегко оно далось.
Теперь нам надобно усталость
И утомленье побороть.
Зарядка – лучшее из средств.
Приподнимаемся же с мест!
Набор несложных упражнений
Сейчас мы повторим за Женей. физминутка
СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ЗЕМНОВОДНЫХ
Свои мы мышцы поразмяли,
Теперь пора поговорить
О мышцах костях лягушки.
Подвижность обеспечивает ей
Мускулатура.
Она имеется не только в теле,
Но и в конечностях, и в голове.
Не только за движенье отвечает,
Но и в дыхании участье принимает.
Сложнее мышцы, чем у рыб,
И крепятся они к скелету,
Который предстоит
самим вам изучить.
В скелете лягушачьем разобраться
Сейчас вам надо постараться.
В параграфе тридцать шестом
Костей найдите описанье,
Рисунок рассмотрите с прилежаньем,
Заполните таблицу вы потом,
Костей названья запишите
И на скелете их найдите.
Насколько правильно сумели
Вы справиться с работой этой
Проверим мы по данному скелету. Самостоятельная работа
Отдел скелета | Его состав |
Скелет головы | |
позвоночник | |
Передняя конечность | |
Пояс передних конечностей (плечевой пояс) | |
Задняя конечность | |
Пояс задних конечностей (тазовый пояс) |
Достаточно.
Проверим же, что получилось. Проверка сам. работы
Прошу назвать и показать
Отделы лягушачьего скелета.
Вы можете использовать при этом
Свои работы.
Все кости черепа срослись: комментарии учителя к ответам
Защита мозга много лучше,
Нежели у рыб.
Функционально позвоночник разделен.
Имеет три отдела он.
Шейный позвонок лягушке позволяет
Немного двигать головой.
Семь туловищных ребер лишены.
К крестцовому имеется крепленье тазовых костей.
Конечность состоит из рычагов.
Здесь нету новых слов:
Плечо, предплечье, кисть, запястье, пясть.
Конечности такие подвижны и удобны.
Амфибии активно двигаться способны.
Ключица же, лопатка, коракоид
Конечности дают надежную опору.
Конечность задняя длинней передней.
В движеньи главная она,
А, значит мощной быть должна,
И к мощным же костям прикреплена.
На этом завершили мы скелета изученье
И переходим к общему урока закрепленью.
У вас есть карточки, в которых
Пятнадцать признаков даны.
Из этих признаков должны
Вы выбрать те, которые без споров
Лишь за амфибией закреплены,
И подчеркнуть характеристики такие.
1. Двухслойная кожа с чешуей тестовое закрепление
2. Двухслойная голая кожа.
3.Трехкамерное сердце.
4.Один круг кровообращения.
5. Два круга кровообращения.
6. дыхание при помощи жабер.
7. легочное дыхание.
8. Развитие с метаморфозом.
9. Плавательный пузырь.
10. Наличие среднего уха.
11. Конечности – плавники.
12. Конечности, состоящие из трех рычагов.
13. Сросшиеся кости черепа.
14. деление позвоночника на шейный, туловищный и крестцовый отделы.
15. Наличие ребер.
Пора заканчивать.
Прочесть, что получилось
Я предлагаю вам.
Какие признаки вы подчеркнули?
Все признаки, что выбраны, итог
Итогом
Послужат нашему уроку.
И в результате получилась
Характеристика лягушки,
Как представителя типичного амфибий.
Домашнее задание:
Типичным будет и домашнее заданье:
Параграф тридцать шесть
Прочтите со вниманьем,
И записи в тетради изучите,
Те, у кого имеется желанье,
Стихи, скелету посвященные, пишите.
Оценки:
Спасибо за урок хочу сказать
Всем тем, кто был активен.
Необычайно сложно ведь стихи писать,
Еще трудней для многих рисовать,
И потому поставить с плюсом пять
Поэтам и художникам должны мы:………..
Воспринимать стихи со слуха –
Задача трудная,
Но вы умели слушать,
Самостоятельно работали с стараньем,
И потому наградой будут за вниманье
Пятерки:………..
Четверки мы поставим тем,
Кто был чуть менее внимателен:……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218480-1362878213.jpg)
урок "Класс Земноводные или Амфибии"
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Класс Земноводные или амфибии"с использованием творческих заданий для учащихся, которые повышают познавательную активность, мотивируют учеников к поис...
Презентация к уроку "Класс Земноводные"
Презентация к уроку "Класс Земноводные"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-244979-1483802933.jpg)
Урок "Класс Земноводные".
Ознакомить учащихся с особенностями строение земноводных , как самыми древними наземными позвоночными животными; Изучить полученную информацию через схему «Содержательная картинка»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-302489-1380050088.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.
Цель урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-707253-1447274214.jpg)
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
Презентация к уроку "Класс Земноводные" 7 класс
Презентация посвещена теме "Класс Земноводные" 7 класс по учебнику "Биология. Животные" В.В. Латюшин, В.А. Шапкин...