Обобщающий урок по теме "Семя" 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Урок направлен на формирование логического мышления, применение знаний в новой ситуации. Позволяет закрепить и углубить знания по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по теме «Семя»

Цель:  Обобщить и закрепить знания учащихся по теме: Строение семени однодольных и двудольных растений, веществах входящих в состав семян, значении семян.

Оборудование: Таблица, коллекции семян.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! В течение нескольких уроков мы изучали тему «Жизнь растений». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли вам в дальнейшем  пригодиться полученные знания?

А сегодня мы закрепим знания, полученные на предыдущих уроках. И так, готовы?

- Назовите основные органы цветкового растения.

- Как вы считаете, почему сначала мы изучили строение семя, а потом познакомились с строением корня и побега?

- Из чего развивается семя?

- Где расположены семязачатки?

- нарисуйте на доске схему строения семян однодольных и двудольных растений. (два ученика у доски, остальные следят за правильностью составляемых схем)

2                                                           Доли                         1

З

А

Р

О

Д

Ы

ш

Кожура                                                                                    Околоплодник2 семядоли                                                                          Семенная кожура

Почечка                                                                       1 семядоля

Стебелёк                                                                   Почечка                                                                    

   Корешок                                                                Корешок

                                                                                 Стебелёк

БЖУ,  М/С, вода        эндосперм

У меня в руке маленькое зёрнышко пшеницы.

В этом крошечном зерне,

Как в чудесной почке,

До весенних первых дней

Спрятались листочки.

- О каких листочках идёт речь? И что ещё можно наблюдать в строении семени пшеницы? (работа с таблицей «Строение семени пшеницы»)

- Чтобы выяснит, хорошо ли вы знаете строение семян,  я предлагаю написать диктант с элементами открытого текста. По таблице я показываю основные части семени и читаю предложение, а вы дописываете его.

- Семя развивается из…(семязачатка)

- плод развивается из …(разросшейся стенки завязи)

- рубчик это…(след от семяножки)

- семявход это…(крохотное отверстие в семенной кожуре)

Начертите таблицу и заполните графу «Значение»

Строение

Значение

Сменная кожура

Защищает от механических повреждений и высыхания

Семяножка

Соединяет семя со стенкой плода

Почечка

Из неё развивается надземный стебелёк с листьями

Стебелёк

При росте выносит на поверхность почвы семядоли и почечку

Корешок

Из него вырастает главный корень растения

Семявход

Через него внутрь семени проникает вода

семядоли

Содержат запас питательных веществ

Диктант окончен.  Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работу друг друга, поставьте оценки. (ответы даются для сравнения). Тетради отложили в сторону.

А сейчас два ученика выполнят лабораторные задания. Им необходимо:

а) доказать, что в состав семян входят неорганические вещества;

б) доказать, что в состав семян входят органические вещества, ответить на вопрос: что такое клейковина?

А мы продолжаем работать.

- на какие классы и на каком основании можно разделить цветковые растения?

А теперь давайте поиграем. Играем по рядам. По очереди, начиная с сидящих за первой партой, называете, не повторяясь, какие либо растения , относящиеся к классу двудольных. Проигрывает ряд, который не смог продолжить игру.

Следующая игра будет такой: вы по очереди встаёте, уходите в дальний конец класса, а потом начинаете двигаться к доске. На каждый шаг вы должны называть  растение, относящееся к классу однодольных.

Прошу нарисовать на доске схему «Условия прорастания семян».

             С               З + ЗПВ

                                                   Н2О       t    В          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Давайте проверим исследовательскую работу лаборантов.

Послушайте отрывок из «Баллады о золотом зерне» Александра Плотникова и объясните, за счёт чего начинается рост зародыша и превращение его в проросток.

И было золотое зёрнышко…

Оно в непаханой земле,

Как будто маленькое солнышко,

Дремало до поры во мгле.

Прошла зима пора капризная,

И в степи хлынуло тепло,

Зерно лучом зелёным брызнуло

И в рост пошло,

И в рост пошло.

- откуда идёт поступление питательных веществ в клетки зародыша?

 Слушайте следующее четверостишие, определите, какие условия необходимы для прорастания семян. О каком условии не упоминается в стихотворении?

Чем является солнце для семян?

О чём мечтают зёрна

Пшеничные в земле?

О дождиках проворных,

О солнце и тепле?

(обсуждение условий, необходимых для прорастания семян)

Прошу двух учеников поработать с карточками.

Карточка 1

Пароход был разломан… Нос отделился от кормы, и обе части покачивались на якорях. Трюмы были нагружены горохом.  «Ты гляди, какую силу в себе имеет – океанские пароходы рвёт  пополам» Почему горох разорвал пароход?

Карточка 2

Ребята высеяли семена огурцов в теплице. Создали все условия, необходимые для прорастания. Но огурцы не проросли. В чём причина?

А теперь проверим на доске схему «Условия прорастания семян»

- проверка ответов на вопросы карточки 1. (набухшие семена увеличиваются в размере)

- проверяем ответ на вопрос карточки 2.(зародыш погиб, семена невсхожие)

Слушая  отрывок, из стихотворения Некрасова, определите, о каких агроприёмах по уходу за растениями идёт речь?

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

- зачем рыхлят почву, прежде чем сеять семена?

А теперь давайте поговорим о правилах хранения семян.

Сейчас я приглашаю вас на пресс – конференцию.

Вы сможете уточнить свои знания у специалиста – агронома. Задайте ему свои вопросы (вызываю одного из учеников, который отвечает на вопросы)

Примерные вопросы:

  1. Для чего перед посевом определяют всхожесть семян?
  2. В сухую погоду после посева поле прикатывают. Для чего это делаю?
  3. Почему чрезмерно глубокая заделанные  семена дают плохие всходы или совсем не всходят?
  4. Семена бывают всхожие и невсхожие. Чем это объяснить?
  5. От чего зависит время посева семян?
  6. Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в нашей местности?
  7. От чего зависит глубина заделки семян?
  8. В какую почву следует высевать семена глубже – песчаную или глинистую?

Спасибо специалисту. А теперь добро пожаловать в мир народной мудрости. Я познакомлю вас с поговорками, а вы научно их обосновать.

- Землю согрело, не опоздай с посевом.

Кто рано сеет, семян не теряет.

- До поры до времени не сеют семени.

- Днём раньше посеешь – неделей раньше пожнёшь.

- Лучше голодай, а добрым семенем засевай.

- От худого семени не жди доброго племени.

А сейчас подводим итог урока, выставляем оценки. Спасибо всем за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....