Рабочая Программа
рабочая программа (биология, 7 класс) по теме

Рахматуллина Альбина Халиковна

Этот материал называется Рабочая программа по биологии для 5,7,9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 №

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата

Провед.

Планир.

Дата провед.

Факт.

1

Введение. Науки о природе.Методы изучения природы

1

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний

Работа с текстом учебника, анализ текста

 Рабочая тетрадь, задания №1,2,3

Ознакомление с требованиями учителя,формирование понятий

Письменно составить из слов, перечисленных в таблице, пары

2

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради

Вопрос №7 на с.27 учебника

Работа с таблицами,формирование понятия : Вселенная

Подготовить сообщение об Аристотеле и Птолемее

3

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

1

Комбинир.

Работа с текстом учебника

Вопросы №1-9 на с.30 учебника

Умение сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Подготовить доклады об Аристотеле и Птолемее

4

Николай Коперник и его модель Вселенной

1

Комбинир.

Выступления с докладами, работа с учебником

Знание особенностей модели Вселенной , созданной Н.Коперником

Письменно дать сравнительную хар-ку моделей Вселенной

5

Дж.Бруно и Г.Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника

1

Комбинир.

Работа с текстом учебника

Выполнение заданий в рабочей тетради

Умение самостоятельно работать с учебником

С.10-15 учебника(изучить)

6

Солнечная система, ее состав.Планеты земной группы

1

Урок изучения новых знаний

Беседа по тексту на с.16-19

Вопросы 1-3 на с.20

Умение логически мыслить

С.16-19 учебника(изуч.)

7

Планеты-гиганты.Самая маленькая планета-Плутон

1

Комбинир.

Заполнение таблицы

Знание характеристик планет

С.22-23(изуч.)

В рубрике: Подумайте задание 1 письменно

8

Спутники планет

1

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником

С.26, задание 1

Знание хар-к спутников

С.17 учебника

Зарисовать Луну такой,какой ее видно вечером

9.

Астероиды.Кометы

1

Комбинир.

Выполение заданий в рабочей тетради

Вопросы 1-5 нас.32

Знать характеристики небесных тел

С.28(изуч.)

Задания1и2,с.33

(письменно)

10

Метеоры.Метеориты

1

Комбинир.

Работа с учебником

Задание 1 с.32

Формирование представлений о метеорах и метеоритах

С.29(изуч.)

11

Звезды.Срлнце-ближайшая к нам звезда

1

Комбинир.

Ответы на вопросы

Задание 3,с.33

Формирование понятия звезда

1-5 вопросы на с.39

12

Многообразие звезд

1

Комбинир.

Самостоятельная работа с текстом

Умение самостоятельно работать с текстом учебника

С.34-35 изучить, подобрать материал о звездах

13

Созвездия

1

Комбинир.

дискуссия

Практическая работа №1 по карте звездного неба

Выполнение практической работы

Изучить с.35,фигуры созвездий на с.36-37

14

Галактики. Световой год

1

Комбинир.

Работа с учебником и таблицей в тетради

Задания в рубрике: подумайте, на с.39

Умение находить на небе Млечный Путь

Выполнить пр.р., описание которой дано на с.44

15

Многообразие Галактик

1

Комбинир

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Задание 2 на с.42-43

Знания о множестве галактик во Вселенной,методы их изучения

Изучить статью о галактиках

 16

Проверочная работа по теме:

Вселенная

1

Урок контроля и оценки знаний

Письменный опрос

Знать основные понятия темы

Повторить тему

17

Вещества в окружающем мире и их использование человеком

1

Комбинир.

Выполнение пр.раб.

Пр.раб №2 :

«Описание и сравнение признаков веществ. Наблюдение признаков химических реакций.»

Знания о многообразии тел, веществ, явлений

Закончить пр.раб

18

Физические явления

1

Комбинир

Выполнение пр.раб.

Пр.раб.№3 :

«Исследование физических явлений»

Умение ликвидировать пробелы в своих знаниях

Закончить пр.раб.

19

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли

1

Урок изучения новых знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 на с.54

Знание сущности термина: гипотеза, современные взгляды на возникновение Земли

Подготовить сообщения об ученых, выдвинувших гипотезы .

20

Возникновение Земли

1

Комбинир.

Заслушивание сообщений

Умение составлять рассказы , правильно излать подобранный материал

С.50-53(изучить)

21

Внутренне строение Земли

1

Изучение новых знаний

Работа с учебником и картой п/ш

1-4 пункты,с.60

Знания о внутреннем строении Земли

С.56 изучить

22

Горные породы, минералы

1

Комбинир.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Практическая работа №4: Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

Умение выполнять наблюдения

С.56-57 (изучить)

23

Землетрясения

1

Комбинир

Работа с учебником

Вопросы 1-2 на с.66

Знать причины землетрясений

С.62 (изучить)

24

Вулканы

1

Комбинир.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 2 на с.66

Знать причины вулканической деятельности

Ответить на вопросы учебника с.67

25

Суша

2

Комбинир

Работа с картой п/ш

Пр.р №5:работа с контурной картой(см.д/з)

Умение показывать на карте материки и окенаны

Изучит с.68-69,

На к/к подписать крупнейшие вершины и реки материков

26

Атмосфера Земли

1

Комбинир

Работа с учебником

Пр.раб№6 «Наблюдение за погодой».

Вопросы1-4 на с.78

Умение самост. Работать с различными источниками знаний

Задания 1-5 на с 78(устно)

27

Погода.Климат

2

Комбинир

Выполнение заданий в рабочей тетради

Содержание понятий: погода, климат

С.75-76(изучить)

28

Ураганы.Смерчи

1

Комбинир

Оформление таблицы

Знать причины и результаты ураганов и смерчей

Изучить статью :

Беспокойная атмосфера

29

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан

2

Комбинир.

Работа с учебником

1-3 задания на с.84

Пр.р №7:на к/к подписать океаны,моря,омывающие Россию

Знать основные части гидросферы

Сообщения по темам: Вода-жидкая руда.Значение воды в природе

30

Уникальность планеты Земля

2

Комбинир

Заполнение таблицы

1.2,3 задания на с.90

Знание местоположение Земли в Солнечной системе

Изучить с.86-87

31

Обобщающий урок по теме :Земля

1

Комбинир

Повторение основных понятий темы

Извлечение из разных источников нужной информации

Подготовиться к проверочной работе

32

Проверочная работа по теме: Земля

1

Урок контроля и оценивания знаний

тест

Выявление степени и глубины знаний

Повторение

33

Развитие жизни на Земле

1

Изучение новых знаний

Составление таблицы по прочитанному

Вопросы 1-5 на с.100

Пр.р№5: Рассматривание ископаемых остатков организмов

Знание истории развития жизни на Земле

Изучить с.96-97

34

Животные прошлого

1

Комбинир

Работа с коллекцией:формы сохранности ископаемых растений

Умение работать с дополнительной литературой

Прочитать ст.на с.101

35

Живые клетки

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником

Пр.р 8:Изучение светового микроскопа

Умение выполнять несложные практические задания

Изучить с.102-103

36

Разнообразие клеток

1

Урок изучения нового материала

Работа с микроскопом

Знать разновидности клеток

С.104-105 (изучить)

37

Царства живой природы.Одноклеточные организмы

1

Комбинир

Заполнение таблицы

Задания 1-2 на с.113 Пр.р №9:Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов

Умение работать с микроскопом

С.109, сообщения о разнообразии грибов

38

Многоклеточные организмы (грибы, растения)

1

Комбинир.

Прослушивание сообщений

Вопросы 3-4 на с.112

Пр.р. №10:Исследование разнообразия растений, влияния температуры, света и влажности на прорастание семян

Знать отличия грибов от растений

Разъяснить понятие –одноклеточные организмы

39

Беспозвоночные и позвоночные животные

1

Комбинир

Работа по схеме на с.112

Пр.раб.№ 11 : «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации»

Знать разнообразие животных, их распространение на земном шаре

Привести примеры взаимосвязей растений и животных

40

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней

1

Комбинир

Работа с учебником

Вопросы 1-2 на с.118

Пр.р.№12: Знакомство с организмами разных сред

Знать многообразие сред обитания

С.114-116 (изучить)

41

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней

1

Комбинир

Работа с учебником

Знать отличительные особенности водной среды

С.115-117 (изучить)

42

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней

1

Комбинир.

Работа с таблицами, коллекциями

Задание 1 на с.119

Знания о почве

Раскрыть смысл понятия : среда обитания

43

Жизнь на разных материках

2

Комбинир.

Заполнение таблицы

Задания 1-3 на с.124

Знание особенностей растительного и животного мира материков

С.120-123 (изучить)

44

Природные зоны Земли

1

Комбинир

Выполнение пр.работы

Пр.р.№13:знакомство с растениями разных природных зон

Знание природных зон Земли

Задание на с.131

45

Жизнь в морях и океанах

2

Комбинир.

Выполнение пр.работы

Пр.р №14:

Рассматривание морских организм ов на влажных препаратах

Знать разнообразие растений и животных морей и океанов

Изучит статью: Жизнь в морях и океанах

46

Обобщающие уроки по теме:Жизнь на Земле

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальная беседа по вопросам

Знать отличительные черты живых организмов

Повторить тему

47

Происхождение человека . Древние предки человека

1

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником и таблицами

Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни

С.140 (изучить)

Сообщения о жизни древних людей

48

Первые люди

1

Комбинир.

Заслушивание сообщений

Вопросы 3-6 на с.144

Формирование представлений о первых людях

С.140-141 (изучить)

49

Науки о природе

1

Комбинир

Заполнение таблицей

Знать естественные науки

Задания на с.150

50

Методы изучения природы. Наблюдения

1

Комбинир

Работа с учебником

Пр.р. №15:методы познания природы.Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий

Умение выполнять несложные наблюдения

Изучить с. 152

51

Эксперимент, измерение-методы познания природы

1

Комбинир.

Работа с учебником

Пр.р №16: «Знакомство с назначением и правилами безопасного лабораторного оборудования.Конструирование простейших измерительных приборов»Задания 2и3 на с.156

Умение пользоваться лабораторным оборудованием

Задания на с.157

52

Оборудование для научных исследований

1

Комбинир

Самост. Работа по измерению массы, температуры тела

Пр.р №17: «Измерение длины,массы, температуры.»

Умение работать с увеличительными приборами

Доклады о путешественниках

53

История географических открытий. Открытие Америки

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником

Задания на с.102

Краткая х-ка заслуг путешественников

Изучить с.158

 54

Открытие Австралии и Антарктиды

1

Урок изучения нового материала

Прослушивание докладов

Задания на с.162

Умение составлять рассказы

Изучить с.160-161

55

Великие путешественники-первооткрыватели новых земель

1

Комбинир

Работа с учебником

Знать имена 3-5 путешественников, кратко охар-ть их заслуги

С.162

56

Как человек изменил Землю

1

Комбинир

Ответы на вопросы

Задание 1 на с.169

Знание экологических проблем

Сообщения о кислотных дождях, озоновой дыре

57

Окислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте

1

Комбинир

Заслушивание сообщений

Пр.раб.№18 : «Оценка влияния погодных условий насамочувствие людей»

Знать источники загрязнения воздуха

С.167-168 (изучить)

58

Жизнь под угрозой

1

Комбинир

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания 1-3 на с.172

Умение составлять рассказы

Сообщения об охраняемых территориях

59

Меры сохранения жизни на Земле

1

Комбинир

Работа с учебником

Пр.раб.№19 : «Знакомство с экологическими проблемаи своей местности»

Задания 1и2 на с.173

Знать основные меры сохранения биологического разнообразия

Задание 3 на с.173

60

Опустынивание и его причины. Защита земли от опустынивания

1

Комбинир

Ответы на вопросы

Знать сущность понятия-опустынивание

Задание 1,2 на с.177

61

Взаимосвязь здоровья и образа жизни

1

Урок изучения новых знаний

Составление конспекта

Пр.раб.№20 : «Измерение своего и массы тела, наблюдение за самочуствием»

Закончить пр.раб.

62-63

Профилактика вредных привычек

2

Урок изучения новых знаний

Заслушивание докладов

Задания в раб.тетр.

Объяснять влияние вредных привычек на здоровье человека

Конспект в тетради

64

Комфортные экологические  условия жизнедеятельности человека

1

Урок изучения новых знаний

Составление конспекта

Оценка экологических условий нашей местности

Конспект в тетради

65-66

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Составление

конспекта

Пр.раб.№21 : «Определение сторон горизонта при помощи компаса»

Знать правила поведения в опасных ситуациях

Закончить пр.раб

67

Ядовитые растения своей местности

1

Урок изучения новых знаний

Оформление презентаций

Узнавать и перечислять ядовитые растения Татарстана

Выучить конспект

68

Ядовитые животные своей местности

1

Урок изучения новых знаний

Оформление презентаций

Узнавать и перечислять ядовитые животные Татарстана

Выучить конспект

69-70

Способы оказания первой помощи

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Пр.раб.№22 : «Овладение способами оказания первой медицинской помощи»

Знать основные

Способы оказания первой помощи

Закончить пр.раб.



Предварительный просмотр:

                             Пояснительная записка.                                                                

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта , Примерной программы основного общего образования по природоведению для 5 класса и методического письма министерства образования и науки республики Татарстан от 11.03.09 № 1510/9: «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход»

Курс Природоведение интегрирует и на новой качественной основе развивает знания учащихся, полученные при изучении курсов Окружающий мир и Природоведение в начальной школе.                                                                                    

При изучение курса Природоведение в 5 классе учащиеся расширяют полученные в начальной школе представления о Солнце и Солнечной системе, о природных компонентах ,отображающей природу. Продолжается знакомство с ролью и местом человека в природе, доказывается зависимость здоровья человека от состоянии окружающей  природной среды.                                        

     В содержание курса большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся. Рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы, конкретные примеры влияния человека на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и влияние природы на хозяйственную деятельность человека.

       Содержание курса «Природоведение» готовит учащихся к восприятию таких систематических курсов основной школы, как география, биология, химия, физика.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению для 5 класса "Природоведение" автора Н.И.Сонина//Программы для общеобразовательных учреждений .Природоведение 5 класс.Биология.6-11 классы.-М.: Дрофа, 2006.-138 с.//полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

           Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часа в неделю.

.

        Обучение ведется на основе учебника А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.М., «Дрофа», 2004г;рабочей тетради этих же авторов.

          Содержание курса «Природоведение», в отличие от действующих курсов «Естествознания», дополняет и развивает имеющиеся у учащихся картографические знания.

Большое внимание уделяется практическим навыкам ориентирования на местности, формированию умений пользоваться планом местности, использовать местные признаки для ориентирования и т.д.Учащиеся расширяют первичные представления о глобусе, о приемах измерении расстоянии на местности.

            Основные требования

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

         Задачами курса являются :

  1. -формирование у учащихся правильных пространственных представлений в природных, социальных и экономических системах Земли от планетарных (о Земле, как планете солнечной системы, о влиянии солнца и луны на жизнь землян, о внутренних и внешних силах земли, о ее природе и населении) до локальных
  2. -раскрыть закономерности эволюции растительного , животного мира, человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  1. о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  2. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия  проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  11. использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  2. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях

                     Характеристика классов:

5а,б классы являются наиболее мотивированными к учебе, способны решать учебные задания высокого уровня .В связи с этим формы проведения уроков направлены на большую самостоятельность в добывании знаний , развитии речи, составлении различных докладов, выступлений.

5в,г классы менее организованы.Среди коллектива класса есть как сильные , так и плохо успевающие ученики. Поэтому в этих классах при разработке уроков необходимо учитывать прежде всего индивидуально-дифференцированный подход.

                   РНК применяется при изучении тем: «Горные породы», «Суша», «Погода.Климат», «Воды суши», «Беспозвоночные, позвоночные животные», «Среды обитания организмов», «Природные зоны Земли», «Как человек изменил Землю?»

                                   Содержание программы:

Тема

Количество часов

Количество практических работ

Как человек изучает природу

10

4

Многообразие тел,веществ и явлений природы

40

14

Здоровье человека и безопасность жизни

10

4

УМК:рабочая тетрадь. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение с заданиями ЕГЭ .

Дополнительная литература: Методическое пособие Т.В.Казачек «Поурочные  планы по природоведению» , Изд. «Учитель», Волгоград, 2007

Сборник тестов по природоведению М., «Дрофа», 2006 год.

Учебник А.А.Плешакова, Н.И. Сонина. Природоведение, 5 класс.М.,:

«Дрофа», 2005 год.

                             Оснащение кабинета:

            1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Стандарт основного общего образования по биологии

2.Примерная программа основного общего образования по биологии

3.Книги для чтения по всем разделам курса биологии

4.Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

5.Определитель растений, птиц

6.Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса

7.Учебники по всем разделам

            2. Печатные пособия:

Таблицы:

1.Правила поведения в учебном кабинете

2.Правила поведения на экскурсии

           3.Карты:

1.Зоогеографическая карта мира

2.Природные зоны Росси

           4. Технические средства обучения:

1.Компьютер

            5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1.Микроскоп школьный

            6.Модели:

1.Торс человека

2.Набор моделей органов человека

3.Скелет позвоночных животных

              7.Натуральные объекты:

Гербарии.

Влажные препараты

Коллекции:

Вредители с/х культур

Микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии

Живые объекты:

Комнатные растения по экологическим группам

             8.Специализированная учебная мебель:

1.Доска аудиторная с магнитной поверхностью

2.Стол демонстрационный

3.Стол письменный для учителя

4.Столы двухместные ученические в комплекте со стульями

5.Шкафы секционные для оборудования.

6.Раковина-мойка

7.Стенды экспозиционные



Предварительный просмотр:

36

Многообразие кольчатых червей.

1

Комбинированный

урок

Выполнение лаб.раб.

Лаб.раб.№8 : «Внешнее

Строение дождевого червя»

Определять

принадлежность

Кольчатых

червей к разным классам

С.122-125

37

Контрольная работа №5: «Черви»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполнение письменных заданий

Повторить тему

38.

Общая характеристика типа моллюски

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником ,дискуссия

Лаб.раб.№9: «Внешнее строение моллюска»

Выделять признаки типа моллюски

С.134-135

39

Многообразие и значение моллюсков

1

Комбинированный

урок

Программи-

рованный

опрос

Задания к немому рисунку на с.142

Определять

принадлежность

Моллюсков к разным классам

С.136-142

40

Происхождение членистоногих и особенности организации

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоя-

тельная

работа

Вопрос со свободным ответом по выбору учителя

Объяснять происхождение

членистоногих

С.144

41

Класс ракообразные

1

Комбинированный

урок

Программи-

рованный

опрос

Задание 88 на с.48 в рабочейтетради

Описывать строение ракообразных

С.145-150

42

Класс паукообразные

1

Комбинированный

урок

Программи-

рованный

опрос

Задание 96 на с.50 в рабочейтетради

Описывать строение паукообразных

С.152-155

43

Общая характеристика насекомых.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником ,дискуссия

Задания к немому рисунку на с.167

Сравнивать представителей

Классов

Членистоногих

С.158-162

44

Размножение и развитие насекомых

1

Комбинированный

урок

Самостоя-

тельная

работа

Вопрос со свободным ответом по выбору учителя

Распознавать и

описывать стадии развития с неполным превращением

С.163

45

Значение и многообразие насекомых

1

Комбинированный

урок

Лаб.раб.№10: «Изучение внешнего строения и многообразия насекомых»

Объяснятьроль насекомых в природе и жизни человека

С.163-165

46

Контрольная работа №6: «Членистоногие»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполнение письменных заданий

Контроль и систематизация знаний

Повторить тему

47

Общая характеристика иглокожих

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником ,дискуссия

Задания к немому рисунку на с.173

Характеризовать

тип Иглокожих

С.170-171

48

Общая характеристика типа хордовые. .Подтип бес черепные

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником ,дискуссия

Вопрос со свободным ответом по выбору учителя

Выделять признаки типа хордовые

С.174-175

49

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы

1

Комбинированный

урок

Самостоя-

тельная

работа

Вопрос со свободным ответом по выбору учителя

Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека

С.180-181

50

Костные рыбы

1

Комбинированный

урок

Выполнение лаб.раб.

Лаб.раб.№11: «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Определять

принадлежность

рыб к разным отрядам

С.176-179

51

Общая характеристика земноводных.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполнение лаб.раб.

Лаб.раб.№12: «Внешнее строение лягушки»

Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных

С.186-192

52

Многообразие и роль земноводных  в природе и жизни человека.

1

Комбинированный

урок

Самостоя-

тельная

работа

Вопрос 14 на с.194

Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые

С.201

53

Контрольная работа №7: «Земноводные»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполнение письменных заданий

Повторить тему

54

Общая характеристика пресмыкающихся.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником ,дискуссия

Задание 130 на с.65 в рабочей тетради

Сравнивать

пресмыкающихся

и земноводных

С.196-200

55

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

1

Комбинированный

урок

Работа с учебником ,дискуссия

Задания к немому рисунку на с.203

Объяснять значение пресмыкающихся в природе и жизни человека

С.201

56

Общая характеристика птиц.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполнение лаб.раб.

Лаб.раб.№13: «Внешнее строение птицы»

Выделять особенности строения птиц к полету

С.204-211

57

Экологические группы птиц.

1

Комбинированный

урок

Самостоя-

тельная

работа

Задания к немому рисунку на с.221

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп

С.213-217

58

Роль птиц в природе и жизни человека

1

Комбинированный

урок

Программи-

рованный

опрос

Вопрос 15 на с.220

Объяснять значение птиц в природе и жизни человека

С.218-219

59

Контрольная работа №8: «Птицы»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполнение письменных заданий

Повторить тему

60

Общая характеристика класса млекопитающих

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполнение лаб.раб.

Лаб.раб.№14: «Внешнее строение млекопитающих»

Объяснять происхождение

Млекопитающих

С.222-223

61

Внутреннее строение млекопитающих.

1

Комбинированный

урок

Программи-

рованный

опрос

Задание 154-155 на с.75 в рабочей тетради

Выделять особенности строения млекопитающих

С.224-228

62

Размножение и развитие млекопитающих.

1

Комбинированный

урок

Программи-

рованный

опрос

Задание 158-159 на с.76 в рабочей

тетради

Объяснять особенности развития

С.229

63

Многообразие млекопитающих

1

Комбинированный

урок

Самостоя-

тельная

работа

Вопрос со свободным ответом по выбору учителя

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам

С.230-235

64

Контрольная работа №9: «Млекопитающие»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполнение письменных заданий

Повторить тему

65

Общая характеристика вирусов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником ,дискуссия

Задания к немому рисунку на с.245

Объяснять значение вирусов в природе и жизни человека

С.242

66

Значение вирусов.

1

Комбинированный

урок

Программи-

рованный

опрос

Вопрос со свободным ответом по выбору учителя

Объяснять значение вирусов в природе и жизни человека

С.243

67

Многообразие живых организмов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Программи-

рованный

опрос

Вопрос со свободным ответом по выбору учителя

Объяснять родство,общность

происхождения и эволюцию растений и животных

С.

68

Пр.раб.№3 : «Распознавание животных своей местности ,определение их систематического положения и значение в жизни человека»

1

Комбинированый

урок

Выполнение пр.раб.

Закончить пр.раб

69

Урок-обобщение по теме: «Царство животные»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Программи-

рованный

опрос

Вопрос со свободным ответом по выбору учителя

70

Летние задания по курсу



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 7 класс.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология» и методического письма министерства образования и науки республики Татарстан от 11.03.09 № 1510/9: «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход»

 Многообразие живых организмов» автора В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, плотностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов длительности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

  Характеристика классов:

7а класс-класс с низкой мотивацией к учебе, есть как активные ,работоспособные,так и учащиеся с низким качеством учебы, поэтому при планировании уроков необходимо уделять внимание индивидуально-дифференцированному подходу.

7б класс-преобладают учащиеся с высокой мотивацией, следовательно в этом классе необходимо уделять внимание развитию творческих способностей, включать уроки-конференции, семинары.

7в класс-класс наиболее дисциплинирован и исполнителен, здесь можно создать условия для самостоятельного добывания знаний, давать задания творческого характера, например создание презентаций по темам занятий,с последующим обсуждением.

7г класс-очень активный, шумный класс, учащиеся с удовольствием вступают в беседу, легко высказывают свое мнение, поэтому здесь больше подойдут уроки-диспуты, конференции.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

УМК:В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006. – 64с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические аспекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. – 272с.;

а также методических пособий для учителя:

1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. -  М.: Дрофа, 2005-06гг.;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. – 256с.;
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 128с., 6 ил. – (Дидактические материалы).
  4. Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И. «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина Н.И. - М.: Дрофа, 2006. – 46с.
  5. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.-304с.
  6. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. – 112с.
  7. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. – 224с.;

для учащихся:

  1. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006. – 64с.
  2. Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000.-206с.:ил.
  3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998, - 704с.: ил.
  4. Секреты природы/ Пер. с англ. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999, - 432с.
  5. Красная книга Волгоградской области. Т.1. Животные. – Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. – 172с.

РНК используется при изучении  следующих тем: «Общая характеристика грибов», «Общая характеристика царства Растения», «Кольчатые черви», «Многообразие и значение моллюсков», «Членистоногие» и при изучении хордовых.

Примерное календарно- тематическое планирование:

Класс:7

Учитель: Рахматуллина А.Х.

Количество часов на I полугодие:35

Количество часов на II полугодие:35

Всего: 70 часов

В неделю 2 часа

Плановых контрольных работ :5

Практических работ: 3

Лабораторных работ: 14

Административных контрольных работ-

   Содержание программы:

Тема

Количество часов

Практические,лабораторные работы

Царство Прокариоты

2

-

Царство Грибы

5

2

Царство Растения

16

6

Животные

37

9

Царство Вирусы

2

-

                             Учебно-методическое обеспечение:

            1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Стандарт основного общего образования по биологии

2.Примерная программа основного общего образования по биологии

3.Книги для чтения по всем разделам курса биологии

4.Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

5.Определитель растений, птиц

6.Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса

7.Учебники по всем разделам

            2. Печатные пособия:

Таблицы:

1.Правила поведения в учебном кабинете

2.Правила поведения на экскурсии

           3.Карты:

1.Зоогеографическая карта мира

2.Природные зоны Росси

           4. Технические средства обучения:

1.Компьютер

            5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1.Микроскоп школьный

            6.Модели:

1.Торс человека

2.Набор моделей органов человека

3.Скелет позвоночных животных

              7.Натуральные объекты:

Гербарии.

Влажные препараты

Коллекции:

Вредители с/х культур

Микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии

Живые объекты:

Комнатные растения по экологическим группам

             8.Специализированная учебная мебель:

1.Доска аудиторная с магнитной поверхностью

2.Стол демонстрационный

3.Стол письменный для учителя

4.Столы двухместные ученические в комплекте со стульями

5.Шкафы секционные для оборудования.

6.Раковина-мойка

7.Стенды экспозиционные



Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля , измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения по плану

Дата проведен.

Фактич.

1.

Биология как наука о живой природе.Роль биологии в практической деятельности людей

1

Вводный урок

Работа с учебником, анализ текста

Задания со свободным ответом

Характеризовать биологию как комплексную науку

С.3-5

2.

Признаки живых организмов

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания №3,4,6,7,8 (раздел 1, глава 1)  в раб.тетр.

Доказывать, что живые организмы-открытые системы

С.7-11

3.

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие

1

Комбинированный урок

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания №1-7(раздел 1, глава 2) в раб.тетр

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

Подготовить сообщения о Ж.Б. Ламарке

4.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

1

Комбинированный урок

Заслушивание сообщений

Задания №1,2,5(раздел 3, глава 3)

В раб.тетр

Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка

П.2,3,4

5-6.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

2

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1-4 (п.5, глава 3) в раб.тетр.

Называть основные положения учения Дарвина

П.5

7.

Формы естественного отбора

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-8 (п.6, глава 3) в раб.тетр.

Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами отбора

П.6

8.

Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1,2,3,6 (п.7, глава 4) в раб.тетр.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов

П.7,8,9

9.

Выявление приспособленности к среде обитания

1

Урок закрепления знаний

Выполнение пр.раб.

Пр.раб.№1: «Выявление приспособленности к среде обитания»

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания

Выводы к пр.раб

10.

Вид,его критерии и структура

1

Комбинированный урок

Задания со свободным ответом

Задания №1 (п.10, глава 5) в раб.тетр.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

П.10

11.

Популяция

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №4,5 (п.10, глава 5) в раб.тетр.

Называть признаки популяции

Вопрос №6 к п.10

12.

Видообразование

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №2,3 (п.10, глава 5) в раб.тетр.

Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни

П.11

13.

Биологические последствия адаптации

1

Комбинированный урок

Задания со свободным ответом

Задания №1-3 (п.12, глава 6) в раб.тетр.

Раскрывать сущность эволюционных изменений

Глава 6, с.59

14.

Главные направления эволюции

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №4-7 (п.10, глава 5) в раб.тетр.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

П.12

15.

Контрольная работа №2 : «Учение об эволюции органического мира»

1

Урок контроля,

оценки и коррекции знаний

Выполнение письменных заданий

Контроль и систематизация знаний

Повторить тему

16.

Современные представления о происхождении жизни.

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Вопросы 5,6,7 к п.11

Выделять наиболее сложную проблему  в вопросе происхождения жизни

Повторить п.11

17.

Начальные этапы

развития жизни. Эра древнейшей жизни.

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-10 (п.15, глава 7) в раб.тетр.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды

П.15

18.

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эру

1

Урок комплексного применения ЗУН

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1-8(п.16, глава 8) в раб.тетр.

Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирования

П.17

19.

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1,2,4,8,9 (п.18, глава 8) в раб.тетр.

Выделять факторы , которые в большей степени определяют эволюцию

П.19

20.

Место и роль человека  в системе органического мира. Эволюция человека

1

Урок комплексного применения ЗУН

Программированный опрос

Задания №1,3,4,8 (п.20, глава 8) в раб.тетр.

Доказывать единство человеческих рас

П.20

21.

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1,2,3 (п.21, глава 9) в раб.тетр.

Приводить примеры макро- и микроэлементов

П.21

22.

Органические вещества клетки. Углеводы.Липиды.

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №12,13,15,16,17.19,22 (п.10, глава 5) в раб.тетр.

Называть органические вещества клетки.

П.22

23.

Органические вещества клетки. Белки

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №2,4,5,7,8.9,10 (п.22, глава 9) в раб.тетр.

Определять признаки деления белков на простые и сложные

Глава 9,п.22

24.

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты

1

Комбинированный урок

Задания со свободным ответом

Задания №26-29(п.22, глава 9) в раб.тетр.

Сравнивать строение молекул ДНК и РНК

С.111-112,п.22

25.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1,2 (п.24, глава 10) в раб.тетр.

Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции

П.23

26.

Пластический обмен. Биосинтез  белков, жиров, углеводов

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №3,4,5(п.23, глава 10) в раб.тетр.

Объяснять сущность генетического кода

П.23

27.

Энергетический обмен.Внутриклеточное пищеварение. Дыхание

1

Комбинированный урок

Задания со свободным ответом

Задания №1,2,4,5(п.24, глава 10) в раб.тетр.

Характеризовать этапы энергетического обмена

П.24

28.

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.Практическая работа №2

1

Урок комплексного применения ЗУН

Задания со свободным ответом

Задания №2,4,5 (п.25, глава 11) в раб.тетр.Пр.раб.№2: «Изучение клеток бактерий»

Доказывать примитивность прокариотических клеток

П.25

29.

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-6 (п.26, глава 11) в раб.тетр.

Описывать механизм пиноцитоза, фагоцитоза

П.26

30.

Эукариотическая клетка. Ядро

1

Комбинированный урок

Задания со свободным ответом

Задания №1-8 (п.27, глава 11) в раб.тетр.

Объяснять механизм образования хромосом

П.27

31.

Изучение клеток растений и животных. Практическая работа №3

1

Урок комплексного применения ЗУН

Программированный опрос

Задания №1 (п.10, глава 5) в раб.тетр.

 Практическая работа №3: «Изучение клеток растений и животных»

Распознавать и описывать  на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных

Повторить тему

32.

Деление клеток

1

Комбинированный урок

Задания со свободным ответом

Задания №1-5 (п.28, глава 11) в раб.тетр.

Объяснять биологическое значение митоза, мейоза

П.28

33.

Клеточная теория

Строения организмов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Программированный опрос

Задания со свободным ответом

Приводить примеры организма, имеющего клеточное и неклеточное строение

П.29

34.

Контрольная работа №3 по теме: «Клетка»

1

Урок контроля,

оценки и коррекции знаний

Выполнение письменных заданий

Контроль и систематизация знаний

Повторить тему

35.

Размножение.Бесполое размножение.

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1,2,3 (п.30, глава 12) в раб.тетр.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения

П.30

36.

Половое размножение. Развитие половых клеток.Оплодотворение.

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1 ,7,8,10,11(п.30, глава 12) в раб.тетр.

Объяснять эволюционное преимущество полового размножения

П.31

37.

Онтогенез. Эмбриональный период развития

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-4 (п.32, глава 13) в раб.тетр.

Характеризовать сущность эмбрионального периода развития

П.32

38.

Онтогенез. Посиэмбриональный период развития

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1,2,4 (п.33, глава 5) в раб.тетр.

Объяснять биологическое значение метаморфоза

П.33

39.

Общие закономерности развития

1

Урок комплексного применения ЗУН

Задания со свободным ответом

Задания №1 (п.34, глава 9) в раб.тетр.

Давать определение понятию эмбриогенез

П.34

40.

Основные понятия генетики

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1 (п.35, глава 5) в раб.тетр.

Давать определения понятиям

П.35

41-42.

Законы Г.Менделя

2

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №7,8,10,11,12,13,16 (п.37, глава 14) в раб.тетр.

Составлять схему дигибридного скрещивания

П.36-37

43.

Генетика пола

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-7 (п.39, глава 5) в раб.тетр.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний

П.39

44.

Генотип, как система взаимодействующих генов

1

Комбинированный урок

Задания со свободным ответом

Задания №1-7 (п.40, глава 7) в раб.тетр.

Давать определения терминам

П.40

45.

Практическая работа №4: «Решение генетических задач»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение пр.раб

Практическая работа №4: «Решение генетических задач»

Решать задачи

Повторить п.11

46.

Наследственная (генотипическая)

изменчивость

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-12 (п.41, глава 15) в раб.тетр.

Давать определения терминам

П.41

47.

Фенотипическая( модификационная изменчивость)

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-4 (п.42, глава 15) в раб.тетр.

Характеризовать модификационную изменчивость

П.42

48.

Выявление изменчивости  организмов.Пр.работа №5

1

Урок комплексного применения ЗУН

Задания со свободным ответом

«Выявление изменчивости  организмов.»Пр.работа №5

Выявлять и описывать разные формы изменчивости

Закончить пр.раб

49.

Контрольная работа №4 : «Наследственность и изменчивость»

1

Урок контроля,

оценки и коррекции знаний

Программированный опрос

Контроль и систематизация знаний

Повторить тему

50.

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1-7 (п.43, глава 16) в раб.тетр.

Объяснять причину совпадения  центров многообразия культурных растений

П.43

51.

Методы селекции растений, животных

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-10 (п.44, глава 16) в раб.тетр.

Характеризовать методы селекции

П.44

52.

Селекция микроорганизмов.Достижения  и основные направления современной селекции

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1,2,3,4 (п.45, глава 16) в раб.тетр.

Давать определения терминам

П.45

53.

Структура биосферы

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1-4 (п.46, глава 5) в раб.тетр.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы

П.46

54.

Круговорот веществ в природе

1

Комбинированный урок

Задания со свободным ответом

Задания №1-6 (п.47, глава 17) в раб.тетр.

Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме

П.47

55.

Экологические факторы

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1,7,9,11 (п.50, глава 17) в раб.тетр.

Давать определения терминам

П.50,51

56.

Биогеоценозы.Биоценозы.Видовое разнообразие

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ текста

Задания №1,2,3,6 (п.52, глава 17) в раб.тетр.

Давать определения терминам

П.52

57.

Пищевые связи в экосистемах.Практическая работа №6:

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение пр.раб

Пищевые связи в экосистемах.Практическая работа №6: «Составление схем и передачи веществ и энергии»

Объяснять направления потока вещества в пищевой цепи

П.52, вопросы 4-7

58.

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания №1-9 (п.53, глава 17) в раб.тетр.

Давать определения терминам

П.53

59.

Изучение и описание экосистем своей местности . Практическая работа №7

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение пр.раб

Практическая работа №7: «Выявление типов взаимодействия»

Изучать процессы , происходящие в экосистемах

Подготовить  сообщение о ресурсах Земли

60.

Природные ресурсы и их использование.

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания 1,2,3,5,6 (глава 18. п.54)

Раскрывать сущность рационального природопользования

П.54

61.

Роль человека в биосфере.

1

Комбинированный урок

Программированный опрос

Задания 4,5,6 (глава 18. п.55)

Раскрывать роль человека в биосфере

П.55

62.

Последствия деятельности человека в экосистемах.Практическая работа №8

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение пр.раб

Практическая работа №8: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Объяснять необходимость защиты окружающей среды

Закончит пр.раб

63.

Экологические проблемы.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Задания со вободным ответом

Сообщения учащихся

Предлагать пути решения глобальных экологических проблем

Повторить материал глав №2,3,4,5,6

64.

Становление современной теории эволюции.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Программированный опрос

Разноуровневые тесты

Знать современную теорию эволюции

Повторить главы 9-11

65.

Клетка-структурная и функциональная единица живого.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Программированный опрос

тестирование

Объяснять рисунки и схемы , представленные в учебнике

Вопросы к текстам п.21-27

66.

Закономерности наследственности,изменчивости.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Программированный опрос

тестирование

Составлять родословные, решать генетические задачи

Повторить главы 17,18

67.

Взаимодействие организма и среды обитания.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Программированный опрос

тест

Проводить самостоятельный поиск биологической информации

Подготовиться к контрольной работе

68.

Итоговая контрольная работа.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение письменных заданий

Контроль и систематизация знаний

Подготовить сообщения на экологическую тематику

69.

Урок –обобщение по теме «Биосфера и человек»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Заслушивание сообщений

Систематизация знаний

70.

Летние задания по курсу

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Запись и объяснение заданий



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 9 класс.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//,  и методического письма министерства образования и науки республики Татарстан от 11.03.09 № 1510/9: «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход»

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возростными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

               Характеристика классов:

9 а,т  классы являются высокоорганизованными, имеют высокую мотивацию к учебе, поэтому система уроков сориентированы на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к анализу и использованию информации, самостоятельному поиску дополнительной литературы, сообщениями перед учащимися.

9б класс является классом  с низкой мотивацией к учебе, поэтому при разработке и планированию уроков необходимо будет менять виды деятельности, работать с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе.

9в класс является классом с низкой мотивацией к учебе, слабой дисциплиной. Класс подвижный, весь урок необходимо заинтересовывать учащихся, уделять внимание познавательной активности у учащихся и работе с учебником

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

РНК применяется при изучении следующих тем: «Основные свойства живых организмов», «Приспособленность организмов к условиям внешней среды», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Селекция растений и животных».

УМК:С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. – 128с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. – 288с.;

а также методических пособий для учителя:

1) Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» -  М.: Дрофа, 2006.-128с.;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
  4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998;
  5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  6. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997;
  7. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. – 216с.

для учащихся:

С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. – 128с.

Примерное календарно-тематическое планирование:

Кол-во часов на 1 полугодие:35

Кол-во часов на 2 полугодие :35

Всего:70 часов

В неделю: 2 часа

Плановых контрольных работ:5

Практических работ:8

        Содержание программы:

Тема

Кол-во

часов

Практические, лабораторные работы

Эволюция живого мира на Земле

19

1

Структурная организация живых организмов

15

2

Размножение и индивидуальное развитие организмов

2

1

Закономерности изменчивости

4

1

Биосфера, ее структура и функции

7

3

                             Оснащение кабинета:

            1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Стандарт основного общего образования по биологии

2.Примерная программа основного общего образования по биологии

3.Книги для чтения по всем разделам курса биологии

4.Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

5.Определитель растений, птиц

6.Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса

7.Учебники по всем разделам

            2. Печатные пособия:

Таблицы:

1.Правила поведения в учебном кабинете

2.Правила поведения на экскурсии

           3.Карты:

1.Зоогеографическая карта мира

2.Природные зоны Росси

           4. Технические средства обучения:

1.Компьютер

            5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1.Микроскоп школьный

            6.Модели:

1.Торс человека

2.Набор моделей органов человека

3.Скелет позвоночных животных

              7.Натуральные объекты:

Гербарии.

Влажные препараты

Коллекции:

Вредители с/х культур

Микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии

Живые объекты:

Комнатные растения по экологическим группам

             8.Специализированная учебная мебель:

1.Доска аудиторная с магнитной поверхностью

2.Стол демонстрационный

3.Стол письменный для учителя

4.Столы двухместные ученические в комплекте со стульями

5.Шкафы секционные для оборудования.

6.Раковина-мойка

7.Стенды экспозиционные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...