Исследовательская работа "Влияние асимметрии мозга на деятельность человека"
творческая работа учащихся по биологии (9 класс) по теме

Исследовательская работа выполнена в рамках профориентационной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря»

Исследовательская работа на тему:

Влияние асимметрии мозга на деятельность человека

 Выполнил: ученик 8-3 класса

Харитонов Артём

Руководитель: учитель

биологии и химии

Ушанова Ирина Николаевна

Анадырь 2011

Содержание

Введение

1 Асимметрия мозга и специальные способности

2 Преобладающее полушарие и профессиональная деятельность

3 Леворукости и ее влияние на выбор профессии

4 Диагностика типов функциональной асимметрии полушария

5 Значение асимметрии мозга для профессионального отбора

Заключение

Введение

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни - художники … захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления… Другие – мыслители, именно дробят ее…, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее на части и стараются их таким образом оживить…»

И.П. Павлов

До недавнего времени считалось, что два полушария анатомически идентичны. Однако исследования показали, что это не так. В 1968 году Н.Гешвинд и У.Левитски сообщили о заметных анатомических различиях между полушариями. Подобная асимметрия может служить материальной основой функциональных различий между полушариями. В свою очередь асимметрия полушарий мозга связана с преобладание второй или первой сигнальной системы. По-видимому, мозг анатомически и физиологически с рождения имеет некоторую специализацию.

 Индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов людей, проявляются в общих и специальных способностях человека, его индивидуальном «жизненном стиле». Дело в том, что развитие способностей опирается на соответствующие задатки, представляющие собой некоторые анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека. Поэтому изучение врожденных индивидуально-типических особенностей высшей нервной деятельности является важным условием эффективного профессионального отбора.

Целью нашего исследования является изучение влияния асимметрии мозга на деятельность учащихся нашей школы, разработка рекомендаций по психолого-педагогической помощи учащимся в образовательном процессе с учетом психолого-физиологических особенностей. Для реализации поставленной цели:

  1. рассмотрели явление асимметрии мозга
  2. определили типы функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учащихся 8-9 классов
  3. наблюдали за учащимися  в процессе обучения и внеурочной деятельности
  4. сравнили функциональную деятельность мозга с видами деятельности учащихся

1. Асимметрия мозга и специальные способности

У человека существует – и это давно установлено – функциональная асимметрия мозга. То есть ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга.

Правый мозг оперирует образами, «заведует» ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения.

Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции.

 Наличие двух сигнальных систем в психике человека связано с деятельностью правого и левого полушарий мозга, первое из которых более ответственно за продуцирование образов и эмоций, а второе - слов и речи в целом. Относительное преобладание деятельности правого полушария мозга человека позволяет судить о преимущественности первой сигнальной системы, и преобладание левого полушария - о доминировании второй сигнальной системы. При этом левое полушарие мозга управляет правой стороной тела человека, а правое - левой (так называемая асимметрия мозга). Простейший тест для выявления относительного преобладания той или иной сигнальной системы состоит в неоднократном «схлестывании» или переплетении пальцев: если сверху всегда оказывается большой палец левой руки, то говорят об отнесении данного человека к художественному типу (первая сигнальная система); если сверху оказывается большой палец правой руки, то это указывает на мыслительный тип (вторая сигнальная система).

Индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов людей, проявляются в общих и специальных способностях человека, его индивидуальном «жизненном стиле». Дело в том, что развитие способностей опирается на соответствующие задатки, представляющие собой некоторые анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека. Поэтому изучение врожденных индивидуально-типических особенностей высшей нервной деятельности является важным условием эффективного профессионального отбора.

Основные отличия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый Р. Сперри. В результате было обнаружено, что человек, у которого было «отключено» правое полушарие, а «работало» левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями. Когда «отключали» левое полушарие, а «работало» одно правое, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, в мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого пространственно-образного.

При этом отличительной особенностью «правополушарного» - образного мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и моментальной обработкой многих параметров. «Левополушарное» же мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит постадийно и, в связи с этим, носит аналитический характер. Данное отличие было установлено еще И. П. Павловым, который писал, что «художников» захватывает действительность целиком, сполна, без всякого дробления и разъединения, а «мыслители» дробят ее, и тем как бы умертвляют, делая из нее скелет, и затем только постепенно собирают ее части и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается.

В последнее время появились исследования, которые продолжили и углубили изучение деятельности полушарий мозга человека. Обзор результатов этих исследований позволяет сделать вывод о двух различных типах мышления, двух различных стратегиях полушарий. Это различие сводится к принципам составления связного контекста из отдельных элементов информации: левополушарное мышление из этих элементов создает однозначный контекст, т. е. из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для данной конкретной задачи. Правополушарное же мышление создает многозначный контекст, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Иными словами, логико-знаковое мышление вносит в картину мира некоторую искусственность, тогда как образное мышление обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть.

Описанная концепция фундаментальных различий между лево- и правополушарной стратегией переработки информации имеет прямое отношение к формированию различных способностей. Так, для научного творчества, т. е. для преодоления традиционных представлений, необходимо восприятие мира во всей его целостности, что предполагает развитие способностей к организации многозначного контекста (образного мышления). И действительно, существуют многочисленные наблюдения, что для людей, сохраняющих способности к образному мышлению, творческая деятельность менее утомительна, чем рутинная, монотонная работа. Люди же, не выработавшие способности к образному мышлению, нередко предпочитают выполнять механическую работу, причем она им не кажется скучной, поскольку они как бы «закрепощены» собственным формально-логическим мышлением. Отсюда ясно, отмечает В. Ротенберг, «как важно с ранних лет правильно строить воспитание и обучение, чтобы оба нужных человеку типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека».

2. Преобладающее полушарие и профессиональная деятельность

Итак, установлено, что наш мозг состоит из двух полушарий, и при рождении каждое из них имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все, - виды деятельности в теле. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей - тех, кто пишет правой рукой - левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и много другое, включая движения правой стороной тела. Правое полушарие «контролирует» образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами (ощущениями). Предполагают также, что существует связь между правым полушарием и чувством юмора. Это же полушарие управляет движениями левой части тела. При этом любой человек может преимущественно обрабатывать информацию при помощи левого или правого полушария, либо являться представителем «смешанного» мозга.

По наблюдениям психологов по профессиональному отбору «правополушарные» и «левополушарные» работники имеют следующие отличительные особенности: обрабатывающие информацию при помощи левого полушария любят иметь дело с проблемами, решаемыми логическим путем и являются активными и разговорчивыми людьми. Скорее конформисты, они ищут точные факты и любят конструктивные предписания (задания). Они скорее делают выводы, чем произведут новые идеи и, в сущности, они скорее улучшают существующий процесс или продукт, чем изобретут что-то новое. Им нравится работать в проблемно-ориентированных организациях, имеющих четкую структуру, налаженный контроль и ясно очерченный круг ответственности. Прежде организации и системы работы были по преимуществу «правомозговыми».

Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария, с другой стороны, сильны в вопросах, решаемых интуитивным путем, и очень хороши в образном мышлении. Им нравится изобретение, нахождение главной идеи, открытие через проблемную ситуацию. Они чаще не являются конформистами (т. е. приспосабливающимися). Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария часто предпочитают организации, которые имеют идеалистические цели и такие, где они могут проявить личную инициативу. Им нравятся гибкие правила и они существенным образом человека - ориентированные.

Люди со смешанным мозгом используют стратегии левого или правого полушария в соответствии с ситуацией. Не бесспорно, что смешанная обработка информации имеет преимущество, например, в большей части кадровой работы, и вполне возможно, что доля левшей в поддержании жизнедеятельности организации выше национальной (средней) нормы. «Левомозговой» подход необходим для гарантии таких вещей, как точность в деталях, в письме, в котором делается предложение будущему служащему. «Правомозговой» подход необходим в отношении к людям. Люди со «смешанным» мозгом работают одновременно по «левомозговому» и «правомозговому» методам обработки информации.

У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно (левое) полушарие. Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности – не полностью выполняет свои функции, потому что оно подавлено более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. Так что от распространенного сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения – правши.

3. Леворукость и ее влияние на выбор профессии

Существует важная отрасль знания о соответствующих склонностях левосторонних (левшей) и правосторонних (правшей) людей и о том, что не игнорируя их как в проектировании и компоновке рабочих мест, так и в решении по комплектованию штата и его расстановке. Особенно это касается правильного использования «левшей», которые составляют примерно 10% всех людей. Существуют доказательства, что левши имеют преимущества в развитии интеллектуальных способностей, эмоциональном развитии, лучше адаптируются к климатическим условиям. У леворуких мужчин и женщин была обнаружена большая креативная способность, они были более эмоциональны, чем правши, у них ярче выражены художественные способности, пространственные способности. Левшами были многие гениальные люди, известные в истории. Среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон, Жанна д’Арк, Льюис Кэрролл, Н.Лесков, выдающие ученые И.П.Павлов, Максвелл, Пуанкаре, знаменитый Пол Маккартни («Битлз») и президент США Бил Клинтон. Многие из них писали левой рукой и зеркально.

Леворукость чаще встречается среди артистов, художников, спортсменов игровых видов спорта и реже среди инженеров, но чаще встречается у лиц занятых физическим трудом. При этом леворуких не оказалось среди спортсменов-стрелков, баскетболистов, штангистов. Большое число левшей обнаружено среди каратистов (16%) и борцов.

Леворукость нельзя считать болезнью или, тем более, психическим отклонением, однако иные родители, а зачастую и учителя, пытаются переучивать таких детей. Ученые же убеждены: насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, поскольку природа не прощает стремления переиначить то, что она заложила в самые сокровенные глубины организма. Не случайно среди леворуких более 60%, страдают от различных стрессов. При этом они называли широкий круг причин (личные или семейные проблемы, неопределенность карьеры, ухудшающееся исполнение работы и т. д.), кроме единственно верной. В основе такого стресса лежит, как правило, невозможность «правомозговой» личности (левши) приспособиться к другому миру - миру, который является «лево-мозговым».

Поэтому, при поисках путей улучшения работы с персоналом необходимо учитывать фактор «леворукости» в проектировании оборудования и деловой мебели, планирование рабочего места, решениях по вербовке, отбору и развитию карьеры. Тем более, что среди леворуких, большинство мужчин менеджеров и сотрудники творческой направленности. Иными словами, используя «правомозговых» людей для выполнения «лево-мозговой» работы, организация не только губит таланты, но и плодит неудовлетворенных работой служащих, что неминуемо скажется на текучести персонала, а, значит и на результатах общей деятельности фирмы.

Как же определить, левша ли перед вами и каковы возможные проявления этого?

  1. во-первых, вы можете увидеть леворукость служащих при письме, или заметить, что они пользуются левой рукой много жестикулируя;
  2. во-вторых, используйте наблюдения за движениями глаз говорящего: правши, при задумчивости, обращают взор вправо, левши, наоборот, влево;
  3.  в-третьих, изучите интересы досуга служащего, которые у левши часто связаны с необходимостью осязательности и непосредственного восприятия. Если вы видите в данных о кандидате при поступлении на работу, что его интересы включают некоторые из следующих, вполне возможно, что перед вами левша: виндсерфинг, парусный спорт, лыжи, альпинизм, изготовление моделей (например, авиамоделизм), игры с ракеткой (теннис, бадминтон и др.).

Естественно, что осязательная привлекательность для левшей относится не только к досугу; она может распространяться также на работу. И в этом часто заключается проблема, поскольку традиционно любой, связанный с осязанием род занятий, принято относить только к ручному (физическому) труду. В связи с этим левши могут иметь трудности с карьерой, а чтобы этого не происходило, необходимо уже на этапе профессиональной подготовки учитывать фактор леворукости.

4. Определение типов функциональной асимметрии полушария

Для реализации поставленных целей мы провели диагностику по определению типов функциональной асимметрии полушария. Использовали метод определения доминирующего полушария мозга (Дубовицкая Т.В.)

1. «Переплетение пальцев»

Испытуемому предлагают сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а левшей – левый.

2. «Поза Наполеона»

Испытуемый складывает руки на груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

3. «Одновременное действие обеих рук»

Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся. (опыт выполняется с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушения формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой)

Левша

4. «Найди фигуру»

Испытуемому предлагаются несколько коробочек, в одной из которых лежит фигура. Ведущей считается та рука, которая открывает  и закрывает коробочки.

В случае, если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует учащийся более активно и ловко, то предлагаются дополнительные задания. Их автор – французская исследовательница М. Озьяс:

  1. почистить обувь щеткой
  2. намотать нитку на катушку
  3. перелить воду из одного сосуда в другой
  4. стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок
  5. стряхнуть с себя соринки
  6. продеть нитку в иголку

А также использовали метод наблюдения за учащимися во время учебной деятельности и внеурочное время, индивидуальные беседы.

Результаты определения доминирующего полушария

Классы

Количество учащихся

Количество праворуких

Количество леворуких

Количество амбидикертных

8-е классы

133

75 (57%)

7 (5%)

51 (38%)

9- е классы

100

64 (64%)

8 (8%)

28 (28%)

Итого

233

139 (60%)

15 (6.4%)

79 (34%)

В ходе исследования мы определили типы функциональной организации полушарий мозга у учащихся.

- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий – смешанный тип

- доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)

- доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)

К односторонним представителям (правополушарным и левополушарным) принадлежат чуть меньше половины людей. Большая часть относится к равнополушарным людям.

Результаты диагностических методик показали, что у учащихся 8-9 классов МОУ «СОШ №1» 6,4 % доминирует правое полушарие, у 34% отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, у 60%  учащихся доминирует левое полушарие.

5 Значение асимметрии мозга для профессионального отбора

С различиями в работе полушарий головного мозга человека, их асимметрией связаны, как уже отмечалось, общие и специальные способности, изучения и своевременное развитие которых имеет важное значение для практики профессионального отбора.

 Дело в том, что индивидуально-типические особенности, обусловленные функционированием различных участков мозга, являются, как правило, врожденными и слабо поддаются коррекции. Вместе с тем, современными исследователями установлено, что преобладание в психической деятельности человека того или иного полушария во многом определяет профессиональный выбор и успешность его реализации, поэтому раннее выявление этих особенностей способствует оптимизации планирования жизненного пути личности, а также улучшению работы с персоналом.

Определение профессиональной пригодности того или иного человека к определенному виду деятельности возможно на основе изучения врожденных индивидуально-типических признаков, к числу которых относятся: тип переплетения пальцев, ведущая рука, доминирующий глаз и некоторые другие.

Пример 1, профессию управленца (поскольку не каждый может стать им) можно отнести к профессиям абсолютного типа пригодности. Такой подход ставит проблему строго психологического отбора, в связи с чем, и представляет интерес анализ взаимозависимости между успешностью управленческой деятельности и врожденными индивидуально-типическими признаками человека.

Как показали исследования, проведенные названными авторами, в группе лучших руководителей наблюдаются три следующих профиля: а) сочетание правого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев и правой руки в «позе Наполеона» (тип П-Л-П); б) сочетание типа П-П-П; в) сочетание типа Л-Л-Л. Низкой психологической пригодности к управленческой деятельности соответствуют профили типа Л-Л-П и П-П-Л.

При этом было выявлено следующее. Руководители с левым ведущим глазом оказались более консервативными и скептичными. Они несколько медленнее соображают по сравнению с «правоглазыми» и у них сильнее выражены стремление к доминированию, потребность в признании. Они более агрессивны, активнее стремятся к независимости. Руководители с данным признаком более тревожны, нервозны, более эмоциональны, чем «правоглазые», менее устойчивы к стрессу, менее адаптивны, хотя и более активны.

Руководители с правым ведущим глазом являются более гибкими, спокойнее относятся к переменам, не боятся нового. Их поведение более адаптивное, они более социабельны и контактны. У них меньше выражена потребность в «отдельности», больше - в единении.

Обладатели правого типа переплетения пальцев более недоверчивы, фиксированы на неудачах, склонны к соперничеству. У них больше выражены самодостаточность, стремление к независимости, самостоятельности. Лица с левым типом переплетения пальцев более социабельны, уступчивы и терпеливы. У них более выражены предрасположенность к групповой деятельности и «чувство локтя».

Пример 2, связанный с профессией летчика. Современный самолет - очень сложно организованная система управления, ориентированную на правшей. Из числа претендентов на зачисление в летное училище, число левшей не прошедших медицинскую комиссию преобладает. В процессе обучения и последующей работы происходит естественный отбор левшей. Среди левшей большее число курсантов, допускавших преаварийные ситуации, больше число с развивающимся неврастеническим синдромом. Достоверно высок процент леворуких среди погибших летчиков. У левшей часты ошибки в определении направления полета, больше ошибок при восприятии информации на приборах. Случаются зеркальные восприятия и моторные персеверации, когда летчик путает какой двигатель он должен включить: правый или левый. Проявление левшества рук, зрения и слуха сопряжены с ухудшением качества деятельности. Такие летчики плохо осваивают новые задания, новые типы самолетов, у них часто возникают аварийные ситуации. Наблюдается появление пространственных иллюзий, ошибки в восприятие пространства и пространственного положения машины. Таким образом, профили асимметрии у руководителей полетов в гражданской авиации сопряжены с различными стилями руководства. Авторы предлагают модифицировать систему психодиагностики и профотбора с учетом индивидуальных профилей асимметрии.

Определение соответствия ведущего типа полушария и деятельности учащихся 

Среди учащихся 8-9 классов мы провели социологический опрос, в котором они ответили на вопросы: Какие дисциплины вам нравятся? Каково ваше профессиональное самоопределение? Вам нравится спорт или искусство?

Классы

Профиль

Спорт

Искусство

Профессиональное самоопределение

Естествознание/

из них леворукие

Гуманитарный/

из них леворукие

Не определились

8-е классы (133)

33/3

68/4

32/0

29

37/4

Юрист, программист, хореограф, экономист

9-е классы (100)

25/4

54/4

21/0

19/1

19

Экономист,

журналист,

программист, летчик, управленец

В ходе диагностики результатов опроса мы выяснили самые популярные профессии: в 8-х классах – юрист, в 9-х классах – программист. Мы обратили внимание на такие профессии, выбранные учащимися, как летчик и управленец.

Профессия – летчик была выбрана одним учащимся, по типу функциональной асимметрии полушария является левополушарным, т.е. праворуким. Проявление правшества рук, зрения и слуха сопряжены с улучшением качества деятельности. Такие летчики хорошо осваивают новые задания, новые типы самолетов, у них редко возникают аварийные ситуации. Следовательно, праворукость будет способствовать  восприятию пространства и пространственного положения машины. Как правило, леворуким (с правополушарной функциональной асимметрией) противопоказано избирать подобную профессию.

Профессия - управленца (поскольку не каждый может стать им) можно отнести к профессиям абсолютного типа пригодности. Такой подход ставит проблему строго психологического отбора, в связи с чем, и представляет интерес анализ взаимозависимости между успешностью управленческой деятельности и врожденными индивидуально-типическими признаками человека.

Так, например, руководители с правополушарным типом асимметрии оказались более консервативными и скептичными. Они несколько медленнее соображают по сравнению с левополушарным и у них сильнее выражены стремление к доминированию, потребность в признании. Они более агрессивны, активнее стремятся к независимости. Руководители с данным признаком более тревожны, нервозны, более эмоциональны, чем «правоглазые», менее устойчивы к стрессу, менее адаптивны, хотя и более активны.

Руководители с левополушарным типом являются более гибкими, спокойнее относятся к переменам, не боятся нового. Их поведение более адаптивное, они более социабельны и контактны. У них меньше выражена потребность в «отдельности», больше - в единении.

Люди со смешанным мозгом используют стратегии левого или правого полушария в соответствии с ситуацией. Не бесспорно, что смешанная обработка информации имеет преимущество, например, в большей части кадровой работы, и вполне возможно, что доля левшей в поддержании жизнедеятельности организации выше.

Результаты показали, что среди 8-х классов не ориентированы на профиль – 24% учащихся, а среди учащихся 9-х классов – 21%. Основной причиной этому является отсутствие ярко выраженной асимметрии полушарий, что ставит учащихся в положение выбора профессиональной ориентации.  Если обратить внимание на выбор профиля у учащихся, то мы видим, что в параллелях 8-х и 9-х классов леворукие, т.е. учащиеся с правополушарной функциональной организацией мозга в равной степени выбрали естественнонаучный и гуманитарный профиль.  Что требует особого подхода в обучении.

     Так, например, левополушарные воспринимают: устную речь, чтение, письмо, метр прозы и поэзии, ритм музыки, название цветов, классификация цветов, счет.

      А правополушарные обладают чувством юмора, эмоциональной окраской речи, ярко выражена интонация устной речи (просодия), звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке.

Рекомендации

Учет профиля функциональной асимметрии при выборе профиля и подготовке учащихся имеет важное значения для успешности обучения. А также оптимизации планирования жизненного пути личности.

1. Правополушарные учащиеся

- Лучше воспринимают информацию на светлой доске с темным мелом

- Для успешности необходимо участие в экспериментах, работа в группах, использование схем, таблиц, карточек.

Левополушарные учащиеся (большинство учащихся)

- Лучше воспринимают информацию на темной доске.

- Для успешности необходимы тишина на уроке, работа в одиночку, многократное повторение материала, задания в символах.

Заключение

 Профессиональная ориентация означает учет профиля функциональной асимметрии при выборе профессии и подготовке к ней. Таким образом, углубленное и всестороннее изучение организации и свойств психики человека путем анализа особенностей ее индивидуальности позволяет разработать систему профотбора на основе учета биологически обусловленных предпосылок психических различий.

Идеальной была бы ситуация, в которой при оценке профиля асимметрии предлагается ряд рекомендуемых деятельностей, где можно достичь высоких результатов, сохранив психическое и соматическое здоровье, и ряд профессий несоответствующих индивидуальной организации человека, где низкая вероятность возникновения заболеваний и высокая вероятность достижения успеха.

Литература

1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. - М., 2001.

2. Профессиональная ориентация и консультация молодежи. К., 2007.

3. Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. - М., 1997.

4. Грюссер П., Зелке А., Цинда Т., Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества.//Красота и мозг. М.,2005.

5. Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов-на-Дону. 2003

6. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по обществознанию по темам «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность»

1. Одним из компонентов политической системы является: 1) политические нормы; 3) политическая традиция; 2) политическая этика; 4) политическая мораль. 2. Политология – это система: 1) социальных и...

Исследовательская работа. Влияние деятельности человека на почву.

Влияние деятельности человека на почву. Работа проводилась учениками 9-10 классов. Требует подготовки и длительного времени выполнения....

Мозг и способности человека

Материал к уроку по биологии...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."

В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...

Асимметрия мозга и особенности восприятия детей с ОВЗ

В статье описаны нарушения  восприятия у детей с ОВЗ при поражении зон левого и правого полушария мозга....

Человек. Деятельность человека. Проверочная работа по обществознанию. 6 класс

Человек. Деятельность человека. Проверочная работа по обществознанию. 6 класс...

⠀Исследовательский проект на тему: «Деятельность человека, как причина глобального потепления»

проект "Деятельность человека, как причина глобального потепления"...