Компетентностно-ориентированный урок по теме "Работа сердца"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Удилова Татьяна Александровна

Конспект урока биологии (8 кл), разработанного и проведенного в рамках участия в региональном  телекоммуникационном проекте "Компетентностно-ориентированный урок". По оценкам жюри урок был  удостоен звания "ЛУЧШИЙ" ыв номинации "Лучший компетентностно-ориентированный урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kou_rabota_serdza_udilova_t.a..docx451.4 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

«РАБОТА СЕРДЦА»_ 8 класс

                                                                Разработала: Удилова Татьяна  Александровна –

                                                    учитель биологии  МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска

Тема урока:  Работа сердца

Тип урока: урок изучения  и закрепления нового материала

Используемые технологии:  ТРКМ, ИКТ, проблемно-диалогическое обучение

Методические приёмы обучения: 

  1. ведение бортового журнала;
  2. составление кластера;
  3. КОЗ: решение ситуационных, практических  задач, тестов открытого типа
  4. критический анализ текста;
  5. составление тонких и толстых (проблемных) вопросов;
  6. формулирование выводов на основании установленных фактов;
  7. самооценка.

Оборудование: 

  1. мультимедиа проектор,  ИД, мультимедиа презентация «Работа сердца»;
  2. бортовые журналы (на печатной основе) по числу количества детей в классе с кластерами, текстами для критического осмысления, рабочими таблицами по теме урока.

Задачи  урока: 

  1. образовательные – формирование системы знаний о работе сердца,  сердечном цикле, о взаимосвязи строения и функций сердца;
  2. развивающие – создание условий для развития системы интеллектуальных умений, устойчивого внимания,  умений логического мышления:  анализ и сравнение, самостоятельная формулировка проблемных вопросов, поиск их решений;
  3. воспитательные – создание на уроке ситуации успеха с целью формирования устойчивой  учебной мотивации учащихся в изучении предмета, условий для  разностороннего развития личности ребенка, повышения общей культуры.

Компетенции, на формирование которых направлен урок:

  1. Учебно-познавательная компетенция (аспект: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач)
  2. Коммуникативная компетенция (аспекты устной и письменной коммуникации)
  3. Информационная компетенция (аспект обработки информации)

 Согласно таксономии (по Блуму) КОЗы предлагаемые в рамках урока соответствуют всем шести уровням. Для  удобства в конспекте КОЗы разных уровней выделены цветом в соответствии с цветовой схемой предложенной ниже.

Ознакомление        Понимание        Применение        Анализ        Синтез        Оценка

Структура урока:  

I этап: Стадия вызова

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание

II этап: Стадия осмысления

III этап: Стадия рефлексии

Ход урока:

I этап: Стадия вызова

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Навигация по  слайдам

Вступительное слово учителя: 

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем  уроке.  Вам предстоит на уроке   работать  в бортовых журналах, поэтому, пожалуйста, сразу внесите в них свои имена и дату сегодняшнего занятия.

На предыдущих уроках вы изучили строение кровеносной системы в целом и её органов, общую схему кровообращения в организме. Вспомните и внесите, пожалуйста, в кластеры, недостающие термины, используя эти знания.(КОЗ-1)

Слушают учителя.

Заполняют кластеры.

Проверка и оценивание  кластеров. Взаимопроверка  путем сравнения внесенных  записей из бортового журнала в кластеры  с записями на интерактивной доске (2 человека работают у доски) остальные сравнивают кластеры соседа по парте  с записями на доске  и оценивают по предложенным критериям: «5» - 6, 7 верных ответов; «4» -  5 верных ответов; «3» - 3, 4 верных ответа. 

Сегодня мы продолжаем разговор о   системообразующем органе кровеносной системы. Как вы думаете, о каком органе пойдёт речь?

Думают, отвечают. (сердце)

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.

Что же такое сердце?

Греки полагали, что сердце – вместилище духа.

Китайцы верили, что оно – сосредоточение счастья.

А египтяне полагали, что эмоции и интеллект – рождаются в сердце.

Так что же такое сердце? Давайте обратимся к стихотворению Эдуардаса Межелайтиса, которое так и называется «Сердце» (открывается скрытая на этом слайде информация)

«Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело»

Ребята, свяжите главную мысль этого стихотворения с вышеизложенными умозаключениями греков, китайцев и египтян о сердце  и сформулируйте тему нашего урока.(КОЗ-2 – ситуативная задача)

Слушают. Размышляют.

Формулируют тему урока.

Итак, тема нашего урока сегодня «Работа сердца»

Записывают тему в бортовой журнал

Ребята, расскажите, пожалуйста, о работе данных механизмов.

…следовательно, прежде чем говорить о работе сердца, нам необходимо вспомнить…

На ИД сделайте подписи к рисунку «Строение сердца»

В чём разница между полулунными и створчатыми клапанами? Каково их предназначение? Сравните их по  местоположению, особенностям строения  и  выполняемым функциям. (КОЗ-3 – ситуативная задача)

Критерии для оценивания: Каждый верный ответ оценивается в 1 балл (1 сердечко). Правильность ответа сравнивается с модельным ответом.

Возникает затруднение, так как эти механизмы им не знакомы и делают умозаключение: о работе чего-либо можно только тогда говорить, когда известно устройство этого механизма

… как оно устроено!

На ИД делают подписи, работая по цепочке

Сравнивают местоположение и функции  сердечных клапанов

Модельный ответ (Приложение 1)

Ребята обратите внимание на информационный текст  на слайде, этот же текст продублирован у вас в бортовых журналах, для удобства работы с ним:

«Строение сердца позволяет ему работать как насосу в течение всей жизни.

Познакомьтесь  с интересными примерами:

Сердце сокращается

- 70 ударов в минуту

- 100 тысяч ударов в сутки

- 40 млн. ударов в год

- 2,5 млрд. ударов за всю жизнь

Сердце перекачивает

- за 1 мин – 5,5 л крови

- в сутки – 8 тыс. л крови

за 70 лет – 200 млн. л крови

Поистине сердце выполняет титаническую работу в течение всей своей жизни.    За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт»

Прочитайте его и попробуйте с помощью своих «помощников» сформулировать вопросы, на которые бы вы сегодня хотели получить ответы(КОЗ-4)

Читают, формулируют вопросы, записывают их в бортовой журнал.

Примерные вопросы:

1. Почему  сердце никогда не устаёт?

2. Каким образом   сердцу удаётся работать без перебоев?

3. Что регулирует работу сердца?

4. … и т.п.

 

Подводя итоги проделанной вами только что работы, опираясь на ваши вопросы, я  позволю себе сформулировать задачи урока:

1. Выяснить причины неутомляемости сердца

2. Познакомиться с понятиями сердечного цикла и автоматизма сердца

3. Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца

Слушают учителя

II этап: Стадия осмысления

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Навигация по слайдам

Ребята, для того чтобы вы смогли  решить поставленные задачи, я предлагаю вам сопоставить себя с капелькой крови и отправиться  в путешествие по системе кровообращения. Чтобы вам проще было абстрагироваться в новом образе, я предлагаю вашему вниманию просмотреть небольшой  флеш-ролик о работе сердца. По  ходу просмотра в бортовом журнале необходимо вести записи  в систематизирующей таблице № 1 – это поможет всем нам установить одну из причин неутомляемости человеческого сердца. (КОЗ-5, ситуативная задача)

Учитель объясняет материал, используя флеш-анимацию:

1.        Предсердия сокращаются,  и мы попадаем в желудочки, при этом  мы проходим через створчатые клапаны. Это фаза сокращения предсердий, длится 0.1 с.

2.        Теперь сокращаются желудочки.  Раз кровь не может вернуться назад в предсердия, потому что закрываются створчатые  клапаны, мы с Вами попадаем в артерии – аорту и лёгочную артерии. У нас на пути открываются полулунные клапаны. Это фаза сокращения желудочков,  продолжается 0.3 с.

3.        После окончания сокращения желудочков, захлопываются полулунные клапаны. При этом кровь не может опять попасть в желудочки.  Камеры сердца заполняются кровью. Створчатые клапаны открыты. Из вен кровь попадает в предсердия  и частично стекает в желудочки.   Эта фаза сердечного цикла называется пауза (0.4 с.) Сердце отдыхает.

Фазы сокращения предсердий  и желудочков называются  систола, фаза полного расслабления всех отделов сердца (пауза) называется диастола. Запомните  названия фаз сердечного цикла, запишите их в бортовой журнал.

Просматривают флеш-ролик «Сердечный цикл» и работают с систематизирующей таблицей

Записывают в бортовой журнал названия фаз сердечного цикла.

(для просмотра флеш-ролика)

Проверка заполнения таблицы по  образцу на ИД. Самооценка по критериям. Критерии на слайде.

Критерии: все записи верны – «5», верных записей 9/11 – «4», верных записей 6/8 – «3»

Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о причине неутомляемости сердечной мышцы.(КОЗ-6, ситуативная задача)

Сравнивают заполненную таблицу с модельным ответом на ИД  и оценивают себя. Оценку вносят в бортовой журнал.

Делают вывод: сердечный цикл – это сокращение и расслабление предсердий и желудочков сердца в определенной последовательности, согласованной по времени. Время сокращения равно времени расслабления, поэтому и не наблюдается утомляемости.

Модельный ответ:

Как вы думаете это единственная причина высокой работоспособности сердца?

Для того чтобы убедиться в правоте того или иного прочитайте и критически оцените информацию в бортовом журнале.

Запишите найденную причину в бортовой журнал.

Подумайте, чему способствует обильное кровоснабжение сердца? (КОЗ-7)

 Ведь за одну минуту в покое  оно получает 250 – 300 мл крови. Это  намного больше, чем для любого другого органа.

Запишите эту причину в бортовой журнал.

Рассуждают, выдвигают предположения.

Читают, находят ещё одну причину высокой работоспособности сердца – обильное кровоснабжение.

Делают запись в бортовой журнал.

Обдумывают, сопоставляют факты, делают новое умозаключение: обильное кровоснабжение сердца способствует интенсивному обмену веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для работы сердца. Следовательно,   еще одна причина работы сердца без утомления – интенсивный обмен веществ.

Делают запись.

Итак, давайте подведём некоторые итоги. Вы сами сформулировали проблемный вопрос: каковы  причины высокой работоспособности сердца? Просмотрите свои записи в бортовых журналах и попробуйте дать полный ответ на этот вопрос.

Отвечают, используя записи. Причин  три:

а) Ритмичность работы сердца, чередование труда и отдыха

б) Обильное кровоснабжение

в) Интенсивный обмен веществ в сердце

Для закрепления знаний  о последовательности фаз сердечного цикла выполните небольшое упражнение: манипулируя порядковыми номерами проиллюстрируйте правильную  последовательность фаз сердечного цикла (КОЗ-8)

Верная расстановка нумерации по всем фазам – 1 балл

Выполняют задание на ИД

Модельный ответ:

Физкультминутка – упражнения для глаз

1) 10 секунд быстро моргайте, столько же времени смотрите прямо перед собой (повторите 3 раза).

2) Закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево - вверх - вправо - вниз (повторите 4 раза).

3) Закройте глаза и посмотрите вверх - вниз (повторите 8 раз).

4) Крепко зажмурьте глаза на несколько секунд - резко широко откройте (повторите 5 раз).

Выполняют физкультминутку

Итак, ребята, мы выяснили, что сердце работает ритмично. А что способствует чередованию ритма? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с выдающимся врачом эпохи Возрождения, основателем научной анатомии – Андреасом Везалием. Однажды  Везалий, вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели, что сердце трупа слабо, но ритмично билось. Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Иерусалим, из которого он не вернулся. Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за умершего живого человека?  Выскажите свои предположения. (КОЗ-9)

Слушают рассказ учителя, размышляют, высказывают предположения.

Итак, вы сделали предположение, но чтобы принять какое-то  из них за истину посмотрите видеофрагмент. Возможно, он поможет вам объяснить ситуацию с Везалием и выяснить кто же из нас прав.

Сделайте вывод о том, что способствует чередованию ритма сердца. (КОЗ-10)

А что такое автоматизм?

Просмотр видеофрагмента «Автоматизм сердечной мышцы»

Формулируют вывод: чередованию ритма сердца способствует особое свойство сердечной мышцы – его автоматизм

Дают определение: Автоматизм – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

       

              (видеофрагмент)

Сердечные импульсы регистрируются при помощи электрокардиографа и записываются в  виде ЭКГ. ЭКГ отражает электрические явления в работе сердца и по ней можно диагностировать различные заболевания сердца.

составлять  у взрослого человека 70 ударов минуту.

Слушают учителя.

Итак, мы с вами справились уже с двумя задачами, которые  были намечены нами на сегодняшний урок. Осталось выяснить только механизм регуляции работы сердца.

Показателем работы сердца является пульс. В норме частота пульса должна быть 60-70 ударов в минуту. Посчитайте свой  пульс за 30 секунд. А теперь давайте проведём небольшой эксперимент с целью выяснения зависимости работы сердца от видов деятельности и выполним  для этого несколько упражнений.

(Скрытая физкультминутка – выполнение физических упражнений) (КОЗ-11, практическая задача)

Теперь снова посчитайте свой пульс за 30 секунд. Изменилась  ли работа вашего сердца после выполненных упражнений? Как?

Считают пульс до и после выполнения физкультминутки. Выполняют физические упражнения.

Отвечают на вопрос учителя: «Сердце стало биться быстрее»

Сейчас мы убедились на своем личном примере, что сердце работает не всегда одинаково. Соотнесите установленные факты и сделайте вывод о работе сердца в различных ситуациях:

а) при волнении

б) при занятиях спортом

в) во сне (КОЗ-12, открытый тест)

Каждый верный ответ – 1 балл 

Размышляют  и отвечают.

Модельный ответ:

а) сердцебиение усиливается

б) сердцебиение усиливается

в) сердцебиение замедляется

Делают вывод: работа нашего сердца регулируется в зависимости от конкретных условий

А как вы думаете, какие системы органов регулируют работу сердца, заставляя его биться то быстрее, то медленнее?

Отвечают на вопрос: в организме человека есть две системы, которые регулируют работу всех остальных систем. Это нервная и эндокринная системы.

В ваших бортовых журналах имеется ещё один небольшой текст для критического прочтения и  систематизирующая таблица, заполнение которой поможет вам разгадать механизм регуляции работы сердца.

Прочтите текст и заполните таблицу № 2 в бортовых журналах. (КОЗ-13)

После выполнения задания  проверьте правильность выполнения, сравнив свою таблицу с образцом на ИД. Оцените свою работу в соответствии с критериями в бортовом журнале:

«5» - все записи верны

«4» - допущена 1 ошибка

«3» - допущено 2 ошибки

Читают текст «Механизм регуляции работы сердца», заполняют таблицу № 2

Проверяют, сравнивая с модельным ответом и проводят самооценку по предложенным критериям

Модельный ответ:

Ребята, для закрепления знаний о механизме регуляции работы сердца я предлагаю вам поработать с интерактивным пособием «Пульсирующее сердце». Изменяя условия продемонстрируйте работу сердца и прокомментируйте увиденное. (КОЗ-14)

У ИД по очереди работают с пособием четверо учащихся. Остальные наблюдают изменения в работе сердца  с места.

III этап: Стадия рефлексии

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, мы  решили все поставленные на сегодня задачи. Настало время подведения итогов нашей работы. Всем известно, что человек живет, пока бьется его  сердце. Поэтому, я хочу услышать ваше мнение по ряду вопросов:

- насколько вам была важна тема сегодняшнего урока;

- какое из заданий было выполнять легче, а при выполнении какого возникали трудности;

- какие достоинства и недостатки в исследовании этой темы вы заметили? (КОЗ-15)

Используя приём «свободный микрофон» высказывают своё мнение по заданным вопросам.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажет опрос следующего урока. А сейчас, в завершении урока я предлагаю вам составить синквейн о работе сердца.  (КОЗ-16)

Правила составления перед вами на слайде:

  1. Первая строка – существительное обозначающее тему урока.
  2. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающие интересные признаки предмета.
  3. Третья строка – 3 глагола, раскрывающих действия, свойственные данному предмету.
  4. Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть явления.
  5. Пятая строка – существительное подводящее итог, вывод.

Учитель анализирует синквейн

Составляют коллективный синквейн.

Возможный синквейн:

«Сердце.

Черырёхкамерное, неутомимое.

Сокращается, выталкивает, пульсирует.

Обеспечивает непрерывный кровоток в человеке.

Жизнь»

Итак, урок завершён. Осталось только выставить оценки и записать домашнее задание.  Домашнее задание: повторить основные понятия темы в § 17 и  § 20, подготовить ответ на вопрос № 6 после § 20.

Выполняя задания на уроке, вы уже поставили себе три оценки, а сейчас я прошу оценить в целом своё участие в ходе урока. И на основании всех оценок вывести общую оценку за урок.  Для облегчения этой работы вам предлагается шкала итоговой оценки за урок (Приложение 4). На столах у вас лежат сердечки, поднимите такое количество сердечек, какую оценку вы себе поставили. (КОЗ-17) (Сердечки на столах у детей появляются за ответы на уроке (по 1 за каждый ответ) и за полученные отметки при проверке трёх заданий в количестве равном полученной отметке). 

Дома вклейте эти сердечки в свои бортовые  журналы. А я благодарю всех за урок.

Уходя из класса, вы можете оставить в корзинках на ИД сердечки, которые будут оценивать мою работу на сегодняшнем уроке. (КОЗ-18)

Записывают задание в дневник.

Самооценивание.

Оценивание работы учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к компетентностно-ориентированному уроку _Работа сердца_

Приложения № 1, 2, 4, 5 . Приложение № 3 (ЭОР для интерактивной доски)  выложить на сайт не представляется возможным из-за большого объема...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Компетентностно-ориентированное задание по физике 9 класс «Работа сердца и значение частоты пульса для человека».

Опираясь на публикации об особенностях компетентностного подхода в общем образовании, можно говорить о том, что эффективность обучения в этом случае определяется не столько полнотой и систематичностью...

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...