Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования.
статья по биологии по теме

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счёт формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т.д.), во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учёта индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т.д) Главное в учебной деятельности ученика - это понимание им того, что он изучает, и того, что с ним происходит в процессе этого изучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_intellektualnoy_deyatelnosti_v_uchebno.docx66.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования.

Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: 

во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т. д.)

во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т. д.).

Главное в учебной деятельности ученика — это понимание им того, что он изучает, и того, что с ним происходит в процессе этого изучения.

Изучая литературу по данному вопросу, я нашла такую таблицу: «Восприятие и усвоение информации в разных видах деятельности».

У учащихся остается в памяти от того, что они…

… объясняют кому-то сами

95 %

… проговаривают в то время, как делают

90 %

… обосновывают на личном опыте

80 %

… обсуждают с другими

70 %

… видят и слышат

50 %

… видят

30 %

… слышат

26 %

… читают

10 %

Анализируя данные таблицы и результативность собственных уроков, я пришла к выводу, что  на уроках нужно чаще использовать работу по группам, чаще дифференцируя её.

  1. В ходе работы групп учащиеся обучаются различным видам деятельности: подготовке выступления перед классом, изучении и конспектировании литературы, коллективному обсуждению и решению поставленной задачи, выступлению учащихся внутри группы по заранее подготовленным вопросам, например, с объяснением проделанной лабораторной работы. Группа отбирает лучшее сообщение для выступления перед классом. Происходит взаимодействие учеников с другими группами – придумывание вопросов для них. Это дисциплинирует учащихся, приучает следить за своей речью, даёт возможность высказать своё мнение каждому ученику. Основные виды деятельности учащихся в группах – познавательная и творческая. Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты образовательной деятельности учащихся, начиная со среднего школьного звена. После завершения занятия учащиеся должны увидеть, что обрели новые  доверительные отношения, стали членами коллектива, который иногда определяют как группу людей, совместно преодолевших трудности. Во время выступлений учащиеся демонстрируют умение анализировать информацию, отвечать на поставленные вопросы, демонстрируют навыки исследовательской работы, ощущают важность собственных «открытий» знаний.
  2. Большое значение в работе уделяю систематичности и оценки знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа учащихся не остаётся без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Проверку знаний провожу различными способами, но с учётом индивидуальных способностей учащихся. Наиболее подходящим средством для этого принято считать тестирование, к тому же при переходе на сдачу выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, я считаю, что учащихся необходимо не только знакомить с такой формой, но и чаще использовать на всех этапах обучения как предварительный, текущий и итоговый контроль знаний.

С учётом уровневой дифференциации тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, формы дифференцированного контроля знаний позволяют учащемуся самостоятельно оценить свои возможности и выбрать тот уровень, который соответствует его возможностям на данном этапе обучения. При таком подходе отметка становится стимулом к более глубокому познанию и вызывает рост интереса к процессу обучения.

  1. Актуализация знаний на уроках я стараюсь часто проводить в игровой форме с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Акцент делается на выявление индивидуального опыта учащихся по отношению к предстоящему изучению и пониманию нового материала.

Например, ученики в стабильных парах (соседи за одной партой) задают друг другу какой-либо вопрос или находят совместное решение заданной учебной задачи. Учитель управляет ходом игры. Задача учителя – обыграть каждый промах, проявление небрежности, а подчас и лени. «Образование осуществляется игроками бессознательно, хотя и эффективно, считает А.Чеккини,- что в любом случае не означает «без труда»: в игре  вы потеете, стараетесь во всю, но эти усилия были выбраны свободно: нельзя заставить играть, так же, как заставить учиться». Игра отвечает очень важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсирует событийную монотонность повседневной жизни.

В играх учащиеся находятся в таких условиях, что они не могут быть неактивными, т.е. имеет место искренняя активность обучающихся.

А.С.Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять».

К.Д.Ушинский так объясняет интерес детей к игре: «Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает…В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». В ходе игры учащиеся показывают свои знания в непринуждённой, неформальной обстановке. Активизируется познавательная деятельность учащихся, они менее скованны в своих мыслях и действиях. Ограничение времени позволят учащимся быстро думать и отвечать на поставленный вопрос, что развивает и тренирует память, мышление. Учащиеся развивают навыки принятия решений, коммуникации. Осознают уровень собственной образованности, приобретают навыки, требующиеся в игре.

Интеллектуальное удовольствие, испытываемое учащимися в результате участия в игре, служит критерием оценки игровых имитаций. Основной эффект наблюдается на личностном уровне.

Учащиеся вынуждены принимать решения для достижения заданной цели в условиях неполноты предоставляемой им информации, ограниченности временных ресурсов. В таких условиях выработка решений сопровождается эмоциями, что обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание. У детей развивается сообразительность, логика и прочие способности, необходимые для творчества. Игра создаёт образовательную среду сотворчества, необходимо не только «знать вместе», «понимать вместе», но и «действовать – вместе». В ходе игры учащиеся получают удовольствие от контактов с партнёрами по игре, удовольствие от демонстрации партнёрам своих возможностей как игрока, удовлетворение от успеха – окончательного или промежуточного.

  1. С целью развития личностного восприятия учащимися программного материала и умение по-своему представить его в обобщённом, сжатом виде, я использую на уроках биологии составление творческих опорных конспектов под руководством учителя и в самостоятельной деятельности обучающихся. Для выделения главного, систематизации учебного материала я предлагаю учащимся самостоятельно составить опорный конспект (ОК), вложить в него понимание содержания учебного материала и методы его изложения.

Творческие ОК составляются учащимися в различных вариантах по своему собственному усмотрению: в виде таблицы, таблицы-рисунка, рисунка, схемы. Результативность опорных конспектов заключается в:

- развитии самостоятельной творческой мыслительной активности детей, аналитических умений школьников;

- обеспечении самовыражения, личностного подхода обучающихся к выделению, концентрации и предъявлению главного в изучаемом материале.

Рекомендации по составлению таких конспектов выдаются каждому ученику (их можно наклеить на первую страницу тетради).

Вот эти рекомендации.

1. Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.

2. Изучите текст соответствующих параграфов учебника, прочитайте дополнительную литературу по этому вопросу, выделите основные понятия, термины.

3. Составьте план конспекта.

4. Продумайте символику опорных сигналов.

5. Приступая к графическому изображению опорных сигналов, не забывайте о логике изложения материала.

6. Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе конспект получится громоздким и трудным для понимания.

7. Для составления конспекта используйте сначала простой карандаш, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию. Помните о смысловой нагрузке цвета.

8. Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.

Опорный конспект по теме "Строение и функции кожи".

  1. Другая форма организации интеллектуальной деятельности на уроке – это работа с учебником под руководством учителя, которая позволяет формировать такие навыки, как самостоятельное получение знаний, умение находить главное, фиксировать мысли в виде планов, схем, конспектов, которые очень облегчают обобщение и сравнение. Задания при работе с учебником могут носить различный характер.

I. Поисково-репродуктивная работа:

1.  Наиболее простая форма работы с учебником – комментированное чтение. Вопросы при этом могут быть следующими: что из прочитанного вам уже известно, что вы узнали нового, как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают учащимся лучше ориентироваться в тексте.

2.  Ответы на вопросы к параграфу – эта работа помогает решить следующие задачи:

1)умение отвечать чётко и кратко;

2)фронтально закрепить материал на уроке;

3)дифференциальное обучение (ученикам с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы).

3.  Заполнение таблиц – это более сложная форма работы. Например: Ткани растений.

Ткань

Функция

Особенности строения

Работу можно проводить в классе коллективно, разбирая каждый этап.

II. Сравнительно-аналитическая работа.

Сравнение и анализ – иной уровень работы. Как сравнивать объекты. Сравнивать – это значит сопоставлять в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо:

1.     Определить объекты сравнения.

2.     Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3.     Найти общие черты.

4.     Найти черты отличия.

5.     Объяснить причины того и другого, сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять результаты в виде таблиц и схем. Несколько примеров: Дыхание и фотосинтез (сравнение).

Признаки для сравнения

Дыхание

Фотосинтез

Где происходит

Что поглощает

Что выделяется

Сравнение классов Членистоногие.

Классы

признаки        

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

1.     Среда обитания.

2.     Отделы тела.

3.     Кол-во ног.

4.     Крылья.

5.     Питание.

III. Творческая работа с учебником.

1.     Составление вопросов.

Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определённым образом: «Докажите, что…», «Объясните почему…», «Какой вывод можно сделать». Вопросы не должны дублировать вопросы учебника и оценивается не только их количество, но и качество. Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:

А) выборочно или у всего класса в тетрадях.

Б) заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников.

В) организовать работу в группах.

Г) Организовать работу между группами.

Последние три способа наиболее интересны и полезны особенно для детей: их слышат, они слушают и самостоятельно.

2.     Работа с терминами – одна из важнейших, т.к. от усвоения новой терминологии зависит во многом  и усвоение нового материала. Кроме устной работы над новыми терминами можно проводить письменную работу.

А) выписать новые термины и определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей (брать в рамку, подчёркивать или выделять шрифтом);

Б) записать терминологический текст (составленный учителем) и вставить пропущенные термины. Данная форма может охватить практически все новые термины и найти взаимосвязь между ними.

3.    Составление схем – это наиболее краткое изложение информации. Работа над схемами складывается из нескольких этапов:

1.Учитель готовит схемы и объясняет их.

2.Ученики учатся объяснять по готовой схеме.

3.Ученикам поручается самостоятельно составить схему (последнее возможно тогда, когда 1-2 пункты усвоены).

В старших классах следует объяснять, каким образом используя эти схемы можно готовиться к зачётам и экзаменам.

Строить работу со схемами на уроке можно, используя различные примеры:

(a)   Составление схем под руководством учителя

(b)  Заполнение немых схем учениками самостоятельно

(c)   Объяснение учителя по готовой схеме

(d)  Озвучивание готовых схем учащихся

(e)   Заполнение и озвучивание схем учащимися.

4.    Составление планов - при проведении необходимо объяснять, какова цель таких материалов и их структура. Лучше, если будут памятки по составлению плана.

Как составить план:

1.Прочитайте внимательно текст.

2.Разбей его на смысловые частицы.

3.Озаглавь каждую часть и запиши заголовки по порядку.

4.Устно изложи материал по готовому плану.

Развёрнутый план: дополни каждый пункт краткими записями, которые помогут воспроизвести информацию. Отличительной особенностью планов является краткость. Большое значение имеет пример, когда учитель записывает на доске план урока, лекции и т.д.

5. Более трудным является составление конспектов (цитатного, свободного, тематического). Кроме краткости здесь требуется логичность, четкость и умение формулировать свои мысли.

Конспект – краткое изложение материала.

1. Составь план прочитанного текста.

2. Разъясни и дополни каждый пункт цитатами (выдержками из текста) или мыслями, или мыслями сформулированными самостоятельно.

3. Сопоставь разные точки зрения, сделай вывод. Если ученики испытывают затруднения в самостоятельном составлении планов и конспекта, то первоначально точку зрения разъясняет учитель.

5.    Составление рассказа с биологическими ошибками. Текст должен иметь выраженный сюжет, быть занимательным. Выполнение таких заданий способствует развитию речи.

6.     Составление рассказов по заданным словам. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного текста и представляют сжатые его изложения. На первом этапе слова даются в той же последовательности, в какой они должны быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется. Слова даются без определённой последовательности и вносятся «лишние слова». Эти вариантов требуют большей внимательности и сообразительности. Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения.

7.     Тесты наиболее распространённый вид проверки.

8.     Составление кроссвордов. Использование такого рода заданий способствует росту мастерства ученика, интереса к предмету. Так как при этом необходимо заново пересмотреть материал темы. Кроссворды могут быть тематическими и терминологическими.

9.     Методы опережающих домашних заданий. Суть метода сводится к тому, что ученикам для самостоятельного изучения дают материал, который на уроке не объясняется. Учитель указывает страницы основной и дополнительной литературы и отмечает главную особенность домашней работы – понять материал, а не запомнить его. Дома ученики знакомятся с содержанием, обдумывают ответы на вопросы учебника. Многое могут понять самостоятельно, часть материала рождает вопросы к учителю. С этим ученик приходит в школу. Он готов к общению с учителем для более глубокого изучения данного материала. Урок начинают с разбора нового, но в известной степени знакомого ученикам материала. Это основная часть урока. Желающие отвечают на вопросы учителя. Попутно выясняется, что им не понятно, какие возникли вопросы. В конце урока учитель делает обобщение, формирует основные вопросы следующего урока и даёт задание на их проработку. Для этих уроков характерен новый подход к процессу обучения. Вопросы задают ученики, а учитель на них отвечает; школьники знания получают самостоятельно; урок становится «лабораторией приобретения знаний».

  1. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся, я использую различные способы создания проблемной ситуации.

1.        Выдвижение проблемного вопроса.

- Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными? 

- Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? 

- «Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»

Постановка проблемной задачи является логическим переходом к изучению новой темы.

2.        Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.

Как вы объясните высказывание К.А.Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?

3.        Сообщение парадоксального факта.

Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение» воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?

4.        Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации.

- В двух одинаковых сосудах выращивается культура хлореллы. В один из сосудов поместили планктонных ракообразным, питающихся хлореллой, и через некоторое время обнаружили, что в этом сосуде частота деления клеток хлореллы выше, чем в контрольном сосуде. Как Вы можете объяснить это явление?

- После вселения в озеро всеядных рыб, питающихся, в частности, дафниями, численность дафний в озере возросла. Предложите возможные объяснения этого факта.

- В лабораторную популяцию растительноядного паутинного клещика, обеспеченного избытком пищи, запустили несколько особей хищного клещика, питающегося паутинным клещиком. Хищник быстро размножился, съел всех жертв и вымер от голода. В то же время в природе эти два вида клещиков часто сосуществуют. Чем это может объясняться?

  1. Среди активных форм, которые стали популярными в последнее время, мне импонирует технология составления синквейнов.

Синквейн – краткий пятистрочный стих, в котором излагаются сложные идеи или чувства в нескольких словах, и  требует вдумчивой рефлексии, богатого словарного запаса и знаний.

Правила написания синквейна:

1 строка – тема стихотворения, имя существительное.

2 строка – описание темы в двух словах (прилагательные).

3 строка – описание действий в рамках темы (глаголы).

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме.

5 строка – одно слово – синоним первой строки.

Технология хорошо работает на этапе рефлексии или обобщения знаний.

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1 строка – название синквейна.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза на тему синквейна.

5 строка – существительное.

Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Оно способствует развитию критического мышления.

Пример синквейна, которые написали учащиеся (3 класс «Мир вокруг нас» по теме «Вещества»):

1.        Вещества.

2.        Простые, сложные.

3.        Образуются, отличаются, деформируются.

4.        Это то, из чего состоят окружающие нас тела.

5.        Вода.

7 класс, тема «Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности»:

1. Амфибия.

2. Холоднокровная, скользкая.

3. Дышит, питается, передвигается.

4. Первое наземное позвоночное животное.

5. Земноводное.

Данная форма определения новых понятий удобна тем, что она составлена самим учеником, а значит, легко им запомнится.

  1. «Кластеры» (гроздья) – графический приём в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке. Далее учащиеся выступают с презентацией своих «кластеров», обсуждают, дополняют, если нужно, исправляют свои записи. Например,  на стадии рефлексии я предлагаю учащимся изобразить в виде «кластера» правила рационального питания (работа проводится в парах).

                                                                  отсутствие                             нормальный

 потребление                                       переедания                                        вес

рациональное

питание

не менее 1,5 лжидкости в сутки           количество

             калорий,

      преобладание         соответствующее  

свежих фруктов            затратам

и овощей           организма

        экологически  чистая пища                          режим питания, (четырёхразовый приём пищи)       

  1. Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, — заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого я добавила в свою «методическую копилку» дидактические сказки. Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Сказки «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Чаще всего дидактические сказки я использую в работе с младшими школьниками (3 класс).

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои, решать задачи, за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки  использую не только при объяснении нового материала, но и при закреплении пройденного или опросе учащихся.

Алгоритм дидактической сказки:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определенное задание.

Сказки дополняю наглядными источниками информации (таблицы, плакаты), демонстрацией опытов.

- Сказки-повествования. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев (Фея Экология, гном Эконом, Муха-Цокотуха и др.), повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент сказки о гидре:

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька, но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность, гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это простейшее животное терпеливо выжидало свою добычу - мелких пресноводных рачков, личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал милю, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта. Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она себя при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться - для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами, то подошвой.

- Сказка - ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме.

- Сказки-игры и сказки-загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания.

Сказки-задачи. На уроках биологии школьники могут решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность.

Например: На зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их?

  1. Важной особенностью моей работы является тесное органичное сплетение урочной и внеурочной деятельности. На занятиях интеллектуального клуба по биологии учащиеся применяют теоретические знания и навыки лабораторных исследований для развития их личностного интеллектуального потенциала, развития биологической эрудиции, познавательной активности, коммуникативных умений. Основные формы интеллектуальной деятельности учащихся в рамках предметной секции по биологии интеллектуального клуба – это учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность, общеклубные и внутриклубные интеллектуальные игры команд, конференции, экскурсии.
  2. Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя, поэтому внеклассные мероприятия должны развивать интеллектуальные умения учащихся, а также рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их совершенствованию. Что же такое интеллект? Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова.

Цель: помощь ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное — определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.

Как построить работу в этом направлении?

1. Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в учебной деятельности с последующей коррекцией.

2. На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить методы, приемы, формы индивидуальной работы с учащимися, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

3. Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения и использовать результаты изучения в организации внеклассной работы в классе и в школе.

4. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

5. С помощью внеклассных мероприятий развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию. Такие мероприятия могут иметь разнообразные формы:

- интеллектуальные марафоны

- защита интеллектуальных проектов

- интеллектуальные ринги и викторины

- заседание клубов интеллектуалов и т. д.

  1. Для этого можно предложить алгоритм создания "интеллектуального паспорта класса":

1. учебные интересы класса.

2. отношение учащихся к процессу учения и к отдельным учебным предметам.

3. степень работоспособности и организованности класса.

4. степень развитости общеучебных умений и навыков детей.

5. уровень интеллектуального развития учащихся класса.

6. степень осознания учащимися класса необходимости интеллектуально-творческого развития.

Эта деятельность будет успешной при реализации принципов личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. В своей работе классного руководителя я уделяю особое внимание развитию интеллектуальных способностей учащихся. Системообразующая деятельность в классном коллективе – интеллектуально-познавательная (посредством вовлечения их в работу интеллектуального клуба «Вундер»). Интеллектуально-познавательная деятельность имеет следующие формы:

• познавательные классные часы                                                    

• интеллектуальные игры

• экскурсии

• участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НОУ и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в учебно - воспитательном процессе.

Целью данной статьи является обобщение собственного опыта  применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.Задачи:1.Определение содержания проективной методики как ...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса

Цель:-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы..-представить лучший опыт учителей школы по использованию...

Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»...

"Внеклассная деятельность в учебно-воспитательном процессе ДШИ"

В докладе внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся, которая  объединяет все виды деятель...

Доклад "Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе"

Выступление на педагогическом совете по теме «Проектная деятельность в работе классного руководителя»...