Урок по теме «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности» (технология проблемного обучения)
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Валягина Елена Дмитриевна

Урок биологии в 7 классе по теме "Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paporotniki._osobennosti_stroeniya_i_zhiznedeyatelnosti.docx67.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности»

(технология проблемного обучения)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

Предлагает ученикам ознакомиться со справочной информацией, размещенной на в распечатанном виде на каждом столе .

В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника:

«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло..." Сорвал цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.»

- Как вы думаете, каким растениям будет посвящен наш сегодняшний урок?

- Почему ни один человек до сих пор не нашел цветок папоротника?

Распределяет учеников по группам, предлагает им задание.

Найдите, пожалуйста, среди предложенных растений те, которые относятся к водорослям, мхам, папоротникам.

- 1 группа, поднимите, пожалуйста, изображение водоросли.

- 2 группа - изображение мха

- 3 группа, поднимите, пожалуйста, изображение папоротника.

- Вы точно знаете, что правы? Обоснуйте ваше решение?

Какое задание вам предлагалось выполнить? 
- Достаточно ли имеющихся у вас знаний, чтобы отличить папоротники от других растений? (Не достаточно).

- Каких же знаний вам не хватает? (Не знаем отличительных признаков папоротников)
- Сформулируйте, пожалуйста цель нашей сегодняшней работы? (Узнать отличительные признаки папоротников).

Формулирование темы урока с ее записью в рабочих тетрадях.

Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности.

Читают предложенный текст.

Отвечают на вопросы, размышляют. Демонстрируют свое отношение к предлагаемой теме.

1.Рассматривают, рисунки, гербарные образцы, сравнивают, обсуждают в группах (парах).

2. Проговаривают основные особенности внешнего строения водорослей, мхов, папоротников.

3. Выбирают растение в соответствии с заданием.

Учащиеся поднимают выбранное изображение или гербарный экземпляр растения.

Обосновывают свой выбор.

Отвечают на вопросы учителя, определяют свои затруднения и их причины.

В результате возникшей проблемной ситуации предлагают свои варианты формулировки темы урока.

Записывают тему в рабочих тетрадях.

Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них

Создание условий для формулирования рабочих гипотез.

-Я прошу вас записать свою собственную гипотезу ответа на проблемный вопрос урока.

-Для решения поставленных перед нами задач и ответа на проблемный вопрос мы разберем сегодня следующие вопросы:

  1. Общие сведения о папоротниках
  2. Среда и местообитания
  3.  Особенности строения
  4. Размножение.
  5. Значение папоротников.

Выдвижение рабочих гипотез.

Этап III. Опытная проверка принятых гипотез

Организует самостоятельную работу с текстом учебника.

 -Откройте учебник, прочитайте 1 абз..

-Найдите слова и словосочетания, которые дадут нам общие сведения о папоротниках. -Выпишите их в тетрадь.

-Проконтролируйте по образцу

  1. Древние высшие растения
  2. Господствовали в каменноугольный период
  3. Большое число видов
  4. Широко распространены
  5. Самые разные места обитания( от пустынь до болот)
  6. Размеры могут быть от нескольких мм до 25 м.

Организует  работу с текстом учебник

« Среда и местообитание папоротников.»

Организует выполнение лабораторной работы и работу  с текстом учебника “Строение папоротников”.

   .    Какие органы выделяют у  

             папоротников?

  • Папоротники живут на суше. Какие биологические особенности папоротника позволили им заселять сушу?
  • В чем выражается более сложное строение папоротника?

Организует групповую работу с текстом “Размножение папоротников.

-Используя рис на стр. 63 подготовьте рассказ о размножении папоротников.

-Сопоставить вопросы для проверки усвоения знаний. Проводит перекрестный контроль по вопросам проверки усвоения знаний.

Заросток

Обоеполый гаметофит

Разноспоровые папоротники

Микроспора

Мегаспора

        

-Папоротники интересны не только особенностями строения, но и происхождением, значением. Используя материал учебника, найдите ответы на следующие вопросы:

1 группа - Происхождение и значение древних папоротников

2 группа - Значение в природе

3 группа - Значение для человека

Рассматривают рисунки папоротников на стр. 64-65 учебника;

Отвечают на вопросы .

Обмениваются  тетрадями, и проверяют по образцу.

Рассмотривают рис. учебника стр. 64-65 и текст к нему, заполняют таблицу.

Места обитания

Виды

Влажные тропики

На почве под деревьями

Лиановидные

Эпифитные

Плавающие

Умеренный климат

Многолетние наземные

Травянистые формы

Делают вывод.

Читают статьи учебника  “Строение папоротников”. Рассматривают папоротник, анализируют его строение, описывают существенные признаки.

Предлагают понятия для обозначения .

Узнают и запоминают существующие понятия «вайи», «корневища», «спорангии». Дают их определение.

Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации.

Моделируют строение спороносящего папоротника, делая схематический рисунок.

Составляют рассказ о размножении папоротников, используя рис. 63

  • Составляют вопросы для проверки. Отвечают на вопросы.

  • Заросток – гаметофит
  • Формируются женские и мужские половые органы
  • Имеют разные споры
  • Дает начало гаметофиту, на котором образуются мужские половые органы размножения (гаметофит, продуцирующий спермии)
  • Гаметофит, продуцирующий яйцеклетки.

Каждая из групп по очереди представляет свои результаты.

Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике

Выполним задания в контрольных листах.

1. Заполните пропуски.

http://bio.1september.ru/2004/07/14.gif

2. Подпишите основные обозначения в жизненном цикле папоротника.

Выполняют задания в контрольных листах..

Сравнивают результаты с образцом.

Оценивают результаты работы.

Этап V. Рефлексия

Ведет беседу. Предлагает проанализировать свою деятельность в ходе урока и оценить её. 

-Вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать характерные признаки папоротников).

-Достигли ли мы этой цели? (Да)
-Цветет ли папоротник? Верно ли предание,  о цветке папоротника и его чудодейственной силе? (Папоротники – высшие споровые растения и никогда не цветут.)
-Закончите любое из предложений

• Сегодня я понял…

• Сегодня я научился…

• Сегодня я задумался…

• Больше всего мне понравилось…

• Самым интересным сегодня на уроке было…

• Самым сложным для меня сегодня было…

Высказывают свое мнение, анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку.

Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

 -Что значит сравнить?

Сравнение – способ познания посредством установления сходства и (или) различия объектов.

 Сходство – то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – то, чем один сравниваемый объект отличается от другого.

Заполнить таблицу.

Признаки

Папоротник

Хвощ

Плаун

Жизненная форма

 

 

 

Место обитания

 

 

 

Вегетативные органы

  • корень
  • стебель
  • лист (размер, форма)

 

 

 

Работают с учебником и гербарным материалом . Заполняют таблицу.

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"

Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...

план - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся, особенности строения и процессы жизнедеятельности"

разработка урока по биологии для 7 класса и использованием личносно - ориентированных технологий: проблемного обучения, игровыХ технологий. На этом уроке развивается умение сравнивать изучаемых животн...

Урок-путешествие "Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности"

Данная разработка урока позволяет изучить особенности строения, жизнедеятельности растений отдела плауновидных, усложнение организации плаунов в ходе эволюции; выявить роль плауновидных в природе и и...

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Проект урока геометрии в 9 классе по теме «Длина окруж-ности» с применением технологии проблемного обучения

Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.Нам с вами...

Урок русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения) \ Тема: «Синонимы»

Этот урок поможет систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; сформировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями...