Интегрированный урок по биологии и физической культуре
методическая разработка по биологии на тему

Интегрированный урок по биологии и физической культуре. Представлены особенности строения носа народов, различных климатических зон, представлены профилактические меры по укреплению здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

ОГОУ НПО Профессиональный лицей №8

Открытый интегрированный урок

по биологии и физкультуре:

«Гигиена органов дыхания.

Дыхательная гимнастика»

Выполнила:  Шилькиева И.А

Астрахань 2009

Цель урока:

Познакомить с особенностями строения носовой полости;

Познакомить учащихся с пальцевой гимнастикой, дыхательной гимнастикой;

Сформировать правила выполнения дыхательной гимнастики;

Сформировать знания о профилактике и лечении ринита, о роли гигиены органов дыхания для сохранения здоровья;

Развивать навыки выполнения физических упражнений;

Продолжить формирование научного мировоззрения на примере взаимосвязи строения носа и выполняемых функций.

Оборудования: сюжетные картинки «Формы носа», «Носовые пазухи», наборы цветной бумаги для изучения настроения в конце урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Тема нашего урока: Гигиена органов дыхания. Дыхательная гимнастика.   Сегодня у нас необычной урок – посвящен с одной стороны валеологии, а с другой стороны физкультуре.

  1. Изучение нового материала

Учитель биологии:

Наш организм – единое целое, все органы и системы в нем взаимосвязаны. Если помнить об этом всегда, на всех уроках и внеурочное время, то можно предупредить многие заболевания.

Нос человека – удивительное творение природы. Основное предназначение носа, помимо обоняния, - это подогрев, увлажнение и обеззараживание воздуха, поступающего из внешней среды в легкие. Учащимся раздаются картинки «Носовые пазухи».

Для лучшего «кондиционирования» воздуха природа создала нос по принципу радиатора: в полости носа есть несколько узких и причудливо извитых носовых ходов и полостей (пазух). Околоносовые пазухи, они же - придаточные пазухи носа, представляют собой воздушные камеры, соединенные с полостью носа соустьями.

Слизистая оболочка носа и пазух постоянно вырабатывает особую слизь, которая, выделяя воду, увлажняет вдыхаемый воздух, содержит естественные противомикробные вещества и иммунные клетки, а также с помощью микроскопических ворсинок задерживает пылевые частицы.

 

Давайте вспомним пословицы, загадки и поговорки о носе. Например: «Не суй свой нос не в свое дело», «Любопытной Варваре нос оторвали», «У себя под носом», «Не вешай нос» и т.д. Размышляем о смысле этих высказываний. Интересен факт, что герой 1812 года генерал Багратион стоически переносил дефект своей внешности – непомерной величины нос, даже подшучивал по этому поводу. Однажды ему доложили, что «французы на носу». Багратион добродушно отвечал: «Это смотря на чьем, если на моем, то мы еще успеем отобедать». Леонардо да Винчи на одном из карандашных рисунков изобразил 12 разных по форме носов, которые он приметил у своих современников. А в медицинских атласах вы найдете 15 разновидностей носа. Раздаются картинки «Формы носа» 

Архитектурным центром лица является нос, состоящий из костной основы и хрящевых тканей, образующих носовую полость. У всех новорожденных, независимо от наследственных признаков, носики маленькие и курносые, но в последующем приобретают доминантные признаки: горбинку, уплощенность, форму, длину и другие.

Характеризуют носы по форме, ширине, длине, по его кончику, переносице, крыльям носа, по основанию и спинке. Разнообразие всевозможных сочетаний этих признаков легко прослеживается в обыденной жизни и имеет этнические и географические особенности строения и конфигурации.

        Вопрос для размышления: «Какой нос выгоднее иметь жителям севера»?

        В носу густая сеть капилляров, в носу воздух согревается и увлажняется, поэтому жителям севера «выгоднее» иметь длинный, узкий нос.

Учитель физкультуры проводит разминку

При выполнение разминки необходимо помнить несколько правил

«Правила укрепления здоровья носа»

  1. Дыша, держите рот «на замке».

(Дышать ртом также безнравственно, как и есть носом)

  1. Для укрепления мышц носа читаем и поем вслух.
  2. Важно, чтобы занятия проходили в чистом, проветренном помещении.

Учитель физкультуры проводит разминку.

Ребята становятся в круг

Учитель биологии.

Русский ученый Боткин говорил: «Восстановить разрушенные альвеолы легких также трудно, как отрастить оторванный палец»

Очень важно правильно дышать.

А древние греки говорили о том, что желающий быть здоровым, сильным, красивым должен бегать, находиться в движении.

Учитель физкультуры проводит подвижную игру, следя за правильностью дыхания и осанки.

Учитель биологии. Самым распространенным и на первый взгляд безобидным заболеванием является насморк (воспаление слизистой оболочки полости носа). Насморк, возникающий как реакция на охлаждение или какой – нибудь внешний раздражитель, может быстро исчезнуть и без лечения. Но в случае острого заболевания мы испытываем затруднения дыхания, ухудшение самочувствия, нарушение обоняния.

В этом случае рекомендуется согревание области подошв (горчичные ванны), горчичники на область икроножных мышц, витаминизированное питание, проветривание помещения. В тяжелых случаях, когда поднимается температура, необходимо обратиться к врачу, потреблять достаточно жидкости, использовать капли и потогонные средства. Помочь устранить насморк и неприятные ощущения могут пальцевые упражнения.

III. Закрепление

Учитель физкультуры показывает, а дети выполняют данные упражнения.

«Точка носа».

Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, нормализуется обоняние. Для нахождения точек необходимо подушечки указательного и среднего пальца поставить на крылья носа и вращать по часовой стрелке 3 – 5 раз.

«Точка от 100 болезней»

Подушечками указательного или большого пальца  правой руки делать вращательные движения между указательным и большим пальцем левой руки 3 – 5 раз (и наоборот)

«Дыхательные упражнения»

  1. Сделать вдох носом, при выдохе тянуть звук «М», одновременно постукивая по крыльям носа.
  2. Энергично произносить звуки «К – Г», «Н – Г», это укрепляет мышцы полости глотки.
  3. Закрыв рот, сделайте 5 – 6 медленных вдохов через нос. При этом кисти рук положите на шею сзади или на верхнюю часть живота.

«Восстановление носового дыхания»

Сесть прямо и скрестить ноги. Положить левую руку на бедро, а правую расположить следующим образом: указательный палец чуть выше переносицы, большой – на крыле правой ноздри, средний – на крыле левой ноздри, сделать полный вздох и зажать большим пальцем правую ноздрю. Вдыхать через левую ноздрю, после чего открыть правую и медленно выдохнуть. Выдох должен быть вдвое длиннее, чем вдох. Примерно через 10 минут повторить все сначала, стой лишь разницей, что вдох делается через правую ноздрю.

Упражнения для кистей рук, чтобы через нервные окончания, которые тянутся от кончиков пальцев до головного мозга, включить организм в работу.

Техника выполнения: растереть ладони, сжимать и разжимать фаланги пальцев в кулак, а затем стряхнуть кисти рук.

IV. Рефлексия урока.

Учащимся выдаются квадраты 3-х цветов для оценки урока и своей деятельность на уроке: желтый – 5 баллов, зеленый – 3 балла, черный – 2 балла.

Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее настроение, а значит и здоровье! Здоровье – это бесценная драгоценность, которую нужно беречь разумно, деятельно. Здоров тот, кто активен, жизнерадостен, кто умеет радоваться жизни, общаться, находить радость в труде, чувствовать свою необходимость в этом мире.

Будьте здоровы!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

интегрированный урок по биологии и физической культуре на тему : "ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Данный урок хорошо вписался в планирование, как интегрированный урок  биологии и физической культуры.  Урок традиционный, но в него вне...

интегрированный урок по биологии и физической культуре

. Более 2500 лет назад в Марафонской долине состоялась кровопролитная битва, в которой греки одержали победу над персами. Одному из лучших воинов-скороходов было поручено отнести радостную весть в Афи...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА УРОКА “WE CAN SPEAK ENGLISH DOING SPORT “

Этапы и задачи урокаСодержание урока Приёмы и методыФормы работыСтадияДеятельность учителяДеятельность ученика 1. Организационный момент Даётся команда рассчитаться по порядку: one, two...

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...

Интегрированный урок по биологии и физической культуре в 5 классе по теме: «Акробатика. Строение тела»

Интегрированный урок по биологии и физической культуре в 5 классе  по теме: «Акробатика. Строение тела» содержит технологичсекую карту урока, согласно ФГОС....