Программа по химии среднего общего образования (базовый уровень)
рабочая программа по химии по теме

Исетова Светлана Кабдрахимовна

Программа по химии среднего общего образования (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_himii_srednego_obshchego_obrazovaniya_baz..doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандар-та среднего (полного) общего образования (базовый уровень), и примерной программы среднего (полного) общего образования по химии для базового уровня и ориентированы для работы с учебником линии О.С.Габриеляна.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределе-ние учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с уче-том межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей уча-щихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчет-ных задач.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса полу-чить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, вос питания и развития учащихся средст-вами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирова-ние учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в старшей школе на базовом уровне.

Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание тем учебного курса.

4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

5. Перечень учебно-методического обеспечения

6. Список литературы (основной и дополнительной)

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании программы, которое структурировано по пяти блокам.

  1. Методы познания в химии;
  2. Теоретические основы химии;
  3. Неорганическая химия;
  1. Органическая химия;
  2. Химия и жизнь;

Содержание этих учебных блоков структурировано по темам и направлено на достижение целей хими-ческого образования в старшей школе.

Цели

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  4. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа рассчитана на 70 учебных часов. Резерв свободного учебного времени в объеме (7) учебных часов (или 10 %) использован для проведения в 10 классе 5 ч контрольных работ и 1 ч решения задач и в 11 классе – 2 часа контрольных работ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 ч.)

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (2 ч.)

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Демонстрации

• Анализ и синтез химических веществ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (18 ч.)

Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, р-элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.

Химическая связь

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).

Химические реакции. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Тепловой эффект химической реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации

• Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.

• Модели молекул изомеров и гомологов.

• Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

• Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).

• Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

• Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).

• Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

• Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты

  1. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
  2. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (13 ч.).

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы гало генов (от фтора до йода). Благородные газы.

Демонстрации

  1. Образцы металлов и неметаллов.
  2. Возгонка йода.
  3. Изготовление йодной спиртовой настойки.
  4. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.
  5. Образцы металлов и их соединений.
  6. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
  7. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
  8. Взаимодействие меди с кислородом и серой.
  9. Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
  10. Лабораторные опыты
  11. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
  12. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
  1. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа коллекциями).
  1. Распознавание хлоридов и сульфатов.
  2. Практические занятия
  3. Получение, собирание и распознавание газов.
  4. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
  1. Идентификация неорганических соединений.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (25 ч.)

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Демонстрации

  1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).
  2. Получение этилена и ацетилена.
  3. Качественные реакции на кратные связи.

Лабораторные опыты

  1. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).
  2. Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).
  3. Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
  4. Изготовление моделей молекул органических соединений.
  5. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.
  6. Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки.

Практические занятия

  1. Идентификация органических соединений.
  2. Распознавание пластмасс и волокон.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (5 ч.)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.

Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Демонстрации

  1. Образцы лекарственных препаратов и витаминов.
  2. Образцы средств гигиены и косметики.
  3. Лабораторные опыты
  4. Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
  5. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.

РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ 7 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать:

  1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  1. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  2. основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  3. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  1. характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  1. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  2. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  3. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по биологии среднего общего образования (базовый уровень)

Программа по биологии среднего общего образования (базовый уровень)...

Программа по химии среднего общего образования (профильный уровень)

Программа по химии среднего общего образования (профильный уровень)...

Рабочая программа по физике среднего общего образования (базовы уровень)

Данная программа по физике состалена на основе Примерной программы по физике среднего общего образования для реализации УМК "Физика. 10-11 кл." Г. Я. Мякишева и др....

Рабочая программа ФКГОС по химии на уровень среднего общего образования (базовый уровень)

          Рабочая программа по химии на уровень среднего общего образования (базовый уровень) разработана на основе примерной программы по химии основного общего образо...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (10-11 классы) / авт.сост. А.И.В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ХИМИИ (среднее общее образование, базовый уровень) для 10 - 11 класса (УМК по химии для 10-11 классов О.С. Габриелян)

Программа курса химии 10 – 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.Основными вопросами химии являются изучение состава и стр...

Рабочая программа по химии на уровень среднего общего образования, базовый уровень (УМК Е.Е. Минченкова)

Данная рабочая программа (базовый уровень, 2 часа в неделю) составлена для изучения химии по  учебникам: Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский «Химия 10 класс. Базовый уровень», учебн...