Проект по биологии ученицы 6 класса "Муравей - вечный строитель".
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Проетно-исследовательская работа по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа

                                                   Аннотация.

   В работе ученицы 5 класса Манашевой Риммы проведены наблюдения за жизнью муравьев. Наблюдения проводились в течение 6 дней, проведен анализ работы, получена информация, значительную часть которой ученица добывала сама. Эмоциональный заряд, который получила ученица во время работы, способствовал активизации познавательной деятельности не только её, но и учеников класса.

   Работа может служить источником дополнительной информации для учащихся, учителей биологии, всех кто хочет познать интересный загадочный мир природы.

   Работа написана простым, доступным языком, работа закрепляет умения работать с исследуемым материалом, развивает логику и креативное мышление.

Дидактические цели:

  1. Повышение уровня знаний по биологии.
  2. Развитие творческих способностей, коммуникативных умений, логического и аналитического мышления.
  3. Формирование умений находить несколько решений в проблемной ситуации
  4. Приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы.
  5. Развитие умения увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Методические цели:

  1. Познакомить учащихся с методами исследованиями,
  2. Научить представлять результаты своей работы с использованием информационных технологий.
  3. Приобрести навыки работы в коллективе, использовать Интернет – ресурсы для организации коллективной работы.

Дидактические и методические материалы учителя:

  1. Презентация;
  2. Критерии оценивания презентации учащихся;
  3. Критерии оценивания публикации учащегося;
  4. Методический паспорт проекта;
  5. Памятки.
  6. Лист планирования учебного проект

План использования:

  1. Формирование групп для проведения исследований;
  2. Выбор творческого названия проекта;
  3. Самостоятельная работа учащихся по сбору материала;
  4. Подготовка учащимися презентаций и буклетов;
  5. Защита полученных результатов на научно-практической конференции

                               

                                 

Методический паспорт проекта.

Проектно - исследовательская работа

«Муравей – вечный строитель».

Руководитель: А.В.Ложкина,

   учитель географии и биологии.

Сроки: июль – ноябрь 2011г.

Кто реализует: Манашева Римма,

ученица 6 класса

МRОУ ООШ № 18 с\п «Поселок Солони».

Технологическая карта.

№ п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Наблюдения за муравьями.

июль – август

Манашева Римма

2.

Поиск литературы в библиотеке.

сентябрь

Манашева Римма

3.

Работа с другими материалами: в Интернете, с учебными электронными пособиями.

сентябрь

Манашева Римма

4.

Обработка материала.

октябрь

Манашева Римма

5.

Оформление проекта.

октябрь - ноябрь

Манашева Римма

                               

                                     

                                         Оглавление

  1. Введение------------------------------------------------------------- 6
  2. Основная часть---------------------------------------------------- 7
  1. Краткая характеристика муравьев-----------------    7
  2. Наблюдение за муравьями-----------------------------   8-13
  1. Заключение ----------------------------------------------------  14
  2. Литература ----------------------------------------------------   15

  1. Введение.

   Общение с природой всегда доставляет нам радость. Человек не перестает восхищаться поразительными её творениями: животными, растениями и удивительной красоты ландшафтами. Но хорошо ли мы знаем окружающий мир? В своё время каждый из нас не раз спрашивал себя: почему небо голубое? Отчего вода в море солёная? Почему страус не летает? Хобот-это рука или нос? Спят ли когда-нибудь рыбы? Как живут муравьи?

   С тех пор, как на Земле появился человек, он пытается постичь тайны природы. Им движет любопытство, с которого и начинается процесс познания. На уроках биологии я хочу узнать много нового, особенно мне нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых, как они живут, чем занимаются, когда человек не видит их повседневной жизни? Я решила провести наблюдения за муравьями и ответить на многие интересующие меня вопросы:

  1. Как живут муравьи?
  2. Движение муравьев разнообразно или в одном направлении?
  3. Как относятся муравьи к различным насекомым?
  4. Какие функции выполняет каждый муравей?
  5. Муравьи – вечные строители?

   

Цель работы определила: провести наблюдение за жизнью муравьёв, собрать необходимую информацию про общественных насекомых, которая поможет изучать в дальнейшем зоологию.

Задачи исследования: 

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Провести наблюдения за муравьями в разные периоды.
  3. Провести анализ работы и пополнить дополнительным материалом биологическую «копилку» класса.

II. Основная часть.

1. Краткая характеристика муравьёв.

           

             Муравьи́ (лат. Formicidae) — семейство насекомых из надсемейства муравьиных отряда перепончатокрылых.  

   Являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Усики коленчатые, у самок и рабочих особей 11—12-члениковые, у самцов 12—13-члениковые у ряда видов 4-, 6-, или 10-члениковые. Основной членик усика (скапус) обычно намного длиннее всех члеников. Задний отдел груди (эпинотум) представляет собой первый сегмент брюшка, слившийся с заднегрудью. Собственно брюшко присоединяется к эпинотуму стебельком, образованным 1 или 2 сегментами. У муравьёв некоторых подсемейств (мирмицины, понерины и других) развито жало. Крылья с редуцированным жилкованием.  

Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями, некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» — муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.

Распространены по всему миру, за исключением Антарктиды и некоторых удалённых островов, образуя 15—25 % земной биомассы наземных животных. Успех муравьёв во многих средах обитания обусловлен их социальной организацией и способностью изменять место обитание и использовать разнообразные ресурсы.

В мире более 12 000 видов, распространённых преимущественно в тропиках. В Палеарктике около 500 видов в 24 родах в странах бывшего СССР обитает около 300 видов.

2. Наблюдения за муравьями.

Муравейник, за которым я вела наблюдения, находился в щели асфальта около крыльца моего дома. Несмотря на все старания, мне ни разу не удавалось попасть к началу работы муравьев, и мне приходилось наблюдать лишь её продолжение. Наблюдение велось шесть дней.

1 день: В первый день я начала наблюдения с девяти часов и продолжала следить за муравьями до половины одиннадцатого.

Ничего особенного не происходило – несколько муравьев копошились, подтаскивали к нему различный материал: щепочки, мертвых насекомых.

2 день: на следующий день я начала наблюдения с половины девятого, а закончила их в десять часов.

В этот раз я заметила, что большинство муравьев движутся не просто так, а друг за другом на расстоянии около пяти сантиметров, и передвигаются они по тем же дорожкам, что и вчера, а некоторые муравьи ничего не несут, но каждый раз, возвращаясь к муравейнику, они снова бегут с остальными (по-видимому, это старые муравьи, которые уже не могут таскать на себе различные тяжести).

          Ещё мне удалось увидеть, что около муравейника появилась маленькая кучка из песчинок. Посмотрев поближе, я поняла, что это – муравейничек. Хоть муравьи и живут в земле под асфальтом, все-таки они пытаются строить муравейник и над асфальтом. Но к сожалению, у них ничего не получается, так как люди, не замечая, наступают на муравейничек и затаптывают его. Слишком уж в неудобном для жилья месте приютились эти муравьи.

   

      3 день: На третий день, начав наблюдения с одиннадцати часов, я закончила их в двенадцать. Я обратила внимание на то, что около муравейника были не только обычные бескрылые муравьи, но и крылатые, которые были больше обыкновенных. Они бегали по земле, ненадолго взлетали и вновь опускались около муравейника.

    4 день: На четвертый день начала наблюдения в двенадцать, а закончила в тринадцать часов тридцать минут.

   Я снова  встретилась с крылатыми муравьями, но их стало меньше, чем в предыдущий раз, и некоторые, сев на землю, обламывают крылышки. Я решила проследить за одним из них. Муравей взлетел на воздух и, пролетев около десяти метров, скрылся в кустах.

    Далее наблюдать за муравьями мне не пришлось – пошёл сильный дождь. Отяжелевшие мокрые муравьи медленно потянулись к муравейнику и скрылись в его темных ходах.

    

          5 день: На пятый день с утра шёл дождь, и мне пришлось начать свои наблюдения лишь в четырнадцать часов, а закончить в пятнадцать тридцать.

Сегодня я не увидела ни одного крылатого муравья. По-видимому, перед дождем у муравьев происходит своеобразная линька, о чем потом  я прочитала в научной энциклопедии.

Тогда я решила провести небольшой опыт. На одну из муравьиных тропинок я положила маленькую (около 5 см) палочку и стала следить за реакцией муравьев. Два муравья перелезли через неё и попытались сдвинуть палочку с места, но у них ничего не получилось. Тогда к ним подошли ещё два муравья, и они вчетвером потащили палочку к муравейнику, но так как она не пролезала внутрь, то её пришлось оставить снаружи. Это была половина опыта. Вторая половина заключалась в том, чтобы положить такую же палочку перед одиночным муравьем. Сделав все это, я стала следить, что будет делать муравей. Он дополз до палочки, остановился и тотчас двинулся дальше. Реакция муравьев оказалась разной.

 

 6 день: На шестой день, наблюдая за муравьями в последний раз, я начала наблюдения в одиннадцать, а закончила в двенадцать.

   На этот раз я решила провести ещё один опыт. У себя в огороде я срезала кусок коры с тлями и поместила его около муравейника. Цель этого опыта состояла в том, чтобы узнать, что будут делать муравьи с тлями. Муравьи поступили очень странно. Они не набросились на насекомых, а даже выставили охрану: по краям кусочка коры расположились с десяток муравьев. Когда же я бросила дохлую гусеницу, то реакция была совершенно противоположной – муравьи набросились на неё и быстро уволокли в муравейник. В этом опыте реакция муравьев тоже оказалось разной.

III. Заключение.

   Проводя исследование, наблюдая за жизнью муравьями, изучив дополнительную литературу  про муравьев, сделала следующие выводы:

  1. Муравьи живут семьями.
  2. Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию.
  3. Муравьи – вечные строители.
  4. Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам.
  5. Муравьи к различным насекомым относятся по-разному.

В работе исследованы причины интереса к зоологии, кроме того, мною установлено, что многие школьники не относятся с уважением к общественным  насекомым, считают, что муравьев на земле много и охранять их не надо, но немалая часть ребят считает, что муравьи уникальные насекомые, много неизведанного, не изученного про них. Когда я читала литературу, мне показалось, что я достаточно много узнала про их жизнь, но проведя наблюдения, поняла – их можно изучать до бесконечности. Свои наблюдения я показала в классе на уроке природоведения, когда мы проходили тему «Многообразный мир животных». Ребята были заинтересованы и решили, что на следующий год возьмут себе по исследованию и поделятся своими наблюдениями. В классе мы решили собирать в «копилку» свой материал, который будет применяться на уроках биологии.

 Мой проект способствовал формированию биологических знаний, рассматривает основные вопросы методов изучения в биологии, в частности наблюдение, позволяет  осознать собственную гражданскую позицию. Выбор темы обусловлен желанием узнать много нового, особенно за жизнью мелких насекомых, как они живут, чем занимаются, когда человек не видит их повседневной жизни.

Данная работа закрепляет умения работать с исследуемым материалом, развивает логику и креативное мышление.

IV. Литература

  1. Захаров А. А. Муравей, семья, колония / Под ред. К. В. Арнольди. — М.: Наука, 1978 г. — (Человек и окружающая среда).
  2. Длусский Г. М. Муравьи рода Формика / Под ред. К. В. Арнольди. — М.: Наука, 1997 г.
  3. Брайен М. В. Общественные насекомые: Экология и поведение = Social Insects: Ecology and Behavioural Biology / Под ред. Г. М. Длусского. — М.: Мир, 2006 г.
  4. http://www.ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по биологии ученицы 8 класса Шкурко Анастасии

Реферат по биологииученицы 8 классаШкурко Анастасии "Строение гортани"....

Проект краткосрочный выполненный ученицей 6 класса "Берегите нашу природу!"

Краткосрочный проект ученицы 6 класса, выполненный после первого факультативного занятия. В данной работе ребенок упражгяется в составлении цели, задач, гипотезы по теме проекта....

Информациооно-исследовательский проект по физике ученицы 7 класса МОУ "Калитинская СОШ" Рогожкиной Арины - "Часы".

Информациооно-исследовательский проект по физике ученицы 7 класса МОУ "Калитинская СОШ" Рогожкиной Арины. Работа выполнена под руководством учителя физики Богатых Гульсум Тагизовны. В своей работ...

Творческий проект "Биквитный рулет" ученицы 7 класса Дедовой Татьяны

Творческий проект "Бисквитный рулет" ученицы 7 класса Дедовой Татьяны...

Пояснительная записка к творческому проекту по технологии ученицы 7а класса 307 школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Марии Хазовой, руководитель: Ишимикли Галина Ивановна

В качестве итогового проекта Мария выбрала работу в технике выжигание и роспись по дереву. Работу сделала прекрасную и очень качественно. Пояснительную записку к проекту оформила отличную. Я, как ее п...

Проект по биологии учениц 6 класса "Удивительные свойства кресс салата"

Работа выполнена в рамках проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету...