Обобщающий урок по теме "Семя" 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Урок направлен на формирование логического мышления, применение знаний в новой ситуации. Позволяет закрепить и углубить знания по теме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок по теме «Семя»
Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме: Строение семени однодольных и двудольных растений, веществах входящих в состав семян, значении семян.
Оборудование: Таблица, коллекции семян.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! В течение нескольких уроков мы изучали тему «Жизнь растений». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли вам в дальнейшем пригодиться полученные знания?
А сегодня мы закрепим знания, полученные на предыдущих уроках. И так, готовы?
- Назовите основные органы цветкового растения.
- Как вы считаете, почему сначала мы изучили строение семя, а потом познакомились с строением корня и побега?
- Из чего развивается семя?
- Где расположены семязачатки?
- нарисуйте на доске схему строения семян однодольных и двудольных растений. (два ученика у доски, остальные следят за правильностью составляемых схем)
2 Доли 1
З
А
Р
О
Д
Ы
ш
Кожура Околоплодник2 семядоли Семенная кожура
Почечка 1 семядоля
Стебелёк Почечка
Корешок Корешок
Стебелёк
БЖУ, М/С, вода эндосперм
У меня в руке маленькое зёрнышко пшеницы.
В этом крошечном зерне,
Как в чудесной почке,
До весенних первых дней
Спрятались листочки.
- О каких листочках идёт речь? И что ещё можно наблюдать в строении семени пшеницы? (работа с таблицей «Строение семени пшеницы»)
- Чтобы выяснит, хорошо ли вы знаете строение семян, я предлагаю написать диктант с элементами открытого текста. По таблице я показываю основные части семени и читаю предложение, а вы дописываете его.
- Семя развивается из…(семязачатка)
- плод развивается из …(разросшейся стенки завязи)
- рубчик это…(след от семяножки)
- семявход это…(крохотное отверстие в семенной кожуре)
Начертите таблицу и заполните графу «Значение»
Строение | Значение |
Сменная кожура | Защищает от механических повреждений и высыхания |
Семяножка | Соединяет семя со стенкой плода |
Почечка | Из неё развивается надземный стебелёк с листьями |
Стебелёк | При росте выносит на поверхность почвы семядоли и почечку |
Корешок | Из него вырастает главный корень растения |
Семявход | Через него внутрь семени проникает вода |
семядоли | Содержат запас питательных веществ |
Диктант окончен. Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работу друг друга, поставьте оценки. (ответы даются для сравнения). Тетради отложили в сторону.
А сейчас два ученика выполнят лабораторные задания. Им необходимо:
а) доказать, что в состав семян входят неорганические вещества;
б) доказать, что в состав семян входят органические вещества, ответить на вопрос: что такое клейковина?
А мы продолжаем работать.
- на какие классы и на каком основании можно разделить цветковые растения?
А теперь давайте поиграем. Играем по рядам. По очереди, начиная с сидящих за первой партой, называете, не повторяясь, какие либо растения , относящиеся к классу двудольных. Проигрывает ряд, который не смог продолжить игру.
Следующая игра будет такой: вы по очереди встаёте, уходите в дальний конец класса, а потом начинаете двигаться к доске. На каждый шаг вы должны называть растение, относящееся к классу однодольных.
Прошу нарисовать на доске схему «Условия прорастания семян».
С З + ЗПВ
Н2О t В
Давайте проверим исследовательскую работу лаборантов.
Послушайте отрывок из «Баллады о золотом зерне» Александра Плотникова и объясните, за счёт чего начинается рост зародыша и превращение его в проросток.
И было золотое зёрнышко…
Оно в непаханой земле,
Как будто маленькое солнышко,
Дремало до поры во мгле.
Прошла зима пора капризная,
И в степи хлынуло тепло,
Зерно лучом зелёным брызнуло
И в рост пошло,
И в рост пошло.
- откуда идёт поступление питательных веществ в клетки зародыша?
Слушайте следующее четверостишие, определите, какие условия необходимы для прорастания семян. О каком условии не упоминается в стихотворении?
Чем является солнце для семян?
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных,
О солнце и тепле?
(обсуждение условий, необходимых для прорастания семян)
Прошу двух учеников поработать с карточками.
Карточка 1
Пароход был разломан… Нос отделился от кормы, и обе части покачивались на якорях. Трюмы были нагружены горохом. «Ты гляди, какую силу в себе имеет – океанские пароходы рвёт пополам» Почему горох разорвал пароход?
Карточка 2
Ребята высеяли семена огурцов в теплице. Создали все условия, необходимые для прорастания. Но огурцы не проросли. В чём причина?
А теперь проверим на доске схему «Условия прорастания семян»
- проверка ответов на вопросы карточки 1. (набухшие семена увеличиваются в размере)
- проверяем ответ на вопрос карточки 2.(зародыш погиб, семена невсхожие)
Слушая отрывок, из стихотворения Некрасова, определите, о каких агроприёмах по уходу за растениями идёт речь?
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
- зачем рыхлят почву, прежде чем сеять семена?
А теперь давайте поговорим о правилах хранения семян.
Сейчас я приглашаю вас на пресс – конференцию.
Вы сможете уточнить свои знания у специалиста – агронома. Задайте ему свои вопросы (вызываю одного из учеников, который отвечает на вопросы)
Примерные вопросы:
- Для чего перед посевом определяют всхожесть семян?
- В сухую погоду после посева поле прикатывают. Для чего это делаю?
- Почему чрезмерно глубокая заделанные семена дают плохие всходы или совсем не всходят?
- Семена бывают всхожие и невсхожие. Чем это объяснить?
- От чего зависит время посева семян?
- Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в нашей местности?
- От чего зависит глубина заделки семян?
- В какую почву следует высевать семена глубже – песчаную или глинистую?
Спасибо специалисту. А теперь добро пожаловать в мир народной мудрости. Я познакомлю вас с поговорками, а вы научно их обосновать.
- Землю согрело, не опоздай с посевом.
Кто рано сеет, семян не теряет.
- До поры до времени не сеют семени.
- Днём раньше посеешь – неделей раньше пожнёшь.
- Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
- От худого семени не жди доброго племени.
А сейчас подводим итог урока, выставляем оценки. Спасибо всем за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"
Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе
На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)
Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс
Цель: повторить и обобщить знания по теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить полученные знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....