урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

 

                          Тема: Размножение, его виды. Бесполое размножение.

 

             Цель: Создать условия для осознания и осмысления  блока новой учебной информации, применение их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

          -способствовать осознанию существенных признаков понятий « бесполое размножение»,«половое размножение»,«вегетативное размножение» создать условия для развития навыков  сравнения полового размножения и бесполого; выявлять особенности вегетативного размножения; создать условия для формирование опыта переноса полученных знаний в новую ситуацию.

        - развития навыков познавательной и  практической деятельности; анализируя результаты опытов делать выводы; способствовать обучению школьни­ков умению отвечать на вопросы учи­теля по содержанию текста учебной статьи; анализировать рисунки ,таблицы и переносить информацию в  текст;  анализировать в процессе групповой работы результаты опережающего домашнего задания с целью, выявить способы вегетативного размножения комнатных растений..

        -формирования навыков коммуникативного общения, работать с различными источниками информации;  обоснования целостности живых организмов; воспитывать трудовые навыки вегетативного размножения растений; значимость процесса размножения для всех живых организмов.

   

ЗУН:        - Понятия «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение»,» вегетативное размножение», «спора», «клон»;признаки отличия полового и бесполого размножения; способы бесполого размножения; способы вегетативного размножения;

                     -   уметь размножать вегетативным способом  растения; объяснять признаки отличия полового размножения  и  бесполого; уметь работать с разными источниками информации, отбирать главное; текстовую информацию переводить в схему и таблицу по образцу.

   Тип урока: комбинированный.

   Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, практический .

   Приемы: проблемная ситуация, сознательно- целенаправленная деятельность.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная , групповая, коллективная.

   Оборудование: ТСО, таблицы «Вегетативное размножение», карточки –тесты, схема, таблица, посадочный материал. ТСО-компьютерная поддержка

    Структура урока:

1.Орг. момент.

2.Проверка Д/З.

3.Актуализация знаний.

4.Целеполагания. Мотивация.

4.Изучение н/м.

      А. Размножение, его типы.

      Б.Особенности бесполого размножения и разнообразие его форм у растений и животных.

      В.Особенности вегетативного размножения у цветковых растений,          разнообразие способов.

5.. Закрепление.

6.Итоги урока. Д /З .

7. Рефлексия.

                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока21.48 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тема: Размножение, его виды. Бесполое размножение.

             Цель: Создать условия для осознания и осмысления  блока новой учебной информации, применение их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

          -способствовать осознанию существенных признаков понятий « бесполое размножение»,«половое размножение»,«вегетативное размножение» создать условия для развития навыков  сравнения полового размножения и бесполого; выявлять особенности вегетативного размножения; создать условия для формирование опыта переноса полученных знаний в новую ситуацию.

        - развития навыков познавательной и  практической деятельности; анализируя результаты опытов делать выводы; способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию текста учебной статьи; анализировать рисунки ,таблицы и переносить информацию в  текст;  анализировать в процессе групповой работы результаты опережающего домашнего задания с целью, выявить способы вегетативного размножения комнатных растений..

        -формирования навыков коммуникативного общения, работать с различными источниками информации;  обоснования целостности живых организмов; воспитывать трудовые навыки вегетативного размножения растений; значимость процесса размножения для всех живых организмов.

   

ЗУН:        - Понятия «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение»,» вегетативное размножение», «спора», «клон»;признаки отличия полового и бесполого размножения; способы бесполого размножения; способы вегетативного размножения;

                     -   уметь размножать вегетативным способом  растения; объяснять признаки отличия полового размножения  и  бесполого; уметь работать с разными источниками информации, отбирать главное; текстовую информацию переводить в схему и таблицу по образцу.

   Тип урока: комбинированный.

   Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, практический .

   Приемы: проблемная ситуация, сознательно- целенаправленная деятельность.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная , групповая, коллективная.

   Оборудование: ТСО, таблицы «Вегетативное размножение», карточки –тесты, схема, таблица, посадочный материал. ТСО-компьютерная поддержка

    Структура урока:

1.Орг. момент.

2.Проверка Д/З.

3.Актуализация знаний.

4.Целеполагания. Мотивация.

4.Изучение н/м.

      А. Размножение, его типы.

      Б.Особенности бесполого размножения и разнообразие его форм у растений и животных.

      В.Особенности вегетативного размножения у цветковых растений,          разнообразие способов.

5.. Закрепление.

6.Итоги урока. Д /З .

7. Рефлексия.

                                                           

                                                Ход урока:  

               1.Организационный момент.

              2.Проверка знаний по предыдущему материалу:

 А)  Выполните тестовые задания, предложенные вам по карточкам.

 Б) Фронтальный опрос:1. Перечислите основные изученные свойства живых организмов.

2.Дайте определения понятиям: дыхание, обмен веществ, выделение, питание, раздражимость, рефлекс.

              3.Актуализация знаний.

-Посмотрите на экран. Какое свойство живых организмов изображает данная картинка (Размножение)

Правильно. Среди свойств,  присущих всем живым организмам, особое место занимает способность к размножению. Почему? (продолжение жизни из поколения в поколение)

Первоначальные сведения о размножении вы получили на уроках природоведения, и на первых наших уроках в  6 классе.

.-А кто скажет определение,  что такое размножение?(способность производить себе подобных)Какие способы размножения характерны для живых организмов?

                4.Целеполагание и мотивация.

-Вот сегодня на уроке мы и ответим на эти вопросы.

Тема урока (в тетрадь)--------------------------------------------------------

На уроке  нам предстоит не просто рассмотреть процесс размножения, но и его типы и их особенности;  мы изучим способы бесполого размножения; вы получите знания для практических умений- размножения растений; познакомитесь с новыми биологическими понятиями.

А для этого на уроке вам предстоит сравнивать, анализировать, делать выводы, работать самостоятельно и даже уже делиться опытом. 

                                    5.Изучение нового материала.

!!! а) В природе существует  большое многообразие способов размножения,( СЛАЙД) которые можно свести к двум типам: бесполому и половому.

     Размножение


     Бесполое

      (признаки)

                                           

       Половое

        (признаки)

-Сегодня мы рассмотрим только бесполый тип размножения.

- Какие же отличительные особенности этого размножения ? Чтобы ответить на этот вопрос , я предлагаю выполнить задание

№1(зачертите таблицу в тетрадь, в первую графу запишите номера признаков. А во 2 где описание вместо вопросов по учебнику найдите ответы и впишите их.) с. учебника  

1.Количество особей-(1 родительский организм)

2.Количество потомков-(2 и более)

3.Наследуемые признаки - (идентичные друг другу и родителю)

4.Наличие половых клеток - (отсутствует)

5. Процесс слияния  гамет - (отсутствует)

-Давайте проверим. Как вы справились с работой.

Рассказ учителя:

Б) Бесполое размножение характерно для многих организмов, и возникло оно в ходе эволюции очень рано. Бесполое размножение встречается у микроорганизмов, грибов, растений, и  у некоторых беспозвоночных животных. Рассмотрим формы бесполого размножения у живых организмов:

-Для этого выполним следующее задание№2 в тетради дополним схему характеристику, предложенную на доске , при просмотре видеокадров.

                     Способы бесполого размножения

           Деление

Почкование

Спорообразование

         

Вегетативное

                               

                                                                                   Деление на

 2 части              На материнском                СПОРА!                               Часть тела

 Работа по биологическому словарю.(дети зачитывают определение с пояснением учителя)

В) Вегетативное размножение-(лат. Вегетативус-растительный)-развитие новой особи или частиц материнской.(обратите внимание на правописание биологического термина)

-отличается  от ранее рассмотренных способов тем, что организм развивается из многоклеточного образования, а не из 1 клетки.

-Потомство полученное от особи вегетативным путем, называют клоном.

-Для вегетативного размножения характерны разные способы:

Задание №3-Прошу вас посмотрите на экран. По ходу просмотра отметьте в тетради разные способы вегетативного размножения  с примерами растений.

                                       «Вегетативное размножение растений»

Способы вегетативного размножения

               Примеры растений

1.Корневища

Ирис,ландыш,мята

2.Клубнелуковицы Луковицы

Гладиолусы Лук, тюльпан,нарцисс

3 Стеблевые черенки

Традисканция, смородина

4.Корневыми черенками                                       Одуванчик.

5.Стеблевые клубни                                               Картофель

6.Корневой клубень                                               Георгины

7.Листовые черенки                                              Сенполия, сансевиерия

8.Отводки                                                               Крыжовник

-Ребята скажите, какое значение вегетативного размножения (это быстрый способ и доступный человеку).

Проверка опережающего домашнего задания

-И с нами могут поделиться опытом по вегетативному размножению растений  ваши ребята, которые дома осваивали этот процесс.

1.Размножение-усами-хлорофитум.

2.Стеблевыми черенками - традесканцию.

3.Листовыми черенками - фиалку.

4.Клубнелуковицей - гладиолус.

-А я посеяла семена бархатцев в почву. Скажите, каким способом я размножила растение?

Будет этот способ вегетативным? А бесполым типом? (нет) Это половой тип размножения. Но о нем мы будем говорить на следующем уроке.

(

6.Закрепление

                     1.Перенос знаний в новую ситуацию

             А я вам предлагаю сейчас групповое задание, создайте группы .Перед вами  растения. Обсудив способ размножения этих растений, предложите его всем нам.

             Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатного растения традесканции:

                       2.Фронтальное закрепление материала по вопросам:

                   Выберите верные суждения:

1).Размножение - характерное свойство всех живых организмов.

2.) Цветок - вегетативный орган.

3)Почкование-способ бесполого размножения.

4)Спорами размножаются только грибы и мхи.

5)Вегетативное размножение-это размножение растений частями или вегетативными органами.

                       7. Домашнее задание.

Заложить опыт по семенному размножению ; по учебнику теорию.

                       8. Рефлексия.

-Закончите предложения:  Я на уроке узнал…

                                                 Я на уроке научился…

                                                 Свою работу на уроке оцениваю на…….

-  Как считаете тема нашего  урока пригодиться вам в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 9 классе "Бесполое размножение"

данный урок позволит углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе·        Научить определ...

Тема урока: Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Учебный предмет: биология, 6 класс.  Уровень образования школьников:  базовый. Место урока в системе занятий: урок находится в разделе 2. «Жизнедеятельность организмов», в теме 2.8. «Размн...

Конспект урока биологии 7 класса "Тип Губки", УМК Н.И.Сонина

Данный материал содержит развернутое планирование урока, приложения в нему и презентацию....

Конспект урока биологии 7 класса "Тип Кишечнополостные", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении учебных занятия по биологии и проведении внеклассных мероприятий, в рамках недели биологии...

Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.Задачи урока:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школ...

технологическая карта урока биологии в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Тема урока "Наследственность и изменчивость"

Технологическая карта урока биологии в 9 классе " соответствует программе Сонина Н.И.. Урок обобщения по теме "Наследственность и изменчивость"...

урок биологии (ФГОС) 5 класс "Водоросли" Учебник Н. И. Сонина «Биология».

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классепо формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...