Программа по биологии среднего общего образования (базовый уровень)
рабочая программа по биологии по теме

Исетова Светлана Кабдрахимовна

Программа по биологии среднего общего образования (базовый уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государствен-ного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), и примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии для базового уровня.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает при-мерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изу-чения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логи-ки учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного про-цесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и раз-вития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, струк-турирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащих-ся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Програм-ма соблюдает строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных уч-реждений Российской Федерации.

Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание тем учебного курса.

4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

5. Перечень учебно-методического обеспечения

6. Список литературы (основной и дополнительной)

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид. Экосистемы.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов), который использован   следующим образом: в 10 классе – 3 часа на обобщение и 1 ч на лабораторную работу, в 11 классе – 4 ч на обобщение и 2 ч на решение генетических задач.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•        освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития со-временных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологи-ческой науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

•        овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и вы-явления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отно-шения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологи-ческих проблем;

•        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обосно-вания и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреж-дений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсаль-ных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного пред-мета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпуск-ников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализа-цию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащи-мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окру-жающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные, главным образом, на воспризведе-ние усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнооб-разных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (67 часов)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации.

  1. Биологические системы.
  2. Уровни организации живой природы.
  3. Методы познания живой природы.

КЛЕТКА (8 часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

  1. Строение молекулы белка
  2. Строение молекулы ДНК
  3. Строение молекулы РНК
  4. Строение клетки
  5. Строение клеток прокариот и эукариот
  6. Строение вируса
  7. Хромосомы
  8. Характеристика гена
  9. Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

  1. Наблюдение  клеток  растений  и  животных  под микроскопом  на готовых микропрепаратах и их описание.
  2. Сравнение строения клеток растений и животных.
  3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

ОРГАНИЗМ (18 часов)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология; ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации.

  1. Многообразие организмов
  2. Обмен веществ и превращения энергии в клетке
  3. Фотосинтез
  1. Движущие силы антропогенеза
  2. Происхождение человека
  3. Происхождение человеческих рас
  4. Лабораторные и практические работы
  5. Описание особей вида по морфологическому критерию
  6. Выявление изменчивости у особей одного вида
  7. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
  8. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
  9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

ЭКОСИСТЕМЫ (10 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

  1. Экологические факторы и их влияние на организмы
  2. Биологические ритмы
  3. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
  4. Ярусность растительного сообщества
  5. Пищевые цепи и сети
  6. Экологическая пирамида
  7. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
  8. Экосистема
  9. Агроэкосистема
  10. Биосфера
  11. Круговорот углерода в биосфере
  12. Биоразнообразие
  13. Глобальные экологические проблемы
  14. Последствия деятельности человека в окружающей среде
  15. Биосфера и человек
  16. Заповедники и заказники России
  17. Лабораторные и практические работы
  18. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
  19. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
  20. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
  21. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
  22. Решение экологических задач
  23. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Примерные темы экскурсий

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

  1. Деление клетки (митоз, мейоз)
  2. Способы бесполого размножения
  3. Половые клетки
  4. Оплодотворение у растений и животных
  5. Индивидуальное развитие организма
  6. Моногибридное скрещивание
  7. Дигибридное скрещивание
  8. Перекрест хромосом "
  9. Неполное доминирование
  10. Сцепленное наследование
  11. Наследование, сцепленное с полом
  12. Наследственные болезни человека
  13. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
  14. Мутации
  15. Модификационная изменчивость
  16. Центры многообразия и происхождения культурных растений
  17. Искусственный отбор
  18. Гибридизация
  19. Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

ВИД (20 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

  1. Критерии вида
  2. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции
  3. Движущие силы эволюции
  4. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
  5. Образование новых видов в природе
  6. Эволюция растительного мира
  7. Эволюция животного мира
  8. Редкие и исчезающие виды
  9. Формы сохранности ископаемых растений и животных

Требования к уровню подготовки

Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения – носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

•        выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

•        определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

•        отличать научные методы, используемые в биологии;

•        определять место биологии в системе естественных наук;

•        доказывать, что организм – единое целое;

•        объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

•        обосновывать единство органического мира;

•        выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

•        отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

•        определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

•        приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

•        объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

•        указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

•        отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по биологии среднего общего образования (профильный уровень)

Программа по биологии среднего общего образования (профильный уровень)...

Программа по химии среднего общего образования (базовый уровень)

Программа по химии среднего общего образования (базовый уровень)...

Рабочая программа по физике среднего общего образования (базовы уровень)

Данная программа по физике состалена на основе Примерной программы по физике среднего общего образования для реализации УМК "Физика. 10-11 кл." Г. Я. Мякишева и др....

Рабочая программа ФКГОС по биологии на уровень среднего общего образования (базовый уровень)

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  авторской программы линии  Сонина Н.И.   (Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. «Общая биология. Базовый уровень»...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (10-11 классы) / авт.сост. А.И.В...

Рабочая программа по русскому языку Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 10 класс

Программа разработана на основе:   Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций           (10-11 классы) / авт.сост. А.И....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ХИМИИ (среднее общее образование, базовый уровень) для 10 - 11 класса (УМК по химии для 10-11 классов О.С. Габриелян)

Программа курса химии 10 – 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.Основными вопросами химии являются изучение состава и стр...