урок биологии в 9 классе "Бесполое размножение"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

 

данный урок позволит углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе·        Научить определять формы размножения организмов и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.   Формировать умение систематизировать информацию, взятую из различных источников; обсуждать проблему, строить схему.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bespoloe_razmnozhenie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

(Тип урока - урок усвоения нового материала.

Вид урока – урок самостоятельных работ репродуктивного типа)

БЕСПОЛОЕ   РАЗМНОЖЕНИЕ

ЦЕЛЬ:  Углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.

Задачи:

  1. Научить определять формы размножения организмов и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.
  2. Формировать умение систематизировать информацию, взятую из различных источников; обсуждать проблему, строить схему.
  3. Воспитывать добросовестное отношение к труду; положительное отношение к получению знаний.

Оборудование:

- таблицы из разных курсов, иллюстрирующих  разные формы  размножения;

- тексты из дополнительной литературы;

- карточки с заданиями  для  актуализации знаний.

- экспресс – тест

Методы:

- эвристический метод

- исследовательский метод


Этапы урока.

Задачи урока.

Деятельность учителя.

Деятельность  учащегося.

  1. Организационный момент

Цель – подготовка к уроку

На доске запись:

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.

Цель – подготовка к уроку

  1. Готовятся к уроку.
  2. Читают запись на доске.
  1. Актуализация знаний.

Цель – актуализирует знания учащихся о размножении

  1. Раздает на каждый стол карточки с заданиями (Приложение 1)
  2. Вопрос: Какую тему сегодня будем изучать  на уроке? (Записывает на доске тему урока)  Что вы знаете о размножении?  (ответы заносят в первую графу таблицы)
  3. Вопрос: Какие задачи мы сегодня должны решить на уроке?  (ответы заносят во вторую графу)

Цель – работают с карточками;  формулируют тему, задачи урока; заполняют таблицу

  1. Работают с карточками, формулируют ответы (приложение 1)
  2. Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь.

  1. Чертят в тетради таблицу

знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Формирование новых понятий способов действий.

Цель - развить умение частично-поисковой познавательной деятельности, умение выделять главное, развивать монологическую речь

  1. Комментарий учителя – В природе существуют разные варианты этих двух  основных форм размножения. Рассмотрим формы бесполого размножения.
  2. Организует работу в группах по 5 человек.

  1. Помогает и консультирует  учащихся.

  1. Заслушивает ответы учащихся (выборочно от каждой группы)

Цель – работать с дополнительной литературой, выделять главное, составлять схемы, развивать монологическую речь.

1.Учащиеся формируют группы, каждая группа получает текст № 1-5 и задание (приложение 2).

2. Индивидуально работают с заданиями, делают записи в тетради, заполняют схему.

3.Отчитываются о проделанной работе.

  1. Формирование умений и навыков (отработка умений и навыков)

Цель – научить делать выводы, делать анализ своей деятельности, проводить самооценку.

  1. Комментарий учителя – У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого), что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в различных условиях среды.  КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

ДАЕТ ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – ОТВЕТ МЫ НАЙДЕМ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ.

  1. Анализ работы на уроке:

- Что узнали нового?

- В чем были трудности? Как с ними справились?

- Что необходимо изменить  или отметить (с лучшей стороны) в работе группы…..

  1. Экспресс – тест «Вопрос – ответ» (приложение 3)

Цель – делать выводы, анализировать свою деятельность, проводить самооценку

  1. Формулируют ответы, заполняют  третью графу таблицы.

  1. Работают с тестом. Осуществляют самоконтроль по шкале оценки:

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

«2» - 4 и более

  1. Домашнее задание

Цель – работать с учебником, дополнительной литературой.

Параграф 3.1, термины, записи в тетрадях.

Для интересующихся биологией  - ответить на вопрос – Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?

По желанию – составить компьютерную презентацию

Цель – работать с текстом учебника, дополнительной литературой; закрепить умение составлять презентации.

Записывают домашнее задание.


Приложение 1

Задание 1.

Используя знания, полученные в курсах  ботаники, зоологии и анатомии, физиологии человека, продолжите рассказ, ответив на все вспомогательные вопросы.

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась.  Смертность одних особей компенсируется рождением других»

  1. Что такое размножение? Какое значение имеет размножение?
  2. Что лежит в основе размножения  живых организмов?
  3. Какие основные типы размножения свойственны всем живым организмам, обитающим  на Земле? В чем принципиальное отличие этих двух типов?

Предполагаемые ответы:

  1. Размножение – это одно из важных свойств живой природы, воспроизведение себе подобных Существование каждой отдельно взятой особи огромно во времени. Поэтому поддержание жизни на протяжении сотен, тысяч, миллионов лет может быть связано только с самовоспроизведением. Каждая особь со временем перестает существовать, но жизнь вида, как правило, не прекращается.
  2. В основе размножения лежит способность клеток к делению.
  3. Известны две основные формы размножения: половое и бесполое. Половым размножением называется смена поколений и развитие организмов на основе слияния специализированных (половых) клеток и образования зиготы. При бесполом размножении новая особь появляется из неспециализированных клнток тела – соматических, бесполовых.

Приложение 2

Задания для работы в группах.

  1. Используя тексты № 1-5, подготовьте сообщения о формах бесполого размножения.
  2. Обменяйтесь информацией между членами своей группы.
  3. Постройте схему «Формы размножения  живых организмов в природе».
  4. Дайте характеристику бесполого способа размножения.
  5. Дайте ответ на вопрос: В чем недостаток и преимущества бесполого способа размножения?

ТЕКСТ № 1.

БИНАРНОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ.

   Деление – наиболее простая форма бесполого размножения, широко распространенного у бактерий и простейших организмов. У этих   организмов бесполое размножение заключается  в делении их тела путем митоза. Часто материнская особь делится на две дочерние особи  равной величины. Органоиды примерно равномерно распределяются между  дочерними особями, а недостающие  образуются у дочерних особей заново.

   Такое деление характерно для  таких простейших организмов, как амеба, эвглена, некоторые инфузории, хламидомонада.  

  1. Интересно происходит  деление у бактерий. Кольцевая молекула ДНК закрепляется на клеточной мембране  и удваивается. В клетке начинает образовываться  поперечная перегородка со стороны прикрепления молекул ДНК. Затем поперечная перегородка раздваивается , перемещая закрепленные ДНК  в разные части клетки. Рибосомы равномерно распределяются между двумя дочерними клетками, образуется перетяжка, которая разделяет клетку на две дочерние.

   При подходящих условиях  такое размножение приводит к быстрому росту их популяции.

Множественное деление (шизогония) – при котором вслед за рядом повторных делений клеточного ядра  происходит деление самой клетки на множество дочерних  одноядерных клеток, наблюдается  у споровиков – группы простейших, к котрой относится, в частности, возбудитель малярии – Плазмодий малярийный. Переносчиком малярийного плазмодия является комар. При укусе комара плазмодии попадают в кровь человека и затем в эритроциты. Внутри эритроцита плазмодии разрастаются, его ядро несколько раз делится митозом, вокруг каждого дочернего ядра обособляется участок цитоплазмы и в результате одновременно  образуется  12 – 24 клеток. Эритроциты разрушаются, а освободившиеся клетки выходят в плазму крови, проникают в новые эритроциты, и весь процесс повторяется заново. Такая высокая плодовитость компенсирует большие потери из-за трудностей успешной передачи паразита от одного хозяина другому, а именно от человека – организму – переносчику, то есть малярийному комару, и в обратном направлении.

ТЕКСТ № 2

СПОРООБРАЗОВАНИЕ

Спора – это одноклеточная гаплоидная репродуктивная единица обычно микроскопических размеров, состоящая из небольшого количества цитоплазмы и ядра. Поры могут быть различными по своему типу и функциям и часто образуются в специальных структурах – спорангиях. Нередко споры образуются в больших количествах и имеют ничтожный вес, что облегчает  их распространение ветром, а также животными. Вследствие малых размеров спора обычно содержит лишь минимальные запасы питательных веществ; из-за того что многие споры не попадают в подходящее место для прорастания, потери спор очень велики. Главное достоинство таких спор – возможность быстрого размножения и расселения видов, особенно грибов.

Спорообразование широко распространено у споровых растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники) и грибов. Споры же бактерий служат, строго говоря, не для размножения, а для того чтобы выжить при неблагоприятных условиях, поскольку каждая бактерия образует только одну спору. Бактериальные споры относятся к числу наиболее устойчивых: так, например, они нередко выдерживают обработку сильными дезинфицирующими веществами и кипячением в воде.

ТЕКСТ № 3

РАЗМНОЖЕНИЕ ФРАГМЕНТАМИ (ФРАГМЕНТАЦИЯ)

Фрагментация – разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых растет и образует новую особь. Фрагментация происходит, например, у клетчатых водорослей, таких как спирогира. Нить спирогиры может разорваться.

Фрагментация наблюдается также у некоторых низших беспозвоночных животных, которые  в отличие от более высокоорганизованных форм сохраняют значительную способность к регенерации из относительно слабо специализированных клеток. Например, тело немертин (группа примитивных червей, главным образом морских) особенно легко разрывается на много частей, каждая из которых может дать в результате регенерации новую особь.

  1. При неблагоприятных условиях плоский червь планария также распадается на отдельные части, каждая из которых при наступлении благоприятных  условия может дать новый организм.

В этом случае регенерация – процесс нормальный и регулируемый; однако у некоторых животных (например, морских звезд) восстановление из отдельных частей происходит только после случайной фрагментации.

  1. Морская звезда способна к регенерации из любого фрагмента, который содержит щупальце и кусочек тела. Ловцы устриц с неприязнью относятся к морским звездам за то, что они истребляют устриц. Поэтому издавна попавшихся в сеть морских звезд рыбаки разрушали на куски и выбрасывали за борт. Узнав, что приводит только к увеличению численности морских звезд, рыбаки стали бросать их в кипяток.

ТЕКСТ № 4

ПОЧКОВАНИЕ

   Почкование – одна из форм бесполого размножения, при котрой новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм, совершенно идентичный родительскому. Почкование встречается в разных группах организмов, особенно у кишечнополостных, например, у гидры, и у одноклеточных грибов, таких как дрожжи. В последнем случае почкование отличается от деления (которое тоже наблюдается у дрожжей) тем, что две образующиеся части имеют разные размеры.

    При  почковании дрожжей на клетке образуется утолщение, постепенно превращающееся в полноценную дочернюю клетку дрожжей.

  На теле гидры несколько клеток тела начинают делиться, постепенно на материнской особи вырастает маленькая гидра, у которой образуются рот со щупальцами и кишечная полость, связанная с кишечной полостью матери. Если материнская особь поймает добычу, то часть питательных веществ попадает и в маленькую гидру, и, наоборот, дочерняя особь, охотясь, также «делится»  пищей  с материнской особью. Вскоре маленькая гидра отделяется от материнского организма и обычно располагается рядом с ней. Теперь «мать» и «дочь» будут конкурировать за пищу. Вот почему гидры размножаются  почкованием только тогда, когда условия существования хорошие и пищи достаточно.

  1. Необычная форма почкования описана у растения бриофиллиум, выращиваемого в качестве комнатного декоративного растения. Листья этого растения имеют зазубренные края, в основании которых развиваются миниатюрные растеньица, снабженные маленькими корешками. Эти почки в конце концов отпадают и начинают существовать как отдельные растения.

ТЕКСТ № 5

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

   Вегетативное размножение – одна из форм бесполого размножения, при которой от растения отделяется относительно большая , обычно специализированная (дифференцированная) часть (орган, часть органа) и развивается в самостоятельное растение. По существу вегетативное размножение сходно с почкованием. Нередко растения образуют структуры, специально предназначенные для этой цели: луковицы, клубнелуковицы, корневища, клубни.  А также распространено размножение корнями (корневыми отпрысками), листовыми и побеговыми черенками (листьями и частями побегов), надземными столонами (усами), отводками.

   Способы вегетативного размножения и примеры растений, размножающихся тем или иным способом представлены в таблице.

Способы вегетативного размножения растений в природе

Способ вегетативного размножения

Примеры растений

  1. Видоизмененными подземными побегами:

А) корневищами

Пырей ползучий, мята

Б) луковицами

Лук, тюльпан

В) клубнелуковицами

Гладиолус

Г) клубнями:

- стеблевыми (побеговыми)

- корневыми

Картофель, топинамбур

Георгин

  1. Видоизмененными надземными побегами – усами.

Земляника

  1. Черенками:

А) стеблевыми

Тополь, ива

Б)корневыми

Одуванчик

В) листовыми

Бегонии, сердечник луговой

  1. Отводками

Смородина

  1. Корневыми отпрысками

Малина, терн

При вегетативном размножении растение сохраняет определенную комбинацию генов, что делает его хорошо приспособленным к окружающим условиям и дает возможность заселять обширные пространства Земли.

Приложение 3

Экспресс – тест «ВОПРОС – ОТВЕТ»

  1. Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников? (спорообразование)
  2. Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей? (почкование)
  3. Какая форма бесполого размножения характерна для планарии, некоторых кольчатых червей? (фрагментация)
  4. Верно ли суждение: Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов? (нет)
  5. Верно ли   суждение: Бесполое размножение амебы происходит путем шизогонии? (нет)
  6. Верно ли суждение: При бесполом размножении все дочерние особи  являются точной копией материнской? (да)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Урок биологии 6 класс "Размножение папоротников"

Урок - практическая работа с использованием дидактического материала и микроскопов....

урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин

                          Тема: Размножение, его виды. Бесполое раз...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

Презентация к уроку биология 7 класс "Размножение земноводных".

Разработка представляет собой презентацию по теме "Размножение земноводных". Данную презентацию можно использовать как с целью изучения нового материала, так и для обобщения и закрепления знаний...

Открытый урок биологии по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Аспектный анализ урока биологии в 10 классе по теме:«Индивидуальное развитие организмов».Цель анализа: выявление содержания конспекта урока требованиям ФГОСПланируемые образовательны...