Урок биологии 6 класс "Размножение папоротников"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Лаврова Вера Ивановна

Урок - практическая работа с использованием дидактического материала и микроскопов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lavrova_v._i._razmnozhenie_paporotnikov._urok_6_kl.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

     В 2013 году я проводила открытый урок по биологии в своей Перемской школе. К нам в гости приехали дети из Никулинской школы, расположенной от нас в 15 км. Как и у нас,  их школа сейчас является малокомплектной и малоэффективной, но по сравнению с ними материальное оснащение нашей школы гораздо выше. Вот и решили администрации нашей и их школы провести для детей  необычные уроки,  с применением по возможности имеющегося дидактического материала, микроскопов и др.  

  Тема урока: Особенности  строения и размножения папоротников.

Урок состоит из 3 частей:

 1. Теоретическая часть (рассказ учителя ) Индивидуальная работа с учебником(найти значение папоротников в природе и жизни человека . Учебник «Биология», авторы:Пономарева И.Н.  и др.,Вентана – Граф, 2008 год, параграф 40, стр. 150)

2. Практическая часть. Изучить устройство современного светового микроскопа, научится работать с микроскопом, научится определять увеличение микроскопа, рассмотреть готовый микропрепарат  соруса (заростка) папоротника. Сделать в рабочей тетради соответствующие рисунки увиденного, подписать строение соруса, определить , где созревают антеридии, а где архегонии. Выявить, при каких условиях происходит оплодотворение?

 3. Тест по пройденному материалу  выявить «Верны ли утверждения?»

  Для того, чтобы урок прошел интересно, я приготовила  следующий дидактический материал и оборудование: современные световые микроскопы, таблица : «Размножение папоротников», гербарий папоротников, встречающихся в наших лесах (дидактический материал из  школьного музея), каменный уголь и продукты его переработки, Красная книга Среднего Урала, рисунки древовидных папоротников и папоротников, используемых для комнатного озеленения.

Цель урока:

1.Изучить особенности строения папоротника.

2. Изучить  размножение папоротников.

3. Значение папоротников в природе и жизни человека.

4. Охрана папоротников.

5. Научится работать с микроскопом, уметь зарисовывать увиденное, определять увиденное и подписывать,  вести аккуратно  записи и рисунки.  Внимательно слушать учителя и выполнять его требования.

Часть 1 Теоретическая, (рассказ учителя).

Многие из вас,  наверное,  были в лесу и видели красивые перистые листья  папоротника.Но никто и никогда не видел его цветков. Только старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считали, что он наделен волшебной силой  - помогает найти клады, которые скрыты в земле. Но давно уже известно, что у папоротников цветов нет.  Молодые листья свернуты в улитку и растут исключительно верхушкой.В большинстве своем  все папоротники  - это травянистые растения. Произрастают они в сырых тенистых местах.  Они жили более 350 млн. лет назад. В то время на земле господствовал теплый и влажный климат. Внешне древние  папоротники  были похожи на деревья и  достигали длины более 20 метров. В то время они формировали леса на всех континентах нашей планеты, в том числе и в Антарктиде. Но шло время, большие древовидные папоротники отмирали, падали в воду, постепенно пропитывались минеральными солями, превращались в окаменелости. Со временем из них образовались мощные слои каменного угля, который добывается в наше время. А современные виды папоротников- представители очень древних групп растений, и поэтому, их еще можно назвать живыми ископаемыми. Поэтому все они нуждаются в охране.

 У папоротников есть вегетативные органы: придаточные корни,  побег (стебель и листья). Размножаются они спорами. Поэтому их относят к высшим споровым  растениям. В отличие от моховидных, они имеют  покровные, механические и проводящие ткани. В проводящей системе относится древесина и луб. Проводящие ткани корня и побега образуют единый цилиндр – стелу. По ней происходит ток воды с минеральными солями (по древесине) и ток органических веществ (по лубу). Развитие этих тканей у растений вызвано их приспособленностью к существованию на суше.

Размножение. К размножению приступают растения, возраст которых значительно превышает 10 лет.В цикле развития папоротников чередуется половое и бесполое размножение. Во второй половине лета, на обратной стороне листа папоротников можно заметить маленькие черные точки или бугорки – это спорангии, в которых созревают споры. Они микроскопически маленькие, и их у одного растения может созревать по несколько миллионов. Созрев, они высыпаются на питательный верхний слой почвы. Споры долго сохраняют способность к прорастанию во влажной теплой среде. В благоприятных условиях из споры развивается маленькая пластинка – заросток (сорус). На нижней поверхности заростка в гаметангиях формируются мужские и женские половые клетки (гаметы). С помощью воды, росы, мужские гаметы  сперматозоиды, у которых имеются подвижные жгутики, приближаются к яйцеклеткам и происходит оплодотворение. (Слияние мужской и женской половых клеток). На заростке из оплодотворенной яйцеклетки – зиготы вырастает маленький побег с листьями, внешне совершенно непохожий на папоротник. Со временем  он развивается в довольно крупное зеленое растение. Через много лет на листьях этого растения в спорангиях образуются споры. Поэтому данную стадию жизненного цикла папоротников называют спорофитом, а стадию, где созревают половые клетки гаметы – называют гаметофитом.  По продолжительности жизни спорофит – многолетняя стадия в их развитии, а гаметофит – живет несколько дней.

Учитель дает задание: используя параграф  учебника,  найдите значение папоротников в природе и жизни человека? Работа идёт в течение3 – 4 минут, по желанию один ученик отвечает, некоторые дети дополняют.

Значение папоротников:  миллионы лет назад они образовали для нас каменный уголь, который сейчас широко применяется в различных отраслях народного хозяйства, это стратегическая оборона нашей страны.  Папоротники используются как декоративные растения в комнатах и садах. Молодые листья страусника и орляка обыкновенного употребляют в пищу. В пищу употребляют и сердцевину древовидных папоротников. Некоторые виды используются как лекарственные растения.

   Учитель.  Папоротник мужской применяют в основном как противоглистное средство. Только необходимо соблюдать осторожность, так как эти растения очень ядовиты. Для этого необходимо строго соблюдать инструкцию врача.

В настоящее время папоротниковидные насчитывают более 12 000 видов.  Большинство папоротниковидных – наземные травы, хотя некоторые представители растут в пресных водоемах, даже на скалах.  В тропиках встречаются эпифиты, лианы, древовидные. Некоторые из них выращиваются как декоративные – комнатные (нефролепис и др.) и садовые растения.

2 часть: Практическая

 Учащиеся повторяют устройство увеличительного прибора – микроскопа. По желанию выходит один ученик и рассказывает устройство микроскопа. Другой ученик выходит к доске и рассказывает,  как правильно подготовить микроскоп к работе. Рассказывает , как определяет во сколько раз увеличивает микроскоп? Учитель раздает готовые микропрепараты соруса папоротника. Дети протирают их  тряпочками, а затем укрепляют с помощью зажимов на предметные столики.  Рассматривают изображение при увеличении в 40, 120, 400 раз. Начинают зарисовывать увиденное в рабочую тетрадь, наносят необходимые подписи.

3 часть Закрепление – в виде теста. «Какие утверждения верны?»

  1. Растущие на земле папоротники – очень древние растения.(да)
  2. Папоротники – это высшие споровые нецветковые растения.(да)
  3. Заросток папоротника называется спорофитом.(нет)
  4. Взрослую стадию папоротника называют гаметофитом.(нет)
  5. Половое размножение папоротника происходит при наличии воды.(да)
  6. Спора – орган бесполого размножения растений.(да)

По результатам тестирования все ученики с работой справились.

Список используемой литературы:

  1. «Биология» В. А. Корчагина, издательство «Просвещение», 1992 год. Стр. 210-215
  2. «Биология» И. Н. Пономарева, издательство «Вентана - Граф», 2008 год. Стр. 147-151
  3. «Жизнь растений», большая энциклопедия природы, раздел травянистые растения. Издательство «Мир книги» 2002 год. Стр. 132-133


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока по теме: "Папоротники. Хвощи. плауны"

Карта может использоваться на уроке для организации самостоятельной работы учащихся....

Урок по теме «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности» (технология проблемного обучения)

Урок биологии в 7 классе по теме "Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности."...

Разработка урока: "Плауны. Хвощи. Папоротники"

Методическая разработка урока с лабораторной работой в 5 классе по линиии Пасечника В.В....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...

Конспект урока биологии для школ VIII вида ФГОС "Папоротники"

Общее представление об особенностях внешнего строения папоротника, особенностях его размножения....

Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Папоротники"

Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...