Рабочая Программа
рабочая программа (биология, 7 класс) по теме
Этот материал называется Рабочая программа по биологии для 5,7,9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 184 КБ |
![]() | 127.69 КБ |
![]() | 87 КБ |
![]() | 51.5 КБ |
![]() | 189.5 КБ |
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата Провед. Планир. | Дата провед. Факт. | ||||||||
1 | Введение. Науки о природе.Методы изучения природы | 1 | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний | Работа с текстом учебника, анализ текста | Рабочая тетрадь, задания №1,2,3 | Ознакомление с требованиями учителя,формирование понятий | Письменно составить из слов, перечисленных в таблице, пары | ||||||||||
2 | Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выполнение заданий в рабочей тетради | Вопрос №7 на с.27 учебника | Работа с таблицами,формирование понятия : Вселенная | Подготовить сообщение об Аристотеле и Птолемее | ||||||||||
3 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею | 1 | Комбинир. | Работа с текстом учебника | Вопросы №1-9 на с.30 учебника | Умение сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею | Подготовить доклады об Аристотеле и Птолемее | ||||||||||
4 | Николай Коперник и его модель Вселенной | 1 | Комбинир. | Выступления с докладами, работа с учебником | Знание особенностей модели Вселенной , созданной Н.Коперником | Письменно дать сравнительную хар-ку моделей Вселенной | |||||||||||
5 | Дж.Бруно и Г.Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника | 1 | Комбинир. | Работа с текстом учебника | Выполнение заданий в рабочей тетради | Умение самостоятельно работать с учебником | С.10-15 учебника(изучить) | ||||||||||
6 | Солнечная система, ее состав.Планеты земной группы | 1 | Урок изучения новых знаний | Беседа по тексту на с.16-19 | Вопросы 1-3 на с.20 | Умение логически мыслить | С.16-19 учебника(изуч.) | ||||||||||
7 | Планеты-гиганты.Самая маленькая планета-Плутон | 1 | Комбинир. | Заполнение таблицы | Знание характеристик планет | С.22-23(изуч.) В рубрике: Подумайте задание 1 письменно | |||||||||||
8 | Спутники планет | 1 | Урок изучения новых знаний | Работа с учебником | С.26, задание 1 | Знание хар-к спутников | С.17 учебника Зарисовать Луну такой,какой ее видно вечером | ||||||||||
9. | Астероиды.Кометы | 1 | Комбинир. | Выполение заданий в рабочей тетради | Вопросы 1-5 нас.32 | Знать характеристики небесных тел | С.28(изуч.) Задания1и2,с.33 (письменно) | ||||||||||
10 | Метеоры.Метеориты | 1 | Комбинир. | Работа с учебником | Задание 1 с.32 | Формирование представлений о метеорах и метеоритах | С.29(изуч.) | ||||||||||
11 | Звезды.Срлнце-ближайшая к нам звезда | 1 | Комбинир. | Ответы на вопросы | Задание 3,с.33 | Формирование понятия звезда | 1-5 вопросы на с.39 | ||||||||||
12 | Многообразие звезд | 1 | Комбинир. | Самостоятельная работа с текстом | Умение самостоятельно работать с текстом учебника | С.34-35 изучить, подобрать материал о звездах | |||||||||||
13 | Созвездия | 1 | Комбинир. | дискуссия | Практическая работа №1 по карте звездного неба | Выполнение практической работы | Изучить с.35,фигуры созвездий на с.36-37 | ||||||||||
14 | Галактики. Световой год | 1 | Комбинир. | Работа с учебником и таблицей в тетради | Задания в рубрике: подумайте, на с.39 | Умение находить на небе Млечный Путь | Выполнить пр.р., описание которой дано на с.44 | ||||||||||
15 | Многообразие Галактик | 1 | Комбинир | Самостоятельная работа учащихся с учебником | Задание 2 на с.42-43 | Знания о множестве галактик во Вселенной,методы их изучения | Изучить статью о галактиках | ||||||||||
16 | Проверочная работа по теме: Вселенная | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Письменный опрос | Знать основные понятия темы | Повторить тему | |||||||||||
17 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком | 1 | Комбинир. | Выполнение пр.раб. | Пр.раб №2 : «Описание и сравнение признаков веществ. Наблюдение признаков химических реакций.» | Знания о многообразии тел, веществ, явлений | Закончить пр.раб | ||||||||||
18 | Физические явления | 1 | Комбинир | Выполнение пр.раб. | Пр.раб.№3 : «Исследование физических явлений» | Умение ликвидировать пробелы в своих знаниях | Закончить пр.раб. | ||||||||||
19 | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли | 1 | Урок изучения новых знаний | Выполнение заданий в рабочей тетради | Задание 1 на с.54 | Знание сущности термина: гипотеза, современные взгляды на возникновение Земли | Подготовить сообщения об ученых, выдвинувших гипотезы . | ||||||||||
20 | Возникновение Земли | 1 | Комбинир. | Заслушивание сообщений | Умение составлять рассказы , правильно излать подобранный материал | С.50-53(изучить) | |||||||||||
21 | Внутренне строение Земли | 1 | Изучение новых знаний | Работа с учебником и картой п/ш | 1-4 пункты,с.60 | Знания о внутреннем строении Земли | С.56 изучить | ||||||||||
22 | Горные породы, минералы | 1 | Комбинир. | Выполнение заданий в рабочей тетради | Практическая работа №4: Ознакомление со свойствами горных пород и минералов. | Умение выполнять наблюдения | С.56-57 (изучить) | ||||||||||
23 | Землетрясения | 1 | Комбинир | Работа с учебником | Вопросы 1-2 на с.66 | Знать причины землетрясений | С.62 (изучить) | ||||||||||
24 | Вулканы | 1 | Комбинир. | Выполнение заданий в рабочей тетради | Задание 2 на с.66 | Знать причины вулканической деятельности | Ответить на вопросы учебника с.67 | ||||||||||
25 | Суша | 2 | Комбинир | Работа с картой п/ш | Пр.р №5:работа с контурной картой(см.д/з) | Умение показывать на карте материки и окенаны | Изучит с.68-69, На к/к подписать крупнейшие вершины и реки материков | ||||||||||
26 | Атмосфера Земли | 1 | Комбинир | Работа с учебником | Пр.раб№6 «Наблюдение за погодой». Вопросы1-4 на с.78 | Умение самост. Работать с различными источниками знаний | Задания 1-5 на с 78(устно) | ||||||||||
27 | Погода.Климат | 2 | Комбинир | Выполнение заданий в рабочей тетради | Содержание понятий: погода, климат | С.75-76(изучить) | |||||||||||
28 | Ураганы.Смерчи | 1 | Комбинир | Оформление таблицы | Знать причины и результаты ураганов и смерчей | Изучить статью : Беспокойная атмосфера | |||||||||||
29 | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан | 2 | Комбинир. | Работа с учебником | 1-3 задания на с.84 Пр.р №7:на к/к подписать океаны,моря,омывающие Россию | Знать основные части гидросферы | Сообщения по темам: Вода-жидкая руда.Значение воды в природе | ||||||||||
30 | Уникальность планеты Земля | 2 | Комбинир | Заполнение таблицы | 1.2,3 задания на с.90 | Знание местоположение Земли в Солнечной системе | Изучить с.86-87 | ||||||||||
31 | Обобщающий урок по теме :Земля | 1 | Комбинир | Повторение основных понятий темы | Извлечение из разных источников нужной информации | Подготовиться к проверочной работе | |||||||||||
32 | Проверочная работа по теме: Земля | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | тест | Выявление степени и глубины знаний | Повторение | |||||||||||
33 | Развитие жизни на Земле | 1 | Изучение новых знаний | Составление таблицы по прочитанному | Вопросы 1-5 на с.100 Пр.р№5: Рассматривание ископаемых остатков организмов | Знание истории развития жизни на Земле | Изучить с.96-97 | ||||||||||
34 | Животные прошлого | 1 | Комбинир | Работа с коллекцией:формы сохранности ископаемых растений | Умение работать с дополнительной литературой | Прочитать ст.на с.101 | |||||||||||
35 | Живые клетки | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с учебником | Пр.р 8:Изучение светового микроскопа | Умение выполнять несложные практические задания | Изучить с.102-103 | ||||||||||
36 | Разнообразие клеток | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с микроскопом | Знать разновидности клеток | С.104-105 (изучить) | |||||||||||
37 | Царства живой природы.Одноклеточные организмы | 1 | Комбинир | Заполнение таблицы | Задания 1-2 на с.113 Пр.р №9:Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов | Умение работать с микроскопом | С.109, сообщения о разнообразии грибов | ||||||||||
38 | Многоклеточные организмы (грибы, растения) | 1 | Комбинир. | Прослушивание сообщений | Вопросы 3-4 на с.112 Пр.р. №10:Исследование разнообразия растений, влияния температуры, света и влажности на прорастание семян | Знать отличия грибов от растений | Разъяснить понятие –одноклеточные организмы | ||||||||||
39 | Беспозвоночные и позвоночные животные | 1 | Комбинир | Работа по схеме на с.112 | Пр.раб.№ 11 : «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации» | Знать разнообразие животных, их распространение на земном шаре | Привести примеры взаимосвязей растений и животных | ||||||||||
40 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней | 1 | Комбинир | Работа с учебником | Вопросы 1-2 на с.118 Пр.р.№12: Знакомство с организмами разных сред | Знать многообразие сред обитания | С.114-116 (изучить) | ||||||||||
41 | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней | 1 | Комбинир | Работа с учебником | Знать отличительные особенности водной среды | С.115-117 (изучить) | |||||||||||
42 | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней | 1 | Комбинир. | Работа с таблицами, коллекциями | Задание 1 на с.119 | Знания о почве | Раскрыть смысл понятия : среда обитания | ||||||||||
43 | Жизнь на разных материках | 2 | Комбинир. | Заполнение таблицы | Задания 1-3 на с.124 | Знание особенностей растительного и животного мира материков | С.120-123 (изучить) | ||||||||||
44 | Природные зоны Земли | 1 | Комбинир | Выполнение пр.работы | Пр.р.№13:знакомство с растениями разных природных зон | Знание природных зон Земли | Задание на с.131 | ||||||||||
45 | Жизнь в морях и океанах | 2 | Комбинир. | Выполнение пр.работы | Пр.р №14: Рассматривание морских организм ов на влажных препаратах | Знать разнообразие растений и животных морей и океанов | Изучит статью: Жизнь в морях и океанах | ||||||||||
46 | Обобщающие уроки по теме:Жизнь на Земле | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальная беседа по вопросам | Знать отличительные черты живых организмов | Повторить тему | |||||||||||
47 | Происхождение человека . Древние предки человека | 1 | Урок изучения новых знаний | Работа с учебником и таблицами | Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни | С.140 (изучить) Сообщения о жизни древних людей | |||||||||||
48 | Первые люди | 1 | Комбинир. | Заслушивание сообщений | Вопросы 3-6 на с.144 | Формирование представлений о первых людях | С.140-141 (изучить) | ||||||||||
49 | Науки о природе | 1 | Комбинир | Заполнение таблицей | Знать естественные науки | Задания на с.150 | |||||||||||
50 | Методы изучения природы. Наблюдения | 1 | Комбинир | Работа с учебником | Пр.р. №15:методы познания природы.Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий | Умение выполнять несложные наблюдения | Изучить с. 152 | ||||||||||
51 | Эксперимент, измерение-методы познания природы | 1 | Комбинир. | Работа с учебником | Пр.р №16: «Знакомство с назначением и правилами безопасного лабораторного оборудования.Конструирование простейших измерительных приборов»Задания 2и3 на с.156 | Умение пользоваться лабораторным оборудованием | Задания на с.157 | ||||||||||
52 | Оборудование для научных исследований | 1 | Комбинир | Самост. Работа по измерению массы, температуры тела | Пр.р №17: «Измерение длины,массы, температуры.» | Умение работать с увеличительными приборами | Доклады о путешественниках | ||||||||||
53 | История географических открытий. Открытие Америки | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с учебником | Задания на с.102 | Краткая х-ка заслуг путешественников | Изучить с.158 | ||||||||||
54 | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | Урок изучения нового материала | Прослушивание докладов | Задания на с.162 | Умение составлять рассказы | Изучить с.160-161 | ||||||||||
55 | Великие путешественники-первооткрыватели новых земель | 1 | Комбинир | Работа с учебником | Знать имена 3-5 путешественников, кратко охар-ть их заслуги | С.162 | |||||||||||
56 | Как человек изменил Землю | 1 | Комбинир | Ответы на вопросы | Задание 1 на с.169 | Знание экологических проблем | Сообщения о кислотных дождях, озоновой дыре | ||||||||||
57 | Окислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте | 1 | Комбинир | Заслушивание сообщений | Пр.раб.№18 : «Оценка влияния погодных условий насамочувствие людей» | Знать источники загрязнения воздуха | С.167-168 (изучить) | ||||||||||
58 | Жизнь под угрозой | 1 | Комбинир | Выполнение заданий в рабочей тетради | Задания 1-3 на с.172 | Умение составлять рассказы | Сообщения об охраняемых территориях | ||||||||||
59 | Меры сохранения жизни на Земле | 1 | Комбинир | Работа с учебником | Пр.раб.№19 : «Знакомство с экологическими проблемаи своей местности» Задания 1и2 на с.173 | Знать основные меры сохранения биологического разнообразия | Задание 3 на с.173 | ||||||||||
60 | Опустынивание и его причины. Защита земли от опустынивания | 1 | Комбинир | Ответы на вопросы | Знать сущность понятия-опустынивание | Задание 1,2 на с.177 | |||||||||||
61 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни | 1 | Урок изучения новых знаний | Составление конспекта | Пр.раб.№20 : «Измерение своего и массы тела, наблюдение за самочуствием» | Закончить пр.раб. | |||||||||||
62-63 | Профилактика вредных привычек | 2 | Урок изучения новых знаний | Заслушивание докладов | Задания в раб.тетр. | Объяснять влияние вредных привычек на здоровье человека | Конспект в тетради | ||||||||||
64 | Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека | 1 | Урок изучения новых знаний | Составление конспекта | Оценка экологических условий нашей местности | Конспект в тетради | |||||||||||
65-66 | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Составление конспекта | Пр.раб.№21 : «Определение сторон горизонта при помощи компаса» | Знать правила поведения в опасных ситуациях | Закончить пр.раб | ||||||||||
67 | Ядовитые растения своей местности | 1 | Урок изучения новых знаний | Оформление презентаций | Узнавать и перечислять ядовитые растения Татарстана | Выучить конспект | |||||||||||
68 | Ядовитые животные своей местности | 1 | Урок изучения новых знаний | Оформление презентаций | Узнавать и перечислять ядовитые животные Татарстана | Выучить конспект | |||||||||||
69-70 | Способы оказания первой помощи | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Пр.раб.№22 : «Овладение способами оказания первой медицинской помощи» | Знать основные Способы оказания первой помощи | Закончить пр.раб. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта , Примерной программы основного общего образования по природоведению для 5 класса и методического письма министерства образования и науки республики Татарстан от 11.03.09 № 1510/9: «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход»
Курс Природоведение интегрирует и на новой качественной основе развивает знания учащихся, полученные при изучении курсов Окружающий мир и Природоведение в начальной школе.
При изучение курса Природоведение в 5 классе учащиеся расширяют полученные в начальной школе представления о Солнце и Солнечной системе, о природных компонентах ,отображающей природу. Продолжается знакомство с ролью и местом человека в природе, доказывается зависимость здоровья человека от состоянии окружающей природной среды.
В содержание курса большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся. Рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы, конкретные примеры влияния человека на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и влияние природы на хозяйственную деятельность человека.
Содержание курса «Природоведение» готовит учащихся к восприятию таких систематических курсов основной школы, как география, биология, химия, физика.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению для 5 класса "Природоведение" автора Н.И.Сонина//Программы для общеобразовательных учреждений .Природоведение 5 класс.Биология.6-11 классы.-М.: Дрофа, 2006.-138 с.//полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часа в неделю.
.
Обучение ведется на основе учебника А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.М., «Дрофа», 2004г;рабочей тетради этих же авторов.
Содержание курса «Природоведение», в отличие от действующих курсов «Естествознания», дополняет и развивает имеющиеся у учащихся картографические знания.
Большое внимание уделяется практическим навыкам ориентирования на местности, формированию умений пользоваться планом местности, использовать местные признаки для ориентирования и т.д.Учащиеся расширяют первичные представления о глобусе, о приемах измерении расстоянии на местности.
Основные требования
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачами курса являются :
- -формирование у учащихся правильных пространственных представлений в природных, социальных и экономических системах Земли от планетарных (о Земле, как планете солнечной системы, о влиянии солнца и луны на жизнь землян, о внутренних и внешних силах земли, о ее природе и населении) до локальных
- -раскрыть закономерности эволюции растительного , животного мира, человека.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях
Характеристика классов:
5а,б классы являются наиболее мотивированными к учебе, способны решать учебные задания высокого уровня .В связи с этим формы проведения уроков направлены на большую самостоятельность в добывании знаний , развитии речи, составлении различных докладов, выступлений.
5в,г классы менее организованы.Среди коллектива класса есть как сильные , так и плохо успевающие ученики. Поэтому в этих классах при разработке уроков необходимо учитывать прежде всего индивидуально-дифференцированный подход.
РНК применяется при изучении тем: «Горные породы», «Суша», «Погода.Климат», «Воды суши», «Беспозвоночные, позвоночные животные», «Среды обитания организмов», «Природные зоны Земли», «Как человек изменил Землю?»
Содержание программы:
Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Как человек изучает природу | 10 | 4 |
Многообразие тел,веществ и явлений природы | 40 | 14 |
Здоровье человека и безопасность жизни | 10 | 4 |
УМК:рабочая тетрадь. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение с заданиями ЕГЭ .
Дополнительная литература: Методическое пособие Т.В.Казачек «Поурочные планы по природоведению» , Изд. «Учитель», Волгоград, 2007
Сборник тестов по природоведению М., «Дрофа», 2006 год.
Учебник А.А.Плешакова, Н.И. Сонина. Природоведение, 5 класс.М.,:
«Дрофа», 2005 год.
Оснащение кабинета:
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Стандарт основного общего образования по биологии
2.Примерная программа основного общего образования по биологии
3.Книги для чтения по всем разделам курса биологии
4.Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
5.Определитель растений, птиц
6.Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса
7.Учебники по всем разделам
2. Печатные пособия:
Таблицы:
1.Правила поведения в учебном кабинете
2.Правила поведения на экскурсии
3.Карты:
1.Зоогеографическая карта мира
2.Природные зоны Росси
4. Технические средства обучения:
1.Компьютер
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1.Микроскоп школьный
6.Модели:
1.Торс человека
2.Набор моделей органов человека
3.Скелет позвоночных животных
7.Натуральные объекты:
Гербарии.
Влажные препараты
Коллекции:
Вредители с/х культур
Микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии
Живые объекты:
Комнатные растения по экологическим группам
8.Специализированная учебная мебель:
1.Доска аудиторная с магнитной поверхностью
2.Стол демонстрационный
3.Стол письменный для учителя
4.Столы двухместные ученические в комплекте со стульями
5.Шкафы секционные для оборудования.
6.Раковина-мойка
7.Стенды экспозиционные
Предварительный просмотр:
36 | Многообразие кольчатых червей. | 1 | Комбинированный урок | Выполнение лаб.раб. | Лаб.раб.№8 : «Внешнее Строение дождевого червя» | Определять принадлежность Кольчатых червей к разным классам | С.122-125 | ||
37 | Контрольная работа №5: «Черви» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполнение письменных заданий | Повторить тему | ||||
38. | Общая характеристика типа моллюски | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником ,дискуссия | Лаб.раб.№9: «Внешнее строение моллюска» | Выделять признаки типа моллюски | С.134-135 | ||
39 | Многообразие и значение моллюсков | 1 | Комбинированный урок | Программи- рованный опрос | Задания к немому рисунку на с.142 | Определять принадлежность Моллюсков к разным классам | С.136-142 | ||
40 | Происхождение членистоногих и особенности организации | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Самостоя- тельная работа | Вопрос со свободным ответом по выбору учителя | Объяснять происхождение членистоногих | С.144 | ||
41 | Класс ракообразные | 1 | Комбинированный урок | Программи- рованный опрос | Задание 88 на с.48 в рабочейтетради | Описывать строение ракообразных | С.145-150 | ||
42 | Класс паукообразные | 1 | Комбинированный урок | Программи- рованный опрос | Задание 96 на с.50 в рабочейтетради | Описывать строение паукообразных | С.152-155 | ||
43 | Общая характеристика насекомых. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником ,дискуссия | Задания к немому рисунку на с.167 | Сравнивать представителей Классов Членистоногих | С.158-162 | ||
44 | Размножение и развитие насекомых | 1 | Комбинированный урок | Самостоя- тельная работа | Вопрос со свободным ответом по выбору учителя | Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением | С.163 | ||
45 | Значение и многообразие насекомых | 1 | Комбинированный урок | Лаб.раб.№10: «Изучение внешнего строения и многообразия насекомых» | Объяснятьроль насекомых в природе и жизни человека | С.163-165 | |||
46 | Контрольная работа №6: «Членистоногие» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполнение письменных заданий | Контроль и систематизация знаний | Повторить тему | |||
47 | Общая характеристика иглокожих | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником ,дискуссия | Задания к немому рисунку на с.173 | Характеризовать тип Иглокожих | С.170-171 | ||
48 | Общая характеристика типа хордовые. .Подтип бес черепные | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником ,дискуссия | Вопрос со свободным ответом по выбору учителя | Выделять признаки типа хордовые | С.174-175 | ||
49 | Происхождение рыб. Хрящевые рыбы | 1 | Комбинированный урок | Самостоя- тельная работа | Вопрос со свободным ответом по выбору учителя | Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека | С.180-181 | ||
50 | Костные рыбы | 1 | Комбинированный урок | Выполнение лаб.раб. | Лаб.раб.№11: «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» | Определять принадлежность рыб к разным отрядам | С.176-179 | ||
51 | Общая характеристика земноводных. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выполнение лаб.раб. | Лаб.раб.№12: «Внешнее строение лягушки» | Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных | С.186-192 | ||
52 | Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный урок | Самостоя- тельная работа | Вопрос 14 на с.194 | Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые | С.201 | ||
53 | Контрольная работа №7: «Земноводные» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполнение письменных заданий | Повторить тему | ||||
54 | Общая характеристика пресмыкающихся. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником ,дискуссия | Задание 130 на с.65 в рабочей тетради | Сравнивать пресмыкающихся и земноводных | С.196-200 | ||
55 | Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником ,дискуссия | Задания к немому рисунку на с.203 | Объяснять значение пресмыкающихся в природе и жизни человека | С.201 | ||
56 | Общая характеристика птиц. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выполнение лаб.раб. | Лаб.раб.№13: «Внешнее строение птицы» | Выделять особенности строения птиц к полету | С.204-211 | ||
57 | Экологические группы птиц. | 1 | Комбинированный урок | Самостоя- тельная работа | Задания к немому рисунку на с.221 | Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп | С.213-217 | ||
58 | Роль птиц в природе и жизни человека | 1 | Комбинированный урок | Программи- рованный опрос | Вопрос 15 на с.220 | Объяснять значение птиц в природе и жизни человека | С.218-219 | ||
59 | Контрольная работа №8: «Птицы» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполнение письменных заданий | Повторить тему | ||||
60 | Общая характеристика класса млекопитающих | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выполнение лаб.раб. | Лаб.раб.№14: «Внешнее строение млекопитающих» | Объяснять происхождение Млекопитающих | С.222-223 | ||
61 | Внутреннее строение млекопитающих. | 1 | Комбинированный урок | Программи- рованный опрос | Задание 154-155 на с.75 в рабочей тетради | Выделять особенности строения млекопитающих | С.224-228 | ||
62 | Размножение и развитие млекопитающих. | 1 | Комбинированный урок | Программи- рованный опрос | Задание 158-159 на с.76 в рабочей тетради | Объяснять особенности развития | С.229 | ||
63 | Многообразие млекопитающих | 1 | Комбинированный урок | Самостоя- тельная работа | Вопрос со свободным ответом по выбору учителя | Определять принадлежность млекопитающих к отрядам | С.230-235 | ||
64 | Контрольная работа №9: «Млекопитающие» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполнение письменных заданий | Повторить тему | ||||
65 | Общая характеристика вирусов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником ,дискуссия | Задания к немому рисунку на с.245 | Объяснять значение вирусов в природе и жизни человека | С.242 | ||
66 | Значение вирусов. | 1 | Комбинированный урок | Программи- рованный опрос | Вопрос со свободным ответом по выбору учителя | Объяснять значение вирусов в природе и жизни человека | С.243 | ||
67 | Многообразие живых организмов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Программи- рованный опрос | Вопрос со свободным ответом по выбору учителя | Объяснять родство,общность происхождения и эволюцию растений и животных | С. | ||
68 | Пр.раб.№3 : «Распознавание животных своей местности ,определение их систематического положения и значение в жизни человека» | 1 | Комбинированый урок | Выполнение пр.раб. | Закончить пр.раб | ||||
69 | Урок-обобщение по теме: «Царство животные» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Программи- рованный опрос | Вопрос со свободным ответом по выбору учителя | ||||
70 | Летние задания по курсу |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 7 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология» и методического письма министерства образования и науки республики Татарстан от 11.03.09 № 1510/9: «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход»
Многообразие живых организмов» автора В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, плотностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов длительности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Характеристика классов:
7а класс-класс с низкой мотивацией к учебе, есть как активные ,работоспособные,так и учащиеся с низким качеством учебы, поэтому при планировании уроков необходимо уделять внимание индивидуально-дифференцированному подходу.
7б класс-преобладают учащиеся с высокой мотивацией, следовательно в этом классе необходимо уделять внимание развитию творческих способностей, включать уроки-конференции, семинары.
7в класс-класс наиболее дисциплинирован и исполнителен, здесь можно создать условия для самостоятельного добывания знаний, давать задания творческого характера, например создание презентаций по темам занятий,с последующим обсуждением.
7г класс-очень активный, шумный класс, учащиеся с удовольствием вступают в беседу, легко высказывают свое мнение, поэтому здесь больше подойдут уроки-диспуты, конференции.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
УМК:В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006. – 64с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические аспекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. – 272с.;
а также методических пособий для учителя:
1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-06гг.;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. – 256с.;
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 128с., 6 ил. – (Дидактические материалы).
- Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И. «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина Н.И. - М.: Дрофа, 2006. – 46с.
- Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.-304с.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. – 112с.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. – 224с.;
для учащихся:
- В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006. – 64с.
- Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000.-206с.:ил.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998, - 704с.: ил.
- Секреты природы/ Пер. с англ. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999, - 432с.
- Красная книга Волгоградской области. Т.1. Животные. – Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. – 172с.
РНК используется при изучении следующих тем: «Общая характеристика грибов», «Общая характеристика царства Растения», «Кольчатые черви», «Многообразие и значение моллюсков», «Членистоногие» и при изучении хордовых.
Примерное календарно- тематическое планирование:
Класс:7
Учитель: Рахматуллина А.Х.
Количество часов на I полугодие:35
Количество часов на II полугодие:35
Всего: 70 часов
В неделю 2 часа
Плановых контрольных работ :5
Практических работ: 3
Лабораторных работ: 14
Административных контрольных работ-
Содержание программы:
Тема | Количество часов | Практические,лабораторные работы |
Царство Прокариоты | 2 | - |
Царство Грибы | 5 | 2 |
Царство Растения | 16 | 6 |
Животные | 37 | 9 |
Царство Вирусы | 2 | - |
Учебно-методическое обеспечение:
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Стандарт основного общего образования по биологии
2.Примерная программа основного общего образования по биологии
3.Книги для чтения по всем разделам курса биологии
4.Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
5.Определитель растений, птиц
6.Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса
7.Учебники по всем разделам
2. Печатные пособия:
Таблицы:
1.Правила поведения в учебном кабинете
2.Правила поведения на экскурсии
3.Карты:
1.Зоогеографическая карта мира
2.Природные зоны Росси
4. Технические средства обучения:
1.Компьютер
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1.Микроскоп школьный
6.Модели:
1.Торс человека
2.Набор моделей органов человека
3.Скелет позвоночных животных
7.Натуральные объекты:
Гербарии.
Влажные препараты
Коллекции:
Вредители с/х культур
Микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии
Живые объекты:
Комнатные растения по экологическим группам
8.Специализированная учебная мебель:
1.Доска аудиторная с магнитной поверхностью
2.Стол демонстрационный
3.Стол письменный для учителя
4.Столы двухместные ученические в комплекте со стульями
5.Шкафы секционные для оборудования.
6.Раковина-мойка
7.Стенды экспозиционные
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля , измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения по плану | Дата проведен. Фактич. |
1. | Биология как наука о живой природе.Роль биологии в практической деятельности людей | 1 | Вводный урок | Работа с учебником, анализ текста | Задания со свободным ответом | Характеризовать биологию как комплексную науку | С.3-5 | ||
2. | Признаки живых организмов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Выполнение заданий в рабочей тетради | Задания №3,4,6,7,8 (раздел 1, глава 1) в раб.тетр. | Доказывать, что живые организмы-открытые системы | С.7-11 | ||
3. | Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие | 1 | Комбинированный урок | Выполнение заданий в рабочей тетради | Задания №1-7(раздел 1, глава 2) в раб.тетр | Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе | Подготовить сообщения о Ж.Б. Ламарке | ||
4. | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | 1 | Комбинированный урок | Заслушивание сообщений | Задания №1,2,5(раздел 3, глава 3) В раб.тетр | Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка | П.2,3,4 | ||
5-6. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 2 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1-4 (п.5, глава 3) в раб.тетр. | Называть основные положения учения Дарвина | П.5 | ||
7. | Формы естественного отбора | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-8 (п.6, глава 3) в раб.тетр. | Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами отбора | П.6 | ||
8. | Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1,2,3,6 (п.7, глава 4) в раб.тетр. | Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов | П.7,8,9 | ||
9. | Выявление приспособленности к среде обитания | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение пр.раб. | Пр.раб.№1: «Выявление приспособленности к среде обитания» | Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания | Выводы к пр.раб | ||
10. | Вид,его критерии и структура | 1 | Комбинированный урок | Задания со свободным ответом | Задания №1 (п.10, глава 5) в раб.тетр. | Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида | П.10 | ||
11. | Популяция | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №4,5 (п.10, глава 5) в раб.тетр. | Называть признаки популяции | Вопрос №6 к п.10 | ||
12. | Видообразование | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №2,3 (п.10, глава 5) в раб.тетр. | Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни | П.11 | ||
13. | Биологические последствия адаптации | 1 | Комбинированный урок | Задания со свободным ответом | Задания №1-3 (п.12, глава 6) в раб.тетр. | Раскрывать сущность эволюционных изменений | Глава 6, с.59 | ||
14. | Главные направления эволюции | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №4-7 (п.10, глава 5) в раб.тетр. | Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира | П.12 | ||
15. | Контрольная работа №2 : «Учение об эволюции органического мира» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполнение письменных заданий | Контроль и систематизация знаний | Повторить тему | |||
16. | Современные представления о происхождении жизни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Вопросы 5,6,7 к п.11 | Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни | Повторить п.11 | ||
17. | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-10 (п.15, глава 7) в раб.тетр. | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды | П.15 | ||
18. | Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эру | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1-8(п.16, глава 8) в раб.тетр. | Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирования | П.17 | ||
19. | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1,2,4,8,9 (п.18, глава 8) в раб.тетр. | Выделять факторы , которые в большей степени определяют эволюцию | П.19 | ||
20. | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Программированный опрос | Задания №1,3,4,8 (п.20, глава 8) в раб.тетр. | Доказывать единство человеческих рас | П.20 | ||
21. | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1,2,3 (п.21, глава 9) в раб.тетр. | Приводить примеры макро- и микроэлементов | П.21 | ||
22. | Органические вещества клетки. Углеводы.Липиды. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №12,13,15,16,17.19,22 (п.10, глава 5) в раб.тетр. | Называть органические вещества клетки. | П.22 | ||
23. | Органические вещества клетки. Белки | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №2,4,5,7,8.9,10 (п.22, глава 9) в раб.тетр. | Определять признаки деления белков на простые и сложные | Глава 9,п.22 | ||
24. | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты | 1 | Комбинированный урок | Задания со свободным ответом | Задания №26-29(п.22, глава 9) в раб.тетр. | Сравнивать строение молекул ДНК и РНК | С.111-112,п.22 | ||
25. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1,2 (п.24, глава 10) в раб.тетр. | Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции | П.23 | ||
26. | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №3,4,5(п.23, глава 10) в раб.тетр. | Объяснять сущность генетического кода | П.23 | ||
27. | Энергетический обмен.Внутриклеточное пищеварение. Дыхание | 1 | Комбинированный урок | Задания со свободным ответом | Задания №1,2,4,5(п.24, глава 10) в раб.тетр. | Характеризовать этапы энергетического обмена | П.24 | ||
28. | Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.Практическая работа №2 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Задания со свободным ответом | Задания №2,4,5 (п.25, глава 11) в раб.тетр.Пр.раб.№2: «Изучение клеток бактерий» | Доказывать примитивность прокариотических клеток | П.25 | ||
29. | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-6 (п.26, глава 11) в раб.тетр. | Описывать механизм пиноцитоза, фагоцитоза | П.26 | ||
30. | Эукариотическая клетка. Ядро | 1 | Комбинированный урок | Задания со свободным ответом | Задания №1-8 (п.27, глава 11) в раб.тетр. | Объяснять механизм образования хромосом | П.27 | ||
31. | Изучение клеток растений и животных. Практическая работа №3 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Программированный опрос | Задания №1 (п.10, глава 5) в раб.тетр. Практическая работа №3: «Изучение клеток растений и животных» | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных | Повторить тему | ||
32. | Деление клеток | 1 | Комбинированный урок | Задания со свободным ответом | Задания №1-5 (п.28, глава 11) в раб.тетр. | Объяснять биологическое значение митоза, мейоза | П.28 | ||
33. | Клеточная теория Строения организмов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Программированный опрос | Задания со свободным ответом | Приводить примеры организма, имеющего клеточное и неклеточное строение | П.29 | ||
34. | Контрольная работа №3 по теме: «Клетка» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполнение письменных заданий | Контроль и систематизация знаний | Повторить тему | |||
35. | Размножение.Бесполое размножение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1,2,3 (п.30, глава 12) в раб.тетр. | Объяснять биологическое значение бесполого размножения | П.30 | ||
36. | Половое размножение. Развитие половых клеток.Оплодотворение. | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1 ,7,8,10,11(п.30, глава 12) в раб.тетр. | Объяснять эволюционное преимущество полового размножения | П.31 | ||
37. | Онтогенез. Эмбриональный период развития | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-4 (п.32, глава 13) в раб.тетр. | Характеризовать сущность эмбрионального периода развития | П.32 | ||
38. | Онтогенез. Посиэмбриональный период развития | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1,2,4 (п.33, глава 5) в раб.тетр. | Объяснять биологическое значение метаморфоза | П.33 | ||
39. | Общие закономерности развития | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Задания со свободным ответом | Задания №1 (п.34, глава 9) в раб.тетр. | Давать определение понятию эмбриогенез | П.34 | ||
40. | Основные понятия генетики | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1 (п.35, глава 5) в раб.тетр. | Давать определения понятиям | П.35 | ||
41-42. | Законы Г.Менделя | 2 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №7,8,10,11,12,13,16 (п.37, глава 14) в раб.тетр. | Составлять схему дигибридного скрещивания | П.36-37 | ||
43. | Генетика пола | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-7 (п.39, глава 5) в раб.тетр. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний | П.39 | ||
44. | Генотип, как система взаимодействующих генов | 1 | Комбинированный урок | Задания со свободным ответом | Задания №1-7 (п.40, глава 7) в раб.тетр. | Давать определения терминам | П.40 | ||
45. | Практическая работа №4: «Решение генетических задач» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Выполнение пр.раб | Практическая работа №4: «Решение генетических задач» | Решать задачи | Повторить п.11 | ||
46. | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-12 (п.41, глава 15) в раб.тетр. | Давать определения терминам | П.41 | ||
47. | Фенотипическая( модификационная изменчивость) | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-4 (п.42, глава 15) в раб.тетр. | Характеризовать модификационную изменчивость | П.42 | ||
48. | Выявление изменчивости организмов.Пр.работа №5 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Задания со свободным ответом | «Выявление изменчивости организмов.»Пр.работа №5 | Выявлять и описывать разные формы изменчивости | Закончить пр.раб | ||
49. | Контрольная работа №4 : «Наследственность и изменчивость» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Программированный опрос | Контроль и систематизация знаний | Повторить тему | |||
50. | Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1-7 (п.43, глава 16) в раб.тетр. | Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений | П.43 | ||
51. | Методы селекции растений, животных | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-10 (п.44, глава 16) в раб.тетр. | Характеризовать методы селекции | П.44 | ||
52. | Селекция микроорганизмов.Достижения и основные направления современной селекции | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1,2,3,4 (п.45, глава 16) в раб.тетр. | Давать определения терминам | П.45 | ||
53. | Структура биосферы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1-4 (п.46, глава 5) в раб.тетр. | Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы | П.46 | ||
54. | Круговорот веществ в природе | 1 | Комбинированный урок | Задания со свободным ответом | Задания №1-6 (п.47, глава 17) в раб.тетр. | Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме | П.47 | ||
55. | Экологические факторы | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1,7,9,11 (п.50, глава 17) в раб.тетр. | Давать определения терминам | П.50,51 | ||
56. | Биогеоценозы.Биоценозы.Видовое разнообразие | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Работа с учебником, анализ текста | Задания №1,2,3,6 (п.52, глава 17) в раб.тетр. | Давать определения терминам | П.52 | ||
57. | Пищевые связи в экосистемах.Практическая работа №6: | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Выполнение пр.раб | Пищевые связи в экосистемах.Практическая работа №6: «Составление схем и передачи веществ и энергии» | Объяснять направления потока вещества в пищевой цепи | П.52, вопросы 4-7 | ||
58. | Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания №1-9 (п.53, глава 17) в раб.тетр. | Давать определения терминам | П.53 | ||
59. | Изучение и описание экосистем своей местности . Практическая работа №7 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Выполнение пр.раб | Практическая работа №7: «Выявление типов взаимодействия» | Изучать процессы , происходящие в экосистемах | Подготовить сообщение о ресурсах Земли | ||
60. | Природные ресурсы и их использование. | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания 1,2,3,5,6 (глава 18. п.54) | Раскрывать сущность рационального природопользования | П.54 | ||
61. | Роль человека в биосфере. | 1 | Комбинированный урок | Программированный опрос | Задания 4,5,6 (глава 18. п.55) | Раскрывать роль человека в биосфере | П.55 | ||
62. | Последствия деятельности человека в экосистемах.Практическая работа №8 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Выполнение пр.раб | Практическая работа №8: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | Объяснять необходимость защиты окружающей среды | Закончит пр.раб | ||
63. | Экологические проблемы. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Задания со вободным ответом | Сообщения учащихся | Предлагать пути решения глобальных экологических проблем | Повторить материал глав №2,3,4,5,6 | ||
64. | Становление современной теории эволюции. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Программированный опрос | Разноуровневые тесты | Знать современную теорию эволюции | Повторить главы 9-11 | ||
65. | Клетка-структурная и функциональная единица живого. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Программированный опрос | тестирование | Объяснять рисунки и схемы , представленные в учебнике | Вопросы к текстам п.21-27 | ||
66. | Закономерности наследственности,изменчивости. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Программированный опрос | тестирование | Составлять родословные, решать генетические задачи | Повторить главы 17,18 | ||
67. | Взаимодействие организма и среды обитания. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Программированный опрос | тест | Проводить самостоятельный поиск биологической информации | Подготовиться к контрольной работе | ||
68. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выполнение письменных заданий | Контроль и систематизация знаний | Подготовить сообщения на экологическую тематику | |||
69. | Урок –обобщение по теме «Биосфера и человек» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Заслушивание сообщений | Систематизация знаний | ||||
70. | Летние задания по курсу | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Запись и объяснение заданий |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, и методического письма министерства образования и науки республики Татарстан от 11.03.09 № 1510/9: «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход»
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возростными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Характеристика классов:
9 а,т классы являются высокоорганизованными, имеют высокую мотивацию к учебе, поэтому система уроков сориентированы на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к анализу и использованию информации, самостоятельному поиску дополнительной литературы, сообщениями перед учащимися.
9б класс является классом с низкой мотивацией к учебе, поэтому при разработке и планированию уроков необходимо будет менять виды деятельности, работать с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе.
9в класс является классом с низкой мотивацией к учебе, слабой дисциплиной. Класс подвижный, весь урок необходимо заинтересовывать учащихся, уделять внимание познавательной активности у учащихся и работе с учебником
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
РНК применяется при изучении следующих тем: «Основные свойства живых организмов», «Приспособленность организмов к условиям внешней среды», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Селекция растений и животных».
УМК:С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. – 128с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. – 288с.;
а также методических пособий для учителя:
1) Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2006.-128с.;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
- Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998;
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. – 216с.
для учащихся:
С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. – 128с.
Примерное календарно-тематическое планирование:
Кол-во часов на 1 полугодие:35
Кол-во часов на 2 полугодие :35
Всего:70 часов
В неделю: 2 часа
Плановых контрольных работ:5
Практических работ:8
Содержание программы:
Тема | Кол-во часов | Практические, лабораторные работы |
Эволюция живого мира на Земле | 19 | 1 |
Структурная организация живых организмов | 15 | 2 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов | 2 | 1 |
Закономерности изменчивости | 4 | 1 |
Биосфера, ее структура и функции | 7 | 3 |
Оснащение кабинета:
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Стандарт основного общего образования по биологии
2.Примерная программа основного общего образования по биологии
3.Книги для чтения по всем разделам курса биологии
4.Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
5.Определитель растений, птиц
6.Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса
7.Учебники по всем разделам
2. Печатные пособия:
Таблицы:
1.Правила поведения в учебном кабинете
2.Правила поведения на экскурсии
3.Карты:
1.Зоогеографическая карта мира
2.Природные зоны Росси
4. Технические средства обучения:
1.Компьютер
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1.Микроскоп школьный
6.Модели:
1.Торс человека
2.Набор моделей органов человека
3.Скелет позвоночных животных
7.Натуральные объекты:
Гербарии.
Влажные препараты
Коллекции:
Вредители с/х культур
Микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии
Живые объекты:
Комнатные растения по экологическим группам
8.Специализированная учебная мебель:
1.Доска аудиторная с магнитной поверхностью
2.Стол демонстрационный
3.Стол письменный для учителя
4.Столы двухместные ученические в комплекте со стульями
5.Шкафы секционные для оборудования.
6.Раковина-мойка
7.Стенды экспозиционные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...