Асимметрия мозга и особенности восприятия детей с ОВЗ
статья

Вакуленкова Марина Дмитриевна

В статье описаны нарушения  восприятия у детей с ОВЗ при поражении зон левого и правого полушария мозга. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Асимметрия мозга и особенности восприятия детей с ОВЗ.

Одним из основных принципов функционирование полушарий головного мозга является ассиметрия.   Межполушарная  асимметрия  психических процессов- распределение психических функций между левым и правым  полушариями мозга. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется -  происходит   латерализация   функций головного мозга.

 Результаты современных исследований показали, что правое полушарие ответственно за восприятие тела и координацию движений; пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие; восприятие звуков и шумов, синтез и индукцию; дивергентное мышление; использование опыта, обучение через образы, интуицию; запоминание лиц; спонтанности, фантазии, творчество.  Левое полушарие отвечает за восприятие слуховой информации; постановку целей и построения программ поведения; анализ и дедукцию, я конвергентное мышление,  факты, цифры, структуру, логику,математические модели, последовательность решения задач, речь, планирование,  волю, ответственность.

 Если правое полушарие называют гуманитарным, образным и творческим, то левое - математическим, знаковым, речевым,  логическим  и аналитическим. Таким образом,  можно сделать вывод что правое полушарие отвечает за визуализацию  и  кинестетическую   модальность,  а  левое полушарие -за аудиальную.  

Процесс познания ребенком  начинается с ощущений и восприятий, затем переходит к абстрактному мышлению- познанию и сущности предметов и явлений. Восприятие возникает в результате непосредственного действия предмета на органы чувств.

Различают зрительное, слуховое, кинестетическое (тактильное) и пространственное восприятие.

При  поражениях  или частичной несформированности зон левого и  правого полушария  можно наблюдать различные нарушения ощущений и восприятий у детей с ОВЗ. Наблюдается замедленная ограниченная восприимчивость, которая в дальнейшем оказывает огромное влияние на весь последующий ход психологического развития. Например, при нарушении правого полушария наблюдается   замедленность темпа зрительного восприятия у детей с ОВЗ, о чем  говорит  исследование  К.И.Вересотской, где детям были показаны хорошо узнаваемые предметы. Процесс узнавания и называния предметов детьми с  ОВЗ был в два –три раза медленней, чем у детей с сохранным  интеллектом.  Слабость обозрения может объясняться  низкой  способностью обобщать и анализировать. Замедленность зрительного восприятия у детей с ОВЗ сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала.  То, что чети с сохранным интеллектом видят сразу и формируют в общую картину,  дети с ОВЗ видят последовательно, что говорит  об узкости восприятия и мешает ребенку ориентироваться в пространстве.  При поражениях левого полушария наблюдаются нарушения слуховых восприятий. Ребенок  не понимает обращенную к нему  речь, не может разобрать слова, не узнает  обычных  бытовых  звуков. Функциональная   недостаточность   правополушарных   механизмов лежит в основе дезадаптации и многих психических  и психосоматических заболеваниях. При поражении передних и задних отделов правого полушария продуктивность узнавания объектов может  находиться в норме, но точность узнавания сильно снижена. При нарушениях зоны  левого полушария к ( примеру зона Брока) приводит к  патологической инертности которая проявляется в трудностях отторможения  уже при внесённых звуков речи при переходе к следующему. Также могут возникать дефекты связанные с инактивностью и нарушением  внутренней программы высказывания. Как правило дети с ОВЗ  ограничиваются односложными ответами, часто повторяя в них слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия художественного текста подростками.

Описание диагностического эксперимента....

Исследовательская работа "Влияние асимметрии мозга на деятельность человека"

Исследовательская работа выполнена в рамках профориентационной работы....

"Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения".

Консультация для родителей, раскрывающая особенности зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией и предлагающая некоторые игры на развитие зрительного восприятия....

Особенности восприятия, мышления и памяти детей дошкольного возраста

В данном докладе речь пойдет о психологических особенностях познавательных процессов в период дошкольного возраста...

Возрастные особенности музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно – образное отражение действительности. Развитие восприятия му...

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Т.В. Волосовец, подавляющее число детей с речевыми нарушен...

Особенности обучения детей с диагнозом РЭП головного мозга

При своевременной постановке диагноза и правильном подходе к лечению прогноз заболевания РЭП благоприятный. Возможно полное восстановление всех функций либо стабилизация состояния. При позднем выявлен...